«НЕ ВЛАСТЕН ЛИ ГОРШЕЧНИК НАД ГЛИНОЮ, ЧТОБЫ ИЗ ТОЙ ЖЕ СМЕСИ СДЕЛАТЬ ОДИН СОСУД ДЛЯ ПОЧЕТНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ, А ДРУГОЙ — ДЛЯ НИЗКОГО?» (РИМ. 9:21).
ВСТУПЛЕНИЕ
Мф. 25:14–30; Рим. 9:21
Зачем писатели используют символы, чтобы передать какое-то сообщение? Почему бы не сказать все как есть? В своем стихотворении «Второе пришествие», написанном в 1919 году, Уильям Батлер Бейтс использовал довольно много символов. Многие его стихи содержат огромное количество политических и исторических образов. Писатели используют символы как средства иносказательного описания какой-либо идеи. Символизм помогает расширить понимание какого-либо длинного отрывка повествовательного произведения или стихотворения и дает возможность взглянуть на объект с нового ракурса.
Как преподаватель английского языка я сталкиваюсь со студентами, которые читают отрывки из произведений, содержащих большое количество символов, но настаивающих на том, что содержание этих отрывков размыто. Я заставляю их читать отрывки снова и снова, пока они не поймут, в чем смысл, однако многие по-прежнему не могут уловить его. После нескольких бесплодных попыток они просят моей помощи. И как только я объясняю им более глубокое значение сравнительных образов с более широкой перспективы, они прячут лицо от стыда.
Точно так же и Библия полна символов, которые призваны передать более глубокие идеи и загадки. Сам Иисус часто говорил притчами, в которых был заключен более глубокий смысл, чем казалось с первого взгляда. Например, господин в притче о талантах символизирует Иисуса на небе, Который доверил нам выполнять Его поручения, например, нести Слово Божье людям, нуждающимся в Нем (Мф. 25:14–30). Многие из нас представляют собой последнего раба в этой истории. Мы храним только для себя святые истины, которые узнали, и надеемся, что когда Иисус вернется, Он будет доволен нашим эгоистичным поведением. Другие представляют собой первых двух рабов, которые использовали то, что Бог даровал им, для того чтобы Его царство увеличилось.
Порой понять символизм Библии — трудная задача. Мы часто берем из Священного Писания неверные идеи или настолько сосредоточиваем свое внимание на подтексте, скрытом в структуре стихов, что полностью теряем из виду более глубокие идеи, которые Бог так усердно пытается помочь нам понять. Однако если мы будем просить совета у нашего Учителя, Святого Духа, мы сможем посмотреть на идеи и мысли, заложенные Богом в Его Слове с помощью символов, с более широкой перспективы.
На этой неделе мы будем более глубоко рассматривать несколько символов из Библии и изучать важные идеи, которые Бог специально упомянул для нас в Своем Слове.
ДИСКУССИЯ
Как могут библейские притчи и символы сделать нас ближе к Богу?
Как небиблейские истории и символы могут добиться того же эффекта? Поясните.
Соломэн Каппусэми, Дурбан, Южная Африка
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Ис. 45:9; 64:8; Иер. 19; 2 Кор. 4:7–9
Символизм — это использование чего-либо для передачи идеи, выходящей за обычные представления о предмете. Библия использует огромное количество символов. Радуга — это символ завета между Богом и человечеством. Столп огненный представляет собой присутствие Бога в пустыне. Агнец же символизирует высочайшую жертву Иисуса, принесенную за нас.
Мы — Божье творение, созданное следовать Его воле. Не нам подвергать сомнению Его повеления, ведь мы не видим ту целостную картину, что доступна Ему. Мы не можем и близко подойти к пониманию Его путей. Поэтому когда Он поручает нам что-то сделать, самое лучшее, что мы можем, — это повиноваться Ему.
Израильтяне не слушали повелений Божьих. Так как это не было угодно Богу, Он решил «сокрушить» их, подобно тому, как Иеремия разбил глиняный кувшин. На израильский народ напали вавилоняне, и жители страны были пленены или пустились в бега. Народ был рассеян и сокрушен, совсем как тот глиняный сосуд.
Глиняный кувшин в данном случае является символическим изображением нас как детей Божьих. Кувшин — это сосуд для хранения какого-либо вещества. Мы все подобны тому кувшину, мы что-то храним в себе. Содержимое нашего сосуда выбирать только нам. Мы можем выбрать Божью благодать и любовь и делиться ими с окружающими нас людьми. А можем выбрать то, что принесет вред и нам, и тем, кто находится вокруг нас.
В библейские времена если кувшин был с трещиной, его выбрасывали как ненужный хлам. К счастью для нас, сегодня Бог может заклеить наши трещины. Он может исцелить наши раны, какими бы они ни были. Все, что нам нужно сделать, — это посвятить свою жизнь Ему, чтобы Он смог снова сделать нас целыми. Намного лучше быть сосудом с чистой водой, который приносит пользу, чем совершенно бесполезным разбитым кувшином.
Если мы позволим Богу наполнить нас Святым Духом, то станем подобны глиняным кувшинам, в которых хранится сокровище. Нас будет наполнять сила Божья, а не наша собственная (2 Кор. 4:7). Когда кажется, что наши проблемы не решить, Бог найдет способ это сделать. Мы — глина, которую Он использует для создания крепких сосудов. Я молюсь, чтобы мы позволили Богу вылепить из нас то, что угодно Ему, и использовать нас, чтобы творить Его волю.
ДИСКУССИЯ
Если вы — разбитый кувшин, достаточно ли благодати Божьей, чтобы залатать ваши трещины и использовать вас, чтобы нести благословение окружающим? Поясните свой ответ.
Во 2 Кор. 4:7 говорится об особенном сокровище, хранимом в сосуде. Как можно получить доступ к этому сокровищу?
Адам Уотсон, Меребанк, Дурбан, Южная Африка
СЛОВО
Быт. 4:3–8; Числ. 21:4–9; Ин. 12:32
Рисунок стоит тысячи слов. Я так отчетливо помню, как услышал это высказывание на лекции по маркетингу, когда учился в университете. Преподаватель снова и снова подчеркивал, как простое изображение и информацию о модели изменения поведения можно использовать для передачи чего-то очень важного. Хотя эти приемы получили всемирную известность благодаря Уильяму Шекспиру, величайший Автор из всех использовал их еще за тысячи лет до этого. На протяжении всей библейской истории Бог вдохновлял Своих избранных Небом писателей, передавая им визуальные образы, которые должны были открыть всему человечеству слова, способные изменить жизнь. Переданные Богом образы отличаются и простотой, и сложностью, но все они по сути своей являются глубочайшими, основополагающими истинами.
НЕОХОТНОЕ ПРИНОШЕНИЕ (БЫТ. 4:3–8)
В истории о Каине и Авеле заложен более глубокий смысл. Это не просто повествование о том, к чему приводят ненависть и ревность. С тех пор как Адам и Ева согрешили, люди отдалились от Бога. И только благодаря крови Иисуса мы можем смело предстоять перед нашим Творцом. Однако, как и в истории с Каином и Авелем, суровая правда заключается в том, что в этом мире всегда будут жить два вида людей: те, кто предпочел остаться разъединенным с Богом, и те, кто выбрал служение Ему в духе и истине. Эта история раскрывает намного больше, нежели просто противостояние братьев. В ней отображена битва на уровне разума.
Каин родился в семье, где на собственном опыте знали о болезненных последствиях греха. Но это не помешало ему предлагать Богу свое приношение с неохотой. Будучи молодыми людьми, мы иногда грешим тем же. Мы рождаемся на свет в семье верующих людей и каждую субботу приходим в церковь. И все же в нашем поклонении Богу чего-то не хватает. Мы отдаем Богу свое время, хвалу, свои десятины и приношения, но делаем это без особого желания.
НАКАЗАНИЕ ЗМЕЕМ (ЧИСЛ. 21:3–9)
И в Библии, и даже в жизни детей Божьих сегодня мы видим определенную закономерность. Израильтяне праздновали свою победу над жителями Ханаана. Но и в такие радостные моменты они нашли повод для ропота. По мере того как в их сердцах росло нетерпение, они начали подвергать сомнению действия Бога. По реакции израильтян ясно видно, что успех и удовлетворение — разные вещи.
Тогда Бог послал ядовитых змей жалить их. В результате многие погибли (Числ. 21:6). Почему же именно змеи? Выделившись из клыков змеи, яд медленно проходит по всему телу, постепенно приводя к смерти. Это символ разрушений, появляющихся в результате греха. Грехи человека, и большие и незначительные, медленно отравляют его тело, пока человек не погибнет в духовном смысле.
Но у нас есть надежда! Хотя наш любящий Бог ненавидит грех, Он любит грешника. И Он предусмотрел для израильского народа способ избежать смерти — способ спастись. Бог повелел Моисею сделать бронзового змея и выставить его на знамя. Каждый, кого ужалили, должен был посмотреть на змея и остаться в живых. Удивительно, как Бог изменил образ того объекта, что нес смерть, на символ надежды и исцеления. Майкл Кард в своей песне «Вознесите страдающих» подчеркивает, что именно исцелило народ Божий: «Символ их страданий стал средоточием их веры. И благодаря взгляду веры исцеление текло рекой».
Даже когда кругом царили смерть и страдание, в обетованиях Божьих Его народ черпал исцеляющую веру. Бог готовит Свой народ к обретению драгоценнейшего дара — спасения, дара, который можно получить только благодаря вере.
Иисус также упоминает об этом в Ин. 3:14, 15, когда говорит, что «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». На кресте Иисус пережил проклятие греха. Яд греха был нейтрализован, и теперь мы имеем вечную жизнь в Нем.
ПОСМОТРИ НА ИИСУСА (ИН. 12:32)
Иисус четко поясняет, что если будет вознесен, то всех привлечет к Себе. Как Его последователи мы должны превозносить Его во всех своих делах, не только во время поклонения в церкви, но и каждый день.
И это вновь возвращает нас к лекции по маркетингу. Рекламные агентства используют множество различных способов, чтобы привлечь покупателей. Даже церкви начали применять похожие методы, привлекая внимание мира, включая христианские рок-концерты и кино. Но основным и самым важным привлекающим к себе объектом является Иисус. Будучи превознесен, Он привлечет к Себе все человечество.
ДИСКУССИЯ
Вы считаете себя верующим, неохотно поклоняющимся Богу? Что мешает вам поклоняться Ему в духе и истине?
Как вы превозносите Иисуса в своей повседневной жизни? Как вы можете рассказать другим о Его чудесной любви?
Кристель Гавендер, Дурбан, Южная Африка
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Быт. 4:3–8
«Каин и Авель сильно отличались друг от друга. Авель был верен Богу, он видел справедливое и милосердное отношение Творца к падшему роду и с благодарностью принял надежду искупления. Но в сердце Каина зрел бунт против Бога и не смолкал ропот недовольства… Потакая своей жажде самовозвышения и подвергая сомнению Божественную справедливость и авторитет Божий, он направил свою душу по тому же пути, который привел к падению сатану.
Вера и повиновение обоих братьев Слову Божьему были испытаны… Они знали о плане искупления человека, и система жертвоприношений, установленная Богом, была им понятна… Без пролития крови не могло быть прощения грехов. Поэтому, принося в жертву первенцев из стада, они таким образом выражали и свою веру в кровь Христа как обещанное примирение».
Жертва Авеля была угодна Богу, но плоды, которые принес Каин, были неприемлемым приношением. «„Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы“ (Ин. 3:20) . Чем ярче сияет небесный свет, отраженный в верных рабах Божьих, тем отчетливей раскрываются грехи беззаконников и тем решительней они попытаются уничтожить нарушителей своего покоя».
«Отвергнув Спасителя, они [фарисеи] взяли на себя ответственность за кровь всех праведников — от Авеля до Христа». Они «друг другу говорили: если бы мы жили во дни наших отцов, то не участвовали бы вместе с ними в пролитии крови рабов Божьих… Многие следуют сегодня путем фарисеев. Почитая тех, кто умер за веру, они удивляются слепоте иудеев, которые отвергли Христа… Но когда повиновение Богу требует самоотречения и смирения, эти же самые люди заглушают голос совести и отказываются повиноваться».
ДИСКУССИЯ
Если мы свободны в нравственном отношении сами выбирать, как стать ближе к Богу, почему Он так избирателен в плане нашего поклонения Ему?
Почему Бог позволяет тем, кто верен Ему, терпеть гонения?
Даррен Джереми Сэсил, Хиллари, Дурбан, Южная Африка
ПРАКТИКА
Исх. 20:3, 4; Ин. 14:23, 24
На этой неделе мы рассматривали символы, которые Бог использует, чтобы все нам объяснить и научить нас. Некоторые из этих символов включают в себя принесение в жертву животных и работу с глиной. Однако какими бы понятными мы ни считали эти символы, они не имеют особого практического применения в нашей сегодняшней жизни.
В Быт. 4:3–8 Господь принял жертву Авеля, но отверг приношение Каина. Причина этого в том, что Бог особо обговорил, какого рода должно быть приношение, а Каин демонстративно принес другое.
Горшечник — это человек, который лепит из глины разные изделия и придает им форму, стараясь добиться наилучшего результата в зависимости от своих возможностей. Так же и Бог работает с нами. Мы видим, что Господь есть Бог ревнитель, потому что так сильно нас любит. Он требует соблюдения определенных правил для того, чтобы защитить нас. Как мы можем следовать Его воле в нашей повседневной жизни?
Если вы знаете, что от вас требуется, сделайте это! В наши дни оправдания мы слышим чаще, чем звоним по телефону. Ответы, подобные тому, как: «Я знаю, что нужно сделать, но мне просто сейчас не хочется» или: «Я сделаю это, когда захочу», кажутся слишком распространенным явлением. Помните, не мы диктуем условия, как прожить свою жизнь. Это делает Бог.
Бог — наш Творец. Он знает, что для нас лучше. Как и в случае с горшечником и глиной, Бог придает нам в процессе лепки такую форму, какую Он планировал для нас с самого начала. Мы должны признать, что Он знает, что для нас лучше всего, потому что создал нас. Мы можем никогда не понять, находясь по эту сторону небес, почему с нами случается что-то плохое (или хорошее), но Бог видит картину целиком.
Молитва и молитвенные размышления совершенно необходимы. Чтобы узнать, чего Бог действительно хочет от нас, надо позволить Ему говорить с нами. Если вы не найдете времени узнать, что за человек ваш одноклассник, сидящий напротив вас, вы никогда не узнаете, нужна ли ему ваша помощь. Но, подружившись с этим человеком, вы сможете уделять ему свое время и силы. То же самое и с Богом. Если мы не проводим с Ним время, мы не узнаем, чего Он требует и хочет от нас.
Не ставьте других богов и идолов выше Господа. Он создал нас для поклонения Ему. И в то же время Он дает нам возможность выбирать, поклоняться Ему или нет. Мы должны поставить Его в центре всего, что говорим и делаем, Его, а не видеоигры, наших супругов или общение в Интернете.
Джермэйн Мелоди Сэсил, Хиллари, Дурбан, Южная Африка
МНЕНИЕ
Иер. 31:3
Я часто жалуюсь, что мне приходится много всего делать, учась в университете. Я даже жалуюсь, что мне трудно жить как христианину. После принятия крещения пять лет назад вести христианский образ жизни и противостоять искушениям стало даже еще сложнее. Временами я чувствую себя, как народ иудейский, — как будто я убегаю от Бога.
Многие из нас обручились с искушением, вступая в связь с миром и грехом. Но, сравнивая свою жизнь с жизнью Иеремии, я вижу, что моя напоминает бледную тень. Только представьте на минуту, что вы стали пророком и Господь сообщил, что вы никогда не сможете вступить в брак и что вам предстоит обличить свой собственный народ за идолопоклонство. Должно быть, в этот момент жизнь Иеремии совершенно изменилась. Однако он остался верным Богу и не переставал напоминать иудеям о том, что Бог любит их вечной любовью. Он постоянно повторял им, что Господь отчаянно ждет их покаяния. Пророк говорил, что стоит только народу иудейскому отказаться от своих нечестивых путей, как они смогут избежать гибели и плена от руки вавилонян. Он побуждал их вернуться к милосердному и любящему Господу. Брошенный в темницу и избитый (Иер. 37:15), подобно агнцу, ведомому на заклание (Иер. 11:19), он даже желал отдать свою жизнь за Господа.
Иеремия был послушным Богу. Однако народ иудейский вел себя совершенно противоположным образом. Они были дерзкими и непокорными. Так много из нас сегодня упускает основную идею, которая приведет нас ближе к Господу и удержит от греха. И это — послушание. Иисус — наша единственная надежда, так же как Он был единственной надеждой израильтян! Он хочет спасти нас от гибели и жизни во грехе, к которой мы возвращаемся вновь и вновь. Нам нужно пережить истинное покаяние, иначе мы никогда не сможем свернуть со своих нечестивых путей. «Внешняя религиозность, не затрагивающая по-настоящему сердца, ничего не стоит».
Покайтесь и вернитесь к Иисусу Христу уже сегодня. Он любит вас вечной любовью. Чтобы доказать это, Он умер на кресте. Сегодня, сейчас Он хочет, чтобы снова заключить вас в Свои объятия.
ДИСКУССИЯ
Как вы думаете, почему иудейский народ продолжал раз за разом возвращаться к идолопоклонству, даже зная о том, что им грозит гибель от руки вавилонян?
Что мешает вам вернуться назад к Иисусу? Что мешает вам отдать всего себя Господу?
Ченэй Чарльз, Дурбан, Южная Африка
ИССЛЕДОВАНИЕ
Иер. 13:1–11; Еф. 6:14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из-за нашей греховной природы в нас вырабатывается привычка поступать вопреки Божьей воле. Как часто мы делаем то, что противоречит Его воле, и делаем то, что нам нравится! Бог дал нам Десять заповедей не просто для того, чтобы мы услышали Его голос. Он знает, что для нас лучше. Как правило, мы знаем, что делать, благодаря Слову Божьему и нашему обычному нравственному компасу. Оглядываясь назад, мы осознаем, как Он говорил с нами все время и как мы должны были послушаться Его. Наши суждения обычно затуманены, и в результате нам приходится расплачиваться за свои ошибки. Льняной пояс Иеремии (Иер. 13:1–11) напоминает нам о том, как иудейский народ совершенно развратился, заменив намерения, которые имел о них Бог, своими собственными идолами и планами. Пояс также напоминает нам о Божьем поясе истины (Еф. 6:14). Итак, давайте так же препояшемся той истиной, которая гласит, что послушание Богу — путь к праведности. Тогда мы сможем ходить непорочно в Слове Его. Тогда мы сможем стать символами, которые будут напоминать другим о славе Божьей, и перестанем прославлять сами себя.
ЗАДАНИЯ
Используя символы, нарисуйте презентацию, изображающую служение в вашей церкви или членов вашей семьи, покажите им свои рисунки.
Обсудите какую-то семейную проблему или вопрос, по которому вы не сходитесь во мнениях с другом, сначала при помощи символов, затем слов. Сравните результаты.
Испеките что-нибудь в качестве символа одной из Десяти заповедей, точно следуя рецепту. Затем испеките то же самое снова, кладя ингредиенты в количестве, полностью противоположном предыдущему. Чему учит вас этот эксперимент относительно важности Десяти заповедей?
Придумайте свой собственный личный символ, который отражал бы ваше послушание Богу. Как мог бы выглядеть этот символ в определенное время в будущем?
Посадите цветок или дерево, которые трудно выращивать, и заботьтесь о нем как о символе своего послушания Господу.
Устройте вечеринку, и сыграйте в игру типа шарад, когда команда должна отгадать символическое значение разных библейских деяний.
Ellen G. White, Fundamentals of Christian Education, chapter 58, «The Bible the Most Important Book for Education in Our Schools».
Daniel P. Buttafuoco, «Five Reasons Why the Bible is the Most Important Book on Earth», The Pocket Testament League [электронный ресурс], URL: https://www.ptl.org/alive/whyscripture.php.
Нейл Брейтуэйт, Вашингтон, округ Колумбия, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →