«ИСЦЕЛИ МЕНЯ, ГОСПОДИ, И ИСЦЕЛЕН БУДУ; СПАСИ МЕНЯ, И СПАСЕН БУДУ; ИБО ТЫ ХВАЛА МОЯ» (ИЕР. 17:14)
ВСТУПЛЕНИЕ
Иер. 17:5–10
Поступив в колледж во второй половине прошлого века, я посещал лекции по изучению Бейсика, одного из языков программирования. Среди простых команд, которые мы узнали, был условный оператор «If… Then» (если… тогда). Если согласно условию введен нужный элемент, тогда последует простой запрограммированный ответ. «Если х + х + х = 60, тогда разделить на 2». Если не ввести один из компонентов, действие выполнено не будет. Можно добавить в программу, сколько хочешь «if/then» команд, каждая из которых будет отвечать за какое-то одно условие, одну крошечную ситуацию, один компонент программы.
Служение Иеремии израильскому народу в шестом веке до нашей эры кажется одной длинной серией кричащих «если/тогда» сообщений. Командная строка выглядела следующим образом: «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. И будешь клясться: „жив Господь!“ в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться» (Иер. 4:1, 2).
В чем был корень проблемы израильтян, по словам Иеремии? Используя условный оператор «If… Then», он сказал им: «Обрежьте себя для Господа и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» (ст. 4). Бог говорил им, что, если они отвратятся от зла и посвятят заново свои сердца Ему, тогда Он удержит Свой гнев, воспылавший по причине их грехов.
Кто бы не прислушался к этому условию, проявив смирение и здравый смысл, чтобы убедиться, что все требования программы удовлетворены? Кто бы позволил этой условной команде не сработать? Разве ошибка в таком случае не была бы сразу видна? Это был не сбой в программе. Это была ошибка людей-операторов.
На этой неделе мы будем изучать последствия отказа упрямого народа слышать и выполнять Божественные команды «if/then». Мы узнаем, что происходит в жизни сотен тысяч людей, когда они прислушиваются к Богу выборочно. Кроме того, мы откроем для себя, как отличить людей, произносящих ложь именем Божьим, от тех, кто возвещает простую истину, нисходящую свыше.
Тим Лэйл, Хагерстаун, Мэриленд, США
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Иер. 1:6
Книга Иеремии начинается со знакомства читателей с пророком. Его прошлое и призыв к пророческому служению задают тон основному сюжету книги. Иеремия — потомственный священник. Его отец, Хелкия, был священником в Израиле (Иер. 1:1–3), так же, как и его дед. Поэтому мы можем предположить, что юный Иеремия в ближайшее время сам должен был стать священником. Однако призыв к пророческому служению прервал семейную традицию. Господь приготовил для Своего слуги другой план — план «надежды» (Иер. 29:11).
Иеремия был призван на служение в 13-й год правления Иосии, в 627 г. до н. э. Писание подчеркивает, что Иосия был последним благочестивым иудейским царем. После его преждевременной смерти в 609 г. н. э. все остальные цари, всходившие на трон Иудейского царства, были недостойны выполнять эту роль. В подобные темные времена в истории Израиля нужен был человек храбрый, верный и любящий Бога. Поспорив с Господом, Иеремия в конце концов склонился перед Его волей. Таким образом, вся жизнь пророка была символом повиновения Богу и зависимости от Него.
«Когда на трон взошел [царь] Иоаким, стало очевидным, что реформация, проведенная Иосией, была не более чем принудительным подавлением идолопоклонства и возобновлением поклонения Богу лишь внешне». И тогда священники, пророки и простой народ привели Иеремию к князьям, требуя, чтобы его предали смерти за то, что он пророчествовал против города (Иер. 26:8–11). Все гонения, обрушившиеся на Иеремию, были результатом его откровенных обвинений Израиля в грехах. Кроме того, народ испытывал нереальное чувство защищенности из-за -ложной вести о мире, передаваемой самопровозглашенными пророками, которые, указывая на храм и напоминая о богоизбранности Израиля в качестве гарантии от внешней угрозы, уводили народ от Бога (Иер. 7:4).
Осуждая грешные пути Израиля и рассказывая израильтянам о последствиях их поступков, которые закончатся судами Божьими, Иеремия впал в состояние глубочайшего уныния (Иер. 9:1). В его сердце боролись любовь к своему народу и к Божьему Закону. Можно сказать совершенно определенно, что пророк был именно тем человеком, который лучше всего подходил для работы, предназначенной ему Богом. Он любил тех, кого любил Сам Бог, оплакивал грех и его последствия, он был человеком, который произнес последнее предупреждение несмотря на то, что на кону стояла его жизнь. И сегодня нам, несомненно, нужно больше Иеремий.
ДИСКУССИЯ
Как бы вы определили, что значит по-настоящему принять Божью волю и Его план для нашей жизни?
Опишите, что значит быть пророком Божьим в современном обществе.
Сэзар Грассиотто, Хагерстаун, Мэриленд, США
СЛОВО
Иер. 4:1–10; 14:11–16; 17:1–10
ПРОБЛЕМА ИУДЕЕВ (ИЕР. 14:11–16; 17:1–4)
Во времена пророка Иеремии перед иудеями стояла одна проблема. Они жили в состоянии отречения. Их предки вышли из Египта, чтобы получить во владение землю обетованную. Каждому колену израильскому Бог дал в наследство свой удел и благословил их. Но когда Господь призвал Иеремию на пророческое служение, Его народ отвернулся от своего Бога и поклонялся богам языческих племен, которые жили вокруг. Иеремия говорит о «столбах и жертвенниках», которые они построили, на которых возносили приношения (см. Иер. 17:2, ИБП). Они приносили жертвы языческим идолам и воскуряли благовония перед Ваалом (Иер. 11:17, ИПБ), тем самым отрекаясь от Бога, Который изливал на них Свои щедрые благословения.
Проблема отречения усугублялась тем, что иудеи слушали лжепророков, которые возвещали ложь именем Бога (Иер. 14:14). Бог говорил с народом через Иеремию и сказал: «Мечом и голодом и моровою язвою истреблю их» (Иер. 14:12). Но они не послушали, поэтому Бог велел Иеремии перестать молиться за этих людей. Когда они постились, Он не слышал их молитв и не принимал их приношений. Народ отверг Бога, поверив лжепророкам, которые говорили, что ни меч, ни голод не грозят земле (Иер. 14:15).
Грехи народа были написаны «железным резцом» и начертаны алмазным острием на скрижалях их сердец (Иер. 17:1). Оставив своего Бога, израильтяне оставили и «наследие», которое Бог даровал им (Иер. 17:4). Живя в состоянии отвержения Бога, они лишились Божьих благословений и защиты, и в результате стали служить своим врагам в чужой земле. Пророчество о мече, голоде и моровой язве должно было исполниться несмотря на все слова лжепророков. Жители Иудеи претендовали на то, что являются особым народом Божьим, но своими действиями они отвергли Его.
ПРОБЛЕМЫ ИУДЕЕВ — ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ (ИЕР. 17:5–10)
Излагая иудеям их проблему, Иеремия произнес истину, которую узнал от Бога, — сердце человеческое очень «лукаво» и «крайне испорчено» (Иер. 17:9). Это показывает нам, что Бог относился к проблеме отвержения со стороны иудеев как к проблеме, характерной для всех сынов человеческих. Из-за греха Адама мы все рождаемся, наделенные грешной человеческой природой. Апостол Павел говорит, что все мы согрешили и лишены славы Божьей (Рим. 3:23). В результате мы также склонны жить в состоянии отвержения Бога. Разговаривая с Никодимом, Иисус кратко обрисовал для него план спасения. Он объяснил ему, почему Сын Божий пришел на землю, как должен быть вознесен, как должен принять смерть и что через Его смерть дар вечной жизни будет доступен всем (Ин. 3:14–16). Но Иисус знает сердце человеческое; Он говорит Никодиму, что, хотя «свет пришел в мир» (Ин. 3:19), люди отвергнут Божий дар, потому что злы и больше любят тьму, нежели свет. Даже когда кроткий Спаситель побуждает нас прийти к Нему, чтобы мы могли отдохнуть от стресса и тягот жизни (Мф. 11:28, 29), мы говорим, отвергая Его, что в этом мире нет места отдыху и миру.
ИЗМЕНЕНИЕ (ИЕР. 4:1, 2; 17:7,
У иудеев было право выбора. Они могли выбирать, кому будут служить — Богу или Ваалу. Поэтому Бог сказал им через Иеремию: «Если хочешь обратиться» (Иер. 4:1). Хотя израильский народ находился на грани катастрофы и угрозы лишиться наследства, Бог уверил людей, что если они обратятся к Нему, то не будут скитаться (Иер. 4:1). Он обещал, что другие народы обретут благословения Божьи благодаря служению и примеру иудеев и прославят Его (Иер. 4:2), что сами иудеи получат защиту от тех, кто захочет уничтожить их, и они будут благословлены и станут подобны дереву, посаженному при водах (Иер. 17:7, 8). Желая даровать Своему народу все возможные блага, Бог взывает: «Ко Мне обратись» (Иер. 4:1). Это изменение открыло бы дорогу Божьим благословениям.
ПРИЗЫВЫ ОТВЕРГНУТЫ (ИЕР. 11:18–23)
Народ поверил лжепророкам, которые говорили, что Бог не пошлет меч на Иудею из-за их грехов. Они отвергли призывы Бога отказаться от мерзостей и вернуться к Нему (Иер. 4:1). Не желая признавать, что отреклись от Бога, люди с раздражением отнеслись к совету и обличению, высказанным Иеремией. Они излили свой гнев на пророка Божьего, который был пред ними «как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер. 11:19). Отвергшие Бога, иудеи говорили: «Отторгнем его от земли живых» (ст. 19). И проблема отречения израильского народа от Бога, и реакция людей на тех, кто возвещает о Божьем призыве к изменению, являются общими для всех. Апостол Павел сказал Тимофею: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).
Иисус дает чудесное обещание членам церкви в Смирне, которые пострадали за веру в Него: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Это обетование звучало и для Иеремии. Оно относится ко всем, кто не отвергает своего Бога даже во время гонений.
ДИСКУССИЯ
Как мы можем иногда отвергать Бога, при этом называя себя христианами?
Перечислите несколько знакомых вам примеров того, как Бог взывает к нам.
Что такое, по вашему мнению, гонения? Сталкивались ли вы в своей жизни с чем-то подобным?
Джордж И. Райс, Гринкасл, Пенсильвания, США
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Иер. 17:5–10; Лк. 11:23
«При правлении Давида народ израильский обрел силу и праведность, будучи послушным Закону Божьему. Но цари, взошедшие на престол после него, более стремились возвысить себя. Себе они присваивали всю славу за величие, которого достигло царство, забывая, насколько зависимы они были от Бога. Принимая почести от заблудших, грешных людей, они считали себя мудрецами, не зависящими ни от кого. Они погрязли в пороке, предаваясь блуду, восстали против Господа и, отвернувшись от Него, стали поклоняться идолам.
Бог долго терпел, призывая их покаяться. Но они отказались слушать, и тогда Бог явил Свои суды, показывая людям, насколько они слабы без Него…
Союзы, заключенные израильтянами с язычниками, окружавшими их, привели к потере осознания себя как избранного народа Божьего. Нечестивые дела тех, с кем они вступили в запрещенный союз, оказали на израильский народ свое пагубное влияние. Приобщение к суете мира сего заставило их забыть свою первую любовь и ревностное служение Богу. Отказавшись от преимуществ жизни с Богом ради прибыли, они получили только разочарование, многие души были потеряны.
Все, кто ищет силы мира сего, отвернувшись от живого Бога, испытают то, что пережил израильский народ. Люди, забывшие Всемогущего, — источник всякой силы, и вступившие в союз с теми, кто в мире, полагаясь на них, ослабели нравственно, как и те, кому они доверились.
Бог обращается с мольбой и заверениями к тем, кто совершает ошибки. Он жаждет показать, в чем они не правы, и привести их к покаянию. Но если они отказываются смирить свои сердца пред Ним, если они стремятся возвыситься над Богом, Он будет говорить с ними через Свои суды. Никакое подобие близости к Богу, никакие заверения в существовании связи с Ним не будут приняты от тех, кто упорно продолжает бесчестить Его, принимая помощь и силу этого мира».
ДИСКУССИЯ
Возможно, вы не поклоняетесь Астарте и дома у вас нет алтарей, но подумайте о том, что для вас ценно. Не «идолы» ли это, мешающие вам полностью положиться на Бога?
Что вы можете сделать для того, чтобы всецело и с радостью отдать свое сердце Богу?
Лора Самано, Хагерстаун, Мэриленд, США
ПРАКТИКА
Иер. 4:1–4; Ин. 8:23–32
Любя народ иудейский, Бог посылал им пророков, чтобы предупредить о последствиях непослушания. Но, вместо того чтобы внять этим предостережениям, люди выбрали путь отвержения Бога. Вся библейская история, начиная от Адама и Евы, совершивших первый грех, до отвержения Иисуса, показывает нам, насколько опасно отворачиваться от Бога. Как мы можем избежать подобной ошибки в своей жизни? Следующие шесть правил помогут вам:
Решительно настройтесь быть смиренным. Иеремия предупреждал людей: «Надменность сердца твоего» обольстила тебя (Иер. 49:16). Воспитывая в себе кроткий, способный к учению дух, мы можем смело взглянуть истине в лицо и совершить необходимые изменения.
Поощряйте несущего весть, не надо в него «стрелять». Иеремия должен был передать несколько резких советов людям, но они не оценили его старания. Вместо этого они решили убить пророка (Иер. 11:19). Важный шаг в стремлении избежать отвержения — быть открытым мудрости (и даже искать ее) богобоязненных людей.
Обращайте внимание на предупреждения Бога. Читайте в Библии то, что Он хочет сказать вам. Его искренние призывы к Своему народу — быть кроткими, оставить гордость, отвернуться от греха и эгоизма, любить Бога и других — не менее важны и в наши дни.
Не смотрите на лица. Иеремия жаловался: «Почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют?» (Иер. 12:1). Это происходит часто, но люди будут наказаны за грехи, в которых не раскаялись. Как Бог и обещал: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17:10).
Признайте свои грехи. Бог умолял людей: «Возвратись… ибо Я милостив. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего» (Иер. 3:12, 13). Когда мы признаем, что согрешили и отступили от Бога, перед нами открывается возможность для духовного роста.
Поднимите глаза к небу. У Бога были чудесные планы для иудейского народа. Он хотел, чтобы они стали «благословением для народов мира» (Иер. 4:2, New Living Translation Bible), «как дерево, посаженное при водах», и «лист его зелен… и оно не перестает приносить плод» (Иер. 17:8). И все же Он с грустью сказал им: «Лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе» (Иер. 17:4).
У Бога и для нашей жизни есть чудесные планы, если только мы позволим Ему вести нас к их осуществлению.
ДИСКУССИЯ
Если бы вас попросили помочь Иеремии передать его пророческие предостережения людям в наши дни, какие средства и современные технологии вы бы использовали? Как вы думаете, стали бы люди сейчас прислушиваться к Божьей вести больше, чем во дни пророка? Почему да или почему нет?
На какую весть Иеремии, по вашему мнению, Бог хочет обратить ваше особое внимание?
Лори Пекхам, Шарпсбург, Мэриленд, США
МНЕНИЕ
Иер. 11:18–23
Хотели бы вы быть пророком? Эта профессия не слишком популярна в наши дни. Обличая людей во грехах и предсказывая им неминуемую гибель, денег не заработаешь. Однако именно в этом и заключалась работа Иеремии, и порой думаешь, что он предпочел бы лучше быть фермером, пожарным или еще кем-нибудь.
В его время находились пророки, избравшие более легкий путь. Их предсказания были светлыми и оптимистичными. Такие пророчества поднимали людям настроение так же, как когда им говорят, что на фото в социальной сети они замечательно получились. Но у Иеремии не было подобных пророчеств. Он открывал людям глаза на их греховность и призывал покаяться.
Иногда можно преуспеть, обличая людей, если отрицательно отзываться об одной и той же политической партии. Ведущие на радио и в разных шоу-програмах так и поступают. Но этот путь был не для Иеремии. Он должен был передавать нелицеприятные вести всему населению. Начав упрекать всех и каждого, вы вскоре будете сидеть в школьном кафетерии в полном одиночестве. Но в случае с Иеремией все было намного хуже простой непопулярности. Люди планировали убить его (Иер. 11:18–23).
Именно поэтому браться за работу пророка нужно только в том случае, если вы к этому призваны. А в наше время мало кого призывают нести это служение. Поэтому мы должны всерьез обеспокоиться тем, как мы откликаемся на пророческую весть, или, говоря другими словами, как мы реагируем на людей, говорящих правду. Хотим ли мы дружить с теми, кто честно указывает нам на наши ошибки? Или мы предпочитаем общаться с людьми, которые помогают нам убегать от своих недостатков, с людьми, которые говорят умирающему больному: «Ты замечательно выглядишь!»
Услышать правду — это дар. Но принять его могут лишь те, кто по-настоящему кроток и смирен. «Периодически люди спотыкаются о правду и падают, но большинство затем встают и спешат дальше, как будто ничего не случилось», — сказал Уинстон Черчилль.
Мы помним Иеремию как «большого» пророка. Пра-пра-правнуки людей, пытавшихся убить его, сегодня чтят его имя. Как скоро мы начнем ценить по достоинству тех, кто говорит нам правду, если мы вообще начнем их ценить?
ДИСКУССИЯ
Что помогает принять обличение от брата или сестры по вере?
Есть ли у вас опыт духовного обличения, которое изменило вашу жизнь?
В наши дни осталось не так много пророков. Какие методы использует Бог сегодня, чтобы предупреждать и обличать людей?
Какие библейские высказывания приведут к вашей непопулярности, если вы решите повторить их для кого-то?
Ким Пекхам, Шарпсбург, Мэриленд, США
ИССЛЕДОВАНИЕ
Иер. 4:1, 2; 17:7, 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из урока этой недели мы узнали, что, несмотря на верность Бога Своему народу, израильтяне отвернулись от Него. Хуже того, они отвергали истину о том, в каких отношениях с Богом находятся. Он умолял их вернуться к Нему, но израильтяне отказались, чувствуя себя «довольно хорошо» и в той ситуации, в которой находились. Сколько раз Бог протягивал к нам руки, обещая возрождение и обретение разных благ, но мы и так чувствовали себя «довольно хорошо»? Мы должны позволить Ему войти в наше сердце, чтобы иметь возможность вернуться к Нему!
ЗАДАНИЯ
Поразмышляйте на темы, затронутые в этом уроке в разделе «ПРАКТИКА». Молитесь и просите Бога открыть вам, в каких сферах своей жизни вы отвергаете Его. И тогда вы сможете попросить о Его присутствии в этих областях вашей жизни.
Нарисуйте картину, изображающую пропасть между израильским народом и Богом, о которой говорится в этом уроке. Покажите свой рисунок на уроке субботней школы.
Выберитесь погулять на природе. Используйте это время для молитвы (вслух, если нужно) и возобновления связи с Богом.
Поговорите с близким другом о тех сферах своей жизни, где, по вашему мнению, вы отвернулись от Бога, не выполняя того, о чем Он просит. Попросите друга молиться за вас, пока вы пытаетесь примириться с Богом.
Подготовьте к уроку субботней школы доклад для чтения вслух, в котором особо изобразите противостояние, о котором говорится в этом уроке. Используйте в докладе библейские ссылки из раздела «СЛОВО».
Прочитайте книгу пророка Иеремии и порадуйтесь тому, что Бог не отвернулся от Своего народа навсегда (см. Иер. 29:10–14).
Перечислите сферы вашей жизни, в которых Бог просит вас что-то сделать, а вы отказываетесь. Помолитесь об этом, признавая свое упрямство и прося Его помочь совершить изменения в вашей жизни.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Ис. 63:9; Иер. 31:3; Ос. 11:4.
Э. Уайт. Путь ко Христу, «Любовь Бога к человеку», с. 9–15.
Precept Upon Precept Lectures—Jeremiah, Part 1 and 2, Precept Ministries.
Элисон Сауседа, Дэйтон, Огайо, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →