«ОН РАЗБИРАЛ ДЕЛО БЕДНОГО И НИЩЕГО, И ПОТОМУ ЕМУ ХОРОШО БЫЛО. НЕ ЭТО ЛИ ЗНАЧИТ ЗНАТЬ МЕНЯ? ГОВОРИТ ГОСПОДЬ» (ИЕР. 22:16).
ВСТУПЛЕНИЕ
Иер. 5:1
Как и во времена Лота и его семьи в библейском повествовании о Содоме и Гоморре, шанс отыскать праведного мужчину или женщину так же мал, как найти иголку в стоге сена. Одна из моих любимых песен — «Веди меня, Господь» в исполнении хора «Бруклинская Скиния». «Веди меня, Господь, я пойду за Тобой. Веди меня, Господь, я пойду. Ты позвал меня, я ответил. Веди меня, Господь, я пойду». Я убеждена, что многие из нас решили в сердце своем быть праведными и следовать за Христом, куда бы Он ни повел нас. Но когда такая возможность возникает, слова в нашей песне меняются на «почему я, Господь?».
Много лет назад святость, скромность и искреннее почитание Бога и всего, что было связано с Ним, считались вопросом величайшей важности. Однако сегодня мы видим, что все изменилось и нормы современного мира больше приспособлены к окружающим обстоятельствам. Найти людей с чистым и благородным сердцем стало намного сложнее.
Используя свечу истины, которая загорается каждый день через молитву и благодарение Бога, мы должны начать поиск праведников с себя. Этот свет должен сиять, озаряя наши сердца и умы. Он откроет нам, что необходимо для того, чтобы мы стали праведниками, помощью которых жаждет воспользоваться Бог.
Является ли совершенство требованием для обретения праведности? Давид был человеком контрастов. Он был предан Богу, но в то же время совершил несколько страшных грехов. Его жизнь была чередой эмоциональных взлетов и падений, благодаря которым появились псалмы, так хорошо нам знакомые. Давид был выдающимся воином, вождем и настоящим другом. Но он также был прелюбодеем и убийцей, абсолютно далеким от совершенства. И в то же время он был назван мужем «по сердцу Моему [Божьему]» (Деян. 13:22). Мы должны стремиться к совершенству, о чем говорится в Мф. 5:48: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Бог хочет, чтобы мы желали стать праведниками, которые будут Ему по сердцу.
Давайте каждый день в молитве просить Бога, чтобы Он научил нас, что говорить и делать. Давайте молиться, чтобы Он помог нам стать праведными мужчинами и женщинами, какими мы и были задуманы!
Поиск продолжается.
Керри-Энн Берчер, Кингстон, Ямайка
СЛОВО
4 Цар. 22, 23; Иер. 22:1–17
Бывало ли так, что вы чувствовали себя несчастным, даже когда были уверены, что делаете то, о чем попросил Бог? Не расстраивайтесь. Иеремия — пример того, что следование Божьей воле необязательно ведет к признанию и богатству. Бог призвал Иеремию, чтобы пророк передавал Его слово вождям народа, которого больше не интересовали вести от Бога. Не считая Иосии, последние цари, правившие Иудеей, совершенно не считались ни со словами Бога, ни с Его народом. Более того, когда писец Иеремии прочитал свиток с пророчествами, произнесенными Иеремией для Иоакима, царь разрезал свиток и сжег его. А еще он хотел убить Иеремию. Все складывалось просто ужасно для Иеремии, его писца и народа Иудеи, чьи дни были сочтены (Иер. 36:20–26).
ВОЗРОЖДЕНИЕ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ (4 ЦАР. 22; 4 ЦАР. 23)
Единственный светлый период в служении Иеремии пришелся на время правления Иосии. Иосии было 8 лет, когда он стал царем Иудеи. Иеремия начал свое служение, когда Иосии был 21 год и прошла уже почти половина срока его правления, длившегося 31 год. Иудейское южное царство— все, что осталось от Израиля. Северное царство уже давно перестало существовать, стертое с лица земли ассирийцами. Десять колен, проживавшие на его территории, были уничтожены либо уведены в плен, где растворились среди плененных жителей других стран. Два оставшихся в Иудее колена получили длительную отсрочку от суда. Однако, глядя, как Бог поступает с мятежниками, они ничему не научились на этом примере. Иосия поставил перед собой задачу очистить Южное царство от порока. Его реформы коснулись даже алтарей и мест поклонения на северных территориях.
Иосия начал также восстанавливать заброшенный всеми храм. Во время восстановительных работ были найдены свитки с Законом Божьим. Прочитав эти законы, Иосия осознал, насколько далеко народ ушел от Бога. Тогда царь покаялся и смирился пред Богом и возглавил народ на пути к возрождению. Он уничтожил всех идолов и места языческих поклонений. Иосия также сжег священников, которые не принадлежали к колену Левиину, и положил конец человеческим жертвоприношениям, поклонению мертвым, гаданию и вызыванию духов.
Но и на этом Иосия не остановился. Он восстановил закон о десятине, разных видах приношений Богу и соблюдение святых, учрежденных Богом дней. Так как Иосия был верным Богу, Господь наградил его, сдержав на время Свои суды и послав Иудее пророка, чтобы приготовить народ к ожидавшему его бедствию. Праведная жизнь Иосии во времена царившего всюду нечестия является доказательством того, что Бог может прибегать к нашей помощи независимо от нашего возраста и опыта. Все, чего Он ищет, это сердце, готовое откликнуться на Его зов.
ЗЛО ПОДНИМАЕТ СВОЮ УРОДЛИВУЮ ГОЛОВУ… СНОВА (ИЕР. 22:1–17)
После смерти Иосии все начатые им реформы были остановлены. Новый царь возобновил поклонение идолам, пытаясь обезопасить свое положение и приумножить богатства. В Иер. 22:1–17 пророк обращается непосредственно к Иоакиму, но его весть также можно отнести к каждому из четырех последних правителей. Разница между Иосией и правившими после него четырьмя царями очевидна. Иосия делал все возможное, чтобы угодить Богу, ведя свой народ к покаянию и возрождению, в то время как другие цари стремились лишь удовлетворить свою жадность и жажду власти за счет собственного народа.
Четыре последних правителя даже не задумывались о Боге. Они решили выполнять все прихоти и желания фараона, а затем и Навуходоносора. В результате эти цари стали служить своим врагам. Иоахаз, избранный царем после смерти Иосии, правил лишь три месяца, прежде чем фараон Нехо взял его в плен и поставил царем Иоакима, которого еще называли Елиакимом (2 Цар. 23:31–24:20). Когда Навуходоносор двинулся на Египет и подчиненные ему земли, Иоаким стал его вассалом. Вавилонский царь правил Иудеей через Иоакима до самой смерти последнего. После этого на престол вступил его сын Иехония, который был правителем всего три месяца. И Навуходоносор отправил его в качестве пленника в Вавилон вместе с другими представителями власти и знатными людьми страны. Затем Навуходоносор поставил царем Матфанию, сделав его своей марионеткой.
Ни один из этих четырех царей не оправдал данного ему при рождении имени. Совершенно справедливо их имена были изменены, показывая, каким господам они в действительности служили. К сожалению, как однажды написал Боб Дилан, «тебе придется служить кому-нибудь». Пример этих последних царей учит нас, что необходимо разобраться, кому мы действительно служим.
НАДЕЖДА НЕСМОТРЯ НА ОТЧАЯНИЕ (ИЕР. 23:2–8; 33)
Удивительно, что, хотя Бог и обещал, что Его суд и наказание Иудеи будут осуществлены через врагов, Он также обещал Своему народу надежду и искупление, если они вернутся к Нему. Иеремия предсказал, что придет день, когда Божий народ будет петь песнь прославления, потому что Господь вернет их в землю обетованную.
Это относится и к нам. Когда мы подводим Бога, Он не отчаивается. Он продолжает звать нас по имени. Бог с любовью планирует наше будущее, потому что Он никогда не прекращает о нас заботиться. Господь непрестанно дарует Свою благодать тем, кто взывает к Нему. И хотя Он не оставляет без наказания, Он жаждет привести нас к Себе и излить на нас всю милость и благословения Своей любви. Хотя мы знаем Иеремию как плачущего пророка, именно в его пророчествах, как в спасительном саду, можно найти самые возвышенные, исцеляющие душу обетования.
Бог искоренит нечестивых, но Он же жаждет привести к Себе Свой Остаток и обещает нам счастливый финал. Даже пребывая в самом глубоком отчаянии из-за своих собственных грехов, принимая Его искупление, мы можем увидеть сияющий свет надежды и благодати.
Джин Келлнер, Солт-Лэйк-Сити, Юта, США
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Иер. 29:11–14
«Бог сострадает тем, кто упорствует в своем слепом упрямстве. Обличая и угрожая, Он старается просветить помраченный разум и помочь даже самым великим людям осознать свое невежество и сожалеть об ошибках. Он стремится помочь и самодовольным, пробуждая в них чувство неудовлетворения их мнимыми достижениями и желание обрести духовное благословение, даруемое тем, кто устремлен к Небу.
Божий план состоит не в том, чтобы присылать вестников, которые бы льстили грешникам и угождали им. Он не посылает таких умиротворяющих вестей, которые бы убаюкивали неосвященное сердце. Напротив, Он возлагает тяжелое бремя на совесть беззаконника и пронизывает его душу острыми стрелами осознания греховности. Ангелы представляют такой душе страшные Божьи суды, чтобы человек понял свою греховность и издал мучительный вопль: „Что мне делать, чтобы спастись?“ (Деян. 16:30). Рука, смиряющая человека до праха, порицающая грех и превращающая гордыню и честолюбие в стыд, есть та Рука, которая поднимает раскаявшегося и сокрушенного. Тот, Кто наказывает, с величайшим сочувствием спрашивает человека: „Чего ты хочешь от Меня?“ (Мк. 10:51).
Если человек согрешил против святого и милосердного Бога, то нет другого благородного способа изгладить свою вину, как только искренно раскаяться и исповедать грехи в слезах и душевном сокрушении. Этого Бог требует от человека. Он не принимает ничего, кроме сокрушенного сердца и покаяния».
«Бог ведет Своих детей неведомыми им путями, но Он не забывает и не покидает тех, кто доверяется Ему. Он разрешил, чтобы Иов подвергся испытаниям, но Он не забыл его. Он допустил, чтобы возлюбленный Иоанн был сослан на необитаемый остров Патмос, но Сын Божий посещал его, и видения, полученные им там, изобилуют картинами бессмертной славы. Бог допускает, чтобы Его народ подвергался испытаниям, ибо, проявив преданность и послушание, он духовно обогатится, послужит источником силы для других… Столь жестокие испытания нашей веры и заставляют думать, что Бог, наверное, забыл о нас, но в действительности они приводят нас ко Христу, чтобы мы могли сложить все свои тяготы у Его ног и вкусить тот мир, который Он посылает нам вместо страданий».
ДИСКУССИЯ
Как вы думаете, почему Бог допускает, чтобы Его дети сталкивались в своей жизни с трудными испытаниями и разными обстоятельствами?
Ваш друг спрашивает: «Почему с хорошими людьми случается беда?» Что вы ответите ему?
Хью Н. Генри, Твикенхем Парк, Сент-Катерин, Ямайка
СВИДЕТЕЛЬСТВО
4 Цар. 23, 24; Иер. 29:11
Первыми тремя царями Израиля были Саул, Давид и Соломон. Каждый из них правил в течение 40 лет. После правления Соломона царство разделилось, и появилась Иудея. Однако последним царем, правившим царством Израильским, был Осия, сын Илы. Он составил заговор против Факея, убил его и взошел на трон. Девять лет правления Осии закончились, когда Самарию захватил ассирийский царь. Фактически последние пять царей израильских были по сути последними пятью царями иудейскими.
Иосия был первым из пяти последних царей. Он начал править, когда ему было восемь лет. Правление Иосии продолжалось 31 год, приблизительно с 640 г. до н. э. по 609 г. до н. э. Он был единственным хорошим правителем из последних пяти. После смерти Иосии его сын Иоахаз взошел на трон в возрасте 23 лет. Он правил Иерусалимом три месяца в 608 г. до н. э. На троне Иоахаза сменил его брат Иоаким, которому на этот момент было 25 лет. Он правил 11 лет с — 609 г. до н. э. по 598 г. до н. э. Иехония, сын Иоакима, стал царем в возрасте 18 лет и правил 3 месяца и 10 дней в 598 г. до н. э. После него воцарился Седекия, которому был 21 год, когда он взошел на трон. Он правил 11 лет — с 597 г. до н. э. по 586 г. до н. э. Во время последнего года его правления Иерусалим был осажден. После этого в Израиле больше не было царей, потому что народ находился в вавилонском плену.
Иосию на троне сменили его сыновья, за исключением Иехонии, внука царя. Печально, но никто из них не пошел по стопам своего отца и деда, чтобы добросовестно править страной под руководством Бога. Можно было бы предположить, что потомки царя, который подчинялся Богу, будут править так же, как и он, однако на их примере мы видим, почему Бог не намеревался ставить над Израилем царя, но Сам собирался быть истинным правителем израильского народа. Чтобы человек мог поступать правильно, ему необходимо иметь личные отношения с Богом, мы не должны зависеть от своего генофонда или воспитания. А израильтяне продолжали идти своим путем, не внимая мольбам пророка Иеремии послушаться Бога и обратиться к Нему. В результате возможность для израильского народа получить Божью защиту и Его благословения для себя и своего царства стала довольно призрачной.
ДИСКУССИЯ
Верите ли вы, что правление царя Иосии, длившееся 31 год, было каким-то образом связано с его характером? Поясните свой ответ.
Каких библейских принципов должен придерживаться хороший руководитель?
Дайэн Бэйли, Кингстон, Ямайка
ПРАКТИКА
Иер. 22:16
Остановись на минутку и посмотри вокруг себя — на свое окружение дома, в церкви, в школе, на все часто посещаемые тобой места. Обрати внимание на людей, которых можно было бы отнести к отверженным — к тем, кто в твоем обществе наиболее уязвим. Обычно это люди, живущие в нищете. Они могут быть бездомными либо жить в старых, ветхих домах. Это могут быть дети, находящиеся в бедственном положении родители-одиночки или тяжелобольные люди, которые посещают вашу местную общину. Хотя трудности, с которыми они сталкиваются, очевидны, общество и церковное руководство часто не замечают их. Сегодня земное служение Иисуса напоминает нам, что мы должны заботиться о нуждах людей, находящихся под гнетом жизненных бед.
Несомненно, мы в состоянии сделать что-то, чтобы облегчить страдания человечества. Кто сказал, что мы должны сидеть и ждать, пока наше правительство наметит какой-то курс действий? Подобно тому, как Христос исцелял больных, кормил голодных и таким образом призывал их следовать за Собой, мы также можем использовать Его методы в нашей повседневной жизни и евангельской деятельности (Мф. 25:31–45).
Давайте явим миру Божью любовь практичными, но в то же время такими кардинальными способами.
Пусть каждый день станет «Днем добрых дел». Многих людей в твоем окружении можно привлечь разными добрыми делами. Вместе со своей семьей, сверстниками или друзьями из класса субботней школы ты можешь раздавать пакеты с продуктами тем, кто в этом нуждается, либо накормить в субботу какого-нибудь ребенка или пожилого человека. Можно посещать лежачих больных или ходить в детский приют по воскресеньям или среди недели, чтобы оказывать им социальную поддержку. Можно также помогать им с разными домашними делами (Притч. 28:27; Иак. 2:15–17).
Используй плоды Духа, чтобы открыть истину. Пусть плоды Духа будут явлены в твоей жизни (Гал. 5:22–26). Доброе слово или дело милосердия могут стать той силой, что исцелит разбитое сердце или даст надежду упавшим духом. Иисус призывает нас стать теми, кто будет изменять жизнь вокруг. Людям все равно, сколько ты знаешь, пока они не узнают, насколько тебе не все равно. Вмешайся в ситуацию, когда обижают ребенка, когда нарушают его права. Покажи, что такое любовь, обделенному лаской малышу, который сидит в последнем ряду в церкви, бездомному бродяге, обитающему на твоей улице, или доведенной до нищеты вдове по соседству (Ис. 1:17). Пусть любовь Иисуса, явленная тобой, будет настолько привлекательной, что кто-то обретет благословение благодаря твоему служению и, в свою очередь, захочет последовать за Ним.
ДИСКУССИЯ
Что еще ты можешь сделать, чтобы смягчить страдания человечества?
Почему тебе как руководителю так важно показывать в своей евангельской деятельности пример служения нуждающимся?
Восемнадцатый псалом заканчивается словами: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс. 18:15). Как часто мы произносим эту молитву, даже не осознавая, о чем мы в действительности говорим. Мы просим, чтобы наши слова, мысли и дела были угодны в глазах Бога. Подобно телевизионным рейтингам, наши слова, сердечные помышления и наше поведение должны соответствовать уровню «Подходит для любой аудитории» — быть пригодными для просмотра и прослушивания Богом. Иосия определенно говорил именно об этом.
Из пяти последних царей Израиля только он делал «угодное в очах Господних» (2 Пар. 34:2). Поэтому его пример побудил многих людей служить Богу. И неудивительно, что Иосия правил Израилем более 30 лет. Иоахаз правил три месяца; Иоаким — 11 лет; Иехония — три месяца и Седекия — 11 лет. Все они были грешниками и не проявляли должного смирения пред Богом. И, конечно же, Господь не мог позволить, чтобы их нечестивое правление продолжалось. Так же и в наши дни Он не позволит греху царить слишком долго.
Когда мы чтим Бога, Он удостаивает чести и нас. Мф. 6:33 напоминает нам, что если мы прежде всего ищем Царства Божьего, то с ним нам будет даровано и все остальное. Бог хотел, чтобы Иеремия предупредил царей о грядущем разрушении, которое непременно произойдет, если они не будут следовать Его заповедям. Однако цари проигнорировали слова Господа, тем самым сокращая срок своего правления и своей жизни. Бог ждет нашего послушания ради нашего же блага. Слушаясь Его, мы получаем обильные благословения, которые Он приготовил для нас.
Пусть слова ваших уст и помышления сердца вашего всегда будут угодны в очах Его. Аминь.
ДИСКУССИЯ
Можете ли вы поделиться опытом, когда ваши правильные в глазах Господа поступки привели вас к победе и/или успеху? Расскажите об этом кому-нибудь на предстоящей неделе.
Терри-энн Грэхэм, Кингстон, Ямайка
ИССЛЕДОВАНИЕ
Иер. 22:1–5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда мы размышляем, почему Бог позволил Своим судам обрушиться на Израиль и Иудею, нам на ум обычно приходит идолопоклонство, пренебрежительное отношение к Богу и желание поступать по-своему. Конечно же, большей частью дело именно в этом, в частности, когда речь идет об Израильском северном царстве. Но пророки, особенно Исаия, Михей и Иеремия, осуждают людей не только за то, как они относятся к Богу, но и за то, как они обращаются с остальными. Следовать за Богом — значит не только искоренять грех или писать перечень своих достижений. Так же важно видеть нужды других людей, восполнять их и делиться благословениями, дарованными нам Богом.
ЗАДАНИЯ
Разыграйте сценку — обращение пророка к народу с вестью о суде в Иер. 22 или Мих. 6.
Прочитайте «благословения и проклятия», перечисленные Моисеем в Втор. 27–30, и поразмышляйте, как отнеслись к этому израильтяне в древности.
Исследуйте историю древнего Израиля в книгах по археологии или через Интернет.
Напишите статью в колонку воображаемой древней иерусалимской газеты о реакции народа на пророческое служение Иеремии.
Поразмышляйте о том, на какие сферы вашей жизни Бог может призвать вас обратить особое внимание, а в каких — попросить больше доверять Ему.
Подумайте о том, какие возможности для будущего служения Богу могут открыться перед вами, если вы сохраните верность Ему.
С помощью Симфонии и пособий по изучению Библии изучите историю 70-летнего вавилонского плена и его значение.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Э. Уайт. Пророки и цари, глава 32 «Манассия и Иосия», с. 381–391.
Дж. Паулин. Что Библия говорит о последнем времени, с. 124, 125.
Томпол Уилер, Нэшвилл, Теннесси, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →