«ИЗРАИЛЬ БЫЛ СВЯТЫНЕЮ ГОСПОДА, НАЧАТКОМ ПЛОДОВ ЕГО; ВСЕ ПОЯДАВШИЕ ЕГО БЫЛИ ОСУЖДАЕМЫ, БЕДСТВИЕ ПОСТИГАЛО ИХ, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ» (ИЕР. 2:3).
ВСТУПЛЕНИЕ
Суд. 2:1–15
Я не знала, что делать. На моем банковском счете было недостаточно денег, чтобы и отдать десятину, и оплатить установку брекетов. Я знала, что Библия обещает нам, что Бог позаботится обо всем, но я просто не знала, что можно сделать в этот раз. Я хотела слушаться Его, быть верной, но кроме того я знала, что мне предстоит платить врачу-ортодонту. У меня не было ни медицинской страховки, ни какой-либо другой финансовой поддержки. Я оказалась на распутье. И я сказала себе, что силой и милостью Божьей я не буду беспокоиться о том, что случится. Сначала я отдам десятину. Было страшно, так как заработок у меня был небольшой, и для того, чтобы заплатить за брекеты, мне потребовалось бы копить пару недель. Но я сделала выбор и собиралась воплотить свое решение в жизнь. Итак, я подписала чек с десятиной и положила его в корзинку для сбора пожертвований, все еще неуверенная в том, что Бог «спасет» меня. Единственное, чего я хотела, — это быть верной Ему.
И Он спас меня! С помощью 1 500 $! В начале лета я устроилась добровольцем на работу, где не ожидала никакой оплаты. Но по окончании мой босс решил заплатить за мой труд. Этих денег было более чем достаточно, чтобы оплатить мои брекеты. И еще даже осталось на покупку компьютера, который мне нужен был для учебы.
Теперь, когда я сталкиваюсь с искушением оплатить счет или купить нужную мне вещь, зная, что мне может не хватить, чтобы отдать десятину, я вспоминаю, как Бог дал мне сверх того, в чем я нуждалась. И тогда я возвращаю Ему то, что Его по праву, и верю, что Он позаботится обо всех моих нуждах и желаниях.
Ни разу Он не подвел меня. Все мои нужды были восполнены, и даже некоторые желания удовлетворены. Когда ты доверяешь Богу и послушен Ему, это не только приносит благословения, но и укрепляет взаимоотношения с Сыном Человеческим, Который отдал все ради того, чтобы мы могли иметь все. Наша доверие — меньшее, что мы можем дать Ему.
За всю историю Ветхого Завета израильский народ также не раз стоял на распутье. Иногда они решали довериться Богу, иногда — нет. Они часто попадали в кризисные ситуации. В большинстве случаев величайший их кризис был делом внутренним. Израильские вожди и священники часто были развращенными личностями. Но людские сердца были настолько разрушены богоотступничеством, что народ отказывался внимать предостережениям Божьим, предостережениям, которые могли спасти их от гибели. Грех — это страшно, но когда мы отказываемся оставить его, начинается настоящий кризис.
Сюзанн Осаи, Ултюа, Теннесси, США
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Суд. 2:11–15; Мк. 16:14–16
Голодают ли из-за вас другие люди? Иными словами, лишаете ли вы людей нужной им духовной пищи? Куда бы мы ни пошли, везде есть те, кому необходимо услышать Благую весть. Мир стал еще более развращенным и опасным, потому что люди не хранят Господа в своем сердце. Иисус повелел Своим ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15, 16). Это поручение относится и к нам. Мы тоже должны делиться Благой вестью с грешным миром. Однако мы часто больше обеспокоены не нуждами других людей, а своей жизнью.
В отрывке Суд. 2:11–15 объясняется, что случится, если мы не станем проповедовать Евангелие миру. Из-за того, что последующие поколения израильтян не знали Бога, люди «стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа, Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно».
Так как родители не смогли передать своим детям знание о Боге, появилось поколение израильтян, которые не знали ни характера Бога, ни Его Закона. К сожалению, в наше время происходит то же, что случилось с народом израильским. Каждый день в «Новостях» передают о том, что люди убивают друг друга, слухи о военных действиях. Большинство телевизионных шоу-программ, фильмов и музыкальных произведений пропагандируют сексуальную распущенность и превозносят материальные ценности. Поэтому мы должны забыть о себе. Нам нужно стать посланниками Христа и нести благую весть о Его втором пришествии. Мы должны давать миру «хлеб», который напитает души людей и приведет к личным отношениям с Богом. Все мы знаем тех, кто нуждается во Христе. Стучитесь к ним, ведь кто знает, может быть, вы измените чью-то жизнь.
ДИСКУССИЯ
Какие проблемы в вашей жизни мешают вам проповедовать Евангелие другим людям?
Вспомните человека, который нуждается в том, чтобы узнать о Боге. Подумайте, как вы можете достучаться до него.
Эджуа Абра, Аннаполис, Мэриленд, США
СЛОВО
Иер. 2:2, 25, 36; Рим. 7:14, 15; Евр. 3:14, 15
НАЧАЛО БИТВЫ (ИЕР. 2:2)
В нашей жизни битва между грехом и спасением не прекращается ни на один день. В Иер. 2 мы детально разбирали приемы ведения духовных сражений, которые случаются в процессе развития наших отношений со Христом. «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (ст. 2).
Вскоре после того как мы посвящаем себя Богу, нас настигает реальность христианской жизни, и мы вступаем в битву за свободу от мирских удовольствий, пытаясь полностью подчинить свою жизнь Богу. В это время сатана использует свое оружие массового поражения, чтобы разрушить наши отношения со Христом. Он говорит, что плотские желания позволяют нам достичь удовлетворения намного быстрее и лучше, чем Дух Святой. К сожалению, мы живем в мире, полном греха, и поэтому нас часто привлекает то, что мешает развитию отношений со Спасителем. «Это удаление от Бога — „обратный путь к привычному себе“ — должно быть, как мы полагаем, результатом грехопадения».
СВЯЗАННЫЕ ГРЕХОМ (РИМ. 7:14, 15)
Об этой духовной битве Павел говорит в своем Послании к римлянам. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:14, 15).
В современном мире очень легко позволить малозначимым вещам привлечь наше внимание. Мы склонны привязываться к идолам, что окружают нас. Неверные отношения, развлечения, материальные блага заставляют нас сосредоточиться на временных удовольствиях и временной выгоде вместо вечной радости, которую мы можем иметь благодаря личным отношениям со Христом.
ИСКАЖЕННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ (ИЕР. 2:25, 36)
Находясь в состоянии мятежа, мы настолько привыкаем вести себя именно так, что наше мышление искажается. Мы перестаем понимать, чего хочет для нас Бог, потому что продолжаем стремиться к мирским удовольствиям и развлечениям. Таким образом, мы больше не слышим голоса Божьего и не понимаем, что Ему приятно. «Притормози. Сделай глубокий вдох. Куда торопиться? Зачем изматывать себя? Да и к чему ты стремишься? Но ты сказал: ибо люблю чужих и буду ходить во след их» (парафраз Иер. 2:25).
В этом стихе собраны все наши оправдания, которые мы привыкли давать как христиане. Мы говорим Богу: «Ничего не могу с собой поделать. Вполне естественно так вести себя». Но в действительности это естественно только потому, что мы настолько привыкли к своим пристрастиям, что они стали частью нас. И, честно сказать, если бы мы и правда хотели прекратить это все, мы сделали бы это давным-давно. «Разочарует тебя Египет, как это было однажды с Ассирией» (Иер. 2:36, ИПБ).
КАК ОБРЕСТИ ОДОБРЕНИЕ И СПАСЕНИЕ (ИЕР. 2:30; ЕВР. 3:14, 15)
Бог постоянно пытается направлять нас, но мы часто не обращаем внимания на Его подсказки и игнорируем Его. И в этом мы снова становимся похожи на Израиль времен Ветхого Завета. «Ваши мечи истребляли пророков, словно хищные львы» (Иер. 2:30, ИПБ).
Мы лжем самим себе и Богу, заявляя, что не согрешили. И чтобы скрыть шрамы, оставленные идолопоклонством и пагубными привычками, мы усердно доводим до совершенства ту часть себя, что находится на виду. Однако нет никакой пользы во внешней красоте, когда сердце ожесточено.
К счастью, никогда не поздно отвергнуть все, что привлекает наше внимание, и начать прислушиваться к голосу Божьему. «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: „ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота“» (Евр. 3:14, 15).
ДИСКУССИЯ
Что в вашей жизни особенно отвлекает вас от близких отношений со Христом?
В Иер. 2 Господь говорит об израильском народе и привязанности его ко греху. Сравните грешный мир, в котором мы с вами живем сегодня, с обществом, в котором жили израильтяне.
Лорен Эшли Фостер, Арлингтон, Техас, США
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Иер. 7:23, 24
«Господь заключил с ними следующий завет: „Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо“. Неоднократно они дерзко нарушали этот завет. Избранный народ жил „по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом“ (Иер. 7:23, 24)».
«Из-за этого беззакония его царство находилось на грани катастрофы: вскоре его жителей должны были увести в плен, „на расхищение и разграбление всем неприятелям своим“ (4 Цар. 21:14)».
«Хотя они долго грешили идолопоклонством, Он все же готов отложить наказание и дать им возможность раскаяться. Он ясно дает понять, что только полное духовное перерождение способно предотвратить нависшую над ними угрозу. Не помогут ни храм, ни служение в нем. Обряды и церемонии не искупят грехов. Израильтяне считали себя избранным народом Божьим, но, только изменив свои души и свою жизнь, могли спастись они от неизбежных последствий греха».
Иеремия надеялся, что после преобразований, проведенных Иосией, в Израиле начнется временное духовное возрождение. «Это тяжелое время требовало огромных усилий от пророка. Господь повелел Иеремии стать во дворе храма и обращаться ко всем жителям Иудеи, которые приходили туда. Он не должен был упустить ни одного слова из данных ему предостережений, чтобы грешники, живущие на Сионе, имели полную возможность услышать все и оставить свое беззаконие».
Мы должны беречь и взращивать веру, о которой свидетельствовали пророки и апостолы. Эта вера полагается на обетования Божьи и ждет избавления в Им назначенное время и Им выбранным способом. Пророчество, несомненно, исполнится до конца в славное пришествие нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа — Царя царей и Господа господствующих.
ДИСКУССИЯ
Как действует Бог в твоей жизни, призывая тебя? Как ты откликаешься на влияние Святого Духа?
Что в твоей жизни не позволяет Господу полностью изменить твое сердце?
Донетт Чэмберс, Остин, Техас, США
ПРАКТИКА
Иер. 2:13
Грех — это скользкий склон. Не думаю, что хоть кто-нибудь начинает свою жизнь, преднамеренно греша против Бога. И в то же время мы каким-то образом оказываемся порабощенными и околдованными грехами, на которые раньше смотрели с ужасом и отвращением.
Израиль, избранный народ Божий, мог бы многое рассказать нам об этом. Они прошли долгий путь, то уходя от Бога, то возвращаясь к полноценным отношениям с Ним. В книгах пророков Исаии и Иеремии, и даже у Осии, который образно описывает эту ситуацию, мы часто видим, как Израиль отворачивался от Бога и начинал руководствоваться в своей жизни совсем другими принципами.
Например, Иер. 2:13 повествует о том, как Израиль отверг «источник воды живой» ради разбитых водоемов, «которые не могут держать воды». Здесь имеется в виду, что Бог предлагал народу совершенный, неиссякающий поток воды, но, вместо того чтобы поверить, что Бог позаботится обо всем, израильтяне взяли заботу о своих нуждах в свои руки. Подобно Израилю, мы предавали Бога в самых разных сферах своей жизни. И хотя Он радуется, когда мы возвращаемся к Нему, последствия наших поступков никуда не исчезают. Итак, что же нам делать?
Учитесь на своих ошибках. Даже когда это трудно и стыдно, нам важно найти в себе достаточно смирения, чтобы принять наказание от Бога. Не все события в нашей жизни являются последствиями наших действий. Поэтому когда Святой Дух показывает нам результат наших поступков, важно, чтобы мы раскаялись, а не воспылали гневом.
Верьте Слову. Мы очень часто ступаем на путь греха потому, что нам не хватает терпения дождаться помощи от Бога. Может, Он недостаточно быстро облегчает нашу боль, и мы отдаемся «утешению», которое дарует алкоголь или другие наркотики. Может, мы не согласны с Его планами, касающимися нашей женитьбы или романтических отношений, и потому распахиваем двери, ведущие к неподобающим сексуальным взаимоотношениям. Может, мы не видим результатов нашего тяжелого труда на работе и потому бросаем резкие, необдуманные слова начальнику отдела. Независимо от обстоятельств мы должны держаться за данные Богом обещания никогда не оставлять нас и всегда восполнять наши нужды.
Расскажите другим о переменах в вашей жизни и подкрепите свои слова делами. Когда раскаяние приведет вас к изменению образа жизни, людям будет интересно узнать о происшедших с вами переменах. Когда они спросят вас, будьте с ними честны. Поделитесь с ними благой вестью о Живой Воде, наполняющей вашу душу.
ДИСКУССИЯ
Из-за каких грехов в вашей жизни между вами и Богом возникла стена?
Что вы можете сделать для того, чтобы ваш диалог с Богом изменился и равнодушие сменилось стремлением к переменам?
Есть ли в вашей жизни грех, который мешает вам установить хорошие отношения с Богом? Если да, каким образом вы можете избавиться от этого греха?
Симоне Маршалл, Нэшвилл, Теннесси, США
МНЕНИЕ
Иер. 2:3
В детстве меня учили избегать определенных вещей, например, кататься на роликах без носков. Я хорошо помню тот день, когда мама велела мне надеть носки. Я ответил, что надену, но затем специально не стал этого делать. Я катался несколько часов и даже не ощущал никакого дискомфорта. Но, снимая ролики, я вдруг испытал поистине мучительную боль. Катаясь, я был увлечен и не замечал, как жесткие пластмассовые края врезались в кожу, оставляя раны, шрамы от которых видно по сей день. Я думал, что могу спокойно не слушаться, пока мое непослушание не оставляет никаких следов. Я не верил, что мое пренебрежение будет иметь какие-либо последствия, особенно когда не увидел результата своих действий сразу.
Когда мы грешим, сознавая это, мы пользуемся благодатью Божьей в своих интересах. Мы верим, что если раскаемся в соделанном, Он простит нас. Однако Рим. 6:23 предупреждает нас, что «возмездие за грех — смерть». Если бы мы знали, что, произнеся белую ложь, получим удар молнией, разве не подумали бы дважды, прежде чем солгать? Господь не закрывает глаза на наше непослушание, и Его ангелы записывают все происходящее. Мы склонны ошибочно считать свои поступки оправданными только потому, что нам кажется, будто наше наказание «откладывается». «Они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего» (Иер. 5:4). Господу пришлось отдалиться от израильтян из-за их распущенности. Грех разделяет нас с Богом (Ис. 59:2).
Бог призывает к искреннему раскаянию, когда скорбит сердце. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Господь не просит нас сделать что-то невозможное. В Евр. 4:15 сказано, что Христос был искушен во всем, что искушает нас, и все же не согрешил. Он оставил нам пример безгрешной жизни, более того, Он предлагает нам Свою постоянную поддержку. «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Ис. 59:1). Он просит нас: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).
ДИСКУССИЯ
Можно ли жить безгрешной жизнью в мире, полном греха? Поясните свой ответ.
Почему мы продолжаем грешить, хотя Библия открыто заявляет, что наказание за грех — смерть?
Сара Элизабет Эндрюс, Маунт Дора, Флорида, США
ИССЛЕДОВАНИЕ
Иер. 27:2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урок этой недели помог нам серьезно рассмотреть вопрос, как истина и заблуждение соперничают за право владеть нашими сердцами и умами. Бог призвал Иеремию пережить на собственном опыте то, о чем он должен был возвестить. Сначала пророку пришлось носить на себе деревянное ярмо. «Так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю» (Иер. 27:2). Насколько тяжелым, должно быть, стало для него это задание. Затем Бог запретил Иеремии скорбеть вместе с остальными плачущими (Иер. 16:5–7). А также ему нельзя было радоваться с другими радующимися (Иер. 15:7). Все это должно было помочь людям осознать, к чему приведут их грехи и что им нужно покаяться и стать послушными Богу. Так они смогли бы облегчить печальные последствия своих греховных действий.
ЗАДАНИЯ
Создайте коллаж из рисунков, изображающих повеления, данные Богом Иеремии. Покажите его друзьям на вечернем собрании или во время урока субботней школы и объясните, каким образом каждый рисунок связан с темой данного урока.
Сравните повеления, данные Богом следующим людям, с тем, что Он поручил Иеремии: Адаму и Еве в Быт. 2:15–17; Моисею в Исх. 3:1–10; Марии, матери Иисуса, в Лк. 1:26–38.
Спойте гимн «Когда мы со Христом в свете Слова идем» («Trust and Obey», https://www.hymnal.net/en/hymn/h/582).
Вспомните ситуации на этой неделе, которые заставили вас переживать. Какие из них требовали особых усилий с вашей стороны? Доверились ли вы Богу и попросили о Его руководстве? Если нет, то почему?
Расспросите своих родственников — тетю, дядю, родителей, бабушку или дедушку о том, как они послушались Бога, попав в трудную жизненную ситуацию. Какой совет они могли бы дать, чтобы помочь вам в решении похожих проблем?
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →