Урок 10. 29 августа — 4 сентября. Филипп как миссионер
29 авг 2015
"Миссионеры" - пособие по изучения Библии для молодежи на III квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ III квартал 2015 год (PDF)
«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Вступление
Деян. 8:26–39
Кто бы мог подумать, что печь хлеб в сумасшедшем муравейнике может быть частью миссионерского путешествия? Но именно этим и занималась Милли Ховард, помогая женщинам Конго научиться готовить здоровую еду. Она также учила их другим практическим навыкам, таким как основы шитья. И это тоже часть миссионерского служения. Милли и ее муж Джон последовали Божьему повелению и служат «во свет язычникам» (Деян. 13:47). Они отправились на миссионерское поле, чтобы открыть людям искупительную любовь Иисуса и Его жертву на Голгофе.
Однажды в субботу я обратилась к одному пожилому человеку, пришедшему на богослужение: «Мне кажется, вам есть что нам рассказать». Он сказал: «Да, это верно. Я был миссионером в Африке». За обедом Джон Ховард рассказал мне множество увлекательных историй о своих путешествиях и работе в Конго. Он рассказал о телефонном звонке с приглашением стать миссионером, и о сне, в котором он проповедовал на французском, хотя совсем не знал этого языка. После таких знаков от Бога он решил, что они с супругой Милли должны ехать, чтобы послужить людям на Гаити, потому что она была ближайшей страной, в которой люди говорили по-французски. И он решил, что именно там люди должны услышать о Боге.
Позже Джон прочитал историю о женщине в Конго, которая ходила за несколько километров, чтобы изучать Библию. Он сказал жене: «Мы едем в Конго!» Когда пришло официальное приглашение, эта страна стала их окончательным пунктом назначения.
История Дэвида Ливингстона вдохновила Джона стать миссионером. Нас также должны вдохновлять истории великих миссионеров, например, о Филиппе и эфиопском евнухе. Такие примеры должны побуждать нас нести Слово Божье людям, которых мы встречаем каждый день и к которым мы посланы. Встретив эфиопского евнуха, Филипп поинтересовался, понимает ли тот, что читает. Когда эфиоп ответил, что не понимает и нуждается в учителе, Филипп с радостью объяснил ему и откликнулся на его желание креститься. Мы также должны побуждать людей изучать, верить, каяться и креститься.
Филипп, как и другие ученики, планировал оставаться в Иерусалиме. Но преследования заставили его уйти; кроме того, ученики никогда не забывали Великое поручение Господа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20).
Кажется, что миссионерское рвение часто проявляется в обстоятельствах, когда с человеком несправедливо обходятся или подвергают сомнению его религиозные убеждения. Неужели чтобы начать проповедовать ближним и дальним, мы должны дождаться гонений? Не лучше ли использовать каждую возможность, чтобы рассказать кому-то о Христе и быть миссионером каждый день? Ведь это совсем несложно.
Беверли Генри, Мандевилл, Ямайка, Вест-Индия
Доказательство
Мф. 28:18–20; Дан. 6
Евангельское поручение из Мф. 28:18–20 побудило Филиппа свидетельствовать другим. И в Библии есть много других подобных примеров: еврейская служанка и ее господин, Нееман (4 Цар. 5:1–4); Илия на горе Кармил (3 Цар. 18:20–39); Иосиф (Быт. 39); Даниил (Дан. 6). Все они соответствуют характеристике хороших миссионеров и евангелистов, содержащейся в греческом слове «euaggelistēs».
Для Даниила было привычным молиться перед открытым окном три раза в день (Дан. 6:10, 13), и это служило свидетельством для всех окружающих. Но его враги хотели избавиться от него, поэтому они хитростью подтолкнули царя Дария к подписанию указа, из-за которого Даниил оказался в львином рву. Это так встревожило Дария, что он пришел к львиному рву и позвал Даниила: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» (Дан. 6:20). Услышав ответ, царь издал указ, чтобы каждый человек в его царстве поклонялся живому Богу (Дан. 6:25–27). Так своей открытой молитвой Даниил, сам того не замечая, выполнил поручение, которое позже будет записано в Мф. 28:19, 20.
У нас также есть свое «окно», через которое мы можем свидетельствовать, — «окно 10/40». Это понятие включает в себя «регионы восточного полушария, а также европейскую и африканскую части западного полушария, лежащие между десятым и сороковым градусами северной широты». Интересно, что эфиопский евнух, которому свидетельствовал Филипп, был именно из этого региона. Даже сегодня страны этой части планеты живут в сильной бедности и населены преимущественно людьми, которые «не имеют свободного доступа к христианской вести и ресурсам».
Если человек имеет Слово Божье, то Дух Святой объяснит ему весть или пошлет к нему вестника. Мы должны следовать примеру Христа и открывать людям духовные знания, а также восполнять физические нужды. «Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38).
ДИСКУССИЯ
Как ваше желание свидетельствовать соответствует Божьему повелению проповедовать Евангелие в самых отдаленных уголках планеты?
Составьте план евангелизации людей в вашем окружении.
В течение сорока дней, которые Иисус провел с учениками после Своего воскресения, Он сосредоточил все внимание на святом поручении — охватить весь мир благой вестью спасения, которое Он обеспечил каждому посредством Своей совершенной жизни и мученической смерти. Его заповеди в Мф. 28:19 и Мк. 16:15, а также Его заявление в Лк. 24:47 совершенно однозначно говорят о том, что Его ученики должны нести весть Евангелия всему человечеству. «Начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47), эту весть нужно было проповедовать «во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Священные силы (Деян 1:4)
Иисус делал особый акцент на том, что Его миссию можно выполнить только силой Святого Духа. Поэтому Он повелел апостолам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян. 1:4). Также Он заверил их: «Будете крещены Духом Святым» (ст. 5) и «примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (ст. 8).
О необходимости получить силу Святого Духа для выполнения этой миссии Он говорит также в Лк. 24:49: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Сразу же после того, как Он дал ученикам Свое поручение, Иисус обратился к ним со словами: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:21, 22). Это также показывает, что Иисус считал силу Святого Духа важной составляющей успешного служения.
Наполненные и водимые Духом (Деян. 6:1–6; 8:29, 30)
Филипп готовился к миссионерской работе в соответствии со всеми предписаниями Иисуса. Учитывая большую нужду в Святом Духе, стоит отметить, что Филипп был одним из семи мужей, избранных на служение дьяконов. А дьяконом мог стать только человек, «исполненный Святого Духа» (Деян. 6:3, 5).
Еще одним доказательством связи Филиппа со Святым Духом является Его непосредственное участие в евангельских деяниях. Когда Святой Дух сказал ему подойти к эфиопскому вельможе и присоединиться к его изучению Писания, он откликнулся не сомневаясь. В последующее время в исследовании Библии Филипп «благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35) и привел его ко крещению (ст. 38). Когда миссия Филиппа была окончена, тот же Дух, Который привел его к евнуху, перенес его обратно (ст. 39).
Миссионерская деятельность Филиппа (Деян 1:8; 6:2–5; 8:5)
Повеление Иисуса относительно миссионерского служения Его последователей имело определенное географическое направление. Они должны были начать с Иерусалима, продолжить в Иудее и Самарии, а потом разойтись по всему миру (Деян. 1:8). И Филипп в своем миссионерском служении следовал этой схеме. Он начал свою деятельность в Иерусалиме как член дьяконской команды, которая заботилась о насущных нуждах верующих, тем самым освобождая апостолов от лишних обязанностей, чтобы они могли уделить больше времени проповеди Евангелия (Деян. 6:2–5).
После убийства Стефана и гонений христиан в Иерусалиме многие верующие отправились в области Иудеи и Самарии, проповедуя Евангелие там, куда они приходили (Деян. 8:1, 4). Филипп был в числе таких проповедников: «Так, Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа» (ст. 5). Люди хорошо откликались на его слова, потому что он не просто провозглашал Евангелие Иисуса Христа, но с силой Святого Духа совершал много чудес, исцеляя больных и изгоняя демонов (ст. 6–8). В результате много мужчин и женщин приняли крещение (ст. 12). Под водительством ангела он пошел дальше, отправившись на юг в сторону Газы, где и повстречал эфиопа (ст. 26, 27). Затем Дух перенес его в Азот «и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию» (ст. 39, 40).
Пример для нас
Из евангельской деятельности Филиппа мы можем усвоить несколько полезных уроков: 1) Он был наполнен Святым Духом; 2) когда это было необходимо, он был готов играть второстепенную роль, чтобы другие могли сосредоточить внимание на проповеди Евангелия; 3) делясь своей верой, он был отзывчив к словам Святого Духа; 4) он был готов идти туда, куда поведет его Дух; 5) он обладал силой Духа для совершения чудес; 6) он проповедовал Евангелие везде, куда приходил; 7) в центре его проповеди был Христос.
ДИСКУССИЯ
Иисус провозгласил, что мы должны получить Святого Духа, прежде чем идти проповедовать Евангелие. Значит ли это, что мы не должны брать на себя какое-либо служение до тех пор, пока не почувствуем, что исполнены Святым Духом? Поясните свой ответ.
Есть ли какие-то причины, почему проповедь Евангелия адвентистской церкви не сопровождается чудесами, подобными тем, которые совершали Филипп и другие апостолы ранней Церкви?
Орландо Монкрифе, Тенек, Нью-Джерси, США
Свидетельство
Мф. 28:19, 20
Когда Христос повелел ученикам проповедовать язычникам, Он подразумевал, что они должны покинуть Иерусалим и нести Евангелие в другие города. Но, по-видимому, ученики не хотели выходить за пределы зоны своего комфорта. «Возникла опасность, что ученики надолго задержатся… и пренебрегут поручением Спасителя возвещать Евангелие миру… Бог допустил гонения на Свою Церковь. Изгнанные из Иерусалима верующие „ходили и благовествовали слово”».
«Когда начались гонения, они рассеялись, исполненные миссионерской решимостью… Они знали, что в их руках — хлеб жизни для изголодавшегося мира, и понимали, какая ответственность лежит на них. Любовь Христа побуждала их преломить этот хлеб и раздать всем нуждающимся».
«В рассказе о Филиппе и эфиопе зримо представлен труд, к которому Господь призывает Свой народ. Эфиоп символизирует большую группу людей, нуждающихся в миссионерах, подобных Филиппу, миссионерах, которые внимают гласу Божьему и идут туда, куда Господь посылает их. В мире есть люди, читающие Писания, но не понимающие их смысла… Души, жаждушие света, благодати, Святого Духа, возносят к небу молитвы, прошения и проливают слезы. Они находятся на пороге Царствия Божьего и ждут, когда их пригласят войти».
«Он имел хорошую репутацию и большое влияние на окружающих. Бог видел, что если он обратится, то откроет другим свет, который озарил его самого, и поддержит проповедь Евангелия… Святой Дух Господень содействовал его встрече с таким человеком, который мог вывести его к свету».
«Если бы Филипп оставил евнуха в состоянии неопределенности, тот, возможно, никогда бы не принял Спасителя. Злые ангелы выжидали, когда им представится возможность отвратить только что пробудившийся разум от поиска истины. Божьи слуги должны полностью посвятить себя на служение Господу, чтобы хорошо понимать действия злых сил. Как мудрые управители они должны пользоваться любой возможностью, чтобы рассказывать людям о благодати Божьей и привлекать их ко Христу».
ДИСКУССИЯ
Подумайте, где и когда вы с друзьями можете совершить нечто, способное изменить жизнь человека. Обсудите стратегию ваших действий.
Карл Генри, Снеллвилл, Джорджия, США
Практика
Мк. 16:15
Если мы приняли Христа как нашего Спасителя, как теперь нам стать Его миссионерами?
Мы должны быть готовы. Когда Адам и Ева согрешили, Бог отдал самое ценное, что было у Него на небе, — Иисуса. Он пришел на землю, чтобы мы могли узнать о даре спасения и приняли его. Бог готовит нас к принятию этого дара, изливая на нас Святого Духа. Для успешного служения очень важно иметь основательные знания о спасении и Божьей удивительной силе (Ис. 55:10, 11; Мф. 5:14–16). Провозглашение Евангелия по всему миру приведет ко Второму пришествию Христа (Мф. 24:14).
Мы должны свидетельствовать везде. Миссия — это работа каждого члена церкви. Мы должны свидетельствовать в нашем окружении, за границей — везде, куда Бог нас призовет. Он желает, чтобы мы с любовью использовали свои таланты и способности, чтобы сделать мир вокруг нас лучше. Но также не стоит забывать о ближних, о тех, кто живет справа, слева, напротив или позади вашего дома. Мы часто думаем, что евангелизировать нужно людей, живущих в «языческих странах», и, таким образом, забываем оказывать даже простые знаки доброты тем, кто находится рядом. Помните, что Павел насадил, Аполлос поливал, а взрастил Бог (1 Кор. 3:6). Наша обязанность — свидетельствовать там, где мы находимся, не только дома, но везде, где бываем (Втор. 6:7–9).
Проявляйте доброту. Представители «поколения миллениума» в США заявили, что доброта «должна стать новой валютой страны». Люди, принадлежащие к этому движению, верят, что каждый должен делать добро. Поэтому христиане просто обязаны быть добрыми в своей миссионерской работе. Только представьте, какая революция могла бы произойти, если бы каждый христианин был добрым с людьми, которых он встречает?
Показывайте хороший пример. Есть такая пословица: «Кто хочет быть лидером, должен стать мостом». Если вы учите людей на собственном примере, то, несомненно, у вас будут последователи, которые примут ваше учение. И это очень хорошо. Не бойтесь использовать Интернет, различные социальные сети и другие электронные средства, чтобы заводить новые знакомства и делиться тем, что Христос сделал для вас. Иногда возможности появляются из совершенно неожиданных источников.
ДИСКУССИЯ
Что вы можете сделать, чтобы засвидетельствовать своим сверстникам?
Какие благословения и трудности есть в вашем служении сегодня?
Андре Хенри, Роли, Северная Каролина, США
Мнение
Рим. 1:16
Библия упоминает о Филиппе как о первом миссионере, который засвидетельствовал Евангелие Иисуса язычникам. До этого Евангелие было проповедано евреям (Мф. 10:5, 6). Успешным миссионером для язычников Филиппа сделали две исторические предпосылки. Первой из них была смерть Стефана в 34 г. Это событие стало ярким показателем того, что евреи как нация отвергли Евангелие. С этих пор началась работа для язычников (Деян. 13:46; Рим. 1:16). Вторая предпосылка возникла, когда Павел отправился в свой жестокий крестовый поход, чтобы гнать христиан в Иерусалиме (Деян. 8:1; 1 Кор. 15:9; 1 Тим. 1:12–14). Эти события рассеяли членов ранней Церкви по близлежащим окрестностям, и там, осваиваясь на новых местах, они проповедовали Евангелие окружающим (Деян. 8:4, 5).
В это время Филипп переселился в Самарию (ст. 5). И Библия описывает, как его динамичная проповедь обратила к Богу многих слушателей и свидетелей его чудес. Он исцелял больных и парализованных, изгонял демонов силой своей проповеди (ст. 6–8).
Филипп был влиятельным и убедительным миссионером. Именно он призвал Нафанаила и привел его к Иисусу, Который сказал, что видел его под смоковницей еще до того, как к нему подошел Филипп (Ин. 1:48). Филипп был очень честным. Он имел хорошую репутацию как дьякон. Он был известен внутри церкви и вне ее. Он постоянно ходил с Богом и общался с Ним. Его жизнь была открытой книгой, именно поэтому он был назван человеком, наполненным Святым Духом.
Филипп был мудрым и в то же время смиренным. Это качества, необходимые для дьякона. Свою миссию он начал как слуга. Потом он переехал в Самарию, где жили люди, которые были наполовину язычниками и наполовину евреями. История утверждает, что евреи не строили отношения с такими людьми, но Филипп решил проявить настоящую христианскую любовь именно к ним. Он трудился в Самарии со всем усердием, и его проповедь была успешной (Деян. 8:5–8). Бог также избрал Филиппа для служения высокопоставленным чиновникам во дворце Кандакии, царицы Эфиопской. Представляете, каково свидетельствовать такой особе? Принимая Божий призыв, мы должны быть готовы к приключениям!
ДИСКУССИЯ
Можете представить, как вы свидетельствуете какому-то высокопоставленному лицу?
Выберите людей, живущих за границей, которые ассоциируются у вас с язычниками. Выработайте стратегию служения этим людям.
Трескот Вильсон, Сэндис, Бермудские острова
Исследование
Мф. 28:19, 20; Мк. 16:15, 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всемирная миссия была главной заботой воскресшего Христа в течение сорока дней после Его воскресения. Новый Завет содержит по меньшей мере пять записей Его Великого поручения: Мф. 28:18–20; Мк. 16:15; Лк. 24; 45–49; Ин. 20:21 и Деян. 1:5–8. Вместе эти обращения составляют самое великое задание, когда-либо данное христианам. В нем содержится также географический маршрут миссионерского движения: от Иерусалима в Иудею и Самарию, а потом до края земли. Ученики со всей серьезностью подошли к выполнению этой миссии, она и до сегодняшнего дня звучит в сердцах христиан.
ЗАДАНИЯ
Купите карту вашего города и обозначьте на ней районы, на которые нужно обратить особое внимание. Вместе с вашим классом СШ или миссионерским руководителем выберите один из таких районов и подумайте, как вы можете восполнить нужды людей, живущих там.
Найдите человека, который совсем недавно переехал в ваш город из другой страны. Помогите ему выучить местный язык, научиться ориентироваться в городе и приспособиться к новой культуре. Для этого вам понадобится информация, которую можно найти в местной библиотеке или городском управлении.
Посетите сайт Адвентистской миссии adventistmission.org. Узнайте все о различных видах служения Церкви АСД сегодня: кто, где, когда, почему и как совершает работу Божью.
Напишите ваш отзыв об одном из разделов урока этой недели, который вас больше всего вдохновил.
Исполните гимн №264 «Делу спасения жизнь посвятите» из сборника «Гимны надежды». Какие таланты и способности вы готовы посвятить спасению людей?
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Лев. 25:35; Пс. 81:2, 3; Иак. 2:1–19.
Желание веков, глава 54 «Милосердный самарянин», с. 497–505.
Лин Ванденбург, Нью-Йорк, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →