"Миссионеры" - пособие по изучения Библии для молодежи на III квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ III квартал 2015 год (PDF)
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:38, 39).
Вступление
Пс. 132:1; Ис. 26:3–5; Деян. 11:2, 3
В нашем непостоянном мире каждому из нас хочется иметь то, в чем мы можем быть уверены. Это наша семья и друзья; наши повседневные дела; особенные моменты в жизни… Но Божья любовь наверняка возглавляет этот список. Библия говорит, что она вечна, а это значит, что она «имеет силу во все времена; неизменна». Исаия говорит: «Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис. 26:4).
Мы склонны считать неизменными и церковные традиции. Каждую неделю мы поем одни и те же псалмы, слышим одну и ту же весть от пастора. Мы делаем все те же выводы из Божьего Слова. Стабильность помогает нам чувствовать себя комфортно. Она также делает церковь единой, так как не требует никаких перемен, а значит, не приводит к разногласиям. Давид обратил на это внимание: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс. 132:1).
Но на самом деле вечным может быть только Бог. Все остальное меняется, хотим мы этого или нет. Родные уходят. Новые друзья занимают место старых. Меняются наши интересы.
Из Библии мы знаем, что Церковь также претерпевает изменения. На этой неделе мы рассмотрим этап кардинальных перемен в ранней христианской Церкви, когда под водительством Святого Духа апостол Петр принял язычника Корнилия как полноценного христианина. С того момента Церковь изменилась навсегда.
Многие были обеспокоены действиями Петра. В Деян. 11:2, 3 -написано: «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними». Перемены могут быть непростыми. Но история Петра и Корнилия показывает, что иногда наступает время, когда приходится преодолевать эти сложности, даже если нам это неприятно. Подобно Петру мы должны молиться о силе Святого Духа, которая поможет нам совершить перемены, чтобы преобразовать Церковь по Его подобию.
Изучая урок этой недели, подумайте, как бы вы ответили на следующие вопросы: 1) Должна ли Церковь оставаться неизменной или должна быть возможность для перемен? 2) Какие сложные реформы переживает ваша церковь сегодня? 3) Как мы можем быть уверены, что они от Бога?
Елизабет Родес, Милтон Кенз, Великобритания
Слово
Мф. 14:25–33; 28:16–20; Деян. 10:1–18
Великое поручение (Мф. 28:16–20)
В принципе Великое поручение Иисуса Своим ученикам было довольно простым: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). На Пятидесятницу Святой Дух наполнил учеников силой для проповеди Евангелия по всему миру, чтобы «всякий, кто призовет имя Господне» был спасен (Деян. 2:21). Однако Великое поручение не побудило учеников Иисуса к созданию Церкви, в которой стали бы равны люди всех национальностей и вероисповеданий.
Новое видение (Деян. 10:1–18)
Бог пообещал, что Святой Дух будет наставлять нас на всякую истину (Ин. 16:13), и Церковь того времени очень нуждалась в помощи Духа, чтобы развить правильное видение для выполнения Великого поручения. История встречи Петра и Корнилия открывает нам, с чего все началось.
Корнилий был сотником римской армии. Кроме того, он был очень посвященным и богобоязненным человеком (Деян. 10:2). Он поклонялся Богу евреев, посещал синагогу, молился в назначенное время и давал подаяния бедным (ст. 30). Несмотря на это, его не принимали как полноценного члена синагоги, потому что он был язычником.
Но Корнилию явился ангел и повелел ему послать за апостолом Петром. Евреи верили, что ангелы не общаются с язычниками, поэтому тот факт, что ангел обратился напрямую к Корнилию, уже был очень необычным явлением.
В то же время Петр видит в видении большое полотно с различными нечистыми животными, которых ему повелевают заколоть и съесть. Когда он отказался, Бог провозгласил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (ст. 15).
Когда посланники Корнилия пришли к Петру, он понял значение видения. А когда он увидел, как Святой Дух действует в Корнилии и его семье, он принял их в свою церковь со словами: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (ст. 34, 35). Этот новый взгляд преобразовал христианство. Из простого ответвления иудаизма теперь оно стало истинной всемирной Церковью.
Сегодня мы также нуждаемся в преобразующей силе Святого Духа, чтобы Он вел нас через рискованные начинания, связанные с межкультурными различиями. Служить людям не всегда просто, но пример Петра показывает, что на такой шаг стоит пойти. Наверное, нам нужно воспринимать церковь как нечто большее, чем просто город, установленный на горе, «башня, ограждающая нас от мира», и больше, чем общественный центр, где всех принимают, а Евангелие является солью земли.
Хождение по воде (Мф. 14:25–33)
В конце концов мы узнаем от Петра, какими качествами должен обладать человек, чтобы преобразовать миссию Церкви и идти туда, где еще никого не было.
Во-первых, Петр не боялся рисковать. Когда ученики увидели Иисуса, идущего по воде озера, именно Петр оказался настолько смелым, что вышел из лодки Ему навстречу (Мф. 14:22–34). Этот опыт также научил Петра доверять Богу. «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (ст. 30).
В ответ Иисус задал ему непростой вопрос: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (ст. 31). Таким неординарным способом Иисус показал важность доверия Богу.
Петр был очень отважным, но со временем его вспыльчивость немного утихла. Столкнувшись с видением о животных на полотне, он проявил рассудительность и здравомыслие. В Деяниях написано, что он «недоумевал» и «размышлял», пытаясь понять, что Бог хочет ему сказать (Деян. 10:17, 19).
Также Петр показал себя открытым человеком. Хотя он был шокирован повелением заколоть и съесть нечистых животных, находящихся на полотне (ст. 13, 14), он не отверг Божьей вести. Он был готов изменить свои представления, если Святой Дух поможет ему увидеть истину.
Также Петр был политически очень грамотным человеком. Он мудро использовал людей, которые засвидетельствовали о том, что произошло с ним в Кесарии. А когда, вернувшись в Иерусалим, он встретил критику, то с большим терпением и пониманием защищал себя и победил своих обвинителей. «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18).
ДИСКУССИЯ
На что нам следует больше обращать внимание: а) идти и искать людей, чтобы привести их в церковь, б) позволить людям найти нас или в) практиковать и то, и другое? Постарайтесь объяснить ваш ответ.
Приходилось ли вам в последнее время чем-то рисковать и выходить из зоны своего комфорта, чтобы подружиться с кем-то или помочь этому человеку?
Парадокс, но учение Иисуса часто ставит церковных лидеров в неудобное положение. Как вы считаете, почему? Есть ли разница между «религиозным» и «духовным» человеком? Если да, то в чем?
Случалось ли такое, что Бог просил вас идти куда-то, а вы не были уверены в правильности этого действия? Как вы реагировали и как ваш отклик отразился на вашей дальнейшей жизни?
Рой Кинг, Брекнел, Англия
Свидетельство
Деян. 10
«Как терпеливо и осторожно Господь избавлял Петра от предрассудков в отношении язычников, которые были следствием его иудейского воспитания! Послав ему видение большого полотна, Господь попытался рассеять в разуме апостола эту предубежденность и научить его важной истине: Небо нелицеприятно; иудеи и язычники равноценны в очах Божьих; через Христа язычники могут стать сопричастниками благословений и преимуществ Евангелия…
Когда братья в Иудее услышали, что Петр ходил в дом язычника и проповедовал собравшимся там людям, они были удивлены и оскорблены. Они боялись, что подобное, как им казалось, вызывающее поведение ослабит влияние его проповеди. Увидев Петра, они сурово упрекнули его: „Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними“.
Петр объяснил им, как все было. Он долго рассказывал о своем видении, в котором Бог наставил его не обращать больше внимания на обрезание и не считать язычников нечистыми; он рассказал о повелении идти к ним, о том, как пришли люди от Корнилия, о своем путешествии в Кесарию, о встрече и беседе с сотником, об ангеле, который повелел послать за ним.
„Когда же начал я говорить, — сказал он, описывая им обстоятельства своей беседы с язычниками, — сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: „Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым“. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?“
Услышав такие слова, братья успокоились. Убежденные в том, что поведение Петра было прямым исполнением планов Божьих и что их предрассудки и чувство исключительности резко противоречили духу Евангелия, они прославили Бога, говоря: „Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь“.
Таким образом, без борьбы и споров были рассеяны предрассудки, и путь для проповеди Евангелия среди язычников открылся».
ДИСКУССИЯ
Готовы ли вы к тому, чтобы ваши предубеждения были разрушены Евангелием?
Предложите способ, при помощи которого можно разрушить предубеждения, существующие в вашей общине, не спровоцировав разногласия.
Ерика Хоул, Бинфилд, Великобритания
Доказательство
Пс. 117:19
Можно ли найти лучший пример распространения вести Евангелия за пределы Израиля, чем свидетельство язычника, обращенного в христианство? Лука был язычником. Павел называет его другом не «из обрезанных» (Кол. 4:11). Евангелие от Луки и книга Деяний написаны в стиле греческой литературы. Только Лука отмечает, что Симеон признал Христа как Спасителя, Который принесет «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32).
Лука также использует известный литературный прием, повторяя в 11-й главе Деяний историю из 10-й главы, как Петр выступал в свою защиту перед еврейскими критиками. В древнегреческих новеллах самым распространенным способом прояснить мысль повествования или поставить акцент на чем-то было вставить сцену испытаний, в которой главный герой выступает в свою защиту.
В 10-й главе книги Деяний Лука подчеркивает готовность Корнилия следовать за Христом еще до разговора с Петром. Мы не знаем, как Корнилий познакомился с Богом, но Библия пишет, что он был «благочестивый и боящийся Бога». «Обращение Корнилия стало первым шагом к резкому росту Церкви… Но даже после этого в глазах евреев он был язычником, потому что был необрезанным». Лука повествует, что ангел повелел Корнилию найти Петра. Обратите внимание, что в этой миссионерской истории Бог выступает инициатором. Петр просто следовал указаниям Святого Духа в ответ на приглашение Корнилия.
Ворота в Израиле имели большое значение. Они служили сторожевыми башнями (2 Цар. 18:24; 4 Цар. 9:17) и местом торговли (4 Цар 7:1). У ворот проходили общественные слушания (3 Цар. 22:10), а также заключались договоренности (Руфь 4:1–11). Люди собирались на открытых местах вокруг ворот для всеобщих мероприятий, здесь они были защищены от опасностей. Ворота были очень распространенным местом встреч, они символизировали силу и новое направление. Лука упоминает также, что вестник от Корнилия, язычник, остановился у ворот дома, где находился Петр. Именно там они договорились, и Корнилия они встретили также вне его дома. Решение Петра сломать иудейские представления и обменяться гостеприимством было значительным шагом через пропасть между новаторской мыслью и религиозной практикой. Врата света открылись, чтобы подарить народу Божьему совершенно новое понимание. Мы можем молиться вместе с псалмопевцем: «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа» (Пс. 117:19).
ДИСКУССИЯ
Принципиальные евреи не сообщались с язычниками. А кто для вас современные «язычники»?
Маргарет Арбакл Патерсон, Брекнелл, Великобритания
Практика
Исх. 29:1–17; Рим. 2:14; Гал. 5:22, 23
В мире есть множество различных культур. Все они имеют немало отличий: язык, питание, одежда и социальное поведение. Можно назвать это вопросом вкуса.
Но есть также вещи, которые остаются неизменными, куда бы вы ни попали. В конце концов, мы все — дети Божьи, созданы по Его образу, с одними и теми же моральными принципами. Как говорил апостол Павел, даже тот, кто ничего не слышал о церкви, все же может отличить правду от лжи. «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2:14). Проявление уважения к жизни и друг к другу — это то, что мы называем вопросом по сути.
Чтобы быть успешными миссионерами, мы должны отличать одно от другого и приложить все усилия, чтобы наша проповедь была направлена на вопросы по сути, такие как Десять заповедей (Исх. 20) или плоды Духа (Гал. 5:22, 23), а не на вопросы вкуса, которые касаются адвентистских традиций или европейской культуры и образа жизни. Поэтому тема любви к врагам будет более важной, чем тема об украшениях или татуировках.
Следующие пять пунктов помогут нам определить, действительно ли наша миссия сосредоточена на важных вопросах, имеющих силу по-настоящему преобразовать жизнь человека.
1. Разграничьте важные и неважные вопросы в своих собственных убеждениях и жизни.
2. Признайте, что в жизни окружающих людей также действуют плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, благость и верность.
3. Не смотрите на внешнюю принадлежность человека, кем бы он ни был и каких бы взглядов ни придерживался. Посмотрите, например, на Малалу Юсуфзай, пакистанскую школьницу, на которую совершил вооруженное покушение боевик за то, что она боролась за право на образование для женщин. Она была дважды номинирована на Нобелевскую премию мира. Также можно вспомнить Нельсона Манделу, миротворца Южной Африки. Он стал образцом прощения, и благодаря этому в его стране удалось избежать гражданской войны.
4. Прежде чем проповедовать о своих убеждениях, покажите их на примере своего отношения и поведения.
5. Будьте готовы увидеть Бога и узнать что-то новое о Нем из неожиданных источников.
ДИСКУССИЯ
Как вы считаете, какие вопросы вкуса есть в адвентистской церкви?
А какие в адвентистской церкви есть вопросы по существу?
По вашему мнению, всегда ли церковь ясно отличает вопросы вкуса от вопросов по существу? Подумайте, на должном ли месте у нас стоит вопрос соблюдения Закона Божьего, или мы поставили его ниже, чем вопросы одежды и внешнего вида?
У Петра в его миссии для язычников была одна непростая задача. Он должен был увидеть Бога в самых непривычных обстоятельствах. Где живет Бог? В доме Симона кожевника? У сотника Корнилия? Конечно же нет. Для ветхозаветных евреев Бог обитал в ковчеге завета. В странствии к Святой земле Бог обращался к Моисею «посреди двух херувимов» (Исх. 25:22), которые были над крышкой ковчега. Когда построили храм, Бог находился во Святом святых вместе с ковчегом. Однажды после молитвы царя Соломона с неба сошел огонь, и «не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень» (2 Пар. 7:2). Иаков, убегая от своего брата Исава, пришел в Вефиль и там, сражаясь во сне с Богом, воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт. 28:16). Иона хотел убежать от Божьего поручения проповедовать в Ниневии, поэтому отправился в Фарсис «от лица Господня» (Иона 1:3), но и там он встретился с Богом.
Во всех религиях есть свои святыни. В Европе христианские церкви часто строились там, где происходили какие-то чудеса, или на месте захоронения святого человека. Мусульмане считают святым городом Мекку, а у индусов есть несколько священных мест вдоль реки Ганг. Но, как видно из истории о Корнилии, Бог не живет только в одном определенном месте мира. Бог везде. И Он — создатель всех животных, спустившихся к Петру на полотне, и всех народов, живущих на земле. Если мы хотим иметь успех в выполнении своей миссии, мы должны быть готовы увидеть Бога в самых неожиданных для нас местах.
«Обращение Корнилия стало первым шагом к резкому росту Церкви. Корнилий был сотником римской армии, но он не был язычником в полном смысле этого слова. Он был „благочестивым“ и „боящимся Бога“, он всегда давал милостыню… Но даже после этого в глазах евреев он оставался язычником, потому что был необрезанным. Поэтому принятие его в Церковь обозначило новый этап в распространении христианства… Поразительные, даже сверхъестественные обстоятельства обращения Корнилия сыграли серьезную роль в принятии апостолами факта, что необрезанные язычники могут стать христианами».
ДИСКУССИЯ
Как вы считаете, почему церкви устанавливают священные места? Может ли Бог находиться в каком-то месте больше, чем в другом?
Могут ли какие-то страны или народы быть ближе к Богу, чем другие? Например, из Ветхого Завета очевидно, что у Бога были особенные отношения с евреями.
Дженни Уоллер, Рединг, Англия
Исследование
Ин. 16:13; Деян. 10:34; 2 Пет. 1:12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы служим живому Богу, Которого даже не надеемся когда-либо полностью постичь. Его Дух учит нас, наставляет, освещает наш путь, чтобы мы могли расти в познании Его. Истина развивается в нашей жизни, когда мы постоянно растем и узнаем Бога все глубже и ближе. Истина развивается даже независимо от нас, но без непоколебимой веры и доверия Богу она может показаться нам пугающей. Когда Бог открывает нам Свои тайны, мы должны, подобно Петру, полностью довериться Ему, быть готовыми оставить свои несовершенные представления и принять новые откровения.
ЗАДАНИЯ
Перечислите, какие откровения Бог показал в Библии и в истории адвентистской церкви. Как открывалась и принималась каждая новая истина?
Разыграйте по ролям 10-ю главу книги Деяний. Затем поменяйтесь ролями, чтобы каждый мог почувствовать себя в разных обстоятельствах. Обсудите, как вы чувствовали себя в той или иной роли и как это повлияло на ваше мнение об обращении язычников.
Проведите мозговой штурм и запишите идеи для служения людям, к которым вы испытываете какие-то предубеждения или которые находятся вне зоны вашего комфорта. Прежде чем воплощать свои идеи в жизнь, помолитесь, чтобы Бог дал вам дух любви и принятия по отношению к людям, которые могут не принять вас.
Найдите несколько библейских текстов, в которых Бог приглашает всех людей откликнуться на призыв к спасению. Выпишите их на плакат и найдите место в вашей церкви, чтобы повесить его как напоминание о том, что Бог ценит всех людей.
Расскажите об Иисусе человеку, который не похож на вас или, по крайней мере, кажется вам непохожим (одеждой, социальным статусом, способом самовыражения). Постарайтесь подружиться с ним, не стараясь изменить его и не касаясь деликатных вопросов.
Во время прогулки найдите несколько вещей, которые похожи, но все же чем-то отличаются. Поразмышляйте о том, что Бог создал каждого из нас уникальным, и о том, как мы можем использовать наши различия для проповеди Евангелия.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Мф. 7:1–5; 1 Фес. 5:20–22; 2 Тим. 2:7; 1 Ин. 4:1.
Seventh-day Adventists Believe, . . A Biblical Exposition of 27 Fundamental Doctrines, chap. 21,“Christian Behavior,” pp. 311–321.Leroy Moore, That They May Be One, qod.andrews.edu/docs/17_leroy_moore.pdf
Ellen G. White, A Call to Stand Apart, chap. 5,“When Doing Everything Right Isn’t Enough.”
Селеста Перрино-Волкер, Рутланд, Вермонт, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →