"Миссионеры" - пособие по изучения Библии для молодежи на III квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ III квартал 2015 год (PDF)
«Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14).
Вступление
Есф. 8:15–17
Мне всегда нравились истории о сильных женщинах-лидерах. Меня вдохновляют героини, которые делают ради спасения других столько же, если не больше, чем герои мужчины. Такие исторические личности, как Мария Кюри, Жанна д“Арк и мать Тереза, побуждают меня к решительным действиям. Каждая из них внесла свой вклад в преобразование мира. Как молодая девушка, живущая в 21-м веке, я также должна выполнить свое предназначение, если хочу оставить после себя какой-то след.
Я почувствовала призыв к служению, когда мне было шестнадцать лет. Последние пять лет моей жизни — это сплошная череда приключений, в ходе которых я узнаю, где Бог желает меня видеть. Да, я читала о служении, которое поручил Иисус Своим ученикам, в 28-й главе Евангелия от Матфея: «Итак, идите, научите все народы». Но я считала, что совершать служение — значит делать что-то определенное. Однако со временем Бог показал мне, что я могу приводить людей к Нему там, где нахожусь, неважно, кто я — студентка, медсестра, музыкант или кто-то другой. Мне необязательно становиться пастором или миссионером с полной занятостью. Все, что мне нужно, — быть там, где есть люди, а остальное совершит Бог.
Читая историю Есфири, я вижу молодую женщину, на которую была возложена большая ответственность, когда она меньше всего этого ожидала. Она не только спасла свой народ от уничтожения и тем самым вошла в плеяду выдающихся женщин истории, она также спасла множество других людей. Признавшись в том, что она еврейка, она засвидетельствовала о своей вере, которая намного ценнее, чем линия родства. И это свидетельство привело к вере многих наблюдателей (Есф. 8:16, 17).
Каждый может совершать Божью работу, где бы он ни находился. Все, что нам нужно иметь, — это сердце, полное желания служить. Евангелие может быть принято тогда и там, где мы этого меньше всего ждем, даже перед лицом геноцида, как в случае с Есфирью, или в наших повседневных делах 2015 года. Ничто не проходит бесследно.
Янис Силей, Вильямспорт, Теннесси, США
Доказательство
Лк. 19:9, 10
Я называла ее «Тетя Мардохей». Она была моим другом и наставником в самый тяжелый период моей жизни. Однажды, вернувшись после каникул в общежитие, я обнаружила, что ко мне в комнату поселили новую соседку. Сразу же стало понятно, что у нас с ней нет ничего общего. Наши интересы, привычки и характер были абсолютно разными. У нас даже не было общих предметов. Я сразу же отправилась к декану в надежде, что эту «ошибку» можно как-то исправить. Но я не смогла его найти, более того, мне не удалось решить этот вопрос и в течение следующих нескольких дней. Через несколько недель навалило столько снега, что учебный процесс пришлось приостановить, и мы наслаждались незапланированными каникулами. Мы с моей соседкой развалились на полу нашей комнаты и играли в настольную игру. В ходе общения я начала лучше ее узнавать и поняла, что была к ней несправедлива.
Познакомившись ближе, она поделилась со мной своими личными переживаниями, и я начала понимать, что Бог намеренно организовал «сюжет Есфири», когда свел нас вместе. Она делилась со мной своим вдохновением и мудростью, а я старалась поддержать ее в тяжелые времена. К концу года мы, глядя в прошлое, славили Бога за то, как Он вел нас обеих.
Мы знаем, что Бог может поместить человека в необычные обстоятельства, чтобы он выполнил особую миссию. Призвание Есфири было непохожим на призвание других миссионеров, таких как Иона, который должен был покинуть свой дом, чтобы обращать неверующих в чужой стране. Она была выбрана агентом по избавлению своего общества, избранного народа, тех, кто уже знал истинного Бога. Зачем Бог посылал «миссионера» к евреям?
В Ветхом Завете есть много случаев (Исх. 12–14; Суд. 6, 7 и 1 Цар. 17), когда Бог спасал Свой сомневающийся народ, постоянно напоминая им о Своей необъятной любви. Сам Иисус говорил, что Он был послан к потерянным овцам Израиля (Мф. 15:24). Он проводил с представителями другой национальности относительно мало времени. Притча о потерянной драхме (Лк. 15:8–10), которая пропала в доме хозяина, тоже иллюстрирует, как Бог беспокоится о Своих детях, которые могут попасть в беду. В Его глазах одинаково ценны как те, что внутри дома, так и те, что еще снаружи.
ДИСКУССИЯ
Как отличить неприятные обстоятельства, которые допускает Господь, и те, в которые мы попадаем из-за своего неправильного выбора?
Что лично для вас значит «внутреннее» служение?
Кристина Расмуввен, Лаурель, Мэриленд, США
Слово
Есф. 1–8
Богатство и высокомерие (Есф. 1)
Книга Есфирь — это не обычное произведение. Так же, как и в книге Песни Песней Соломоновых, здесь описывается история любви без прямого упоминания о Боге. Более того, ее содержание на первый взгляд больше похоже на сказку, чем на библейское повествование. Мужчина изгоняет свою жену за то, что она отказалась показаться перед его друзьями. Теперь он хочет найти новую. Для этого он приказывает своим слугам привести всех молодых привлекательных девственниц, чтобы он мог провести с каждой из них ночь и выбрать лучшую. Наша героиня оказывается в числе этих девушек, и царь называет ее самой привлекательной. По совету своего дяди Мардохея (названного вавилонянами в честь бога Мардука) она скрывает свое происхождение и религиозные корни. Ее полное отречение от происхождения проявилось еще и в том, что она отказалась от своего еврейского имени Гадасса и назвала себя Есфирь, в честь вавилонской богини Иштар. Одно из значений имени Есфирь — это «звезда», но она не сразу позволила своему свету светить.
Но все это только на первый взгляд. Если копнуть это уникальное произведение литературы глубже, можно увидеть острую критику шовинизма, самоугождения и потребительства. Наша история начинается с того, что царь устраивает самое расточительное празднование в истории. Богохульные пляски Валтасара длились всего одну ночь. А фестиваль Артаксеркса тянулся полгода. Да, он прославлял свое царство, но в первую очередь он прославлял себя. Разложение Персии ярко противопоставлено постящейся Есфири и ее друзьям евреям, которые готовились к тому, чтобы защищать свои жизни.
Звезды нашей истории (Есф. 2–3)
Косметические средства. Специальное питание. Внешние атрибуты. Сага об Есфири начинается совершенно иначе, чем история Даниила и его друзей. Есфирь вовсе не пытается противиться системе, как это делали Даниил и его друзья. Наоборот, став пленницей царства, где процветала гендерная дискриминация, согласно которой «красота» и «хорошая фигура» (Есф. 2:7) были для женщины лучшими средствами выживания, она начала приспосабливаться.
Она прислушивается к советам своего брата и наставника Мардохея, который лично для себя выбрал другую тактику. Он не отказывается отстаивать свои принципы и идет на риск, несмотря на то, что принадлежит к этническому и религиозному меньшинству, которое за столетия нажило себе немало врагов. Библия не открывает, почему он отказывался поклоняться Аману, но Мардохей чувствует, что он представляет угрозу для его народа.
Для нас поклон может значить просто жест уважения или признательности, и в Библии люди часто кланялись друг другу без малейшего намека на святотатство, но мы знаем, что это также может иметь значение преданности и поклонения. В книге Даниила четверо друзей отказались поклониться золотому истукану Навуходоносора. Мардохей твердо стоит, не желая поклониться Аману. Но при этом он верно служил царю Персии. Возможно, Мардохей считал, что горделивый Аман был совсем недостоин такой чести. Это оскорбило Амана настолько, что он решил воспользоваться своим положением и уничтожить не только Мардохея, который отказался его почтить, но и всех, кто может быть с ним заодно.
Мардохей заботился о своей сестре Есфири с тех пор, как она потеряла своих родителей в юном возрасте. Скорее всего, когда Есфирь попала во дворец, ей еще не было и двадцати лет, поэтому Мардохей продолжает за нею присматривать, несмотря на закрытость гарема. Через своих посредников во дворце он может только узнавать новости о ней, но не оставляет ее. А когда он становится свидетелем заговора против Артаксеркса, он использует Есфирь для связи с царем.
Приобретая известность (Есф. 4–6)
Когда Аман обманом заставил Артаксеркса издать указ, чтобы уничтожить всех евреев в Персии, Мардохей разодрал свои одежды и возложил на себя вретище и пепел. Он идет по улицам с великим воплем, и где провозглашается повеление царя и указ его, начинается сетование. Когда Есфирь через своих слуг узнает, что происходит, Мардохей посылает ей просьбу: «Моли царя о помиловании!» Есфирь отвечает, что не видела царя уже целый месяц, а Мардохей пишет ей в ответ одни из самых сильных, на мой взгляд, слов в Писании:
«Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Ст. 13, 14).
Слова Мардохея перекликаются со словами Иосифа (Быт. 50:20), который оказался во дворце в похожих обстоятельствах. Есфирь просит всех евреев, живущих в Сузах, столице Персии, держать строгий пост в течение трех дней, в то время как она приготовится к встрече с царем. Три дня прошли, она осмеливается прийти к царю. Он доволен. Она приглашает царя и Амана на пир. Ее опасения не оправдались.
Конец игры (Есф. 7–8)
История Есфири — это история, которая не перестает превосходить наши ожидания. Героиня, скрывающая свое происхождение. Царица, обладающая красотой не только внешней, но и внутренней. Царь, провозгласивший, что все женщины должны повиноваться своим мужьям, сам избегает необдуманного решения и возможной гражданской войны благодаря своей жене. Совсем наоборот все случилось с Аманом — совет жены привел его к смерти.
Есфирь показывает нам, что Божья воля не ограничена рамками обстоятельств. Бог может действовать через любое событие и любую личность. От нас зависит только, воспользуемся ли мы теми возможностями, которые открывает нам Господь, или нет.
Томпол Вилер, Нешвиль, Теннесси, США
Свидетельство
Есф. 2:5–7; 3:8, 9; 4:15, 16; 8:14, 17
Есфирь была молодой еврейской девушкой. И вдруг она становится царицей. Наверное, это было необычное зрелище. У нее не было унаследованных качеств, с помощью которых она могла бы как-то улучшить свое положение или положение своего народа. Но ее дядя Мардохей научил ее служить Богу. И, когда она увидела свое место в Божьей армии, она была готова действовать.
Удивительно, что Бог призывает стать его солдатами-миссионерами разных людей, даже языческих цариц. «Не все воины могут быть генералами, капитанами, сержантами или даже капралами. Не все могут нести на себе заботы и ответственность руководителей. Надо делать и другую тяжелую работу. Кто-то должен рыть траншеи и возводить укрепления; кто-то должен быть часовым, кто-то посыльным. Если офицеров в армии не так уж много, нужно иметь как можно больше рядовых, чтобы армия была хорошо укомплектована; причем успех ее зависит от верности каждого солдата».
Чтобы выступить перед царем и молить за свой народ, который только что был приговорен к смерти бесчеловечным законом, Есфири нужно было нечто большее, чем просто человеческая смелость. «Создавшееся положение требовало от Есфири решительных и быстрых действий; но и она, и Мардохей понимали, что если Божественное могущество не поможет им, то все их усилия обречены на провал. Поэтому Есфирь назначила время, когда она решила обратиться к Богу, Источнику своей силы. „Пойди, — повелела она Мардохею, — собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду так же поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну“».
Благодаря мужеству Есфири ее народ смог защищаться в сражении с теми, кто хотел их убить. Она не просто спасла их, но даже стала инструментом возрождения монотеизма в Персии. «А у Иудеев было тогда освещение, и радость, и веселье, и торжество. И во всякой области, и во всяком городе, во всяком месте, куда только доходило повеление царя и указ его, была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями» (Есф. 8:16, 17).
ДИСКУССИЯ
В каком окружении лично вы можете послужить инструментом в Божьих руках?
Как вы думаете, как Есфирь поддерживала связь с Богом на своем миссионерском поле?
Эми Регестер, Гринбрир, Арканзас, США
Практика
Есф. 2:7
Есфирь стала секретным миссионером в персидском дворце. В определенном смысле она была Божьим шпионом. Благодаря Божьей защите и мудрости ее дяди Мардохея она смогла достойно жить во дворце и даже стать царицей Персии. Есть несколько ценных уроков относительно миссионерской работы, которые мы можем вынести из опыта Есфири.
Прислушивайтесь к людям, лучше знакомым с обществом, которому вы собираетесь свидетельствовать. Иногда молчание — это лучший способ научиться чему-то и найти свое место в жизни. Есфирь прислушивалась к мудрости Мардохея. Она смогла выжить, будучи наложницей во дворце царя, благодаря тому, что промолчала о своем происхождении, своем народе и своей жизни. Ей нужно было вести себя очень осторожно и прислушиваться к тем, кто знал положение вещей и мог давать советы.
Осторожно выбирайте информацию, которой вы делитесь, и время, когда это лучше сделать. Если вы откроете человеку некорректную информацию или неполную истину, это может привести к серьезным негативным последствиям. Всегда думайте о том, какое влияние окажут на слушающего ваши слова и то, с какой интонацией вы их говорите. Удостоверьтесь, что все, что вы говорите, — истина, а не просто слухи.
Мы не всегда сможем понять, почему происходит то или иное. Аврааму Бог сказал покинуть землю, в которой он жил (Быт. 12:1). Руфь пошла со своей свекровью на ее родину, не зная, что она встретит там Вооза (Руфь 1:6–22). Моисея Бог послал назад в Египет спасать его народ (Исх. 4:1–23). Есфирь была избрана наложницей, а потом и женой царя, который отрекся от своей последней жены (Есф. 1:19, 20).
Есфирь приготовила себя перед Богом. Когда настало время Есфири прийти к царю, чтобы просить о спасении ее народа, она не спешила. Она приготовила себя, соблюдая пост несколько дней. Прежде чем начать серьезную миссионерскую работу, нам тоже нужно сначала наладить связь с Небесным Отцом и просить Его водительства. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6, 7).
Важно чувствовать, когда стоит нарушить молчание. Если выбрать для этого нужное время и место, то можно изменить чей-то мир. В случае с Есфирью это был ее народ. Она была секретным звеном в миссии Бога.
ДИСКУССИЯ
Как вы считаете, почему Бог избрал Есфирь, чтобы спасти Свой народ? Какие черты ее характера стали ключевыми в этой истории?
Можете ли вы провести параллель с обстоятельствами, в которые попадаете вы?
Джоанна Бьйорк, Бисмарк, Северная Дакота, США
Мнение
Есф. 4:6–14; 1 Кор. 9:19–23
Когда я была маленькой, история Есфири была похожа для меня на диснеевский мультфильм: девочка-сирота спасает целый народ благодаря своей красоте, верности и мудрости. Но на самом деле в этой книге есть много серых тем. Во-первых, Есфирь силой забрали у дяди и заставили быть наложницей в гареме царя. Ей советуют лгать о своем происхождении и религии. Когда ее народу грозила опасность, она не вызвалась помогать, а только согласилась на уговоры Мардохея. В книге не упомянуто ни о Боге, ни о молитве. Так почему же эта история стала основой стольких детских книг и христианских фильмов?
Есфирь стала правдоподобным портретом молодой девушки, которая пытается занять твердую позицию в жизни. И нам всем известно, насколько это непросто. Но она смогла это сделать, и именно поэтому ею так восхищаются. Мы видим ее беспокойство. Но она не действует импульсивно. Наоборот, она составляет план.
В этом пособии мы каждую неделю знакомимся с людьми, которые испытывали на себе давление. Эли Висель писал: «Мы должны занимать какую-то из сторон. Нейтралитет может помочь только притеснителю, но не его жертве. Молчание вдохновляет мучителя, но не мученика. Иногда стоит вмешаться. Когда под угрозой находится человеческая жизнь, когда унижается человеческое достоинство, национальные границы и чувства теряют ценность. Если где-то мужчин и женщин начинают преследовать за их национальную, религиозную или политическую принадлежность, то это место незамедлительно должно стать центром вселенной».
Иисус неоднократно вступался за людей, с которыми плохо обходились. Апостол Павел поступал так же. Он заявляет: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9:22, 23).
Ранние христиане понимали, что, если они будут твердо стоять на своем, у них будет сила и возможность все перенести и открыть весть Евангелия. Заняв твердую позицию, Есфирь смогла спасти свой народ, повысить свое положение и помочь Мардохею стать вторым после царя в Персии. Итак, ее смелость принесла ей вознаграждение.
ДИСКУССИЯ
Вспомните, когда вам приходилось стоять против давления. Как вы себя вели? Предпринимали какие-то действия или молча сидели? Возвеличивалось ли при этом Евангелие?
У Есфири был план противостояния. Какой план вы можете составить для себя, чтобы утвердить свою позицию?
Лиза Д. Германн, Нешвиль, Теннесси, США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог может использовать нас, несмотря на наше несовершенство. Только когда мы чувствуем свою слабость, Он может дать нам силу и сделать нас благословением для других. Есть такое выражение: «Богу не нужны наши способности, Ему нужна наша готовность». Бог использовал Есфирь для спасения евреев от уничтожения. У нас с вами еще большая миссия — приготовить весь мир к последним событиям и ко Второму пришествию Иисуса. Кого Он послал вам на пути? Какую миссию Он возложил лично на вас?
ЗАДАНИЯ
Нарисуйте график истории Есфири. Укажите на нем восходящие и нисходящие участки ее жизни.
Посмотрите в Интернете принцип построения диаграммы Венна. Воспользуйтесь этим методом и найдите общие и отличительные черты жизни Есфири и жизни Иосифа.
При помощи библейского поисковика или Интернета найдите в Библии отдельных личностей или группы людей, которые когда-либо держали пост. Каковы были их цели? К каким результатам это привело?
Составьте список решений, которые может принять христианин, чтобы остаться верным Богу, живя в безбожном окружении.
Просмотрите в сборнике «Гимны надежды» песни из раздела «Посвящение» №244–266. Спойте один из них, который лучше всего отражает миссию, порученную Богом лично вам.
Возьмите пост на три дня, в течение которых вы сосредоточите внимание на ваших отношениях с Богом. Вы можете поститься, отказавшись от еды, от Интернета, телевизора, музыки, отрицательных эмоций или каких-либо других аспектов вашей жизни, которые отнимают у вас много времени.
Проведите мозговой штурм и запишите все идеи, как Бог может использовать вас, чтобы вы были благословением для других. Выберите одну из этих идей, чтобы воплотить ее в жизнь на следующей неделе.
Подумайте о своей жизни и постарайтесь вспомнить ситуации, в которых Бог обращал ваши разочарования и трагедии в благословение.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
John Bradshaw, Confidence in Chaos.
Lee Strobel and Mark Mittelberg, The Unexpected Adventure.
Рене Кофи, Гоблс, Мичиган, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →