Урок 5. 25 апреля –1 мая. Христос как господин субботы
25 апр 2015
"Евангелие от Луки" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ II квартал 2015 год (PDF)
В ветхозаветные времена израильский народ часто отворачивался от Бога.
Из-за своего идолопоклонства и пренебрежительного отношения к Творцу они в конце концов попали в рабство (4 Цар. 17:7–20; 2 Пар. 36:20). Когда они вернулись на родную землю, то благодаря реформам пророка Неемии смогли прийти к правильному соблюдению субботы (Неем. 10:31; 13:15–22). Однако к тому времени, как пришел Иисус, соблюдение субботы превратилось в список жестких правил. В Евангелии от Луки мы читаем, как Иисус пытается восстановить истинное значение субботы.
Иисус всегда соблюдал субботу (Ис. 61:1, 2; Лк. 4:16–22)
Хотя Иисус осуждал фарисейскую практику соблюдения субботы, Сам Он всегда помнил об этом дне. Каждую субботу Его видели в храме на поклонении. Для Него суббота была не просто очередным днем недели. Это было время особого личного и совместного поклонения Богу.
В одну из суббот Иисус читал из Ис. 61:1, 2. Этот отрывок говорил о Его миссии: «Благовествовать нищим… проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19). Поскольку Иисус — наш образец (1 Кор. 11:1; 1 Тим. 1:16; 1 Пет. 2:21), нужно молиться, чтобы Он помог нам понять, как мы можем следовать за Ним в этой миссии.
Сегодня есть люди, которые соблюдают субботу, но при этом не посещают церковь. Кто-то не делает этого, потому что им неприятна местная церковь. Возможно, в прошлом у них был с братьями или сестрами какой-то конфликт. Другие так устают за всю неделю, что в субботу утром остаются дома, чтобы выспаться. Но, как бы там ни было, мы должны следовать примеру Иисуса и собираться вместе для прославления Бога в субботу. «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24, 25).
Иисус — господин субботы (Мк. 2:23–28; Лк. 6:1–5)
Во времена Иисуса существовало несколько правил, запрещающих перемалывание зерна в субботу. Да, Библия определенно запрещает работать в субботу, но фарисеи хотели выстроить вокруг этого дня настолько высокую ограду, чтобы никто даже случайно не смог ее нарушить. Поэтому они учредили множество обременительных правил. Конечно, эти правила только разрушали святость субботы, вместо того чтобы созидать ее.
В отрывке Лк. 6:1–5 Иисус пренебрегает человеческими постановлениями, чтобы пролить свет на истинное значение субботы. «Сын Человеческий есть господин и субботы» (ст. 5). В понимании субботы этот стих является ключевым, он может многому нас научить. Прежде всего, только познавая Христа, мы можем полностью понять значение субботы. Суббота — это не список запрещенных занятий. Она была создана для особого общения с Иисусом. Четвертая заповедь запрещает работать в субботу только для того, чтобы мы могли развивать наши отношения с Иисусом. Если человек концентрирует свое внимание лишь на том, что можно, а чего нельзя делать в субботу, вместо того чтобы думать о Творце, то он забывает истинное значение этого дня.
Также Иисус хотел научить нас, что никто из людей не имеет права изменять, пересматривать или отменять субботу. Многочисленные правила фарисеев относительно этого были ошибочными. Но сегодня в мире существует другая крайность. Сегодня субботу отменили, точнее, перенесли на другой день. Человек, который говорит: «Я соблюдаю субботу по-своему!», делает себя господином субботы. Но только Иисус может быть истинным господином этого святого дня.
Иисус часто опровергал одно из постановлений, говорящее о запрете исцелять в субботу. Фарисеи позволяли в субботу заботиться о животных, но если дело касалось исцеления человека, они запрещали предпринимать что-либо, пока суббота не закончится. Это было противоположно учению Иисуса.
Суббота — это день для общения с Богом. Поэтому милость должна быть неотъемлемой частью этого святого дня. «Взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10) — вот миссия Иисуса. Может ли быть лучший способ прославить Бога, чем стать участником Его миссии?
Облегчить страдание человека — значит прославить Бога. Иисус показывал, что Он любит людей. Это был Его метод. Он восполнял их нужды и этим открывал истинный Божий характер. Только после этого Он приглашал их присоединиться к Своему Царству. Иисус совершал это служение как в обычные дни, так и в субботу. На самом деле, Иисус намеренно исцелял в субботу. Он часто совершал исцеление в субботний день, даже когда у Него была возможность сделать это в другое время. Пример этому мы находим в Ин. 5:1–17, где Иисус в субботу исцеляет человека в купальне Вифезда. Состояние этого человека не требовало немедленного исцеления, и Иисус мог легко исцелить его в другой день, так как Он пришел в Иерусалим на праздник Пасхи. Несмотря на это Иисус специально выбирает субботу и делает ее днем милости.
ДИСКУССИЯ
1. Какие еще уроки мы можем извлечь из слов Христа: «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лк. 6:5)?
2. Какие практические выводы мы можем сделать относительно соблюдения субботы в свете нашего урока?
Скотт Северанс, Даллас, Техас, США.
Свидетельство
Притч. 8:10; Лк. 4:16; Ин. 1:3
Интересно, что суббота связана с Христом как Создателем. Она направляет наши мысли к Тому, Кто создал нас и весь наш мир. В Ин. 1:3 автор смело заявляет: «Все чрез Него на´чало быть, и без Него ничто не на´чало быть, что на´чало быть». Затем в седьмой день Бог отдыхал. Он постановил, что этот день должен быть памятником творения.
«„Посему Сын Человеческий есть господин и субботы”. Эти слова полны наставления и утешения… Поскольку суббота сотворена для человека, она является днем Господа. Она принадлежит Христу, потому что „все чрез Него на´чало быть, и без Него ничто не на´чало быть, что на´чало быть” (Ин. 1:3). Он сотворил все. Он сотворил и субботу. Он выделил ее в память о днях творения. Суббота указывает на Христа как Творца, освятившего ее. Она свидетельствует: Тот, Кто сотворил все на небе и на земле, Кто все содержит, является Главою Церкви и благодаря Его силе мы примирены с Богом. Ибо, говоря об Израиле, Он сказал: „Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их” (Иез. 20:12). Поэтому суббота является символом силы Христа, освящающей нас. Суббота дается всем, кого освящает Христос. Как знамение Его освящающей силы суббота дана всем, кто через Христа становится частью Божьего Израиля…
Всем, кто принимает субботу как знамение созидательной и спасающей силы Христа, она станет отрадою. Видя в ней Христа, они возрадуются в Нем. Суббота указывает на дела творения как на свидетельство Его могущественной силы искупления. И хотя суббота напоминает об утраченном Едеме, она также возвещает мир, обретаемый через Спасителя. И всё в природе повторяет Его призыв: „Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас” (Мф. 11:28)».
ДИСКУССИЯ
1. Подумайте, насколько важно, кто говорит, особенно когда звучат слова: «Я — Господин субботы»?
2. Какие истины о Боге мы утверждаем, когда поклоняемся Ему в субботу?
3. Запишите распорядок ваших занятий в одну из недавних суббот. Подумайте, соответствует ли он истинному смыслу субботы?
Брент Стоун, Пусан, Южная Корея.
Доказательство
Ис. 58; Лк. 6:9
Когда мы покупаем какую-то технику, к ней прилагается инструкция, которая учит нас, как правильно ею пользоваться. Библия — это инструкция к субботе от Самого Бога. Бог спланировал и создал для людей дом, превосходящий по проекту задумки всех инженеров мира. Первая глава Бытия описывает, как Он выстроил и наполнил этот дом. В течение недели Он населил его живыми существами. Затем Он дал жизнь первым людям — Адаму и Еве. В конце недели творения Бог благословил и освятил седьмой день. Первую в истории земли субботу Он провел в покое с двумя людьми, которых только сотворил (Быт. 2:2, 3).
В 58-й главе книги Исаии Бог показывает, что Ему угодно, а что нет. Наш Творец знает, что для нас лучше, потому что Он сотворил нас. 13-й и 14-й стихи относятся к субботе. Они открывают нам, как ее следует соблюдать. Фарисеи обращали внимание на букву Закона, а не на Его дух (Мф. 9:14). Они знали о голоде. Тем не менее они при любой возможности удерживали у себя то, чем могли бы поделиться с другими. В Лк. 6:9 Иисус многозначительно и даже риторично спросил их о цели субботы. В течение недели творения Бог создал солнце, растения, животных и человека, и всё было создано для взаимного служения. Солнце светит и дает жизнь всему вокруг. Растения дарят нам пищу и радуют своей красотой. Адам и Ева должны были ухаживать за садом. Каждый аспект жизни был сосредоточен на заботе об окружающих.
В Быт. 2:2 Бог дает субботу. Иисус соблюдал субботу (Лк. 4:16). Павел каждую субботу приходил в синагогу (Деян. 17:2).
В Ис. 66:22, 23 пророк говорит, что на небе мы будем приходить на поклонение к Богу по субботам. В Евр. 13:8 написано: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же». Он не меняется. Он участвовал в творении нашего мира. Он — соучредитель субботы. А поэтому в каждом Его решении, особенно относительно субботы, есть особая цель (Исх. 31:13).
ДИСКУССИЯ
1. Почему так важны принципы, записанные в 58-й главе книги пророка Исаии?
2. Соответствуют ли ваши занятия по субботам этим принципам?
Николь Уолкер, Тэджон, Южная Корея.
Практика
Мк. 2:27; Лк. 4:31
Завершив творение, Бог почил и благословил субботу. Поэтому мы также должны в этот день отдыхать от работы и повседневных занятий. К сожалению, с течением времени строгие предписания взяли верх над святостью субботы. И к тому времени, когда на землю пришел Христос, этих правил стало так много, что даже Тот, Который учредил этот особенный день, был обвинен в нарушении его святости.
Нашим путеводителем в соблюдении субботы является пример Иисуса. Он побуждал людей руководствоваться здравым смыслом в отношении этого святого дня, потому что в те времена скрупулезность в этом вопросе достигла абсурда. Изначально суббота должна была стать благословением, а не бременем (Мк. 2:27). Давайте рассмотрим несколько примеров того, что Иисус делал в субботу. Это поможет нам обогатить наш опыт в соблюдении этого отделенного дня.
Иисус встречался с людьми. Он часто проводил время с Богом, но Он также учил людей жизненным истинам и познанию Отца. Иисус приходил в синагогу не просто, чтобы посидеть. Он учил и исцелял находящихся там людей (Мф. 12:9–13; Лк. 4:16, 31).
Иисус помогал. Проходит суббота за субботой, удалось ли нам помочь хотя бы кому-то? Конечно, мы не можем исцелять, но мы можем помочь пожилому человеку сделать то, что тяжело ему. Мы также можем помочь какому-то ребенку. Возможно, у нашего коллеги или друга была тяжелая неделя. Мы можем помочь ему, даже если просто обнимем его. Мы можем помочь соседям. Оглянитесь вокруг. В мире очень много людей, нуждающихся в нашей помощи (Лк. 4:31–35; 13:10–16). Если мы будем творить добро в субботний день, мы последуем примеру Христа. Иисус — Господин субботы. Но фарисеи забыли, что Иисус имел большее значение, чем правила, которые они сами же придумали для соблюдения субботы. Они забыли, что Он, а не они, был Господином субботы (Мф. 12:3–8; Лк. 6:9).
Проводите время на природе среди Божьего творения. Он создал сад, в котором должны были жить Адам и Ева. Поэтому природа может открыть нам много прекрасного о Боге (Мф. 6:25–33; Лк. 12:22–28). Если вы живете в большом городе, прогуляйтесь в парке. Если у вас нет возможности выйти на свежий воздух, почитайте интересные статьи о природе в Интернете, или возьмите в библиотеке книгу о природе.
ДИСКУССИЯ
1. Как священники осквернили субботу?
2. Если бы Иисус жил на земле сегодня, какие Его действия в субботу нам показались бы заслуживающими укора?
3. Подумайте, что вы можете сделать в ближайшую субботу, чтобы она стала особенной для кого-то другого.
Геральд Франк Кристо, Тамилнад , Индия.
Мнение
Лк. 4:31–35
Когда я был студентом адвентистского колледжа, я часто слышал вопрос: «Что ты делаешь в субботу после обеда?» Сначала я был удивлен такому вопросу, потому что в моей церкви суббота наполнена всевозможными занятиями с утра и до вечера: библейские уроки, встречи адвентистской молодежи, посещение людей в больницах и на дому. Иногда мы оставались в церкви до самого захода солнца. В субботу мне никогда не было скучно. Более того, когда суббота заканчивалась, мне было даже немного грустно.
Обучение за границей стало для меня новым витком в моем опыте соблюдения субботы. Сначала я недоумевал, почему люди после обеда в субботу только спали. Однако позже я незаметно для себя стал делать то же самое. Всю неделю мы допоздна учились, стараясь выполнить все задания. Поэтому в субботу мы отдыхали эмоционально и физически. Мы не проводили библейские уроки, мы не проповедовали и не свидетельствовали. Мы просто отдыхали!
А что делал в субботу Иисус? «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему» (Лк. 4:31–35).
Будучи Господином субботы, Иисус показывает нам, как соблюдать ее. Вместо того чтобы проверять, кто чем занимается в Его святой день, Он помогает нуждающимся. Библия четко говорит, что мы можем, а что не можем делать в субботу. «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе» (Ис. 58:13, 14).
ДИСКУССИЯ
1. Чем вы с друзьями можете заняться с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу?
2. Какие занятия вы считаете приемлемыми для вечера пятницы и субботы?
Сбонгиле Нтвана, Хаелитша, Кейпта́ун, Южная Африка.
Исследование
Ис. 58:13, 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библия начинается и заканчивается субботой. В книге Бытие мы читаем: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2, 3). А в Откровении 14:7 написано следующее: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод». «Это — прямая ссылка на четвертую заповедь вечного Закона Божьего. То, что данные слова звучат в этом последнем предостережении, подтверждает, что Бог особенно переживает, чтобы Его забытый день, суббота, был восстановлен до Второго пришествия». А как вы можете помочь восстановить статус субботы?
ЗАДАНИЯ
Узнайте, какие достопримечательности или места отдыха есть в вашей округе, которые вы могли бы посетить в субботу. Особенно обратите внимание на места на свежем воздухе и парки, где можно спокойно насладиться прекрасным Божьим творением. Вы можете договориться со своим классом субботней школы и провести в одном из таких мест урок субботней школы.
Прочитайте Мф. 12:1–13 и напишите список из 12 пунктов того, что можно делать в субботу, согласно словам Иисуса: «Итак, можно в субботы делать добро» (ст. 12). Выберите один из пунктов и воплотите его в своей жизни или вместе с друзьями в течение месяца.
Заведите дневник, в котором в течение двух месяцев будете записывать ваши занятия в субботу. Подумайте, какие из них были по-настоящему стоящими? А какие нет? Какие выводы вы можете сделать по поводу соблюдения субботы, анализируя ваши записи из дневника?
Послушайте какую-либо песню о субботнем дне.
Прочтите книгу о субботе с идеями ее соблюдения. Выберите некоторые идеи, чтобы воплотить их в своей жизни. Вы можете свободно адаптировать их для своей церкви и для ваших интересов.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Ис. 58
Э. Уайт. Великая борьба, глава 26 «Незыблемость Закона Божьего».
Richard Davidson. A Love Song for the Sabbath.
Лесли Джэйн Брюйер, Бруклин, Нью-Йорк, США.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →