"Евангелие от Луки" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ II квартал 2015 год (PDF)
«И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).
Вступление
Лк. 3:4
«Друзья, помните то время, когда Джордж Уокер Буш был президентом Соединенных Штатов, а Арнольд Шварценеггер — губернатором Калифорнии? Иоанн Павел II был тогда папой Римским. Вы помните время, когда эти известные люди были при власти? Именно в это время жил также один никому не известный человек, который ходил по пустыне и утверждал, что скоро должен прийти Спаситель человеческой расы. За ним следовало совсем немного людей, максимум тридцать человек». Похожим образом Лука пишет вступление к главе, которую мы будем исследовать на этой неделе.
Уже сейчас можно сделать вывод, что Лука был мастером журналистского расследования. Он сообщал полезные факты, понимал исторический контекст и хорошо знал события из жизни Иисуса. И он был хорошим рассказчиком. Вы скажете: «Но ему же помогал Святой Дух!» Да, но если мы прочитаем историю крещения и искушений Иисуса, то увидим исторические подробности и духовную значимость этих событий, которые привносит в свое повествование именно Лука.
Тяжело понять, почему Бог вкладывает весть, которая должна потрясти мир, в уста очень бедного сельского парня, который к тому же был известен тем, что противился продажным властям. Понимаете ли вы смысл всего, что происходило, когда задумываетесь над обстоятельствами рождения Христа и событиями Его появления как великого Учителя и Спасителя людей? И зачем Иисусу вообще нужно было креститься? Неужели Он должен был что-то доказать Отцу? Разве Ему нужен был новый старт? Или это был символ чего-то? Во всем этом был более глубокий смысл.
Читая об искушениях Иисуса, вы можете сказать: «И что? Обычное дело! Человек принимает крещение, дьявол начинает его безжалостно искушать, и он переживает самую сильную борьбу в своей жизни». Но подумайте! Разве, когда Иисус принимал крещение, голос с небес говорил просто так? Это был необычный голос. Только этот голос может дать Божественную силу слушающему. Это был первый секрет духовного успеха Христа.
Если у вас есть список задач, запишите в него следующее: изучить инструкцию, прежде чем она понадобится. Это второй секрет успеха Иисуса. Наш Господь не пользовался поисковиком по Библии, когда отвечал сатане: «Так написано». Недостаточно учить стихи на память. Нужно знать, как их применять. Знаем ли мы ответ заранее или только под давлением обстоятельств? Немного позже в нашем уроке мы рассмотрим вопрос о поклонении. Нельзя верить ни единому слову того, кто сказал Иисусу: «Поклонись мне». Задумайтесь над этим.
На этой неделе молитесь о том, чтобы услышать голос, который подскажет вам, как Иисус одержал самую важную победу в Своей жизни, и что это значит для вас.
Тим Лэйл, Бойс, Айдахо, США.
Доказательство
Мф. 23; Лк. 3:1–14, 21, 22
В Лк. 3:1, 2 мы видим список авторитетных людей, которые были у власти, когда Иисус начинал Свое общественное служение. Тиверий кесарь был «подозрительным» и «беспощадным правителем». Правителем Иудеи был Понтий Пилат, который содействовал иудейскому синедриону, когда Иисуса приговаривали к смерти. Но сам он умыл руки в знак своей невиновности в крови Христа. На протяжении всего служения Христа Ирод был четвертовластником в Галилее, а его брат Филипп правил Итуреей и Трахонитской областью. В Лк. 13:32 Иисус называет Ирода «лисицей». Лисанию «часто упоминает историк Иосиф Флавий… В греческих документах, обнаруженных в Абили, его имя предшествует титулу четвертовластника (тетрарха)… Больше о его происхождении, жизни и правлении ничего неизвестно». Анна, сын Сета, был избран на должность первосвященника наместником Квиринием. Иосиф Флавий упоминает еще одного первосвященника по имени Иосиф Каиафа. В 1990 году археологи нашли за пределами Иерусалима гробницу, в которой был обнаружен контейнер с надписями, и среди них встречалось имя Анны.
Зачем Лука упоминает всех этих политических и религиозных лидеров? Возможно ли, что он вырисовывает четкий контраст между этой высокопоставленной элитой и смиренным Иоанном Крестителем? В противопоставление политическим лидерам, которые держали в своих руках законы страны, Иоанн Креститель представляет Того, Кто держит в Своих руках любовь, покаяние и спасение. Иудеи считали религиозных вождей духовными столпами, но Иисус видел, что находится под их белоснежным фасадом (Мф. 23). И, несмотря на их ложный путь, Иисус умоляет их покаяться и поверить в Него.
Читая проповедь Иоанна Крестителя, описанную Лукой, нас охватывает волнение от того, насколько неотложным он представляет Первое пришествие. Представьте, что вы сидите в концертном зале, представление задерживается. И тут на сцене появляется ведущий, а это значит, что вот-вот вы увидите нечто грандиозное. Подобные чувства испытывали те, кто слушал проповедь Иоанна Крестителя. И насколько впечатляющим был тот день, когда Иисус пришел к Иоанну креститься! Это событие обозначило начало Его служения и открыло всем Его происхождение. Иисус — возлюбленный Сын Божий.
ДИСКУССИЯ
Как вы думаете, почему Иоанн Креститель сказал именно эти слова (Лк. 3:7‒19)?
Иоанн Креститель — первый евангелист (Мф. 3:1–12; Мк. 1:1–13; Лк. 3:1–14)
Служение Иоанна Крестителя было частью Божьего плана по спасению Израиля и всего человечества. Более того, его появление обозначило конец старой эпохи и провозгласило начало Нового Завета (Лк. 16:16). Почти четыре века израильтяне жили без пророка. В появлении Иоанна исполнилось пророчество, записанное в Ис. 40:3–5. А в Лк. 3:5, 6 говорится о том, что время, когда должен исполниться план спасения, уже наступило, «и узрит всякая плоть спасение Божие».
Проповедь Иоанна Крестителя (Мф. 3:1–10; Мк. 1:1–8; Лк. 3:7–14)
Иоанн настойчиво призывал своих современников к радикальным переменам через крещение покаяния. Эта мощная весть записана в следующих отрывках:
Призыв к истинному покаянию (Мф. 3:1–10). Иоанн приглашает людей к искреннему покаянию. Нет смысла называть себя «детьми Авраама», если в вашей жизни нет плодов настоящего покаяния, потому что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (ст. 10).
«Сравните притчу Исаии о диких ягодах (Ис. 5:1‒7) и притчу Христа о бесплодной смоковнице (Лк. 13:6‒9). В рассказе Иисуса явно просматривается долготерпение Божье. Но также очевидно, что, если человек не ценит Его милость, Бог волен отнять ее. В истории еврейского народа наступил этот день милости, но они были в двух шагах от того, чтобы ее потерять».
Призыв к новым жизненным приоритетам (Лк. 3:7–14). К Иоанну приходили разные люди. И каждому из них он давал конкретные наставления. Например, сборщикам налогов (мытарям) он говорил, чтобы они не требовали больше, чем им положено. А воинам запрещал проявлять жестокость. Это отражает принцип, записанный в Лев. 19:18: «Не мсти, и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я — Господь».
Хорошая подготовка очень важна. Особенно если речь идет о таком важном событии, как рождение ребенка, свадьба, экзамен или собеседование о принятии на работу. Тем более было важно подготовиться к первому пришествию нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому Бог выбирает Иоанна Крестителя, чтобы рассказать всем о пришествии Иисуса и поделиться доброй вестью о спасении в нем. Миссия Иоанна заключалась в том, чтобы приготовить сердца Божьего народа к принятию Иисуса. Все свое служение он направлял умы людей к Тому, Кто будет крестить их «Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).
Иоанн Креститель остался верен истине, даже когда Ирод бросил его в темницу за обличение в грехе (Лк. 3:19, 20).
Кроме того, что Иоанн крестил многих людей, он крестил Иисуса. Какое же это было преимущество для Иоанна! Лука обращает внимание на присутствие Святого Духа, Который в виде голубя спустился на Иисуса, когда Тот выходил из водной могилы. Выражение «в телесном виде» (Лк. 3:22) доказывает сошествие Духа, Который также играет ключевую роль в обращении человека. Дух, Который обличает нас в грехе (Ин. 16:8–11), это тот же Дух, Который поддерживал Христа в Его служении. В Лк. 3:22 Бог называет Иисуса Своим возлюбленным Сыном. Это обращение подтверждает Божественность Иисуса, тогда как стих 23 говорит о Его человеческой природе. Обратите также внимание на Пс. 2:7 и Ис. 42:1.
Искушение в пустыне и победа (Пс. 90; Мф. 4:1–11; Мк. 1:12, 13; Лк. 4:1–13)
Искушения, которые Иисус пережил в пустыне, были частью Его подготовки к служению. Сатана явился Ему после сорока дней поста. Он был физически ослаблен, что делало искушения еще более сложными.
Первые два искушения начинаются одними и теми же словами: «Если Ты Сын Божий» (Лк. 4:3; 4:9). Сатана пытался подвергнуть сомнению Его Божественность и поселить в Его разуме сомнения насчет Его истинного происхождения. А еще он надеялся, что Иисус воспользуется Божественной силой для удовлетворения Своих эгоистических потребностей и тем самым бросит вызов авторитету Отца.
Третье искушение Иисуса открывает всем намерения сатаны, которые он вынашивал с самого начала вселенского конфликта, — заставить людей поклоняться ему вместо Творца. В Лк. 4:9–12 он нагло искажает Писание. «Цель псалма 90 — показать, как Бог защищает Свой народ, а не побудить их использовать Божью силу для чувственного и безрассудного хвастовства».
ДИСКУССИЯ
1. Сравните обращение Бога к Иисусу в Лк. 3:22 с обетованием, записанным в Ин. 1:12. Какие слова ободрения Бог дарит нам в нашей борьбе против сатаны? Как нам научиться верой слышать голос нашего Небесного Отца, Который обещает всегда быть рядом?
2. Крещение Иоанна совершалось для прощения грехов, зачем же тогда Иисус настоял на Своем крещении? См. Мф. 3:14, 15.
3. Подумайте, чем сатана искушает вас. Похожи ли эти искушения на те, которые перенес Христос? Как вы с ними боретесь: своими собственными силами или через Христа и «так говорит Господь»?
Габин Гнинкун, Женева, Швейцария.
Свидетельство
Ин.1:12
«Сатана присутствовал при крещении Спасителя. Он видел славу Отца, осенившую Сына. Он слышал голос Иеговы, свидетельствующий о Божественной природе Иисуса. Со времени грехопадения Адама человеческий род был лишен возможности непосредственно общаться с Богом. Это общение между небом и землей осуществлялось через Христа, а теперь, когда Иисус пришел „в подобии плоти греховной” (Рим. 8:3), с неба раздался глас Самого Бога Отца. До этого Он общался с человечеством через Христа, теперь же общается с человечеством во Христе. Так как грех вызывает отвращение у Бога, сатана надеялся, что земля будет навсегда разделена с небом. Но теперь было очевидно, что связь между Богом и человеком восстановилась».
«Иисус принял крещение не в знак покаяния в Своих грехах. Он уподобился грешникам и совершил то, что мы должны совершить, исполнил то, что мы должны исполнить. Его жизнь после крещения, исполненная страданий и безграничного терпения, также является для нас примером».
«Нет более торжественного жеста отказа от мира, чем крещение. Когда человек в начале своего христианского пути принимает крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа, он публично заявляет, что оставил служение сатане и стал членом царственной семьи, сыном или дочерью Небесного Царя. Он исполнил повеление: «И потому выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому». В его жизни исполнилось обетование: «И Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17, 18)».
«Христос знал, что враг не оставит в покое ни одного человека, но воспользуется его наследственной слабостью, чтобы лживыми внушениями заманить в ловушку тех, кто не доверяется Богу. Пройдя стезю, которой должен идти человек, Господь открыл нам путь к победе. Не по воле Бога мы терпим поражение в борьбе с сатаной. Господь не желает, чтобы мы были запуганы и обескуражены происками змея. „Мужайтесь, — говорит Он, — Я победил мир” (Ин. 16:33)» .
ДИСКУССИЯ
1. Что меняется в нашей повседневной жизни, когда мы становимся членами царской семьи?
2. Прочитайте Ин. 16:33. Как нам сделать наши победы в этом мире Божьими победами?
Сара Гнинкун, Женева, Швейцария.
Практика
Лк. 3:1‒18; Гал. 5:22‒26; Еф. 6:10‒18
Для спасения недостаточно признавать Авраама своим отцом и столпом своей веры, также недостаточно быть абсолютно убежденным, что Иисус — наш Первосвященник. Народ шел к Иоанну и спрашивал: «Что же нам делать?». Каждый из нас должен приходить к Богу с подобным вопросом, на который есть ответ с подпунктами.
Жить, как Иисус. С помощью Духа Святого мы должны быть праведны во всем, что делаем. Делясь нашей верой, мы также должны делиться и материальными благами с теми, у кого их недостает. Бог видит нуждающихся людей, Он может использовать нас для добрых дел и даже подскажет нам теплые и мудрые слова, которые необходимы этим людям. В соответствии с нашими талантами и если мы этого желаем, Он Сам научит нас делиться Его любовью. Но нам всегда нужно помнить, что все, совершаемое в нас и через нас, это Его заслуга. Только Он может изменять сердца и совершать чудеса.
Наполниться Святым Духом. Мы должны выгравировать на наших сердцах слова, которые Лука говорит об отношении к другим людям, потому что это поможет нам быть ближе к Богу в повседневной жизни. Святой Дух побуждает нас сотворить достойные плоды покаяния (Лк. 3:8). Эти плоды Павел описывает в Гал. 5:22–26. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».
Наполнить повседневную жизнь хвалой и поклонением. Я знаю одну христианку, которая, когда моет посуду, молится о том, чтобы Бог омыл ее сердце от греха. Подобными молитвами она молится, когда делает и другую домашнюю работу. Очень важно иметь особое время для общения с Богом, но если вы наполните обычные занятия молитвой и размышлением, это укрепит ваши отношения со Христом и даст вам сил противостоять искушениям сатаны.
Позволить Богу облечь вас в доспехи для сражения с сатаной. Иисус был подготовлен к искушению в пустыне. Бог знает наши способности и дает нам все необходимое оружие, чтобы мы были сильными в борьбе с сатаной. За нас сражается Христос. Но мы должны иметь слово Божье в наших сердцах. Это значит, что у нас должны быть крепкие взаимоотношения с Ним. Во всех сферах нашей жизни нам необходимо ставить Бога на первое место. Мы должны во всем полагаться на Его обетования. И тогда Он подарит нам проницательность, духовную мудрость, организованность, здравый смысл и непоколебимость.
Синтия Мартелли, Версоикс, Швейцария.
Мнение
Мф. 3:13‒17; Еф. 6:10–18
Наш мир больше не нуждается в громких речах политиков и мировых лидеров, которые дают большие обещания гражданам своих стран. Его не получится изменить и военной силой. Что действительно может помочь, так это живые указатели — молодежь, которая отражает свет своего Господа и Спасителя Иисуса Христа. А это возможно, только если мы переживем новое духовное рождение, через Святого Духа.
Крещение Иисуса — это пример для нас. Мы знакомимся с глубоким учением о смерти и воскресении Христа, а также о нашей смерти для греха и жизни для Бога через последовательность событий: крещение Иисуса, Его молитва, сошествие Святого Духа и заверение Отца. Отец, Сын и Святой Дух реально присутствуют при каждом крещении. Подтверждение этого мир увидит в духовном обновлении, которое совершит Святой Дух в нашей жизни. Это обновление проявляется в таких качествах, как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). Именно по этим плодам нас узнают люди (Мф. 7:20).
После крещения мы должны делать каждый шаг вместе с Иисусом. Ежедневное изучение Его Слова осветит наш путь к небесам. Конечно, никто не говорит, что в новой жизни не будет трудностей. Поэтому очень важно помнить, что Бог любит и заботится, а Святой Дух живет в нас и делает нас сильными. Дух вооружает нас для победы над грехом. Эту победу сделал для нас реальной Христос благодаря тому, что выдержал искушения сатаны в пустыне. «У Павла это вооружение включает в себя: пояс истины, броню праведности, обувь Евангелия, которое несет мир, щит веры, шлем спасения и духовный меч, а также неисчерпаемую силу молитвы… Если мы облечемся в эти доспехи и будем полностью полагаться на неисчерпаемую силу Духа, у нас обязательно появится духовное мужество и мы одержим победу в битве, в которую мы вовлечены».
Поэтому давайте будем изучать Писание и позволим Святому Духу вести нас. Тогда другие увидят, что в нас живет Христос.
ДИСКУССИЯ
Сатана искушал Иисуса сразу же после Его крещения (Лк. 4:1–13). Как Иисус боролся с этими искушениями и чему нас может научить Его ответ, когда мы сами переживаем эту борьбу?
Жуль Комлан Гнинкун, Котону, Бенин.
Исследование
Мф. 28:29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Однажды Иисус оставил магазин плотника в Назарете, попрощался с семьей и пошел к Иордану, где проповедовал его двоюродный брат Иоанн. Подойдя к нему, Христос попросил крестить Его. Иоанн был поражен. Он пытался удержать Христа, говоря: „Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф. 3:13–15).
Крещение Иисуса навсегда сделало этот обряд священным (Мф. 3:13‒17; ср. Мф. 21:25). Крещение — это шаг на пути к праведности, который может сделать каждый из нас. Если Христос, будучи безгрешным, крестился, чтобы „исполнить всякую правду”, то нам, грешникам, нужно сделать то же».
ЗАДАНИЯ
Спойте один из гимнов о крещении из сборников «Псалмы Сиона» или «Гимны надежды». Какой куплет наиболее близок вам и почему?
Изобразите на бумаге содержание куплета, который вам больше всего понравился. Найдите песни в сборнике гимнов или выберите из современных христианских песен, в которых поется о жертве Христа или тема которых — покаяние, спасение и избавление.
Выберите куплет, который отражает лично ваши отношения со Христом. Перепишите его от первого лица.
Спойте выбранный вами гимн на языке жестов.
Подумайте о своем крещении. Если вы еще не сделали этот шаг, что вам препятствует? А если вы уже крещены, но понимаете, что были верны не до конца, подумайте про обновление завета с Богом через повторное крещение.
Подумайте о том, как гусеница превращается в бабочку. Чем это похоже на нас, когда мы принимаем Христа как своего Спасителя?
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Мк. 16:16; Ин. 3; Деян. 8:26–28; Рим. 6:1–4.
Seventh-day Adventists Believe, 2nd ed., “Baptism,” pp. 211‒224.
“Why Baptism?” by Ekkehardt Mueller, AdventistBiblicalResearch.org [электронный ресурс]. URL: https://adventistbiblicalresearch.org/sites/default/files/pdf/Why%20Baptism.pdf
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →