"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру» (Притч. 31:3, 4).
Введение
Притч. 31:8, 9
Если бы вы так же, как царь Соломон, услышали обращающийся к вам голос Божий: «Проси, что дать тебе», что бы вы ответили? Попросили бы богатства? Успеха? Любви на всю жизнь? Ответ Соломона записан для нас в 3 Цар. 3:6—9. В смирении, почтении и благодарности он попросил Господа о мудрости.
Мудрость! Как прекрасно просить Бога об этом, ибо как сказано в Притч. 3:13: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум».
Книга Притчей заканчивается материнским наставлением, обращенным к сыну, царю Лемуилу, возможно, это и был Соломон. Она предостерегает его от двух великих опасностей: алкоголя и женщин. Печально, но Библия говорит о том, что Соломон не обратил внимания на это предостережение. В книге Екклесиаста (авторство которой приписывается Соломону), написано: «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое… завел у себя певцов, и певиц, и услаждения сынов человеческих… И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою» (Еккл. 2:3, 8, 13). Конечно, это горькое стенание, потому что Соломон не последовал мудрому совету! Мы поступим правильно, обратив внимание на эти наставления.
В Притч. 31:8, 9 мать наставляет сына: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего». Стих Иак. 1:27 перекликается с этими словами: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира».
Хотя наставления из Притч. 31 обращены к царю, разве они не относятся ко всем нам? Мы будем поступать правильно, ища мудрости, презирая грех и чтя в сердце Иисуса Христа как нашего Господа. На этой неделе я приглашаю вас исследовать себя, чтобы узнать, преданны ли вы Иисусу Христу как вашему Спасителю и Учителю. Если нет, тогда, пожалуйста, призовите имя Господне. Исповедайте ваши грехи и ошибки и всецело положитесь на Его благодать. Если вы уже идете по следам Иисуса, тогда продолжайте с верой и молитвой искать праведности. Господь Бог непременно изольет мудрость на того, кто смиренно просит и верит!
Мы подошли к завершению изучения книги Притчей. Она началась с мудрых воззваний, разделенных на 5 частей (главы 1—9): мудрость, прелюбодеяние, другие советы, прелюбодеяние и мудрость. Главы 10—31 содержат мудрые высказывания из некоторых других источников. Книга завершается практическими мудрыми советами (о том, что не следует употреблять алкоголь, притупляющий ум) и говорит о женщинах (рассказывает о том, как найти хорошую жену).
Первое материнское предостережение сыну Лемуилу (еще одно имя Соломона) заключается в том, что алкоголь не для царей (Притч. 31:4, 5). Царь является главой народа, его судьей и защитником. Алкоголь может ослабить его способность судить, заставит забыть закон и превратит суд «всех угнетаемых» (стихи 5, 8, 9). Алкоголь лишает царя способности следовать Божьему призванию.
Бог отделяет Свой народ как царей и священников (Исх. 19:6; Откр. 1:6). Мы знаем, какой вред приносит алкоголь. Но самое главное, чтобы мы понимали опасность, исходящую от всего, что ослабляет нашу способность совершать работу, к которой призывает нас Бог.
«Цена ее выше жемчугов» (Притч. 31:10—31)
Материнский совет, содержащийся в книге Притчей, сменяется темой выбора супруги. Мать Лемуила говорит, что как и мудрость, подходящая женщина ценнее всего остального. Здесь открыты хорошие принципы как для юношей (кого искать), так и для девушек (к чему стремиться). Добродетельная женщина любима мужем и детьми, они доверяют ей. Она одевает и кормит свою семью, мудро распоряжается деньгами. Она сильна, и для нее важнее качество, чем количество. Она мудра, тактична, добра и занята заботами о своем доме. Но самое главное то, что она боится Господа. Еврейская формулировка «может быть интерпретирована как „женщина с сильным характером”».
Христос, Царь, ищет невесту, подобную женщине, описанной в Притч. 31. Эта женщина имеет высокое призвание — служить физическим и духовным нуждам окружающих, правильно использовать свое время и деньги, проявлять мудрость и тактичность в высказываниях. Это и наше призвание как Церкви остатка.
Одним из важнейших качеств этой женщины и Церкви остатка является мудрость. В Притч. 31:26 говорится: «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее». В Притч. 1:33 мы читаем, что слушающие голос мудрости будут «жить безопасно и спокойно» (стих 33). «Их сердца тронуты бедами страдальцев, они не боятся за себя. Они с уверенностью взирают вперед на обещанное спасение (Пс. 15:9)». Но некоторые люди отвергают зов мудрости. Бог уважает их свободу выбора, несмотря на то, что они идут против Него, позволяет им «вкушать от плодов путей своих» (Притч. 1:28—31), так как они предпочли поверить обману.
На каждый благой Божий дар сатана приготовил свою подделку, сюда входит и поддельная мудрость. Пример этому мы видим в Эдемском саду. Змей прямо противоречит Божьему слову, говоря: «Не умрете… вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4, 5). Сатана искушал Адама и Еву через органы чувств и при этом утверждал, что это путь, ведущий к большей мудрости и познанию Бога. Все казалось логичным, но противоречило Божьему слову, поэтому и привело к таким разрушительным последствиям.
Мы были предостережены, что в последние дни Церкви остатка придется быть особенно бдительной из-за ложного учения (Мф. 7:15; 15:8, 9; 24:24; 2 Фес. 2:1—12; Кол. 2:6—9). Эти учения, как вино блудливой женщины из книги Притчей, пленяют наши ощущения. Они привлекательны и кажутся логичными. Но все, препятствующее изучению Божьего Слова и побуждающее нас больше полагаться на чувства, чем на веру, есть обман.
Истинная мудрость содержится в Слове Божьем. Книга Притчей советует нам искать мудрости и внимать совету нашего Отца. Мы непременно столкнемся с какими-то ложными учениями, особенно в последние дни. Эта ложь будет пытаться увести нас от верного Слова Божьего, чтобы мы полагались исключительно на свои чувства. Она претендует на то, что обладает мудростью, но в конечном итоге ведет к блуду с ложной религией. Будем трезвиться (1 Фес. 5:6—8) и хранить себя в чистоте. Будем держаться Божьего слова, чтобы быть добродетельной невестой. Будем любить людей, которых Бог посылает нам в этой жизни, и заботиться о них. Так мы сможем практиковать мудрость в своей повседневной жизни.
ОБСУДИТЕ
1. Какую миссию Бог поручил вам? Есть ли в вашей жизни что-то, что, подобно вину, не дает вам выполнять эту миссию?
2. Как вы думаете, насколько Церковь адвентистов седьмого дня соответствует стандартам, которые установил для нас Бог? Обоснуйте ваш ответ.
Рейчел Нельсон, Линкольн, Небраска, США
Свидетельство
Притч. 31:30
«Молодежь слишком сильно доверяется своим порывам. Не следует с такой легкостью уступать, не следует с такой готовностью поддаваться очарованию прекрасной внешности нравящегося человека. Практикуемое в наше время ухаживание представляет собой схему обмана и лицемерия, к которой гораздо большее отношение имеет враг душ, чем Господь».
«Никто не может так эффективно разрушить счастье и полезность женщины, превратить ее жизнь в тяжелую ношу, как ее собственный муж; никто не может даже в сотой доле настолько охладить надежды и стремления, парализовать энергию и уничтожить влияние и перспективы мужчины, как его собственная жена. С того часа, когда был заключен брак, многие мужчины и женщины датируют свой успех или неудачу в этой жизни, надежды на будущее».
«Пусть молодой человек ищет себе спутницу, способную стать ему поддержкой во всех трудностях жизни, чтобы она несла долю жизненных забот, а ее влияние облагораживало и очищало его и чтобы она сделала его счастливым своей любовью».
«Сделайте Бога и своих родителей постоянными советчиками. Молитесь о выборе, который вы намерены сделать. Взвесьте каждое чувство и каждую черту характера в том, с кем вы думаете соединить свою судьбу. Шаг, который вы собираетесь сделать, один из самых важных в вашей жизни, его нельзя делать поспешно. Остерегайтесь слепой любви».
«„Разумная жена — от Господа”. „Уверено в ней сердце мужа ее… Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей”. „Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: „Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их”. Тот, кто нашел такую жену, „нашел благо и получил благодать от Господа” (Притч. 19:14; 31:11, 12, 26—29; 18:23)».
ОБСУДИТЕ
Если вы с кем-то встречаетесь, задайте себе следующий вопрос: «Поможет ли мне этот союз стать ближе к Небу?.. Расширит ли он сферу моего влияния в этой жизни?»
Оскар Энрике Кьюэзада Лланес, Мехикали, Нижняя Калифорния, Мексика
Факты
Притч. 31
31-я глава книги Притчей начинается с материнских рекомендаций относительно вина. «Сильные напитки», такие как пиво и вино, могли считаться общепринятыми анестезирующими средствами, притупляющими физическую или эмоциональную боль. Но такая форма отрешения от реальности была просто неприемлема для царя, который должен обладать ясным мышлением.
Это напоминает текст Лк. 12:48, в котором говорится, что «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». Царь Соломон занимал самое высокое положение. Через всю книгу Притчей проходит одна общая тема, иллюстрирующая контраст между мертвыми и живыми, праведными и нечестивыми. Различие показано в разделяющей их линии — это надежда. Нечестивые живут без надежды и поэтому заливают свою жизнь алкоголем. Царь же должен жить как человек надежды, обладать ясным мышлением и энергией.
Вторая тема для размышлений, представленная в Притч. 31, касается выбора Соломоном жены. «Совершенная» женщина усердно работает, поддерживает свою семью, сильна, сострадательна, умеет правильно подбирать слова. Она крепка, энергична, обладает превосходными качествами. Эти еврейские слова могут передавать значение «женщина с сильным характером».
Действительно, добродетельная женщина, описанная в основных текстах, кажется нереально совершенной. К. С. Льюис дает интересное замечание по этому вопросу: «Тот, кто выше нас всех, так мужественен, что все мы — как женщины перед Ним».
Все мы далеки от представленного здесь идеала, но посвящение Богу покрывает расстояние между несовершенством и идеалом. В Притч. 31:30 утверждается: «Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Этот стих помещен в самой заключительной части книги Притчей, там же, где в книге Екклесиаста помещена заповедь «бойся Бога и заповеди Его соблюдай» (Еккл. 12:13). К такому мировоззрению и убеждению мы все призваны. Хотя никто не соответствует этому идеалу, Соломону дан совет искать женщину, чье сердце право перед Богом. Благоговейный страх перед Господом должен был служить для укрепления характера Соломона как царя и должен служить для укрепления нашего характера как людей, принадлежащих Ему.
ОБСУДИТЕ
1. Верите ли вы в то, что женщина со всеми качествами, перечисленными в Притч. 31, существует сегодня?
2. Считаете ли вы, что практика использования алкоголя в качестве «анестезирующего средства» — это что-то имевшее место в прошлом?
Кассандра Джонсон, Линкольн, Небраска, США.
Применение
Притч. 30:2
Лепить из глины может оказаться трудной задачей для начинающего горшечника, потому что глина не обладает природной мягкостью. Однако с практикой обрабатываемый кусок в конце концов приобретает форму. Вы помещаете этот кусок на специальное колесо и начинаете его вращать. Но когда вы обнимаете ладонями обрабатываемую глину, она начинает сочиться сквозь пальцы. Вы наблюдаете, как глина раскачивается из стороны в сторону, и не можете определить центр равновесия. К счастью, учитель правильно ставит ваши руки, и глина обретает форму и центрируется у вас на глазах.
Сколько раз мы пытаемся самостоятельно ваять свою «чашу» (душу)? Мы думаем, что обладаем способностью и знанием для того, чтобы стать такими, какими Он хочет нас видеть, но это не так. Он жаждет, чтобы мы наконец признали свою беспомощность и попросили Его сформировать нашу душу. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы Бог сформировал нас?
Признайте, что у вас нет ни знания, ни понимания (Притч. 30:2). Это первый шаг (как фальцовка глины) и зачастую самая сложная часть формирования нашей души. Трудно признать, что мы не обладаем истинным познанием благочестия.
Просите Бога о помощи. Агур просил Бога только о двух вещах: (1) чтобы от него были удалены ложь и суета, и (2) чтобы у него было все необходимое для поддержания жизни (Притч. 30:7, 8). Он хотел иметь только самое необходимое для поддержания дарованной им Богом жизни, потому что боялся, что, имея больше необходимого, он сможет забыть о Боге. Бог должен быть центром нашей жизни. Иначе нас бросает в разные стороны как несбалансированную глину на гончарном колесе.
Сосредоточьтесь на Боге. Он все знает и все видит. Сосредоточьтесь на Нем. Позвольте Ему формировать ваш характер. Всегда размышляйте о Его бесконечной милости, всегда помните о Его могуществе. Представьте, какой была бы жизнь, если бы мы позволили Богу ваять нашу душу!
Позволяя Богу участвовать в процессе нашего формирования, мы сосредотачиваемся на Его воле. Посредством Святого Духа мы формируемся, становясь такими людьми, какими желает видеть нас Бог. Его великая сила делает нас пластичными, податливыми. Он делает нас более прочными по мере того, как земная жизнь быстро вращается. Но более всего Он обнаруживает Свое присутствие, когда мы замечаем, что уподобляемся Ему. Бог очень нас любит, Он желает не только формировать нашу душу. Он радуется, когда мы обращаемся к Нему за помощью.
ОБСУДИТЕ
1. Что мы можем сделать, чтобы помочь окружающим позволить Богу формировать их?
2. Почему важно позволить Богу ваять нас, чтобы мы стали теми, кем должны быть?
Эми Матсуда, Линкольн, Небраска, США
Мнение
Притч. 31:3, 4
В библейские времена мужчина израильтянин, женившийся на женщине, исповедовавшей другую религию, часто подвергался влиянию поклоняться идолам, которым служила она. В 11-й главе Третьей книги Царств написано, что царь Соломон женился на многих женщинах из разных народов и через какое-то время начал поклоняться их богам. В данном контексте Притч. 31:3, 4 — это благоразумный, особый совет, обращенный к конкретному царю. В этом смысле я понимаю, почему урок этой недели озаглавлен «Женщины и вино». Царь должен был разборчиво подходить к женитьбе, потому что его выбор сильно влиял на его жизнь и его царство. Он также должен был оберегать свой разум, избегая веществ, которые могли извратить его суд.
Однако, вырванные из контекста, этот текст и заглавие могут вызвать неправильное мнение о женщинах, которого уже многие сознательно или неосознанно придерживаются. Мнение о том, что женщины, как вино, несут с собой пагубу и их необходимо держать под контролем. Как женщина 21-го века, ежедневно испытывающая на себе сексизм (дискриминация по признаку пола, предубежденность представителей мужского пола против женщин), который до сих пор имеет место в нашей культуре и даже в церкви, которую я люблю всем сердцем, я хочу предостеречь против любой идеи, которая даже слегка поддерживает понятия, обесценивающие какого-либо человека.
Понимаете, случайное и необдуманное сравнение женщин с вином содействует уже существующему, совершенно дикому взгляду на женщин. Женщин последовательно унижают в прессе, в бизнесе, в политике, школах и семьях, так что это уже стало «нормальным» как для мужчин, так и для самих женщин. Иисус не поддерживает нечеловеческое обращение с женщинами или вообще с людьми. Во всех Евангелиях он проявляет любовь и уважение ко всем. Он никого не унижал и не дифференцировал. Наоборот, Он ценил и охватывал каждого. Я призываю нашу церковь подражать Христу во всех сферах без исключения.
Позвольте добавить совет от себя. Женщины, не отдавайте свои силы испорченным, безнравственным или распутным мужчинам. Старайтесь жить, максимально используя свой потенциал сильной, умной, любящей, сострадательной и трудолюбивой женщины Божьей. Не потакайте никому и ничему, препятствующему вашему росту — ни мужчинам, ни маргарите (маргарита — алкогольный коктейль).
ОБСУДИТЕ
Как мы, будучи церковью, можем делиться вестью равенства и человеческой ценности со всеми группами людей?
Сара Вентура, Линкольн, Небраска, США
Исследование
Притч. 31:3, 30
Заключение
Притчи, книга мудрости, понимания, знания и советов завершается заключительными словами, обращенными как к мужчинам (стихи 1‒9), так и к женщинам (стихи 10‒31). Последняя глава подводит итог, давая заключительные наставления людям, которые должны быть царственным священством, жизнь которых должна отличаться.
Практические задания
Перечислите все причины из Притч. 31:4‒9, по которым нужно избегать вина и крепких напитков.
Нарисуйте женщину, описанную в Притч. 31:10‒31.
Примените на практике слова, записанные в Притч. 31:28, написав записку вашему супругу или супруге. Похвалите его или ее за те качества, которые вы особенно цените.
Спросите у двух-трех членов церкви, почему они воздерживаются от алкогольных напитков.
Молитесь, основываясь на Притч. 31. Просите Бога помочь вам развить описанные качества и характеристики.
Посмотрите в Интернете украшения, сделанные из таких драгоценных камней, как алмаз, рубин, изумруд и жемчуг. Посмотрите на цены. Затем поразмышляйте над смыслом стиха Притч. 31:10.
Для дальнейшего исследования
Ис. 5:11, 12; Дан. 1:8‒18; 1 Кор. 6:9, 10.
Э. Уайт. Советы для Церкви (Counsels for the Church), с. 101, параграф 5.
«The Truth About Alcohol, Foundation for a Drug Free World, http://www.drugfreeworld.org/drugfДеян./alcohol/short-term-long-term-effects.html.
Elizabeth George, Discovering the Treasures of a Godly Woman: Притч. 31.
«Is Alcohol Really Good for You?» (Vibrant Life Tract).
СоняХуэнергардт, Чехалис, Вашингтон, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →