"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).
Введение
Притч. 30:5; Мф. 18:1‒4
Жизнь полна испытаний. В один день вы просыпаетесь счастливым, а в другой — разочарованным и грустным. Сегодня у вас может быть все что душе угодно, а завтра вы можете лишиться всего этого. Такие испытания проверяют нашу веру и способность держаться во время жизненных невзгод. В моей жизни эти испытания наступили, когда я жил с семьей своего брата. Поначалу все шло хорошо и все были счастливы. Но внезапно на нас обрушилась трагедия. Наш отец погиб в ужасном ДТП, мама осталась беспомощной вдовой.
В нашей семье еще никто не умирал, и гибель отца стала для нас страшным ударом. Затем, менее чем через шесть месяцев после этого события, мой брат, у которого я жил, потерял работу. Его дети не могли уже оставаться в своей школе, и мы все были вынуждены переехать в провинцию, чтобы они могли ходить в менее дорогую школу. Брату пришлось искать новую работу. Я учился в колледже, и оплата за обучение стала еще одной проблемой.
Эта ситуация перекликается с историей Иова, который лишился всех материальных и нематериальных благ и прошел через великие страдания. Он был примером праведности, смирения и чистоты. Его случай подверг испытанию Божью репутацию, потому что сатана хотел, чтобы мы верили в то, что Бог не должен позволять, чтобы в жизни Его народа случалось что-то плохое. Однако Иов остался верным. Он смиренно ходил перед Богом и поэтому в конечном счете одержал победу.
Многие из нас прошли через тяжелые времена. Иногда мы должны проходить через такие ситуации не потому, что мы как-то это заслужили, но для того, чтобы возросло наше доверие Богу. Главное, чтобы мы оставались смиренными и верными Ему. Во многих случаях наши страдания не являются следствием каких-то наших ошибок или проступков. Скорее они служат испытанием нашей веры в Него. В таких обстоятельствах Он ожидает, что мы доверимся Ему, даже когда все кажется безнадежным.
Итак, на этой неделе мы будем рассуждать о смирении и о том, как это доброе качество помогает нам быть мудрыми детьми Божьими, ведь Он является прибежищем для всех, уповающих на Него.
Питер Муака, Пайплайн, Найроби, Кения
Факты
Притч. 15:33; 18:12; 1 Пет. 5:6
Смирение — это качество, которым должен обладать каждый христианин, особенно руководители церкви. Самый лучший способ научиться смирению — изучать жизнь Христа. Многие люди, включая и Его учеников, не понимали, что Он имел в виду под служащим руководством. Оставить высочайшее положение на небесах, чтобы жить на земле с грешными людьми, уже было величайшим актом смирения. Однако большинство людей тогда и сейчас считают смирение чем-то отрицательным и унизительным. Но то, как Христос являл смирение в Своей жизни, может изменить подобный взгляд (Мф. 20:28; Флп. 2:3—8).
Джон Диксон, историк и социальный комментатор, считает, что очень важно понимать сложную взаимосвязь между руководством и смирением, дабы управлять с помощью убеждения, примера и влияния, а не с позиции власти. История Ровоама служит примером того, что может сделать с народом такая позиция власти (3 Цар. 12:1—24). Упрямство, гордость, сила и власть — не самое лучшее сочетание для формирования достойного лидера. Хороший лидер должен быть смиренным, он должен способствовать тому, чтобы жизнь окружающих людей менялась в лучшую сторону.
«Настоящая сила эффективного руководства заключается в максимизации потенциала людей, что неизбежно требует убежденности в том, что им доверяют. Когда наше эго не позволяет нам возвысить другого человека, тогда эффективность организации падает. Когда руководители сторонятся своих подчиненных и недоступны для них, мы ими восхищаемся, но не подражаем им. Но смиренными руководителями мы не только восхищаемся, мы стремимся быть такими, как они».
Смирение помогает нам генерировать новое знание и новые возможности, потому что, когда мы смиренны, мы сознаем свою неспособность. Таков был характер Иисуса, Который оставил Свое положение на небесах, чтобы изменить нашу греховную жизнь на земле. Его крест должен формировать наш собственный взгляд на смирение, чтобы мы могли осознать свои слабости и позволить Ему руководить нашей жизнью. Гордый человек не часто хочет учиться. Однако смиренный человек жаждет нового познания, особенно когда это касается его взаимоотношений с Христом.
ОБСУДИТЕ
1. Как лично вы можете сочетать смирение и силу характера?
2. Как смирение может способствовать достижению ваших личных духовных целей?
3. Какой урок смирения преподносит вам распятие Христа?
Будучи людьми, мы склонны следовать желаниям своего сердца. Мы часто увлекаемся тем, что может принести нам какую-то пользу. Другими словами, мы становимся гордыми. Библия многократно говорит о гордости как о вредной привычке, которая никогда не сулит ничего хорошего, особенно в жизни христианина (Притч. 8:13). Фактически Библия упоминает о том, что гордость стала первопричиной греха (Иез. 28:15). До того, как Люцифер пал, «он был следующим после Христа по силе и власти, главой ангельского сонма». Но в конечном счете им овладела гордость от занимаемого положения.
Гордость может так же легко погубить нас, как она погубила Люцифера (Притч. 16:18). Если мы хотим стать мудрыми сыновьями и дочерьми Божьими, мы должны быть смиренными, потому что смирение помогает нам быть скорее слугами, чем господами. Смирение также помогает нам с готовностью подчиняться Божьей воле и желать духовного знания и мудрости. Взаимосвязь между мудростью и смирением такова, что смирение помогает нам осознать, что мы слабы и безрассудны, что мы нуждаемся в Божьем водительстве. Смирение дарует нам силу позволить Ему заполнить вакуум в нашей жизни посредством пребывания в ней Святого Духа. Мы можем быть спасены только после того, как осознаем, что без Бога мы неспособны ничего достичь. Поэтому смирение имеет огромное значение для нашего спасения.
Богатство, смирение и мудрость (Лк. 18:18—25)
Богатство — это временное благословение, которое Бог время от времени изливает на нас, чтобы мы могли помогать окружающим. Однако сатана надеется, что эти блага отвлекут нас от Бога (Мф. 19:16‒24). Если богатство и другие благословения использовать неправильно, это может привести нас к гордости, которая в конечном итоге разрушает в человеке смирение. Бог желает, чтобы богатые люди обладали смирением. Когда Бог благословляет нас богатством, мы должны использовать его для славы Божьего имени, помогая нуждающимся. Никогда мы не должны позволять богатству, которое даровал нам Бог, отвлечь нас от этой цели.
Ни бедности, ни богатства (Притч. 30:7—9)
Если бы у вас была возможность выбирать между бедностью и богатством, что бы вы выбрали? Скорее всего, вы выбрали бы богатство. Однако автор книги Притчей учит, что для нас лучше всего не быть бедными и не быть богатыми. Богатство может легко привести человека к высокомерию. С другой стороны, бедность может толкнуть человека на воровство. Поэтому хорошо иметь только то, в чем мы нуждаемся. Когда у нас есть только самое необходимое, нам будет легче оставаться смиренными. Это поможет нам помнить о необходимости искать Божьего руководства во всех наших делах. Вместо того чтобы желать земных богатств, давайте сосредоточимся на небесном богатстве, которое бережет смиренных.
Гордость может привести ко всяким аморальным желаниям, включая высокомерие и позицию «я первый». Чрезмерная гордость приведет человека к полному краху. Истинная мудрость наделяет нас смирением, которое, в свою очередь, помогает осознать нужду в Божьем водительстве. Гордые люди часто думают, что им не нужен Бог. Однако люди смиренные в первую очередь жаждут Божьего присутствия в своей жизни. Гордецы посмеиваются, когда речь заходит о Боге, в то время как смиренные ищут Его водительства.
Пятая заповедь велит нам чтить наших родителей (Исх. 20:12). Это помогает нам понимать и ценить все, что они для нас делают и хотят делать в дальнейшем. Осознание того, что без родительского руководства мы не были бы теми, кем мы стали, помогает нам больше их ценить и меньше гордиться тем, что мы якобы достигли своими силами.
К чему приводит гордость (Притч. 30:17, 20)
«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость» (Притч. 11:2). Люди, которые слишком гордятся собой и своими достижениями, которые не видят в своем успехе руки Божьей, избрали для себя неразумный путь. С другой стороны, смиренным детям Божьим обещано место в Его царстве (Мф. 5:3). Когда мы молоды, наша жизнь наполнена различной деятельностью и событиями. Учимся ли мы, чтобы получить степень, или устроились на хорошую работу, соответствующую нашим карьерным планам, важно оставаться смиренными и искать помощи у Бога.
ОБСУДИТЕ
1. Что значит для вас Бог? Отталкиваясь от того, чем вы владеете, вашего положения в обществе, полученного в разных учебных заведениях образования, можете ли вы представить свою жизнь без Божьей поддержки? Поясните ваш ответ.
2. Как вы можете использовать то, что у вас есть, чтобы прославлять Бога?
3. В чем различие между смирением и гордостью?
4. Как вознаграждается смирение? Как вознаграждается гордость?
Тони Филипп Оресо, Найроби, Кения
Свидетельство
Евр. 11:24, 25
Несмотря на то, что Моисей был великим вождем, он был смиренным и проявлял благоговение перед Богом. Он «был достаточно одарен, чтобы занять первенствующее место среди великих земли, чтобы блистать во дворах самого прославленного царства и распоряжаться державным скипетром. Его гениальный ум возносил его над великими мужами всех времен. Как историк, поэт, мыслитель, полководец и законодатель он не знал себе равных. Хотя весь мир лежал у ног его, все же он обладал достаточной нравственной твердостью, чтобы отвергнуть заманчивые перспективы богатства, величия и славы».
Со смирением и раскаянием Моисей оставил дворцы и убежал в землю Мадиамскую, где стал пастухом (Исх. 2:11—15). Многие люди сегодня посчитали бы такие радикальные перемены неприемлемыми. Однако Моисей стал хорошим примером для всех поколений, «он смотрел выше пышного дворца и царской короны, на те великие почести, которых будут удостоены святые Всевышнего в царстве, не оскверненном грехом».
«У всех, кто призван исполнять работу Божью, есть те или иные человеческие слабости. Однако они не цеплялись за свои привычки, не упорствовали в своем самодовольстве. Они искренно желали постичь мудрость Божью и научиться работать для Него».
«Для того чтобы получить небесную помощь, человек должен понять свои слабости и недостатки. Он должен сосредоточиться на той великой перемене, которой предстоит совершиться в нем, он должен пробудиться к сердечной и настойчивой молитве, к прилежным стараниям. Недостойные привычки и обычаи должны быть оставлены; только непреклонно избавляясь от своих недостатков и подчиняясь святым принципам, можно одержать победу».
Смирение, которое так ярко характеризовало жизнь Моисея, может направлять и нашу жизнь сегодня. «Все, кого Господь почтил Своим присутствием, должны испытывать смирение и благоговение. Во имя Иисуса мы можем уверенно приходить пред лицо Его, но ни в коем случае мы не должны приближаться к Нему с дерзкой самонадеянностью, как если бы Он находился на одном уровне с нами».
ОБСУДИТЕ
1. Должны ли мы быть смиренными только перед Богом или также перед нашими ближними? Поясните ваш ответ.
2. Как бы вы описали взаимосвязь между смирением и мудростью?
Пейшенс Эчиенг, Найроби, Кения
Применение
Притч. 30:1‒3, 32, 33; Мф. 18:1‒4
Смирение требует отсутствия эгоизма и гордости. Для того чтобы быть смиренным, необходимо устранить из нашей среды дух соперничества. Обычно соперничество предполагает идею того, что один человек является первым и лучшим, в то время как все остальные плетутся сзади. В итоге это приводит к тому, что люди, находящиеся впереди, начинают испытывать чувство гордости, а оставшиеся позади чувствуют себя униженными и никчемными.
Христос хочет, чтобы мы избегали гордости и эгоизма, составляющих соперничества. Он желает, чтобы Его последователи поддерживали друг друга, протягивали руки помощи своим находящимся в затруднении нуждающимся братьям и сестрам. Нам следует так поступать независимо от нашего общественного положения, уровня образованности и количества денег в банке.
Мы не можем достичь смирения, пытаясь быть кроткими, подавляя гордость или скрывая свое эго. Мы обретаем смирение, когда молимся Богу, прося помочь нам думать в первую очередь о благе окружающих, а потом уже о себе.
Ниже приведены некоторые советы, о которых необходимо помнить, ища смирения:
1. Ставьте себя на последнее место. Если вы действительно хотите стать смиренными, вы должны на первое место ставить интересы других людей. Это будет взращивать в вас дух бескорыстного служения. Просите Бога помочь вам сознавать нужды окружающих и с открытым сердцем помогать им.
2. Будьте покорны. Смиренный человек подчиняется Божьим исправлениям и обращается к Нему за ответами на свои вопросы. Смирение — это синоним кротости, являющейся плодом Святого Духа (Гал. 5:22, 23). Гордый человек, который всегда думает о том, что он лучше остальных, не может обладать смирением.
3. Не ожидайте благодарности. Когда вашим сердцем овладевает смирение, вы можете быть благословением для окружающих, ничего не ожидая взамен. Это и есть дух управления через служение, которому учил нас Христос.
ОБСУДИТЕ
1. Как вы можете удержать смирение, если уже обладаете им?
2. Нужно ли нам оставаться смиренными, если никто не знает, что мы делаем? Поясните ваш ответ.
3. Какова взаимосвязь между смирением и мудростью?
Жозефина Ниявира, Найроби, Кения
Мнение
Притч. 3:11‒14, 17, 20; 1 Пет. 5:5, 6
Смирение — это не просто характеристика, которую развивают в себе отдельные личности. Разные группы в церковных общинах также должны воспитывать в себе коллективное смирение. Довольно часто некоторые общины включают в себя много различных групп. Это и младенцы, и дети, и подростки, молодежь, взрослые люди, пожилые люди, мужчины, женщины, люди с особыми нуждами и, вполне вероятно, люди из разных уголков мира. Конечно, среди членов церкви всегда много самых разных мнений. Молодежь обычно принимает более активное участие в жизни церкви, например, поет в хоре, участвует в социальных проектах. Молодые часто смотрят на старших членов церкви, ища у них совета. Однако в некоторых случаях эти две группы не могут сотрудничать в полной гармонии. Если в церкви недостает смирения, разные группы склонны противодействовать идеям друг друга.
Христос желает, чтобы Его народ жил в гармонии, даже при наличии разных мнений. Смирение признает, что Христос является абсолютным источником власти. Поэтому члены церкви должны практиковать равенство, слушать друг друга и служить интересам друг друга. Лучше всего совместная работа совершается в церкви, когда среди разных групп проявляется смирение.
Каждый благословлен своими дарами. Мы можем занимать руководящие должности или участвовать в другой церковной деятельности, опираясь на уровень своего образования и профессиональный опыт. Однако, занимая такие позиции, мы должны быть готовы в первую очередь служить окружающим, прежде чем заработаем авторитет и влияние. Смирение помогает нам правильно понимать занимаемую позицию между Богом и окружающими нас людьми. Оно представляет собой противоположность агрессии и высокомерию, надменности, бахвальству и тщеславию.
Церковь — это единая семья, и каждый ее член обладает достоинством, которым наделил его Бог. Когда в нашей жизни отсутствует смирение, мы неспособны оценить достоинство и ценность детей Божьих, кем бы они ни были. Всегда помните золотое библейское правило, оставленное нам Христом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Смирение помогает нам понять, что мы не являемся экспертами по всем вопросам. Всегда будет больше того, чего мы не знаем, чем того, что мы знаем. Поэтому мы никогда не должны считать себя лучше остальных или использовать свои знания для того, чтобы подавить чужие идеи. В сущности, смирение — это то, что отличает мудрого человека от надменного и жадного до власти.
ОБСУДИТЕ
1. Согласны ли вы с тем, что в церкви необходимо развивать смирение? Почему вы так считаете?
2. Как бы вы описали смиренного руководителя?
Филипп Опудо, Элдорет, Кения
Исследование
Мф. 5:3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С человеческой точки зрения смирение не занимает приоритетное место в списке желаемых качеств. Многие люди отождествляют смирение со слабостью и недостатком уверенности в себе. Однако с христианской перспективы смирение — это то, к чему нужно стремиться. Это проверка в реальных условиях, которая помогает нам правильно оценить свои возможности и таланты, понять свою великую нужду в Божьем присутствии в нашей жизни. Смирение дает нам увидеть окружающих так, как видит их Бог, и полнее оценить Его непостижимую жертву. Оно побуждает нас оставить все, что разделяет нас с живым Небесным Отцом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Наденьте солнцезащитные очки и подумайте о том, как они изменили вид вашей комнаты. Представьте, что смирение, как солнцезащитные очки, изменяет взгляд человека на мир.
Спросите у пятерых человек, что значит быть смиренным. Как их мысли согласуются или не согласуются с библейским взглядом на смирение?
Возьмите большой лист бумаги и обведите свои стопы. Вырежите оба шаблона. На одной стопе напишите или нарисуйте слова и поступки, иллюстрирующие смирение. Прикрепите эту стопу на стену пальцами вверх. На другой стопе напишите или нарисуйте слова и поступки, иллюстрирующие гордость. Прикрепите эту стопу к стене пальцами вниз. В течение недели смотрите на эти два шаблона и добавляйте новые слова и картинки. Какая из этих стоп лучше отображает вашу жизнь?
Спойте или послушайте песню «Ищите прежде царства Божия», http://www.hymnal.net/hymn.php/ns/120.
Посчитайте, сколько раз в день вы ставите кого-то на первое место.
Напишите на листе бумаги слово «ЛИДЕР» (горизонтально). На каждую букву найдите слово, описывающее характеристики смиренного лидера, например: Л — любит.
The Seventh-day Adventist Church Manual, «Those Opposing Unity Not Suitable for Office», p. 70; «The Ordinance of Foot Washing», p. 119.
Одри Андерссон,Сент-Олбанс, Англия
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →