"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» (Притч. 29:25).
Введение
Пс. 31:10
Когда мой ребенок только научился ходить, мне было очень приятно, что, сталкиваясь с любой трудностью, он восклицал: «Попроси Иисуса!» Если он не мог найти свою любимую игрушку или открыть банку, он восклицал: «Попроси Иисуса!» Затем он ждал решения своей проблемы. Его детские ожидания вдохновили меня обращаться к Богу при любой встречающейся на моем пути проблеме. Но — увы — Бог не всегда сразу же отвечал на мои просьбы. Ведь маленький Лайт тоже когда-нибудь разочаруется, и мне придется объяснить ему некоторые черты Божьего характера.
Как и мой сын, мы тоже время от времени встречаемся с дилеммой, спрашивая, можем ли мы доверять Богу. Придя к когнитивному диссонансу, мы понимаем, что должны выбирать между детской верой или нашим «взрослым» суждением. Часто мы все берем в свои руки и, когда по милости Божьей достигаем какого-то успеха, становимся чрезмерно уверенными в собственных способностях. В 1 Цар. мы видим, как разворачивается жизнь царя Саула, эта драма кратко изложена в Пс. 31:10. Много напастей выпало на долю этого великого царя, у которого недоставало веры в Того Самого Бога, Который возвел его на земной трон, чтобы исполнять Его волю. Великий Саул понес позор и поношение, так как его царство было от него отнято. Его самоуверенность вылилась в целый ряд деструктивных эмоций — зависть, паранойю и убийственный гнев. Молодой человек с твердой верой в Бога, помазанный на царство вместо Саула, появляется в этой драме в 16-й и 17-й главах. Его упование на Бога вселяет в него мужество, когда он выходит навстречу грозному Голиафу. Бог вознаградил веру Давида, защитив его на поле боя и даровав ему полную победу.
Небольшой обзор этой библейской истории дает нам ценный урок веры в Бога. Суть не в том, что доверие Богу сделает нас «звездами» или защитит от разочарования. Напротив, мы видим, что полное доверие Ему означает, что мы верим в Его неизменную силу помогать нам делать то, о чем Он нас просит. Желаю вам испытать мир, полностью доверившись всеведущему, исполненному любви Богу!
Ширна Брауни, Браун Хилл, Сент-Китс и Невис, Вест-Индия
Логос
Притч. 9:10; 10:27; 15:16; 19:23
В памятных стихах этой недели сопоставляются два подхода к жизни: боязнь человека и упование на Господа. Человек, уповающий на Бога, чтит и слушается Его (Втор. 10:20). Однако человек, который «пренебрегает своим долгом или сознательно поступает неправильно», подвергает опасности собственное спасение. Библия не осуждает автоматически всякий страх. Она предписывает детям испытывать здоровый страх перед родителями (Исх. 20:12), духовными лидерами (Евр. 13:17) и земными начальниками (Притч. 24:21; Рим. 13:1). Поэтому не об этом страхе мы собираемся рассуждать в данном уроке. Скорее, как показано в нашем противопоставлении, мы будем говорить о человеческом страхе, ведущем в ловушку, страхе, мешающем нам доверять Господу.
Решение (Быт. 3)
Уже первые люди отдали предпочтение страху перед человеком, а не упованию на Господа. Библия не описывает подробно, как Адам и Ева принимали решение вкусить запретный плод, она не раскрывает перед нами мыслительный процесс, приведший их к принятию этого решения. Однако ясно показано, что они решили поверить не Божьему совету, а другому суждению. Ева решила послушаться змея, Адам — Еву.
С этого времени все люди вынуждены решать, как им реагировать на искушения сатаны. Осознанно или неосознанно нам каждый день приходится выбирать между страхом перед человеком и упованием на Господа. Выбирая для себя стиль в одежде, друзей, супруга, карьеру, развлечения и т. д., мы выбираем между мирскими решениями и предпочтениями благочестия. Последуем ли мы примеру Адама и Евы? Или мы последуем примеру Иисуса, в первую очередь возложив свое упование на Бога (Ин. 8:29)?
Если мы принимаем библейское учение о природе падшего человечества и природе Бога, тогда становятся очевидными два утверждения сегодняшнего памятного стиха. Снова и снова Писание освещает бесчисленные человеческие ограничения и невероятную силу Божью. Срок жизни человека ограничен (Пс. 38:5), но Бог пребывает «в род и род» (Пс. 89:2). Люди ограничены в мудрости (1 Кор. 1:27), но Богу принадлежит вся мудрость (Дан. 2:23). Люди ограничены в преданности (Ин. 2:23—25), но верность Божья «до облаков» (Пс. 35:6). Люди ограничены в любви (1 Ин. 4:7, 8), но Божья любовь вечна (Иер. 31:3). Мы даже ограничены в способности знать собственное сердце (Иер. 17:9). Но, слава Богу, Он знает, что в наших сердцах (2 Пар. 6:30). Невзирая на человеческий ум, красноречие, красоту, достижения или популярность, поставить чей-либо совет выше совета нашего безграничного Создателя — значит непременно оказаться в сатанинской западне.
Когда возникают противоречия относительно появления жизни, относительно того, что такое успех, относительно правильного сексуального поведения, этики в бизнесе или любой другой проблемы, слова Соломона направляют нас к истине: «Надеющийся на Господа будет безопасен» (Притч. 29:25).
Сеть безопасности (1 Цар. 17)
Любой верующий Библии человек не станет на уровне разума отрицать, что «надеющийся на Господа будет безопасен». Однако, когда мы встречаемся с проблемами и дилеммами, испытывающими нашу веру, человеческой природе свойственно ставить под сомнение Божье водительство. Но, к счастью, как всегда, Библия представляет нам множество примеров того, как мы можем перекинуть мост через умственную веру к поступкам.
Одним таким примером является история Давида и Голиафа. В ответ на готовность Давида сразиться с великаном Саул отвечает: «Не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей» (1 Цар. 17:33). Было бы логично со стороны Давида прислушаться к совету Саула. Конечно, этот опытный, искусный царь-воитель знает лучше. Но Давид решил возложить свое упование на Господа. Его ответ Саулу раскрывает, как он пришел к такому решению. Мальчик рассказывает о том, как Бог помогал ему справиться со львом и с медведем (стихи 34‒36). Затем он объявляет: «Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина» (стих 37). Из этого мы узнаем, что Давид научился доверять Господу.
Из личных опытов с Господом мы учимся уповать только на Него. Проблема не столько в том, что нам не хватает опытов, сколько в том, что мы из них ничему не учимся. Саул, несомненно, многое испытал, и все это могло научить его уповать на Господа. Но он не останавливался для того, чтобы подумать, как эти события могут помочь ему доверять Богу.
Давид же, наоборот, заявляет: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих» (Пс. 142:5). Если мы, подобно Давиду, будем вспоминать о своем пройденном жизненном пути, когда Бог являл Свою надежность, тогда мы так же научимся избирать безопасный путь, путь упования на Господа, а не на собственные страхи.
ОБСУДИТЕ
1. Как порой вы готовы поставить страх перед человеком выше надежды на Господа?
«Мы должны обращаться с просьбами к Господу не для того, чтобы проверить, выполнит ли Он Свое обещание или нет, но потому, что Он всегда исполняет обещанное; и не для того, чтобы проверить, любит ли Он нас, но потому, что Он на самом деле любит нас. „А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11:6).
Между верой и самонадеянностью нет ничего общего. Только тот, кто истинно верует, свободен от самонадеянности. Ибо самонадеянность — это сатанинская подделка веры. Вера притязает на Божьи обетования и приносит плод послушания. Самонадеянность также притязает на обетования, но использует их подобно сатане: чтобы оправдать беззаконие. Вера помогла бы нашим прародителям уповать на любовь Божью и повиноваться Его заповедям. Самонадеянность же толкнула их на нарушение Его закона, так как они верили в то, что Его великая любовь спасет их от последствий греха. Это не вера, если она притязает на благоволение Неба, но не выполняет условий, на которых эта милость дается. Истинная вера основывается на обетованиях и установлениях Священного Писания.
Часто, когда сатане не удается посеять в нас недоверие, он все же добивается своего, пробуждая в нас самонадеянность. Он знает, что, если ему удастся заставить нас неосмотрительно встать на путь искушения, победа будет за ним. Бог охраняет всех, кто ходит путем послушания, но сойти с этого пути — значит осмелиться ступить на территорию сатаны, на которой мы непременно падем. Спаситель повелел нам: „Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Мк. 14:38). Размышления и молитва будут охранять нас, чтобы мы сознательно не вступали на опасный путь и таким образом избежали многих поражений».
Но иногда нам кажется, что на наши молитвы нет ответа. Если мы непослушны Его закону, мы не можем ожидать, что Он ответит на наши молитвы. Например, хорошие родители не станут вознаграждать своих детей за то, что они не выполняют свои домашние обязанности.
ОБСУДИТЕ
1. Достаточно ли глубока ваша вера? Если нет, то через какие ежедневные занятия можно ее укрепить?
2. В чем проявляется ваша отстраненность от Закона Божьего? Можете ли вы что-то сделать, чтобы изменить эту ситуацию?
Фредин Далей, Хьюстон, Техас, США
Факты
Гал. 3:24
Современная психология заставляет нас поверить в то, что собственными усилиями мы можем достичь всего, чего только пожелаем. Однако подобная независимость имеет тенденцию просачиваться в каждую трещинку нашей жизни, лишая нас спасительных взаимоотношений с Христом. Когда мы думаем, что знаем больше, чем Бог, мы становимся жертвами сатанинского обмана. К счастью, Бог предлагает нам план, направляющий нас к Нему. И этот план включает в себя Его закон любви.
Этот закон также характеризуется как «наставник». Слово «наставник» или «преподаватель» происходит от греческого слова «paidagōgos». «В греческих семьях «paidagōgos» исполнял роль смотрителя и сопроводителя мальчиков. Он отводил их в школу, обеспечивал их безопасность, следил за их поведением и имел право их наказывать…
Роль «paidagōgos» служит подходящей иллюстрацией… „Закон“ служил как защитник, руководитель или страж избранного народа в [ветхозаветные] времена и, подобно «paidagōgos», отвечал за их нравственное воспитание».
Согласно Пс. 18:8, 9, совершенный закон Господа укрепляет душу, умудряет простых и просвещает очи. Закон раскрывает наше жалкое состояние и тщетность наших стремлений к самодостаточности. Он ясно показывает, что никакая мудрость, сила, никакие действия, проявляемые с нашей стороны, не могут нас спасти.
Когда мы осознаем отчаянное положение человечества, мы возжаждем спасения — силы, которая превосходит наш интеллект, нашу мудрость и наши способности. Этим спасением является Иисус, а закон направляет нас к Нему, единственному Праведнику, Который может оправдать нас перед Богом.
Мы должны принять верой то, что сделал для нас Иисус. Когда мы верно движемся в направлении, указываемом законом, когда верой принимаем праведность Иисуса, покрывающую нашу убогость, мы вверяем себя заботе и воспитанию величайшего из всех когда-либо живших учителей. Мы можем зависеть исключительно от Него. С Ним мы обретаем свободу, новую жизнь и радость, которая появляется, когда мы отпускаем все старое и впускаем в свою жизнь Бога.
ОБСУДИТЕ
1. Что в вашей жизни, в пережитых опытах убеждает вас в том, что соблюдать закон в ваших интересах?
2. Как лично вы можете справиться с самонадеянностью?
3. Что ваше стремление к самодостаточности говорит о природе вашей веры в Бога?
Дентресия Бланчетт, Сент-Китс, Вест-Индия
Применение
Евр. 11:1
Учась ходить, малыш может испытывать страх, беспокойство, надежду и множество других эмоций, которые либо вынуждают его сделать первый шаг, либо останавливают его. Однако, победив свои эмоции и двинувшись вперед, ребенок обнаруживает, что с каждым шагом держится все увереннее, и вскоре он уже радостно бегает и прыгает.
Подобно ребенку, терпеливо развивающему способность ходить, постоянно тренируясь, христиане должны развивать свою веру, практикуя ее. И с каждым новым открытием, связанным с верой, она неизбежно возрастает. Так как же нам практиковать и развивать веру?
Держитесь направляющих полозьев. Каждый из нас должен «представить себя Богу достойным» (2 Тим. 2:15). Мы должны тщательно исследовать Его Слово, чтобы знать Его правила, принципы и обетования, которые действуют подобно направляющим полозьям. Эти принципы, правила и обещания направляют нашу жизнь, ведут нас от греха к спасению. Придерживаясь их, мы понимаем, в чем заключается наша надежда.
Когда ребенок учится ходить, он хватается ручонками за родителей, за предметы мебели, ища поддержки. Постоянно постигая, что значит жить верой, мы все крепче держимся за Слово Божье.
Держитесь, даже когда не видите, каким будет следующий шаг. В жизни наступят такие времена, когда вы не будете знать, что делать или какое принять решение. Мы будем испытывать искушение соскользнуть с направляющих полозьев, оставить Божьи обетования. Но даже тогда Бог продолжает ждать, когда мы позволим Ему проявить Себя в нашей жизни, и когда это происходит, наша вера растет день ото дня. С каждым шагом мы обретаем духовную силу, больше уверенности в небесном сокровище (Мф. 6:19‒21).
Остерегайтесь ловушек. Маловероятно, что каждый сделанный нами шаг на христианском пути будет даваться нам легко или что мы никогда не упадем, не потеряем надежду. Временами мы можем даже уходить с направляющих полозьев. Но, когда мы падаем или теряем надежду, мы нуждаемся в добром совете. Нам нужно помнить о том, какое волнение мы испытали, когда впервые приняли Христа как нашего Спасителя. Тогда мы будем помнить о том, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
ОБСУДИТЕ
1. Подумайте о вещах или о взглядах, к которым вы испытываете особое доверие. Почему вы так в этом уверены, что привело вас к такой уверенности? Затем подумайте, как эта уверенность отражается на вашей жизни. Положительно или отрицательно? Основываясь на данном вами ответе, скажите, что из этого вам следует исключить?
2. Подумайте, как ваш ответ на первый вопрос может помочь вам укрепить веру в Бога.
Стефан Джозеф, Сент-Китс и Невис, Вест-Индия
Мнение
Притч. 28:5; Мф. 6:33; Евр. 11
Христос понес все наши грехи. Неужели Он даже понес наше неверие? Представьте себе, что каждая лучина в Его кресте — это отдельный грех, и Он чувствует его. Разве не было бы здорово иметь над головой измеритель веры, который точно сообщал бы нам, сколько еще нужно подниматься в эту гору? Нет! Это уничтожило бы саму цель. Вера по своей природе невещественна и неизмерима; чтобы она возрастала, к ней нужно постоянно стремиться.
Откуда у героев веры, перечисленных в Евр. 11, было ее так много? Они жили и умерли по вере и закону! Бог не установил закон просто так. Понимаем мы это или нет, для одного и другого есть свои основания. Нам порой кажется, что, если жить по Его Слову, но немного от него отступать, результаты будут вполне хорошими.
Послушание воле Божьей рождает в сердце веру, которая стремится постигнуть Его. Такое послушание часто превосходит фактические знания и всегда ведет к мудрости. Подумайте, может быть, принесенная Авелем жертва не была еще обозначена в конкретном законе, но была результатом его веры в Божью силу даровать больше, чем было принесено. Как удивительно жить по закону верой!
По каким причинам мы теряем веру? Когда на наши молитвенные просьбы не поступает ответа, мы можем подумать, что нам не хватает веры. Но нужно помнить о том, что наши молитвенные прошения могут быть исполнены по-разному. А как быть, когда два человека молятся о чем-то совершенно противоположном? Почему один получает просимое, а другой нет? Может быть, у получившего больше веры? Может быть, другой человек слишком плохой и поэтому на его молитвы нет ответа, как предполагается в Притч. 28:9? Молимся ли мы о том, чтобы свершилась Его воля, а не наша? Вы слышали, как говорят: «Скажи так, чтобы появилось». Но откуда исходит такая вера, от нас или от Бога? Когда мы в первую очередь ищем Бога и живем по Его закону, мы обретаем то, в чем действительно нуждаемся (Мф 6:33). Постепенно это устраняет наши эгоистичные желания, подогреваемые неправильным представлением о Боге. Его закон ослабляет нашу тягу ко всему ненужному и дарует нам мудрость, чтобы мы знали, о чем следует просить (Притч. 28:5).
Живете ли вы по Закону Божьему, пребываете ли с Ним каждый день? Я пытаюсь представить скользящего передо мной Святого Духа, Иисуса, идущего рядом или несущего меня на плечах, словно ребенка, Бога, окружающего нас повсюду. Это представление обычно держится не больше десяти секунд, а потом рассеивается. А как долго оно продержится у вас?
Нейл Брайсвейт, Вашингтон, округ Колумбия, США
Исследование
Мк. 9:24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Где вы ищете помощи, когда сталкиваетесь с испытаниями? В неполезной пище, неумеренном шопинге, алкоголе? Возвращаетесь ли вы к этим плохим привычкам, потому что вам кажется, будто они как-то избавляют вас от стресса? Помните о том, что есть только один Избавитель от стресса, Который уже вас спас. Если только вы возопиете к Иисусу, как отец одержимого бесами мальчика: «Верую, Господи! помоги моему неверию», вы обретете укрытие, потому что Он вас любит. Никогда не стоит заменять Бога манящим, обманчивым утешением. Наоборот, давайте будем взывать к Нему в трудных ситуациях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Пойдите в один из своих любимых ресторанов. Для того, чтобы поесть, требуется много доверия с нашей стороны. Мы доверяем поварам, мойщикам посуды и обслуживающему персоналу. Помолитесь за руки, приготовившие для вас пищу.
Найдите для себя духовного наставника, или близкую вам семью, или друга, которому вы могли бы открыться. Молитесь вместе о том, чтобы у вас было больше веры, и по мере роста доверия делитесь друг с другом вашими успехами и неудачами. Взрослые люди, молодые и постарше, обладают большой мудростью и опытом, которым могут поделиться с вами.
Возвращайте десятины и приношения. Следуя библейскому принципу, отдайте десятую часть от полученных средств (Втор. 14:22). Также принесите пожертвования для поддержки вашей общины и всемирной миссии по распространению Евангелия. Верьте в то, что Бог использует ваши деньги для того, чтобы приблизить Второе пришествие.
Будьте верны во взаимоотношениях. Встречаетесь ли вы с кем-то или состоите в браке, любовь и верность своему спутнику — необходимое условие для успеха. Бог верен нам и повелевает, чтобы и мы были верными своим любимым (Исх. 20:14).
Найдите кусок дерева и поразмышляйте о том, как Христос умер за вас. Сравните, как молекулярное происхождение лучины и все находящееся между ее элементарными частицами пространство связано с верностью.
Поставьте на поле ряд препятствий и поиграйте в игру «Доверие». Вы можете использовать дорожные конусы или стулья. Собравшись с группой друзей, завяжите одному на время глаза, а другие должны направлять его так, чтобы он прошел, не задев препятствия.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Ис. 7:9; Мф. 6:30; 8:10; Рим. 5:1; Евр. 11.
Э. Уайт. Вера и дела.
George E. Vandeman, Faith Lift; Ин. Thomas McLarty, The Faith I Highly Recommend: Adventist Spirituality for Thinkers and Seekers.
Кем Биакабутука, Заир, Конго
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →