"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» (Притч. 22:20, 21).
Введение
Притч. 22:20, 21
В одном далеком месте, полном величественных зданий, проходило соревнование между двумя группами людей, строящими два экстраординарных дворца. Один дворец строился из кирпичей истины, а другой — из кирпичей лжи. Когда оба дворца были готовы, все жители были потрясены их величественностью и великолепием. Но потом стало происходить что-то странное. Дворец, построенный из кирпичей лжи, начал искажаться и ползти. Затем рухнули потолки. Стены рассыпались и превратились в пыль. Каждый кирпич лжи изменил свою форму и рассыпался до тех пор, пока не осталось даже фундамента. Однако дворец, построенный из кирпичей истины, оставался таким же прочным и устойчивым, и время не имело над ним власти.
Эта притча показывает, что происходит сейчас в нашем обществе. Часто звучит ложь. Вместо того чтобы говорить правду, многие люди часто говорят или делают что-то, что будет им выгодно и даст определенные преимущества. Да, порой правда может быть жестокой. Однако ложь скрывает свою отвратительную природу. Даже ложь, которая кажется безобидной, может причинить больше вреда, чем мы себе представляем. Со временем ложь открывает свою пагубную природу, подобно испортившимся в конце концов кирпичам, из которых был построен дворец лжи. Какое-то время они могут создавать нужную видимость, но в итоге упадут и рассыплются под давлением истины.
Бог желает, чтобы мы жили освященной жизнью — жизнью без лжи, жизнью добродетели и истины. Пусть то, что вы говорите и кем являетесь, будет истинным, так как это важная часть процесса освящения. Это свидетельствует о ваших взаимоотношениях с Небесным Отцом. Это свидетельствует о том, что, проводя с Ним время, вы начинаете отражать Его характер (2 Кор. 3:18). Будьте правдивы в вашей повседневной жизни. Доверьтесь библейской истине, позвольте ей руководить всеми вашими словами и делами.
Если мы знаем истину, открытую в Иисусе (Ин. 8:31, 32), тогда наше поведение (Мф. 5:37; Притч. 15:29) будет согласовываться с этой истиной. Это единственный путь освободиться от дворца лжи.
На этой неделе мы будем изучать вопрос о том, как истина должна влиять на нашу жизнь и наши взаимоотношения с людьми.
Мелисса Хиностроза Саенц де Ковджилл, Индианаполис, Индиана, США
Логос
Притч. 22:17—23; 23:1—8; 24:23—28
Как истина должна влиять на нашу жизнь (Притч. 22:17—23)
Христиане призваны к высокой миссии, и вдохновенные слова Соломона побуждают нас обратить внимание на этот призыв, сделать его частью нашей жизни, так чтобы он руководил всеми нашими словами и поступками. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Он наш пример. Мы должны подражать именно Ему, а не какой-то кинозвезде или рок-музыканту. Наша жизнь должна основываться на истине, явленной в Иисусе Христе.
Наш враг, сатана, противоречит всему, чему учит Иисус. Шаг за шагом СМИ пытаются увести нас от истины. Однако будем уповать на Господа (Притч. 22:19). Он есть единственная Истина, которая может разоблачить ложное учение.
Грабя бедного (Притч. 22:22, 23; 23:10)
С тех самых пор, как грех вошел в наш мир, люди плохо относятся к бедным. У Соломона было все, что нужно, и даже больше. Однако богатство не затмило его ценности. К тому же он был сыном Давида, мужа по сердцу Божьему (1 Цар. 13:14). Поэтому для него было естественно предостерегать окружающих о том, чтобы они не грабили бедных и не наживались на них всевозможными способами.
В новостях мы слышим, как продажное правительство и богатые люди часто эксплуатируют незащищенные классы общества. Однако Слово Божье говорит нам в Ис. 58:6, 7, что в Его царстве граждане должны кормить голодных, одевать бедных и разрешать «оковы неправды».
Вы когда-нибудь завидовали злым людям? В определенный период моей жизни мне пришлось проанализировать происходящее в моей душе, узнать, есть ли эта зависть или нет. Мои выводы? Да. Я действительно завидовал нечестивым. Почему? Потому что часто у них было то, что хотел иметь я, они могли делать то, чего не мог позволить себе я. Однако Соломон предостерегает нас, советуя не желать того, что делают и имеют нечестивые.
Конечно, грех может казаться очень привлекательным. Ева соблазнилась, когда стала слушать змея, потому что он представил плод с дерева познания добра и зла таким притягательным. «Трижды упоминается о том, насколько привлекательным был плод; он манил ее вкусом, видом и обещал даровать мудрость. Глядя на дерево с вожделением, желая вкусить его плод, Ева уступила уговорам сатаны. В своем разуме она уже согрешила, нарушив Божественное повеление «Не желай» (Исх. 20:17). Акт принятия плода и его вкушения был естественным результатом вступления на путь греха».
Первое изобретенное дьяволом искушение для человека было связано с пищей (Быт. 3:1‒7). После того как Иисус 40 дней постился в пустыне, сатана искушал Его, говоря: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». Такие искушения как бы удовлетворяют наши нужды. Для того чтобы выжить, нам нужно питаться.
Мы испытываем искушение потакать своему аппетиту, нам легче уступить этому искушению, чем его отвергнуть. Когда мы уступаем таким искушениям, мы рискуем лишить себя «возможности дальнейшего служения».
Наша ответственность (Притч. 24:11, 12, 23—28; Иез. 33:8)
Бог возложил на нас много обязанностей. На нас возложена ответственность противостоять нечестивым в их злых путях. В Иез. 33:8 сказано, что если мы не предупредим злых людей о том, что они умрут за непрощенные грехи, мы будем ответственны за их смерть.
Соломон также учит нас все делать вовремя (Притч. 24:27), чтобы мы «выполняли работу в правильной последовательности. Если земледелец строит дом весной, он упустит время сева, и в течение года ему придется голодать. Если бизнесмен вкладывает деньги в свой дом, в то время как его бизнес весьма неустойчив, он рискует лишиться и одного, и другого. Если неправильно выбрать время или неправильно распорядиться средствами, можно тяжело работать и, несмотря на это, все потерять».
ОБСУДИТЕ:
1. А все ли мы делаем вовремя? Что вы можете предпринять, чтобы наладить этот вопрос в своей жизни?
2. Сожалеете ли вы о том, что у вас нет того, что вы видите по телевизору или в журналах? Вместо того чтобы завидовать нечестивым, что вы можете сделать, чтобы уподобиться Спасителю?
Антонио Лопес, Индианаполис, Индиана, США
Свидетельство
Притч. 22:22, 23
Читая такие стихи, как Притч. 22:22 и 23, мы удивляемся тому, что есть такие люди, которые готовы грабить бедных. Большинство из нас согласны с повелением «не делай», независимо от того, где мы живем — на востоке, на западе, на севере или на юге. Чья совесть может настолько очерстветь? В мире, быстро впитывающем релятивизм и отрицание абсолютов, мы по-прежнему находим, что мысль об ограблении бедного неприемлема для многих людей. Мы аплодируем людям, защищающим слабых и помогающим неимущим, мы возмущаемся, когда слышим о новых законах, угнетающих бедных и лишающих их возможности зарабатывать на жизнь.
Итак, какого обращения с бедными ожидает от нас Бог?
Левит 19:9, 10 содержит ответ и раскрывает любящее и заботливое сердце нашего Отца. Он не только заботился о бедных, но, даровав им право собирать остатки урожая, Он позаботился о том, чтобы они не теряли своего достоинства и не попрошайничали.
«Господь, помогая вдовам и сиротам, не творит чудес, посылая манну с небес или заставляя воронов приносить им еду, но чудесным образом воздействует на человеческие сердца, изгоняя из них эгоизм и распечатывая источники христоподобной любви. Пораженных различными недугами и скорбящих о потере своих родных Он поручает Своим последователям как самых драгоценных подопечных. Страждущие очень нуждаются в нашем сочувствии.
И в домах, имеющих все удобства, в закромах и амбарах, заполненных плодами обильного урожая, на складах, содержащих промышленные товары, и в подвалах, где хранится золото и серебро, Бог собрал средства для поддержания нуждающихся. Он призывает нас стать руслом для излития Его щедрых даров».
«Христос испытывает тех, кто называют себя Его последователями, поселяя среди них беспомощных и бедных, жизнь которых зависит от их заботы. Своей любовью и служением Его нуждающимся детям мы доказываем истинность нашей любви к Нему. Не обращать на них внимания, не оказывать им помощи и сочувствия — значит признать себя ложными учениками, чуждыми Христу и недостойными Его любви».
«Мы часто стенаем о скудости средств, имеющихся в нашем распоряжении, но если бы христиане старательно и искренне исполняли свой долг, они бы приумножили эти средства в тысячи раз. Именно корысть и потакание собственным прихотям мешают быть полезными для ближних».
ОБСУДИТЕ
1. Что вы думаете о Божьем методе помощи бедным? Объясните, почему вы так считаете.
2. Как вы в своей жизни можете проявлять Его любовь?
Пейшенс Лисс, Индианаполис, Индиана, США
Факты
Притч. 22:20, 21; Иез. 33:8, 9
С течением времени значение слов значительно меняется. Одним из таких слов, подвергшихся влиянию времени, является слово «истина». На еврейском языке «истина» обозначается словом «мmeth». Когда писалась книга Притчей, истина воспринималась во многом не так, как мы ее понимаем сейчас. Во времена царя Соломона истина должна была ярко демонстрироваться в жизни человека. Она воспринималась как что-то реально существующее и должна была ежедневно практиковаться. Не существовало какого-то серого пространства между истиной и ложью. Однако в нынешний век постмодерна под истиной понимается нечто иное. Мы живем в субъективном мире, где истина для одного человека является выдумкой для другого. Нет правильных или неправильных ответов, чего-то верного или неверного, и многие люди уже не верят в существование универсальной истины, исходящей от высшей силы.
Однако христиане знают, что есть абсолютная истина, которую мы можем черпать непосредственно из Святого Божьего Слова. Библейские истины сегодня так же жизнеспособны, как и в прошлом. В частности, книга Притчей открывает нам ряд истин, применимых во взаимодействии с окружающими. Эти факты мы можем продемонстрировать во взаимоотношениях с нашими сотрудниками, друзьями и членами семьи. Практикуя истину, как это было когда-то в истории, мы через свое поведение можем вести окружающих к открытию истины. Проживая каждый новый день, нам уже не нужно бояться того, что мы можем преткнуться о какую-то несформированную, переменчивую истину. Так как мы следуем Божьей истине, нам не нужно идти на компромисс, не нужно вступать в серую зону.
Почему нужно следовать библейской истине? Потому что Бог налагает на нас как на носителей истины определенную ответственность. Вполне четко и ясно Он говорит нам, что мы будем держать отчет за нераспространение истины, за ее отсутствие в нашей жизни. Если мы осуждаем людей, при этом не делясь с ними Благой вестью, значит, мы не следуем наставлениям, ясно изложенным для нас Богом. Я приглашаю вас практиковать в жизни многие принципы, открытые в Притчах. Используйте их наилучшим образом. Покажите истину окружающим. Когда ваши коллеги, друзья и члены семьи осознают существование согласованной, незыблемой истины, они начнут понимать, что вера в Бога — это единственный путь к достижению полноценной, наполненной радостью жизни.
ОБСУДИТЕ
1. Как вы можете практиковать истину в своей повседневной жизни?
2. Что мешает вам распространять великую весть об истине, явленной в Иисусе?
Чад Ковджилл, Индианаполис, Индиана, США
Применение
Притч. 24:23
Сколько времени вам нужно, чтобы сделать выводы о человеке, которого вы встречаете впервые? Согласно одной исследовательской статье, первые впечатления о человеке могут сформироваться за одну десятую долю секунды. Кроме того, скорее всего это подсознательный и не обдумываемый процесс. Другими словами, мы делаем это неосознанно!
Синонимом слова «предубеждение» является «пристрастность». Соломон советует нам не проявлять пристрастности в суждении. Часто пристрастность препятствует истине. Когда это происходит, мы делаем неправильные выводы и, это мешает дальнейшему развитию здоровых взаимоотношений.
Что мы можем сделать, чтобы избежать этих ловушек?
Подождите! Пусть пройдет время. Иак. 1:19 нам советует не спешить со словами и не торопиться гневаться. Это предупреждение о том, чтобы мы не поступали импульсивно. Бог хочет, чтобы мы не спешили со словами и суждениями. Нелегко контролировать свои естественные импульсы и мысли. Фактически невозможно добиться этого собственными силами. Этому может научить нас только Бог.
Подумайте! Наши импульсы могут легко нас обмануть (Иер. 17:9). Намного легче сразу же сформировать о ком-то свое мнение, даже не узнав этого человека. Нам свойственно поступать именно так. Мы не можем полагаться на свои первые впечатления для того чтобы сформировать мнение о человеке. Для того, чтобы противостоять этой естественной наклонности, требуется осознанное, постоянное усилие воли. Попробуйте посмотреть на людей глазами Иисуса, и вы увидите совершенно другую реальность.
ОБСУДИТЕ
1. Вспомните случай, когда вы неправильно судили о человеке и потом поняли, что ошиблись. Что вы испытывали? Помог ли вам в дальнейшем этот опыт избегать предубеждений? Если нет, то почему?
2. Приходилось ли вам скрывать от окружающих свое истинное «я»? Как это могло повлиять на формирование неправильного впечатления о вас?
Кристина Питеркат и Израэль Хиностроза, Бюр-сюр-Иветт, Франция
Мнение
Притч. 24:11, 12, 23—28
В дни, предшествующие Американской революции, выдающийся бостонский серебряных дел мастер по имени Пол Ревер взял на себя задачу предупредить колонистов о приближении британской армии. Оседлав коня, он доставлял предупреждение встретившимся на пути людям, а те в свою очередь предупреждали остальных. Без отдыха он скакал всю ночь, неся весть предостережения в каждый дом.
Нам как адвентистам седьмого дня также дана весть предостережения и истины, которой нужно поделиться с погибающим миром. В Притч. 24:11 описана эта важная задача: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?». Хотя мир в своем большинстве отверг весть Христовой любви и спасения, многим людям так и не представилась возможность ее услышать. Христос даровал нам эту истину не для того чтобы мы удерживали ее для себя, но чтобы делились ею с окружающими. Более того, тот факт, что нам была открыта такая великая истина, возлагает на нас еще большую ответственность делиться ею (Лк. 12:48).
Мы должны делиться Христовой истиной не только посредством слов, но также и посредством своей жизни. Нам велено помнить Закон Божий и хранить Его заповеди в сердце (Притч. 3:1). Притч. 3:3 утверждает, что милость и истина должны быть начертаны на скрижалях нашего сердца. Фактически, рассказывая людям о силе Христа спасать и в то же время демонстрируя в своей жизни отсутствие покаяния и греховность, мы можем принести больше вреда, чем пользы. Живя подобным образом, мы отвратим людей от Хлеба жизни. Но если мы желаем поддерживать с Ним взаимоотношения, Христос будет вписывать Свой закон в наши сердца (Иер. 31:33).
Христос умер за наши грехи и придет опять, чтобы забрать нас домой. Мы должны быть готовы к Его возвращению, и нам следует предупредить об этом мир. Иначе, когда Он вернется, мы рискуем остаться в темноте (Мф. 25:1‒13). Нас может пугать необходимость делиться этой вестью, но мы не одни. До тех пор, пока мы будем поддерживать взаимоотношения со Христом, Он будет сопровождать нас на этом пути (Мф. 28:20).
ОБСУДИТЕ
1. Как вы делитесь вестью предостережения с окружающими людьми? С помощью слов? Дел? Сочетаете и то и другое?
2. Когда последний раз вы рассказывали кому-то о Христе и Его даре спасения? Коснулось ли это сердца человека, с которым вы беседовали?
3. Каким образом закон Христов, Его милость и истина вписаны в ваше сердце? Поясните ваш ответ.
Даниил и Мареса Гудин, Индианаполис, Индиана, США
Исследование
Притч. 22:20, 21; Ин. 14:6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насколько вы уверены в существовании абсолютной истины? Вы не будете сомневаться, встречая на жизненном пути дерзкие предположения о природе истины, несмотря на то, что многие люди придерживаются мнения об отсутствии абсолютной истины и высшей силы. Однако, когда мы серьезно ищем истину в Слове Божьем, мы обнаруживаем больше определенности, чем может предложить этот мир. Эта вечная истина основывается на Личности Иисуса Христа, Который утверждает: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Когда мы встречаем Иисуса и знакомимся с Ним, истина становится для нас живой реальностью. Личное влияние этих взаимоотношений, которые меняют жизнь, свидетельствует окружающим нас людям об истине, которую Иисус предлагает всем.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Примите решение в течение следующих четырех недель делиться Божьей истиной и личными опытами веры с одним человеком каждую неделю.
Укрепляйте свою веру, исследуя в Библии тему о том, что Иисус есть истина.
Запишите продолжение высказывания: «Истина — это…».
Просмотрите в YouTube серию клипов, в которых есть интервью с современными знаменитостями. Как вы можете оценить то, о чем они говорят, с позиции честности и истины? Как можно сравнить это с утверждением Иисуса: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)? Честно признайтесь себе, чьему образцу вы больше следуете в своей жизни.
Находясь в общественном месте (на автобусной остановке, в кафе и т. д.), посчитайте, сколько человек проявляют какое-либо предубеждение по отношению к другим людям. Сколько человек ведут себя учтиво, независимо от внешнего вида окружающих? Сравните. Что это говорит о вашем обществе и нужде людей в Иисусе?
Посмотрите на людей глазами Иисуса. Помогите семье, которая нуждается в финансовой поддержке, в пище, времени или в вашем служении. Подумайте о том, что, творя добро и делясь своей верой, вы можете быть руками и ногами Иисуса.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Ин. 10:1‒18.
Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, глава 1.
Danny Shelton and Jim Gilley, Pillars of the Christian Faith (Дэнни Шелтон и Джим Гиллей, «Столпы христианской веры»).
Нина Этчесон, Маргит, Австралия
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →