"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?» (Притч. 20:6).
Введение
Притч. 20:6
«Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Весьма вероятно, что каждый ребенок и взрослый, обладающий пониманием, с радостью услышал бы от Бога такой вопрос. Богаты люди или нет, они всегда мечтают о каких-то желанных вещах. В начале 1900-х, во время золотой лихорадки, многие люди готовы были преодолеть путь в несколько тысяч миль, чтобы разбогатеть. Но о чем бы вы попросили Бога, Который способен творить из ничего? Этот вопрос обращается к самой сути вашего сердца. Ваш ответ говорит о бескорыстии или эгоистичности вашего сердца?
Бог спросил молодого царя Соломона: «Проси, что Мне дать тебе». Соломон попросил мудрости и познания (2 Пар. 1:10). Наш ответ на вопрос Бога должен быть таким же. Соломон понимал, какие проблемы кроются в эгоизме. Он видел, как брат Авессалом пытался убить Давида, их отца, с целью заполучить славу и власть. Он прошел через соперничество с братом Адонией, решившим организовать для себя собственную инаугурацию и стать царем. Соломон знал, насколько опасным может быть желание самовозвышения. Поэтому он решил просить помощи у Бога. Он знал, что мудрость можно обрести только в Нем.
«Chokmah» — еврейское слово, означающее «мудрость». «Chokmah» — это мудрость, которая помогает нам справляться с жизненными трудностями — реально существующими, эмоциональными или духовными по своей природе. Поэтому мудрость связана с искусством жить. Не это ли необходимо для бескорыстного сердца, даже когда мы окружены сосредоточенным на себе миром? Соломон спрашивал: «Но правдивого человека кто находит?» (Притч. 20:6). Этот вопрос освещает нужду в истинных христианах, мужчинах и женщинах, живущих в соответствии с той верой, которую они исповедуют своими устами. Соломон ставит перед нами серьезную задачу. Будем ли мы найдены среди верных?
Изучая урок этой недели, молитесь о мудрости и способности впитать ценности из Божьего Слова. Мудрость, преподанная в книге Притчей, может помочь нам в улучшении нашей жизни и взаимоотношений с Богом.
На этой неделе, идя необычной дорогой, ведущей к Источнику мудрости, вы придете к величайшим открытиям!
Давид Чиплич, Госпич, Хорватия
Факты
Притч. 22:6
Когда Соломон стал царем Израиля, он просил Бога: «Дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить» (2 Пар. 1:10). Бог услышал молитву Соломона и даровал ему знание и мудрое, проницательное сердце. Поэтому, исследуя книгу Притчей, мы фактически изучаем мудрость Божью.
Книга Притчей преследует особую цель. Она снабжает нас множеством мудрых, вдохновенных подсказок, помогающих нам развить мудрость. Притчи — это ценная книга, помогающая нам быть благоразумными и приближаться к Богу. Также мы можем обращаться к книге Притчей, чтобы учить окружающих, как жить разумно.
Сегодня мы повсеместно можем встретить грубых детей, потому что их родители позволяют им делать все, что они хотят. Однако в Притч. 22:6 нам сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». В библейские времена народ Божий учил своих детей величественным, незыблемым принципам закона Божьего, как дома, так и в синагоге.
Если вы хотите правильно воспитать своих детей, то не доверяйте эту задачу соседям, учителям или другим родственникам. Никто не может воспитать ребенка лучше, чем его родители. Апостол Павел приглашает: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. „Почитай отца твоего и мать“ — это первая заповедь с обетованием: „Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле“» (Еф. 6:1—3).
Будучи ребенком, Иисус охотно помогал Своему отцу Иосифу в плотницкой мастерской. Дети могут оказывать большую помощь по хозяйству, если их научить выполнять соответствующую их возрасту работу. Таким образом, они научатся доверять себе и станут надежными людьми. Однако родители должны всегда, в словах и делах, быть для них примером. Книга Притчей — это сокровищница советов и познания, которую мы можем читать каждый день. В ней мы можем черпать мудрость Божью, чтобы направлять наших детей по верному пути.
ОБСУДИТЕ
1. Какой совет вы лично можете найти в книге Притчей на этой неделе, который будет направлять вас по жизненному пути?
2. К каким конкретным ситуациям в своей жизни вы можете применить эти притчи?
3. Если вы учитесь, чтобы впоследствии заниматься с детьми, или ожидаете своего первенца, как книга Притчей может помочь вам стать хорошим учителем или родителем?
После падения Адама и Евы в мире стал распространяться грех. Теперь мы являемся свидетелями последствий греха, который окружает нас повсюду и присутствует в нашей жизни. «Кто может сказать: „я очистил мое сердце, я чист от греха моего?”» (Притч. 20:9).
Никто из нас не может сказать, что никогда не грешил. Никто из нас не может сказать, что мы лучше или важнее кого-либо еще, потому что мы все грешники.
Доброта исходит от Бога (Притч. 20:6)
Хотя мы грешны, было бы неправильно утверждать, что нет никого, делающего добро, и никого, верящего в Бога. Многие люди, и не только христиане, с радостью помогают нуждающимся, кого-то ободряют, ведут себя с людьми честно и справедливо и учат окружающих тому, как можно жить лучше.
Однако это не значит, что нам не нужно верить в Бога, чтобы делать добрые дела. Но как мы можем увидеть разницу между верными и неверными людьми, если обе эти группы вовлечены в делание добра? Божьи верные слуги признают, что проявляемая ими доброта движима любовью к Нему и является результатом того, что в них пребывает Дух Святой. Это дает им преимущество перед неверными, потому что у них есть возможность показать миру доброту, превосходящую земную мудрость. Иисус говорит: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Такая небесная мудрость кажется миру нелепой. Но для народа Божьего это важный шаг на пути к вечной жизни.
Два вида мудрости (Притч. 20:17; 21:6)
Практически в любой трудной ситуации нам придется делать выбор между мудростью этого мира и небесной мудростью (Притч. 9:1—5, 13, 17). Мудрость мира часто будет предлагать нам пойти на компромисс с нашими принципами, для того чтобы преуспеть. Однако это ловушка. Подобные компромиссы могут иметь место в школе, дома, в общежитии и вообще в обществе. В конце концов они приведут нас к великой потере.
Мудрость мира иногда кажется единственным возможным и разумным решением в сложной ситуации. Но небесная мудрость говорит, что это ложь. «Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притч. 21:6). Иногда, в определенный период, мы можем наслаждаться грехом и думать, что не будет никаких плохих последствий. Но небесная мудрость говорит, что это тоже ложь! В какое-то мгновение Адам и Ева тоже наслаждались сладким вкусом плода с дерева познания добра и зла. Однако очень скоро эта сладость обернулась горьким сожалением. Вот как это описано в Притч. 20:17: «Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою». Если мы будем жевать гравий, то это непременно испортит нам зубы. А какой ужасный будет вкус! Подобно этому грех может разрушить нашу жизнь и принести с собой ужасные последствия. Грех компрометирует наши взаимоотношения с Христом, хотя порой может казаться разумным.
Что говорит небесная мудрость? (Притч. 19:17; 22:2, 6; Мф. 25:31—46)
Небесная мудрость призывает нас к честности, советует обращать внимание на состояние людей, которым не так повезло, как нам. Об этом говорит нам Иисус в Мф. 25:31‒46, об этом же говорит нам и Соломон в книге Притчей. Почему так важно кормить голодных и одевать бедных? Потому что мы созданы не для того, чтобы обхаживать самих себя, но чтобы быть благословением для окружающих.
К сожалению, большинство живущих в мире людей работают только для собственной выгоды и пользы. Это создает немало сложностей для последователей Христа. Каждый из нас, особенно молодые люди, время от времени подвергается давлению, вынуждающему отвергнуть Божью мудрость, пойти на компромисс с нашими христианскими принципами. Однако нужно всегда помнить о том, что подобные компромиссы никогда не будут вознаграждены. Небесная мудрость побуждает нас жить честно, целеустремленно, быть благословением для окружающих. Живя так, мы обретем истинное счастье. Мы дети небесного Отца, Который всех нас любит одинаково.
Ту же небесную мудрость, которую мы встречаем в книге Притчей, мы также слышим из уст Иисуса. Он говорит: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Мы не можем ожидать Его возвращения, не радуясь и не помогая окружающим людям узнать о Нем. Мы не можем изменить тот факт, что живем в падшем мире. Но небесная мудрость Иисуса зовет нас, учит нас делать добро, независимо от того, что подумают или скажут другие.
Помимо совершения добрых дел мы также должны учить окружающих творить добро. Как лично знающие Источник истинной благости, мы должны выполнять благородную задачу — помогать окружающим принимать Божий путь. Мы делаем это словами, личным примером и добрыми поступками, на которые вдохновляет нас Святой Дух.
ОБСУДИТЕ
1. Сколько раз вам предоставлялась возможность сделать добро, но вы эту возможность упускали? Что вас удерживало? Что вы можете предпринять, чтобы в следующий раз, когда вам представится случай кому-то помочь, сделать это с радостью?
2. Как лично вы можете регулярно являть миру Божью доброту?
Джосип Павич, Загреб, Хорватия
Свидетельство
Притч. 22:6
Порой наши знания оказываются бесполезными. Например, я знаю, как сказать слово «яйцо» на пяти разных языках, но не имею понятия о том, как его сварить. Складывается впечатление, что факты и знания стали для нас кумирами. Мы думаем, что чем больше мы всего знаем, тем успешнее будем. Часто кажется, что столько всего нужно изучить, столько всего попробовать, что не остается достаточно времени для внимательного исследования Слова Божьего. Но давайте посмотрим на пример Вальденсов и Уиклифа:
«Ради истины вальденсы пожертвовали земным благополучием; им приходилось трудиться с неистощимым терпением, чтобы добывать свой хлеб…
Их учили, что Бог хочет видеть их собранными и дисциплинированными; что свои потребности они могут удовлетворить только собственным кропотливым трудом, предусмотрительностью, усердием и верой. Это было трудно и утомительно, но полезно и благотворно и являлось именно той школой, в какой нуждается человек в своем падшем состоянии, школой, которую Господь определил для воспитания и развития Своих детей. Юношей не только приучали к тяжелому труду и лишениям, но и уделяли внимание их умственному развитию: им внушали, что все способности человека принадлежат Богу и они обязаны развивать и совершенствовать свои дарования для служения Богу…
Молодежь получала наставление от пасторов. Хотя обращалось внимание и на общее образование, все же основным предметом изучения оставалась Библия».
«Эта незаурядная личность является свидетельством воспитывающей и преобразующей силы Священного Писания. Таким, каков он был, его сделала Библия. Стремление познать великие истины Божественного откровения оживляет и развивает все наши способности, расширяет ум, обостряет восприимчивость и делает наше суждение зрелым. Изучение Библии, как ничто иное, облагородит каждую нашу мысль, чувство и стремление. Оно дает нам целеустремленность, терпение, смелость и силу духа; оно очищает характер и освящает душу. Серьезное, благоговейное изучение Библии, приобщающее ум исследователя непосредственно к Безграничной Мудрости, дало бы миру выдающихся людей, с многообещающими дарованиями и благородными принципами. Никакие философские учения и школы не способны дать столь впечатляющих результатов. „Откровение слов Твоих, — говорит псалмопевец, — просвещает, вразумляет простых” (Пс. 118:130)».
ОБСУДИТЕ
Что мешает вам регулярно изучать Библию и как вы можете устранить эти препятствия?
Мария Мильякович, Загреб, Хорватия
Применение
Притч. 6:12‒14; 19:17; 20:22; Мф. 25:31‒46
На нас не может не влиять негативно тот факт, что мы живем в павшем мире. Тем не менее у нас есть Святой Дух и Слово Божье, помогающее нам быть настоящими христианами. Далее приведены еще три составляющие, взращивающие практическое христианство.
Единство (Притч. 6:12—14). Нет двух одинаковых снежинок. Каждая прекрасна и особенна. Но кто может сказать, что одна снежинка более полезна, чем другая? Все вместе, многочисленные разные снежинки создают восхитительный зимний пейзаж. Подобно этому, каждый христианин отличается от других христиан. Бог даровал каждому из нас особые таланты, чтобы использовать их в служении. Но вместе, используя наши таланты, мы создаем прекрасную, активную и живую церковь.
Терпение (Притч. 20:22). Г. Кемпбелл Морган говорит: «Ожидать Бога значит… обладать способностью ничего не делать до тех пор, пока не будет дано повеление». Часто, когда мы пытаемся самостоятельно решить свои проблемы, все заканчивается разочарованием. Давид писал: «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26:14).
Сострадание (Притч. 19:17; Мф. 25:31—46). Обычно мы не сознаем, сколько у нас всего есть и насколько мы благословлены. Но даже если мы это понимаем, зачастую мы не помогаем окружающим, у которых всего гораздо меньше, чем у нас. Бог желает, чтобы мы делились дарованными нам благословениями с нуждающимися. Эгоизм исходит от дьявола и поэтому ненавистен Богу. Больше всего отдает Бог. Он отдал Своего Сына на смерть за наши грехи.
Христос — это наш пример. Давайте помнить о том, каким любящим и заботливым Он был по отношению к людям, живя на этой земле. Наша миссия не отличается от Его миссии. Позволим Ему открыть наши глаза, чтобы мы увидели тех, кто окружает нас. Кто-то нуждается в добром слове, кому-то нужна теплая одежда, кому-то объятие или пища. Когда мы оставим в стороне свои эгоистичные желания, тогда сможем заметить нужды духовно или материально бедных людей.
ОБСУДИТЕ
1. Почему между нами столько различий? Почему так трудно прийти к единству?
2. Трудно ли жить практической христианской жизнью? Поясните ваш ответ.
Александра-Саша Тикулин, Пула, Хорватия
Мнение
Притч. 12:11
В инженерии существует такое понятие, как противоположные требования. Например, когда в Токио строился мост, инженерам нужно было разработать такую конструкцию, чтобы мост был достаточно высок и под ним могли проплывать большие корабли, но в то же время достаточно низок, чтобы его не задевали идущие на посадку самолеты, так как поблизости находится аэропорт. Это требовало точных вычислений, оригинальных идей и разумных компромиссов.
Изучая советы вдохновенного Божьего Слова, складывается впечатление, что к молодым адвентистам предъявляется слишком много требований и ожиданий. К сожалению, некоторые из этих требований кажутся противоречивыми. Например, от молодых адвентистов ожидается, что они будут разносторонними людьми в практических вопросах, чтобы обеспечить себя благодаря какому-либо виду физического труда. С другой стороны, также ожидается, что мы будем хорошо осведомленными, образованными людьми, с широкими, прогрессивными идеями, следить за последними достижениями, чтобы со знанием дела обсуждать эти вопросы. Достижение обеих целей кажется невозможным, потому что тяжелый физический труд и простая сельская жизнь часто ассоциируются с антиинтеллектуальными тоталитарными движениями, в то время как прогресс требует интеллектуального развития и часто сопровождается презрением к физическому труду.
Конфуций показывает нам разрешение этой дилеммы: «Когда я иду с двумя попутчиками, они могут послужить мне как учителя. Я выберу их хорошие качества и буду следовать им, избегая их плохих качеств». Мы должны избрать для себя стратегию, чтобы максимально служить окружающим и в то же время пользоваться многочисленными возможностями учиться и исследовать даже после окончания своего формального образования. Но существует много теорий и высказываний, сбивающих с толку и вводящих в заблуждение. Слово Божье объясняет нам, как этого избежать (Притч. 12:11; 14:7, 23; 19:27).
В 600 году до Р. Х. Конфуций анализировал некоторые свои жизненные устремления: «Молчаливый сберегает знание, ненасытно учится и неутомимо наставляет окружающих: что из всего этого принадлежит мне?»
ОБСУДИТЕ
1. Встречались ли вы когда-нибудь в нашей церкви с антиинтеллектуальными настроениями или, наоборот, с неприятием физического труда? Как Библия противоречит подобным взглядам?
2. Как вы уравновешиваете самосовершенствование и служение?
Степан Хенч, Загреб, Хорватия
Исследование
2 Пар. 1:7‒10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как источник мудрости Бог предлагает позитивные решения всех жизненных проблем. В книге Притчей Соломон призывает нас пить из этого источника, чтобы наша каждодневная жизнь с Богом и окружающими была лучше. Книга Притчей содержит наставления для людей разных возрастов. Это самый полный источник мудрости, ведущий к благоразумной жизни. Божья мудрость требует от нас доброго отношения к людям, потому что доброта помогает направлять людей на путь вечной жизни. Как мы видим из опыта Адама и Евы, человеческая мудрость часто выглядит привлекательно, но имеет смертельные последствия. Изучение Библии, направляемое Святым Духом, это верный путь улучшения жизни.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Поразмышляйте над Мф. 5:7. Как Соломон проявлял милость, решая проблемы? Какие проблемы вам трудно решать? Как нам помогает стих Мф. 5:7?
Разделите класс на группы по два человека. Пусть каждая пара возьмет по одному куплету из гимна (указывается номер гимна из сборника), найдет в своем куплете мудрую мысль и объяснит, какую пользу нам может принести следование этой мысли.
Опишите различные этапы, через которые проходит ваш любимый фрукт, начиная от семечка или саженца и заканчивая спелым плодом. Затем представьте, что на время, необходимое для того, чтобы плодовое дерево принесло зрелый плод, в землю помещен сухостой. Сравните плодовое дерево и сухостой. Какие сравнения и параллели можно провести с тем, как действовал Бог при сотворении Земли (см. Быт. 1:11, 12)?
Сочините стихотворение или напишите небольшой очерк о том, как люди могут подготовиться к бедствиям, нанесенным наводнениями, землетрясениями, буранами и другими разрушительными силами природы (см. Мф. 7:13‒27).
Подумайте, что бы вы сказали и/или сделали, чтобы убедить друга-атеиста в том, что Бог всеведущ, и, если мы будем следовать Его наставлениям, наша жизнь будет лучше.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Книга Притчей, 13-я глава в современном переводе.
Э. Уайт. Child Guidance, глава 10. (Воспитание детей).
Джордж Р. Найт. «Моя схватка с Богом», главы 4‒7.
Альберт А. К. Уот, Беркшир, Англия
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →