"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17:1).
Введение
Притч. 19:1, 9, 22
Женевские конвенции 1949 года — это хорошо известные международные соглашения, направленные на сдерживание самых отвратительных примеров человеческих конфликтов. Конвенции были подписаны несколькими странами, признавшими, что, хотя войны и конфликты неизбежны, некоторые составляющие войны унижают достоинство всей человеческой семьи. Согласно конвенциям такие практики, как нападение на военных медиков, применение пыток к военнопленным и жестокое отношение к гражданскому населению, являют собой неприемлемые составляющие войны.
Христиане могут многое почерпнуть из Женевских конвенций в контексте поведения в конфликтных ситуациях. В действительности Женевский кодекс утверждает, что ведение борьбы со своим врагом не является по сути чем-то неправильным, но таковыми являются определенные методы ведения борьбы. Как христиане мы призваны противостоять нашему врагу — дьяволу. Здесь подразумевается, что мы должны давать отпор его приглашениям ко греху и по-христиански отвечать нападающим на нас людям. Бог особо заинтересован в том, как мы справляемся с подобными нападками. Верность и правдивость представляют собой самое могущественное оружие христианина.
Притч. 19:1 напоминает нам, что одним из проявлений неверности является злословие или клевета. Это нарушение небесного «Женевского кодекса» о раздорах. Положение клеветника или человека со лживыми устами более жалкое, чем положение нищего! В то же время ходящий непорочным путем находится в лучшем положении. Бог не принимает злословие как ответ на конфликт, даже если мы действительно являемся жертвами этого конфликта.
Для того, чтобы мы усвоили данную мысль, она повторяется в Притч. 19:9, где говорится, что «лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет». Обратите внимание на отсутствие разницы между злоумышленником и жертвой конфликта. Осуждению подлежит любой человек, прибегающий ко лжи. Трудно принять это учение, учитывая, насколько сложно порой бывает не ответить злословием на злословие или ненавистью на ненависть. Однако 22-й стих несет нам облегчение: «Человек нуждается в неизменной любви». На издевательства Христос отвечал неизменной любовью. Это был Его ответ на злословие. Следовательно, таковым должен быть и наш ответ. Помните, что христиане рождаются в мире, воюющем с Богом. Поэтому мы не можем не бороться. Но то, как мы боремся — как Бог или как дьявол, определяет нашу принадлежность в этой борьбе. Если мы будем бороться подобно Богу, отказываясь от жестокости и мстительности, мы получим преимущество в конфликте и внутренний мир.
Как через Ветхий, так и через Новый Заветы Бог обращается к Своему народу как к Своим детям. Это Отцовство делает всех нас братьями и сестрами. Обычно такие семейные узы довольно крепки. Но в Новом Завете Бог идет еще дальше, описывая общину верующих как Тело Христа (1 Кор. 12:12‒27). Это предполагает более тесные, крепкие взаимоотношения.
Раздоры наносят большой вред единству церковного тела (Притч. 17:1; 18:6—8). В конфликте важно сохранять правильное видение. Павел объясняет: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Люди, с которыми мы не согласны, не являются нашими врагами. Любой конфликт, возникающий у нас с братом или сестрой во Христе, это попытка настоящего врага нарушить единство и любовь между детьми Божьими.
Интересно заметить, что впервые слово «спор» или «раздор» встречается в Библии в книге Бытие 13:7, 8. Авраам обращается к Лоту: «Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники» (Быт. 13:8).
Как мы решаем проблемы, избегая при этом раздоров между собратьями христианами? В книге Притчей даются мудрые советы, которые сопоставляют природу мудрого человека и глупого, человека, обладающего пониманием и лишенного понимания. Притчи освещают некоторые главные особенности, помогающие избежать конфликта. Эти особенности приписываются мудрому человеку.
Терпеливо слушать (Притч. 18:13)
Если мы проявляем терпение и готовность услышать — раздор угаснет. В книге Притчей говорится, что терпение или способность человека быть «медленным на гнев» является результатом благоразумия (Притч. 19:11). Глупый же человек, наоборот, быстро проявляет свой гнев (Притч. 12:16). Терпение поможет нам отреагировать не эмоционально, но мудро.
Прежде чем что-то отвечать, мы должны терпеливо выслушать. Слушать нужно всегда, но в разгар конфликта это особенно важно. В Притч. 18:14 говорится: «Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему». Часто, когда кто-то приходит к нам с проблемой, многие из нас торопятся эту проблему решить или оправдаться, до конца не выслушав и не поняв другого человека. Однако книга Притчей говорит, что глупо и постыдно давать ответ, упрекать, советовать или предлагать, не услышав до конца другого человека.
Смиренно учиться (Притч. 17:10; 19:25)
Другое полезное качество, упомянутое в книге Притчей, это готовность учиться и возрастать. В большинстве запутанных ситуаций кто-то совершает ошибку и нуждается в исправлении. Мы не совершенны. Мы должны быть достаточно внимательны, чтобы понять, когда необходимо сделать замечание, и достаточно смиренны, чтобы принять заслуженное замечание. Ни одно, ни другое не должно восприниматься как что-то негативное. Книга Притчей объясняет, что замечание может быть полезно для человека, обладающего пониманием. Если мы видим замечание как возможность учиться и возрастать, тогда оно пойдет нам лишь на пользу. Добавим, что замечание может принести более положительные результаты, если дается и принимается с любовью и расположением.
Любовь и милость (Притч. 17:9, 19:11)
Влияние несогласия на взаимоотношения в большей степени определяется духом этого несогласия. Если оно наполнено злобой и осуждением, тогда взаимоотношениям может быть нанесен вред. Однако если несогласие выражается в духе любви и милости, тогда после его разрешения отношения могут даже улучшиться.
Готовность прощать ведет к исцелению любых травм во взаимоотношениях. В Притч. 19:11 сказано, что для человека слава «быть снисходительным к проступкам». Быть снисходительным — значит пройти или переступить через чей-то проступок. Если вы можете оставить проступок в прошлом и простить, тогда вражда сходит на нет и взаимоотношения укрепляются.
Любовь и прощение действительно очень тесно связаны между собой. Если вы хотите проявлять любовь, то покроете «все грехи» (Притч. 10:12), совершенные против вас, сможете простить. Вы как бы закрываете преступление, чтобы больше его не видеть и не позволять ему влиять на ваши взаимоотношения.
Бог является нашим наивысшим примером поддержания здоровых, мирных взаимоотношений. Взаимодействуя с нами, Он воплощает все советы, упомянутые в Притчах. Бог слушает. Когда мы молимся, мы можем быть уверены в том, что Он слышит наши молитвы (Пс. 65:19, 20). Он исправляет нас, когда это необходимо. В Притч. 3:12 сказано, что Господь исправляет тех, кого любит, подобно тому как любящий отец исправляет своего сына. Бог полон любви и прощения. Независимо от того, насколько далеко мы отошли, Он всегда зовет нас возвратиться к Нему (Мих. 7:18). Христос умер, чтобы покрыть наши грехи. Полное прощение — это когда грехи полностью покрыты Христовой праведностью (Пс. 31:1). С каждым днем все более и более впуская Бога в свою жизнь, мы будем все больше уподобляться Ему, становиться мудрыми, взаимодействуя с нашими братьями и сестрами.
ОБСУДИТЕ
1. Как жизнь Христа на земле учит нас единству? Находился ли Он в единстве с каждым?
2. Какие шаги вы можете предпринять, чтобы разрешить длительный конфликт, существующий между вами и другим человеком?
Стивен Гасс, Форт-Уэрт, Техас, США
Притч. 18:6—8
«Мы с ужасом думаем о пире каннибала, который поедает еще теплую и трепещущую плоть своей жертвы, но более ли это ужасно, нежели агония и крушение судеб по причине неверно истолкованных побуждений, очерненной репутации и привычки копаться в чужой душе? Пусть дети и молодежь внимают, что Бог говорит об этом: „Смерть и жизнь — во власти языка”.
Дух слухов и сплетен является особым посредником сатаны, чтобы сеять разногласия и ссоры, чтобы разлучать друзей и подрывать веру многих в истинность нашей позиции».
«Сколько сплетен можно было бы предотвратить, если бы каждый человек помнил о том, что говорящие ему об ошибках окружающих с такой же легкостью при подходящей возможности придадут огласке и его недостатки. Нам следует стараться хорошо думать обо всех людях, особенно о наших собратьях, пока мы не будем вынуждены думать иначе. Не следует поспешно верить недобрым наговорам. Часто они являются результатом зависти или неправильного понимания, они могут быть весьма преувеличенными или не полностью разоблачать факты. Зависть и подозрения, если дать им волю, распространятся повсюду, словно сорняки. Если брат сбился с пути, значит, пришло время проявить истинную заинтересованность в нем. Идите к нему с добротой, молитесь с ним или о нем, помня о бесконечной цене, заплаченной Христом за его искупление. Таким образом вы сможете спасти душу от смерти и скрыть множество грехов.
Взгляд, слово, даже интонация голоса могут оказаться наполненными ложью, словно ядовитая стрела, проникнуть в чье-то сердце, причинив неисцелимую рану. Таким образом, тень сомнения может быть брошена на человека, через которого Бог совершает добрую работу, и его влияние ослабевает, он не может более приносить пользу. Некоторым животным свойственно нападать на своего сородича и разрывать его на куски, если только тот окажется раненым и упадет. Тот же жестокий дух имеет место среди мужчин и женщин, называющихся христианами. Они проявляют фарисейское рвение побивать камнями людей, менее виновных, чем они сами. Некоторые указывают на недостатки и падения других, чтобы отвлечь, таким образом, внимание от собственных недостатков или создать видимость великого рвения по Богу и церкви».
ОБСУДИТЕ
1. Бывали ли вы участником подобных историй, правдивых или приукрашенных, которые заканчивались тем, что приносили боль другому человеку?
2. Как вам следует поступать, если кто-то пытается поделиться с вами какими-то слухами?
3. Что делал Иисус, когда с Ним делились слухами?
Ребека Фейс Бонжур, Хендерсонвилл, Северная Каролина, США
Факты
Притч. 17:1
Соломон знал, что такое конфликт. Его отец Давид был человеком войны. И сам Соломон видел последствия конфликта в своей собственной семье. Амнон, брат Соломона, изнасиловал Фамарь (свою сводную сестру). Авессалом убил Амнона и в конце концов пошел против собственного отца и сам был убит. Соломон наблюдал, как ситуация в его семье выходит из-под контроля, во многом по причине дисфункционального поведения его отца, его похоти и совершенного им убийства.
Сосредоточенность книги Притчей на конфликте интересна в свете истории его семьи. Когда жизнь Давида подходила к концу, он советовал Соломону избегать сделанных им ошибок. Наверное, Соломон принял эти вести к своему сердцу, так как притчи полны мудрых советов о том, как избегать раздоров и конфликтов. Слово «раздор» или «спор» 14 раз встречается в книге Притчей (перевод короля Иакова). Еще более широко развернута концепция избегания конфликта. В Притч. 17:1 Соломон рассматривает, в чем состоит идеал мирного дома и дома, в котором происходит конфликт. Он считает, что для человека лучше быть бедным, но при этом жить в мире, чем быть богатым и переживать раздоры.
Время жизни Соломона отмечается невероятным благосостоянием. Он также знал, что ради сохранения мира и спокойствия стоит отдать все свое богатство. Но ему не пришлось идти на такую жертву. Помимо богатства он также обладал способностью избегать многих конфликтов, через которые прошел его отец Давид.
В книге Притчей Соломон говорит о том, как избегать раздоры в более широком контексте, контексте выбора между мудрым и глупым образом жизни. «Еврейское слово, переведенное как «притчи», происходит от корня «mashal», означающего «быть как» или «сравнивать»». Соломон проводит сравнение двух драматично противоположных альтернатив жизни: спокойствия и раздоров.
Весть книги Притчей остается актуальной и сегодня. Ради спокойствия стоит чем-то пожертвовать. Если мы мудры, мы будем стремиться поддерживать мирные взаимоотношения с окружающими. Другая альтернатива — это путь глупых, который ведет только к разрушенным взаимоотношениям и несчастью.
ОБСУДИТЕ
1. Чем вы готовы пожертвовать ради сохранения спокойствия в вашей жизни?
2. Как вы можете взаимодействовать с конфликтным человеком?
Кристи Янглинг Гасс, Форт-Уэрт, Техас, США
Применение
Ин. 8:1—11
В Ин. 8:1—11 Иисус снова показывает пример Божьей справедливости и Его любви к восстановлению. Группа мужчин волочит женщину, взятую в прелюбодеянии. Закон велит побивать таких камнями, но что скажет Учитель? Рассудит ли Он справедливо?
Иисус смотрит на эту сцену. Смотрит на толпу, потом на женщину. Он замечает струящиеся по ее щекам слезы. Он замечает ее растрепанные, грязные волосы, ведь ее волочили по улице, как собаку. А еще Он видит ее сердце, ее стыд и разбитость. Он чувствует ее убежденность в собственной никчемности и даже не обращает внимания на вопросы мужчин, считая, что они не заслуживают ответа. Он просто наклоняется и начинает что-то писать на земле.
В конце концов Он говорит им: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (стих 7).
Затем Иисус обращается к женщине, которую Он уже любит, и в торжественный кульминационный момент благодати прощает ее грехи. Он был справедлив и праведен, когда все остальные хотели осудить грешницу.
Хотите ли вы поступать справедливо и праведно? Вот как этого можно достичь.
Смотрите на людей так, как смотрит на них Бог, — через призму любви. Если вы и желаете о чем-то молиться, молитесь о том, чтобы в вас жил Святой Дух. Вы не можете быть праведным без помазания Духа. Дух изменит вас и поможет видеть людей так, как видит их Иисус. Молитесь об этом помазании.
Следующее, что делает Иисус, увидев боль сердца женщины, — пачкает руки ради нее. Он участвует в проблеме.
Так и мы должны не только молиться за окружающих. Мы тоже должны участвовать в их проблемах. Чистота Евангелия обнаруживается, когда оно проникает в грязные сердца. Так что не бойтесь запачкать руки. Укажите ближнему грешнику на безгрешного Бога. Иногда мы смотрим на людей и молимся Богу о том, чтобы Он их утешил, послал им друзей, обогрел Своей любовью. Но Бог все время говорит: «В их жизни есть ты, и ты должен стать для них утешением, другом, явить свою любовь!»
Вернитесь к завету. Любите Бога. Любите людей. Будьте праведны.
ОБСУДИТЕ
1. Посмотрите Ин. 8:1—11, чтобы увидеть явленную Иисусом справедливость.
2. Какие методы мы можем сознательно использовать, чтобы справедливо поступать по отношению к людям?
Хезер Томпсон Дэй, Берриен Спрингс, Мичиган, США
Мнение
Притч. 18:2, 4, 6—8
Уделите минутку для того, чтобы вспомнить о случае, когда сказанные вами слова причинили вам проблемы. Возможно, это был гневный ответ, который привел к драке, или какой-то слух, вышедший из-под контроля. Может быть, резкое слово, брошенное в сердцах в самый неподходящий момент. У каждого есть такие воспоминания. Почему так легко сказать что-то, о чем мы потом сожалеем?
В Притч. 18 описываются некоторые последствия необдуманно произнесенных слов. Слова могут не только ранить или даже изменить нас (стихи 6, 8), они также могут поставить под угрозу нашу жизнь (стих 7). Все — от слухов до оскорблений ради самовозвышения имеет для нас свои последствия, даже если мы просто слушаем. Мы можем не осознавать, как слова создают угрозу для нашей повседневной жизни. Можете ли вы вспомнить случай, когда какой-то слух изменил ваше отношение к человеку? Результаты порочащих слов вполне осязаемы.
Итак, если наши слова сильны и их трудно контролировать, то что мы можем сделать, чтобы уменьшить их вред для себя и окружающих нас людей? В книге Притчей содержатся подсказки. Еще раз посмотрите на 4-й стих 18-й главы. Вы увидите, что «слова уст человеческих — глубокие воды», губительные и непостижимые, а «источник мудрости — струящийся поток». Губительные слова исходят из уст глупцов, поэтому мудрость является здесь противоядием. Мудрость богата и дается даром! В Иак. 1:5 говорится: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему».
Это дарует нам надежду, ведь никто из людей не в силах укротить свой необузданный язык. Но больше нам не нужно бороться. Бог обещает в изобилии излить мудрость. Нам лишь нужно признать свою нужду и попросить Его об этом.
ОБСУДИТЕ
1. Если в вашей жизни есть человек, причинивший вам боль своими словами, помолитесь о нем прямо сейчас. Может быть, вы ранили кого-то своими словами? Помолитесь об этом человеке тоже. Просите у Бога, чтобы отныне Он даровал вам мудрость говорить правильные слова. Может быть, вам придется извиниться за прошлое, а возможно, вы получите новое сердце и будете жить с ним дальше.
2. Подумайте о том, какую боль и какую пользу может принести молчание. Как нам знать, когда молчать, а когда говорить? И в этом тоже нам может помочь Божья мудрость. Посмотрите Притч. 25:11. Этот стих воодушевляет нас произносить нужные слова в нужное время.
Кэти Ван Арсдейл, Вашингтон, округ Колумбия
Исследование
Мк. 8:36; Ин. 8:1‒11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чжоу Эньлай, известный дипломат и первый премьер Китая, сказал: «Вся дипломатия есть продолжение войны другими методами». Вчерашний военный противник может сегодня оказаться мирным партнером, а завтра союзником в управлении государственными делами. Поэтому, участвуя в военных действиях, физических или духовных, мы должны обратить внимание на три предостережения. Во-первых, нужно знать, с кем мы боремся. Настоящим врагом была не женщина, взятая в прелюбодеянии, и не ее обвинители, но сатана, обвинявший их всех. Во-вторых, воюйте осторожно. Ступайте аккуратно. Ходите грациозно. Поступайте мудро и правдиво. В-третьих, обращайте внимание на то, каким образом достигается победа. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Представьте себе христианку или христианина, пытающихся «без слова» приобрести своих неверующих супругов для Христа (1 Пет. 3:1, 2). Попробуйте вести себя согласно тому, что вы себе представили. Вы можете изобразить свои размышления в виде рисунка, в виде прозы или стихотворения.
Составьте «Женевскую конвенцию» (правила, направленные на то, чтобы не обижать окружающих) для вашей церкви или семьи. Придумайте для этих правил интересное название, например: «Конвенция любви для семьи» или «Конвенция любви для церкви».
Прослушайте выступление на тему мира и единства, к примеру «У меня есть мечта» («I Have a Dream») или какое-либо другое из выступлений Мартина Лютера Кинга.
Назначьте свой праздник мирных взаимоотношений, например «День улыбок» или «День рукопожатия с незнакомцами». Пригласите для участия в этих «праздниках» десятерых друзей, родственников или товарищей по субботней школе. Напишите короткий репортаж о ваших опытах для местной газеты.
Напишите дружелюбную речь для второго блудного сына (который остался дома), приглашающую его ушедшего брата вернуться домой.
Выделите 5‒10 минут, чтобы помолиться о том, чтобы Бог простил ваши грехи, связанные с общением (например, вы кого-то оклеветали, оскорбили и т. д.).
Приготовьте два «списка любви». В них должны содержаться слова и фразы, полезные для дипломатов любой из двух сторон, которым предстоит вести переговоры между Северной и Южной Кореей, или Кубой и Соединенными Штатами, или Израилем и Ираном. Или, если вы хотите посмеяться, составьте такой список для ведения переговоров между львом и мышкой.
Mary J. Yerkes, Conflict Resolution, http://www.focusonthefamily.com/lifechallenges /relationship_challenges/conflict_resolution.aspx
Фрэнк А. Кемпбелл, Эйджакс, Онтарио, Канада
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →