"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8:22).
Введение
Пс. 110:10
«Познание себя есть начало всякой мудрости». «Единственно истинная мудрость — это знание о том, что ты ничего не знаешь». «Печальнейший аспект современной жизни состоит в том, что наука приобретает знание быстрее, чем общество приобретает мудрость». Подобные цитаты многому нас учат. Тот факт, что многие люди подходят к концепции мудрости с многочисленных перспектив, свидетельствует о том, что общество пытается установить истинный смысл мудрости.
Аристотель полагал, что мудрость зависит от самопознания. Однако как вам узнать себя? Для того, чтобы лучше узнать самого себя, важно рассмотреть общие и особые, специфические аспекты своей жизни. Внимательное наблюдение за жизнью окружающих, а также размышление над собственной жизнью помогает увидеть цель вашего существования и понять, что ожидает от вашей жизни Бог. Однако у многих молодых людей нет времени для подобных размышлений. Они поглощены учебой, карьерой или созданием семьи.
Сократ верил, что мудрым людям не следует возвышать себя над другими. Напротив, они должны быть покорными и принимать различные мнения и познания из самых разных источников. Библия приглашает нас: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой» (Притч. 3:5). Мнение о том, что мы всё знаем, может привести нас к ошибочному пониманию того, что мы уже мудры, хотя на самом деле это не так. Истинная мудрость требует от нас зависимости от Бога в приобретении знания.
В настоящее время люди более обеспокоены тем знанием, которое они могут приобрести здесь и сейчас. По этой причине многие из нас проводят время в аудиториях, в работе над научными проектами или изучая новые технологические гаджеты. Все это не так уж плохо, поскольку привело к улучшению многих сфер нашей жизни. Однако многие люди больше заинтересованы в научных открытиях, чем в исходящей от Бога мудрости. Наше общество не отличается от общества, в котором жил псалмопевец, когда пришел к выводу: «Начало мудрости — страх Господень».
Как адвентистская молодежь, живущая в нынешнем цифровом веке, мы должны ухватиться за Источник истинной мудрости. Обращаясь к Библии как путеводителю, мы получаем все необходимое для познания мудрости. Наш урок на предстоящей неделе сосредоточен на голосе мудрости, звучащем со страниц книги Притчи.
Джозеф Матаку, Макуени, Кения
Факты
Притч. 8:13; Ин. 1:1-3
«История интерпретации Притч. 8 охватывает ошеломительный набор древних и современных перспектив в данном отрывке, от христологических дебатов первых христианских веков до практически повсеместного отвержения христологических интерпретаций в последние десятилетия». Помимо того, что говорят комментаторы о Притч. 8, мы также не должны исключать самостоятельного изучения, чтобы точно убедиться, на что указывает в этой главе слово «мудрость» и что это значит для каждого из нас лично.
В Притч. 8:13 объясняется, что «страх Господень — ненавидеть зло». Это возвращает нас к Десяти Заповедям, которые служат образцом, формирующим наши взаимоотношения с Богом и людьми. Бог любит нас, и величайшим проявлением Его любви было то, что Он послал на эту землю Христа, чтобы через Его жизнь и смерть ради нас мы обрели спасение (Ин. 3:16-18). Христос сказал, что вместо того чтобы беспокоиться, нам следует верить в Него и в Бога (Ин. 14:1). Будучи на этой земле, Христос провозглашал Божью волю, призывая каждого мужчину, женщину и ребенка остерегаться зла и избирать праведность. Даже после Своего вознесения Христос продолжал «говорить» через апостолов и Святого Духа.
В книге Притчей мудрость персонифицирована в лице чистого и мудрого человека, приглашающего людей избрать праведность (Притч. 8:1-8). Такая персонификация мудрости, а также глубокий анализ роли Христа в творении и спасении ведyт нас к выводу о том, что в Притч. 8 к нам обращается голос Христа. «Вполне очевидно, что здесь говорит разумная и Божественная Личность и что здесь не имеется в виду просто присущее Божественной природе свойство, так как Мудрость здесь имеет личностные свойства и действия; и эта разумная Божественная Личность не может быть не кем другим, как только Сыном Божьим, Которому присваиваются в других отрывках Писания основные качества мудрости, о которых здесь говорится, а Писание объясняет само себя».
В Притч. 8 передается наставление Христа о том, чтобы мы избрали Его путь и жили, если же мы изберем путь нашего врага — мы погибнем.
ОБСУДИТЕ
1. Как бы вы объяснили неверующему человеку разницу между мирским и духовным взглядом на мудрость?
2. Что вы чувствуете, зная, что Сам Христос обращается к вам в Притч. 8?
Питер Масау, Найроби, Кения
Логос
Притч. 8:1-31; 9:1-9
Урок этой недели посвящен Божественной мудрости. Существуют и другие формы мудрости, но они не Божественны. То, как многие люди понимают мудрость, значительно отличается от того, как объясняет ее Библия. Божественная мудрость коренится во всеведущем Боге, и мы не можем обрести ее точно так же, как обретаем другие виды мудрости или знания. Однако с течением времени мы можем развить Божественную мудрость, исследуя свою жизнь и понимая, для чего Бог позволил нам жить. Более глубокое исследование Божественной мудрости раскрывает ее ценность, взаимосвязь между мудростью и творением, необходимость выбирать между мудростью и недальновидностью и наш отклик на два различных приглашения.
Цена Божественной мудрости (Притч. 8:1-21)
Важно понимать, что истинная мудрость является результатом благоговения перед Богом и послушания Его заповедям. Если мы говорим, что обладаем мудростью, но не следуем Божьим наставлениям, тогда это не Божественная мудрость. Многие люди путают мудрость с каким-то особым личным мнением. Такая мудрость обретается в результате чтения книг и посещения лекций.
Однако Библия объясняет, что Божественная мудрость дает нам способность вести праведную жизнь и развивать лучшие взаимоотношения с Богом. Без этой мудрости мы неспособны правильно использовать знания, которые получаем в результате образования. Цель Божественной мудрости заключается в послушании Богу. Таким образом, Божественная мудрость призывает каждого пребывать в истине, жить праведно и остерегаться зла (Притч. 8:7, 8, 13).
Взаимосвязь между мудростью и творением (Притч. 8:22-31)
Книга Притчей объясняет нам, что мудрость существовала до того как Бог создавал основы земли. Это подразумевает, что все творение Божье, включая нас, было вызвано к существованию повелением Божьей святой мудрости. Та же мудрость, которая существовала от начала с Богом, направляет нас к Божьему нравственному закону. Как кульминация Божьего творения мудрость призывает нас избирать ее пути и жить во славу Божью.
Как нам обрести Божественную мудрость? Каждый из нас должен искать ответ на этот вопрос. Многие из нас думают, что если у нас есть образование или хорошая профессия, значит, мы стали мудрыми. В контексте этого мира это может быть действительно так. Однако мудрость, которая должна быть у нас как у детей Божьих, зависит от посвященного развития прочных взаимоотношений с Ним.
Принятие решения (Притч. 9)
В Притч. 9 мудрость и глупость представлены как две очень разные женщины. Каждая со своим отличающимся от другого приглашением. Мудрость построила свой собственный дом и усиленно трудилась на благо своих гостей, с которыми щедро делилась знаниями и материальными благами. Она обращается к ним: «Оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (стих 6). Однако глупость является полной противоположностью мудрости. Она шумна, безответственна и беспечна. Вместо того чтобы потрудиться для своих гостей, она предлагает им украсть пищу.
Урок, который мы можем почерпнуть из этих двух сюжетов, заключается в том, что мудрость обещает нам жизнь в избытке, полную любви, соучастия и радости. Глупость же обещает только немедленное и мимолетное наслаждение. Нам как взрослым молодым людям часто приходится выбирать между мудростью и глупостью. Молитесь о том, чтобы выбрать путь Божественной мудрости, который позволит нам наследовать царство Божье.
Наш отклик на два разных приглашения (Притч. 9:7-10)
Мы сравнили два приглашения, записанные в Притч. 9:1-6. Каждое приглашение имеет последствия, непосредственно касающиеся нашей жизни. Книга Притчей напоминает нам, что если мы хотим быть мудрыми, то обратим внимание на наставления мудрости. Мудрый человек открыт для исправления и влияния учения Христа. Мы не можем претендовать на мудрость, если не слушаемся Его и не повинуемся Его наставлениям. Если мы избираем глупость, у нас могут сформироваться эгоистичные взгляды, которые мы будем рассматривать как мудрость. Поэтому мы должны быть открытыми для Божественного исправления. Вместо того чтобы постоянно озираться на собственные представления, пусть нашим наставником будет Слово Божье. Размышляйте о нем день и ночь.
«Мудрость взывает к совести. Глупость обращается только к ощущениям, доставляющим удовольствия, и желанию их удовлетворять. И мудрость, и глупость требуют немедленного принятия решения. Существует странная тенденция откладывать решение. Но бежать от этого чрезвычайно опасно для человека. Каждый день жизни делает выбор менее вероятным. Каждый прожитый вами день затрудняет принятие верного решения. Каждый прожитый вами день забирает силу принимать решения и отнимает мотивацию».
ОБСУДИТЕ
1. Объясните разницу между Божественной мудростью и мнением.
2. Почему Бог позволяет глупости существовать вместе с мудростью?
3. Возможно ли обрести Божественную мудрость, не испытывая страха Господня (Притч. 9:10)? Поясните ваш ответ.
Оджения Н. Нзуви, округ Макуэни, Кения
Свидетельство
3 Цар. 3; Иер. 9:23, 24
Сегодня христиане могут многому научиться из жизни Соломона, особенно в контексте его мудрости. «Соломон был помазан и провозглашен царем в последние годы жизни своего отца Давида, который покровительствовал ему. Жизнь Соломона с самого начала озарил свет обетования, и намерение Божье заключалось в том, чтобы умножалось его могущество, росла слава, чтобы он все более уподоблялся Богу, вдохновляя таким образом Его народ выполнять священную задачу — хранить Божественную истину».
«Сознавая, сколь обширны обязанности царя, сколь тяжела его ответственность, Соломон понимал, что правителю необходимо искать Источник мудрости, если только он желает надлежащим образом выполнять возложенные на него задачи…
Превыше всех земных благ царь хотел обладать мудростью и разумением для исполнения дела, возложенного на него Богом».
«Бог даровал Соломону мудрость, которой тот жаждал больше, нежели богатства, славы и долголетия. Его желание обладать острым умом, великодушием, душевной мягкостью было удовлетворено».
«На протяжении долгих лет жизнь Соломона была отмечена глубокой преданностью Богу, непоколебимостью, строгой принципиальностью, беспрекословным повиновением Божьим заповедям. Как мудрый правитель он вникал во все дела своего царства, в первые годы которого были возведены великолепные строения».
Жизнь Соломона в контексте его мудрости учит нас тому, как святая мудрость может перевернуть жизнь человека. Когда мы покоряемся Богу и позволяем Его мудрости работать внутри нас, мы можем измениться, так что будем возносить Ему славу и честь своей жизнью.
ОБСУДИТЕ
1. О чем вы попросили бы Бога на месте Соломона и почему?
2. Концепция мудрости Соломона включала в себя живой ум, большое сердце и чуткость. Объясните значение каждой составляющей лично для вас, молодого человека, ищущего мудрости.
Жаклин Мвенде, Найроби, Кения
Применение
Иак. 1:5
Исследуя книгу Притчей, мы узнаем, что Божественная мудрость — это требование, предъявляемое к каждому христианину. Если мы хотим победить мир в XXI веке, мудрость должна руководить нашими мыслями, словами и поступками. Мы должны задаваться вопросом: «Как нам приобрести мудрость?» Многие христиане думают, что мудрость можно легко обрести, просто молясь об этом. Хотя Библия поясняет, что мы можем получить мудрость, прося об этом в молитве Бога, практически не бывает такого, чтобы человек помолился вечером и проснулся мудрым на следующее утро.
Как мы узнаем из книги Притчей, мудрость начинается с развития тесных взаимоотношений с Богом. Невозможно обрести Божественную мудрость, не проявляя почтение к Его наставлениям. Бог не может изливать мудрость в вакуум. Мы должны сделать все, от нас зависящее, чтобы получить ее. Это включает в себя самоисследование, молитву и размышление, внимательное наблюдение за жизнью других людей. Бог не дает мудрости в зависимости от степени нашей образованности или профессии. Учитывается лишь наше почтение и благоговейное отношение к Его заповедям.
Следующие шаги помогут нам обрести мудрость.
Проявляйте смирение. В Притч. 8:5 мудрость взывает к людям, жаждущим большего знания и понимания. Мудрые люди не зависят от собственного мнения. Они получают знание из других источников, таких как родители, учителя, пасторы, и особенно из Слова Божьего.
Внимайте голосу мудрости. Библия ясно показывает последствия нашего выбора, выбираем ли мы мудрость или глупость. Путь мудрости — это путь жизни, наполненный всяким благом, какое только может предложить небесное царство. Глупость, с другой стороны, предлагает быстрое получение удовольствия, за которым скрывается смерть и которое не длится долго. Для того, чтобы обрести мудрость, мы должны внимать Божьим наставлениям.
Принимайте верные решения. Принятие неправильных решений зачастую является главной слабостью человека. Но Бог даровал нам свободу делать свой выбор, потому что Он не диктатор. Нас зовут за собой как мудрость, так и глупость. Мы должны решить, в каком направлении пойдем. Если вы обращаете внимание на голос мудрости, тогда вы сделаете правильный выбор, решив идти по Божьему пути.
ОБСУДИТЕ
Какова разница между мудрым человеком и глупым с духовной точки зрения?
Мери К. Матаку, Макуэни, Кения
Мнение
Втор. 30:19, 20
Жизнь молодых людей отличается особой активностью. Огромную часть нашей жизни занимает учеба. Кто-то из нас занимается своей карьерой, заботится о семье. Вполне возможно, что многим из нас трудно найти время для служения Богу. Однако как адвентистская молодежь мы должны быть проводниками Его перемен в обществе и в учебных заведениях. Для того, чтобы быть такими проводниками, нам нужна Божья мудрость.
Наша жизнь может быть поглощена учебой, карьерой или семьей. Однако посреди всего этого мы каждый день должны находить время для служения Ему, изучения Его Слова и молитвы. Нам необходимо понять одно: мы должны служить Богу там, где находимся, в любое время. Учимся ли мы в колледже или уже работаем, сейчас самое лучшее время, чтобы начать служить Богу. Нам необходима Божественная мудрость, чтобы понять, насколько важно отвести Богу первое место в нашей жизни. Если мы обладаем этой мудростью, мы поставим Его впереди учебы, семьи или карьеры. Святой Дух поможет нам выбрать и делать то, что правильно в Его глазах.
И мудрость, и глупость приглашают нас в свои дома и дают свои обещания. Книга Притчей учит нас, как делать выбор между одним и другим. Если мы мудры, то изберем мудрость, а не глупость. Божественная мудрость дает нам способность провести разделительную черту между добром и злом, что помогает нам построить взаимоотношения с Богом. Главный урок, который мы можем усвоить из размышлений этой недели, заключается в том, что Бог всем нам дает равные возможности выбирать, кому служить.
Так же, как Бог советовал израильтянам во времена Моисея и Иисуса Навина, Божественная мудрость приглашает нас сегодня избрать путь праведности. Если мы как Церковь призваны вести людей к Христу, тогда, чтобы достичь этих целей и быть проводниками духовного возрождения, мы должны получить мудрость от Бога. Божественная мудрость трудится рука об руку со Святым Духом, чтобы даровать нам силу побеждать зло. Без этой силы у нас нет возможности защитить себя от дьявола.
ОБСУДИТЕ
1. Как вы можете узнать, что обладаете небесной мудростью?
2. Почему нам как Божьей Церкви необходимо обладать небесной мудростью?
3. Необходима ли нам мудрость, если мы являемся экспертами в своей профессии? Поясните ваш ответ.
Жозефина Мвилу, Найроби, Кения
Исследование
Притч. 3:13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог является источником и основанием всякой истины, а мудрость — это истина, существующая в Боге. Бог — податель мудрости, поэтому, когда Он стучит в дверь вашего сердца и вы решаете открыть, вы не просто принимаете Его как своего Господа и Спасителя, но также признаете, что Он есть Истина и Мудрость. Просто невероятно сознавать, что, если вы просите Его дать вам немного (или много) мудрости, вы можете быть причастниками Его истины!
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Начните новое хобби. Попробуйте играть на гитаре, готовить новые блюда, учить новый язык. Делая это, просите Бога о мудрости, чтобы продолжать учиться и совершенствоваться в этой сфере.
Посмотрите на свой телефон. Подумайте, сколько мудрости потребовалось конструкторам, чтобы его изобрести. Подумайте, насколько большую мудрость проявил Бог, создавая таких сложных существ, как мы.
Измените свою комнату в общежитии или спальню у себя дома. Если можно, покрасьте стены в другой цвет, повесьте новые шторы или жалюзи или просто переставьте мебель. Позвольте соседу по комнате или супругу помогать вам, так как две «головы» обычно лучше, чем одна.
Во время обеденного перерыва прочитайте вместе с однокурсниками или сотрудниками Иак. 1:5-8. Обсудите, в чем, согласно Библии, заключается разница между верой в Бога и сомнением в Его обещании о мудрости.
Молитесь по обетованию. Слово «мудрость» встречается в Библии более 200 раз. Выберите два или три обетования и молитесь, обращаясь к ним в течение дня.
Во время вечернего служения в пятницу проведите «ломку льда». Возьмите песочные часы и, перевернув их, дайте каждому человеку по 30 секунд, чтобы описать, что для него значит мудрость и/или истина. Это занятие очень объединяет и дает возможность ближе узнать друг друга с интеллектуальной и духовной стороны.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Притч. 4:7; Еккл. 2:13; Лк. 2:39, 40.
Э. Уайт. Pastoral Ministry, pp. 217, 218; Prayer, p. 40 (Пасторское служение, с. 217, 218; Молитва, с. 40).
Кем Биакабатука, Заир, Конго
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →