"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни» (Притч. 6:23).
Введение
Притч. 6:20-22
Во время ежегодного совещания в 2013 году исполнительный секретарь Церкви адвентистов седьмого дня рассказал историю об ослике, которого хозяин учил выполнять определенные действия, когда тот слышал те или иные библейские команды. Слово «аминь» заставляло ослика останавливаться, а слово «аллилуйя» побуждало идти. Однажды человек, который ехал на ослике, забыл команды как раз в тот момент, когда ослик шел к краю отвесной скалы. В панике и отчаянии человек взмолился Богу о сохранении своей жизни и закончил молитву словом «аминь». Ослик тут же остановился в нескольких дюймах от обрыва. Наездник настолько обрадовался из-за того, что его жизнь сохранена, что воскликнул: «Аллилуйя!».
Для хозяина ослика слова «аминь» и «аллилуйя» значили жизнь или смерть. То же самое можно сказать о тех советах, которые записаны в книге Притчей. Она была написана простым языком и в то же время содержит глубочайшие истины. Авторы притчей использовали прямой подход. Они также прибегали к метафорам, чтобы проиллюстрировать определенные истины. Практическое применение советов из книги Притчей актуально, независимо от половой принадлежности, расы, конфессии или экономического статуса человека.
В Притч. 6:20-22 говорится о том, что учение этой книги должно быть навязано на наше сердце во всякое время, чтобы служить путеводителем в нашей жизни. Оно также будет служить нашим нравственным компасом, чтобы жизнь была сильнее произнесенной проповеди.
На Филиппинах есть пословица, которую часто повторяют пожилые люди, обращаясь к молодым: «У тебя еще все впереди, а я уже возвращаюсь». Это значит: «Делай это, пока ты там». Книга Притчей — это мудрость тех людей, которые уже прошли свой путь, напоминание о том, как жить в согласии с Божьей волей.
Хотя говорят, что лучший учитель — это опыт, а также что в жизни нужно попробовать все, нам нет необходимости подвергать себя многим опасностям в этой жизни лишь для того, чтобы усвоить то, о чем мы были предупреждены. Причина, по которой была написана книга Притчей, заключается в том, чтобы преподать нам бесценные уроки и спасти от отчаяния, потому что в большинстве случаев мы страдаем из-за своего же неправильного выбора.
Изучая урок этой недели, давайте постараемся должным образом оценить мудрость, содержащуюся в книге Притчей, и применять ее в жизни. В конце концов, мы ничего не потеряем, но обретем всё.
Притчи относятся к литературе мудрости Ветхого Завета, так же, как книги Иова, Екклесиаста и Песни Песней. Одна из уникальных характеристик такой литературы заключается в том, что, несмотря на свою поэтичность, она также практична по своей природе. Например, Притч. 6 и 7 предостерегают от сомнительных сделок, лени, лицемерия, гордости, неуважения к родителям, лжи и незаконной любви.
Притч. 6:20-23 нам советует обращать внимание на мудрый совет родителей. Их совет, наряду с Божьими руководящими принципами, должен сопровождать все наши поступки и принимаемые нами решения. Наше решение жить в соответствии с Божьим законом даст позитивные результаты (Притч. 7:1-5). Такая жизнь служит убедительным свидетельством того, что может совершить в нас Христос. В Иер. 31:31-33 и Евр. 8:10 ясно показано, что более здоровый духовный опыт появляется, когда человек позволяет Богу стать Господином его жизни. Следование Закону Божьему свидетельствует о том, что Святой Дух живет в сердце человека (Гал. 5:13-25).
Следование Божьему закону приведет к положительным результатам (1 Тим. 1:8), к новой личности (стихи 15-17). Нас спасает не послушание закону (см. Рим. 3:20), но Тот, Кто воплощает в Себе закон. Когда мы поддерживаем спасительные взаимоотношения с Иисусом, Святой Дух помогает нам жить в согласии с Божьей волей. Таким образом, закон помогает нам принимать правильные решения (Пс. 118:105). Это светильник, освещающий нам путь к вечной жизни (Притч. 6:23). «Рассматривающие закон как произвольный запрет желаемых удовольствий глубоко ошибаются. Закон — это светильник, освещающий разум, показывающий путь к счастью, миру и вечной жизни (см. Пс. 18:9; 118:105)».
Ловушка (Притч. 6:25, 30-35; 7:19-27)
Человек, жизнь которого не отдана Богу, является пленником греха. Такая жизнь приравнивается к прелюбодеянию (Притч. 7:19-27). Как только вы допустили блуд, разлагающие, разрушительные, губительные последствия не заставят себя долго ждать (6:30-35). За этим злом следует личный и общественный позор. Блуд «ложится пятном, о котором честные люди никогда не смогут забыть. Это грех посягательства на чужое, весьма дорогое для кого-то другого, и это дорогое страшно обесценивается подобным преступлением. Даже если праведность не удерживает человека от ужасной западни этого преступления, последствия этого поступка должны образумить искушаемого, ведь отсюда возникает неумолимое и безжалостное стремление к отмщению».
Грешить — все равно, что играть с огнем. Все может начаться с искорки, а закончиться большим пожаром. Все грехи начинаются с «дружелюбного» огонька, но когда этот огонь разгорается и выходит из-под контроля, он уничтожает все на своем пути. Когда человек заигрывает с грехом, он тоже обожжется. Этот огонь также затронет семью и друзей. Никакие грехи не следует рассматривать как что-то веселое и желанное, волнительное и интересное. Давайте помнить о том, что несерьезное «отношение к греху, к сожалению, ведет к несерьезному отношению к благодати».
Еще одна грань проблемы греха заключается в том, что его последствия не ограничиваются нашей собственной сферой влияния. В Притч. 6:30-35 блуд уподобляется вору, который не понимает, что муж принадлежит жене, а жена мужу. Этот грех заманивает в капкан обоих участников, пытаясь сделать их рабами беззакония. Люди, принимающие решение оставаться во грехе, в конце концов погубят себя (Притч. 6:32).
Освобождение (Ис. 58:1-11; Рим. 6:16-19)
Но печальных результатов можно избежать. Мы нуждаемся в освобождении. Это освобождение избавит нас от разлагающих, губительных и опустошительных последствий греха, последствий жизни, сосредоточенной скорее на себе, чем на окружающих людях и на Христе. Свобода, которую предлагает нам Господь Иисус Христос, избавит нас от порабощающей силы греха (Рим. 6:16-19). Поскольку мы рабы греха, Христос стремится нас спасти, чтобы мы стали рабами праведности. Это Божественное освобождение дарует нам новую, праведную жизнь, наполненную служением окружающим.
Как только мы осознаем свое греховное состояние, мы должны воззвать о помощи. Это первый шаг к освобождению (Ис. 58:9). Тогда «слава Господня будет сопровождать тебя» (стих 8). Он будет нашим щитом от искушений.
Книга Притчей призывает нас обращать внимание на духовные наставления, чтобы мы не впали в грех. Она призывает нас сосредоточить мысли на Боге и размышлять над Его Словом. Она призывает нас избрать вечную жизнь, а не вечную смерть.
ОБСУДИТЕ
1. Почему так тяжело освободиться от рабства греха?
2. Насколько важно следовать в своей жизни данному наставлению: «Ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни» (Притч. 6:23)?
Феликсиан Т. Фелиситас, Валенсия, Букиднон, Филиппины
Свидетельство Духа Пророчества
Притч. 18:21
Речь представляет собой одну из самых важных тем книги Притчей. Произнося слова, мы можем совершать великое добро или великое зло. Язык может привести к миру или войне. Используя речь, ученики повсюду распространяли Благую весть. «В результате рассеяния иудеев разметало по всем частям Римской империи, и они освоили языки тех народов, среди которых жили. Многие из них находились в это время в Иерусалиме по случаю праздника. Собравшиеся говорили на всех известных тогда языках. Это разноязычие могло помешать проповеди Евангелия, поэтому Бог чудесным образом даровал апостолам то, чего им недоставало, наделив их способностью говорить на языках, ранее им неведомых. Святой Дух сделал для них то, чего они не сумели бы достичь сами за всю свою жизнь. Теперь они могли проповедовать евангельскую истину и в других странах, бегло говоря на языках тех народов, для которых они трудились… С этого времени речь учеников стала чистой, простой и точной, независимо от того, говорили они на родном или на иностранном языке».
Действительно, в наших словах заключена сила к жизни или к смерти, сила вселять надежду или вводить в отчаяние, сила спасать или губить. Как народ Божий мы должны нести надежду не только своей жизнью, но также и своими словами.
«Давайте будем все более и более приближаться к чистому свету Небес, помня о том, что Божественное озарение будет возрастать по мере нашего продвижения вперед, готовя нас к принятию новой ответственности, к новым неожиданным обстоятельствам. Путь праведных прогрессирует от силы в силу, от благодати к благодати и от славы в славу».
ОБСУДИТЕ
1. Как бы вы описали вашу роль как посланника Христа?
2. Какие чудеса происходили в вашей жизни, когда вы следовали Божьим наставлениям?
3. Вспомните о разговорах, в которых вы участвовали на прошлой неделе. О чем вы говорили? Какие слова вы использовали? Принесли ли ваши слова людям счастье?
Рейнальдо Г. Сало, Пасай, Филиппины
Факты
Притч. 1:1-7
«Книга Притчей содержит элемент нравственного распознавания и разделения, развивает ясность и восприимчивость ума, вызывает стремление к духовной мудрости». В писаниях раввинов Притчи названы «sepher hokhmah», то есть «Книга мудрости». Притчи скорее говорят об этической и нравственной природе мудрости, чем о духовной. Тем не менее эта книга действительно направляет внимание к «началу мудрости», а это не что иное, как «страх Господень» (Притч. 1:7).
Царь Соломон, главный автор книги Притчей, указал, для чего и для кого она предназначена (1:1-7). Притчи можно разделить на три части. Первую часть называют «Притчи для молодежи» (Притч. 1:8-9:18). Отрывки из этой части мы изучаем в сегодняшнем уроке.
В Притч. 6:26 и 7:26, 27 Соломон предостерегает своего сына от соблазнительницы, ее льстивых речей (7:5). Она одета, как блудница, сердце ее коварно, она ведет себя шумно и вызывающе и никогда не остается дома (7:10-12). Тот факт, что она находится вне дома «в ночной темноте» (Притч. 7:9), указывает на то, какой женщиной она является, так как порядочные женщины в той местности не выходили из дома ночью без сопровождающего лица. Если коротко обобщить эту длинную историю, можно сказать, что человек сам навлек на себя беду собственной глупостью.
Бог ожидает от Своего народа праведной жизни в этом отравленном грехом мире. Поэтому Он дает нам Свое Слово, Библию. Через Соломона и книгу Притчей Бог призывает нас вести нравственную жизнь и остерегаться искушения и греха.
Самсон, Давид и Соломон совершили грехи, которые впоследствии причинили им много проблем и страданий. Однако у нас также есть пример Иосифа, который убежал от греха, когда жена Потифара пыталась его соблазнить (Быт. 39).
ОБСУДИТЕ
1. Что мы можем сделать или не сделать, чтобы не подвергать себя опасности уступить вожделению плоти?
2. Хотя Иосиф поступил правильно, отвергнув приглашение жены Потифара, Бог все равно допустил, чтобы его заключили в темницу. Прочитайте эту вдохновляющую историю в книге Бытие, главы 37-47.
Мело Анадем К. Адап, Пасай, Филиппины
Применение
Притч. 7:1-3
В Писании есть много историй, касающихся жизни и смерти. Программы новостей постоянно сообщают о трагедиях, и это наводит людей на мысли о скором возвращении Иисуса. Даже сейчас, когда я пишу эту статью, моя страна проходит через различные бедствия, в результате которых многие люди оказываются в состоянии вопиющей нужды. По мере того, как люди борются за выживание, возрастает преступность. Как мы можем выстоять, когда все вокруг рушится? Ниже приведены некоторые советы.
Читайте. Исследуйте Писания. Размышляйте над Словом Божьим. Заучивайте его наизусть. Книга Притчей — это книга мудрости, в которой содержится множество полезных советов. Написанные главным образом Соломоном, одним из самых умных из когда-либо живших людей, притчи являют собой краткое, сбалансированное изложение духовной мудрости. Некоторые отрывки преподносятся с юмором. Все это помогает легко запоминать и применять эти советы в своей жизни.
Верьте. Верьте, что Бог есть и Он не оставит вас невзирая ни на какие обстоятельства. Он поместил каждого из нас на земле для особой цели. Поэтому Он непременно даст нам все необходимое, чтобы этой цели достичь. Так что, проходя через испытания и искушения, давайте будем верить. Будем искать Бога, ибо Он может нас спасти.
Слушайтесь. Повинуйтесь Божьим словам, так как в них ваше спасение. Исполнение Божьих заповедей посредством пребывания Святого Духа дарует нам великую уверенность, не только когда мы проходим через повседневные трудности, но также и в непредвиденных обстоятельствах, через которые Бог позволяет нам пройти.
Делитесь. Делитесь Словом Божьим с окружающими людьми. Это дарует не только им, но и нам уверенность в бедственные времена. Это дарует им и нам надежду и радость, прогонит зло из нашей жизни. Давайте не будем бояться ожидающего нас будущего. Вместо этого помогите окружающим больше узнать о Христе, о том, что Он умер, чтобы нас спасти, и придет опять, чтобы взять нас на небеса.
ОБСУДИТЕ
1. Почему Бог может спасти нас только если мы верим и уповаем на Него?
2. Прочитайте Притч. 7:1-3. Что значит «заповеди мои сокрой у себя», «навяжи их на персты твои» и «напиши их на скрижали сердца твоего»?
3. Как Слово Божье может быть укрытием во время бури лично для вас?
Стефанни Ерл Р. Бонтайл, Сан-Николас, Батангас, Филиппины
Мнение
Притч. 16:25
Когда Фома спросил Иисуса: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?», Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:5, 6).
Сегодня, спустя более 2000 лет, люди по-прежнему спрашивают о том, как нам узнать путь. После грехопадения греховной человеческой природе стало свойственно жить так, как хочется, а не идти по Божьему пути. Чаще всего люди принимают решения, основываясь скорее на своих чувствах, чем на принципах, скорее на эмоциях, чем на здравом смысле. Посмотрите на все, что нас окружает. Что чаще всего показывают по телевизору? Драмы о страстях и насилии, комедии, которые обычно строятся на сексуальных намеках и недостатках социально несостоявшегося главного героя.
Затем современная музыка с «выразительной» лирикой и сексуальные «пособия», которые легко можно найти в Интернете. Даже вечерние новости изобилуют историями о совершенных преступлениях. Это лишь несколько примеров окружающей нас тревожной реальности. Есть только два пути, и никакой нейтральной территории. Мы можем служить либо Богу, либо сатане. Мы можем выбрать либо жизнь, либо смерть.
В контексте окружающего нас мира давайте посмотрим на наши взаимоотношения в семьях. Мужьям и женам следует пересмотреть свои взаимоотношения друг с другом и с детьми. Детям следует пересмотреть свои взаимоотношения с родителями и со своими братьями и сестрами. Всем следует задуматься о своих взаимоотношениях с Христом.
Далее подумаем о наших церквах. Как служители должны относиться к руководству и членам церкви? Как руководство и члены церкви должны относиться к служителям? Как руководители и учителя субботней школы должны относиться к своим ученикам?
Мы не можем служить двум господам. Крайне необходимо вернуться на путь Божий, который ведет к жизни через Иисуса Христа. Мы служим либо Богу, либо сатане, добру или злу. Один путь ведет к жизни, другой — к смерти. Вся книга Притчей говорит о служении Богу. Будем же стремиться идти только Его путем.
ОБСУДИТЕ
1. Почему нам так часто хочется идти «своим» путем?
2. Что может помочь нам вернуться на единственный Божий путь?
Рейнальдо П. Абас-младший, Пасай, Филиппины
Исследование
Пс. 118:105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для плодотворной, насыщенной жизни нам всем нужен свет. Урок этой недели указывает на нужду в направляющем свете, который нужен и на духовном уровне, что проиллюстрировано в книге Притчей, Псалмах и других библейских книгах. Христиане направляются светом Слова Божьего, и им это нравится. Воодушевленные и побуждаемые Его Словом, навязанным на их сердцах (Притч. 6:21), христиане могут идти путем счастья, мира и вечной жизни независимо от окружающих обстоятельств.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Обсудите с другом синонимы слова «свет». Обратите внимание на то, что многие относящиеся к свету слова имеют корень «лум» или «люм», например: «люмен», «иллюминировать», «иллюминированный», «лунный», «люминесцентный». Поговорите о значении имени «Люцифер» (носитель света), учитывая его роль на небесах и последующее восстание, в результате которого другие ангелы и люди последовали ложному свету.
Всем классом или разделившись на небольшие группы, оформите плакат, главной темой которого будет Библия как Божий свет для этого мира. Используйте слова, которые вы обсуждали выше.
Спойте гимны, в которых ключевым словом является слово «свет».
Возьмите воображаемое интервью у смотрителя маяка, жившего в XIX веке. Пусть он расскажет о своей обязанности следить за тем, чтобы свет никогда не угасал. Поговорите о последствиях, к которым может привести угасание маяка. Чтобы получить информацию по этой теме, смотрите http://www.uslhs.org/keepersLog.php. Чему это учит нас, христиан, служение которых заключается в том, чтобы сохранить Божий свет?
Какие примеры доступности или отсутствия света, необходимого для освещения, указания пути или комфорта, мы можем увидеть в мире природы? Может быть, кто-то из ваших учеников был в пещере и на минуту выключал все осветительные приборы? Если да, то что он испытал? Если в вашей классной комнате нет окон, выключите свет на короткий период, чтобы усилить обсуждаемый опыт. Как этот опыт связан с идеей о том, что, пока мы ожидаем возвращения нашего Господа, мир находится в духовной тьме?
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Пс. 26:1.
Э. Уайт. Желание веков, глава 51, «Свет жизни», http://www.whiteestate.org/books/da/da51.html.
Living in the Light by Douglas Cooper, http://www.adventistbookcenter.com/living-in-the-light.html.
Рик Блондо, Краксвилл, Мэриленд, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →