"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Притч. 4:26, 27).
Введение
Притч. 4:26, 27; 10:9
В предвкушении забега воздух был словно наэлектризован. Усэйн Болт занял свое место у линии старта вместе с самыми быстрыми бегунами мира. Каждый спортсмен согнулся и наклонился вперед, пальцы рук и ног уперлись в землю. Судья поднял стартовый пистолет и произнес: «Участники! На старт… внимание…» и спустил курок. Легкоатлеты сорвались с линии старта и побежали к финишу. Требуется наносекунда для того, чтобы мозг интерпретировал и передал сигнал к началу забега от слуховых органов к ногам спортсменов. Что, если бы один из спринтеров засунул в уши беруши или слушал в это время плеер? Услышал бы он выстрел или пропустил важный сигнал, который ему нужно было услышать в определенный момент? Могли бы окружающие предупредить его, указав на его недальновидность и опрометчивость?
Люди благословлены способностью слышать. Слух формирует нашу каждодневную активность и влияет на нее, дает нам возможность общаться с окружающими. Слух также является частью нашей системы равновесия, «помогающей нам стоять прямо (вертикально), когда мы стоим, и знать, где мы находимся согласно закону всемирного тяготения. Система равновесия также помогает нам ходить, бегать и двигаться, при этом не падая».
Слух помогает нам общаться с окружающими людьми и может вызывать различные эмоции и реакции. Одни звуки несут успокоение, в то время как другие раздражают и могут вызвать стресс. То, что мы слышим, также может вызвать в нас страх, ощущение полета или ввести в ступор. Слова, срывающиеся с наших уст, могут оказывать сильное влияние на тех, кто их слышит. Поэтому слово наше всегда должно быть «приправлено солью» (Кол. 4:6).
То, что мы слышим и делаем, будет влиять на наше нравственное равновесие. Поэтому важно следовать принципам, изложенным в книге Притчей, воспринимая их с должным уважением и готовностью делать то, о чем просит Бог. В Притч. 4:26, 27 выдвигается условие, в котором сказано, что мы должны наблюдать за своими путями, чтобы не сойти с пути, предусмотренного для нас Богом. Притч. 4:11—14 заверяет нас в том, что Бог будет направлять нас, а Притч. 10:9 напоминает: «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно».
ОБСУДИТЕ
1. Назовите три способа улучшить взаимосвязь между разумом и телом (ушами и ногами) в контексте исполнения Божьей воли. Предложите план действий для применения каждого способа.
2. Какие принципы изучения и исполнения, приведенные в Притч. 10:1—22, вы можете использовать в своей повседневной жизни?
Андре Генри, Роли, Северная Каролина, США
Факты
1 Цар. 3; 3 Цар. 3:9, 12; Притч. 4; 5
Соломон 40 лет царствовал в Израиле. Когда он был молод, то слушался Бога, просил у Него мудрости и получал просимое (3 Цар. 3:9, 12). Правители из окружающих государств приходили к Соломону и задавали ему много вопросов. В его ответах прослеживались великие знания (3 Цар. 10:1—13). Частично Соломон запомнился благодаря многочисленным притчам, затрагивающим каждую грань человеческих взаимоотношений. Поскольку народ считал, что эти притчи необходимо запомнить, родители передавали их своим детям и внукам (3 Цар. 2:3, 4).
Когда Самуил впервые услышал, как Бог назвал его по имени, он побежал к Илию, подумав, что именно он зовет его (1 Цар. 3:1-10). То же самое повторилось еще раз, и только после третьего раза Илий направил ребенка на общение с Тем, Кто к нему обращался. Так же и мы должны знать, кто нас зовет. «Замысел Божественной благодати состоит в том, чтобы эффективный зов повторялся до тех пор, пока мы на него не ответим. Ибо Божье намерение непременно исполнится». Подобно Самуилу, мы должны с готовностью слушать, слышать и исполнять волю Божью.
После того как Самуил вернулся в постель в третий раз, он уже не вставал и не бежал к Илию, как раньше. Наоборот, он ответил на обратившийся к нему голос и слушал, что этот голос скажет. «Чем более спокоен и уравновешен наш дух, тем более мы готовы к Божественным откровениям. Пусть улягутся все беспокойные мысли и страсти, пусть в душе будет тихо и спокойно, тогда мы будем готовы услышать Бога».
Как первые сотворенные люди Адам с Евой переживали уникальный опыт беседы с Богом. Хотя они слышали Его повеления, они решили не послушаться. Таким образом в мир вошел грех. Ной, Авраам, Енох, Илий, ученики, богатый юноша — все имели возможность следовать повелениям Иисуса. Книга Притчей побуждает нас слышать Бога, ценить Его заповеди, обратить слух к Его мудрости и сосредоточиться на понимании того, что Он нам говорит.
ОБСУДИТЕ
1. Как мы можем узнать голос Божий в сегодняшнем шумном мире?
2. Всегда ли необходимо находиться в тихом месте, чтобы услышать голос Божий? Поясните ваш ответ.
3. Было ли людям, жившим в древние времена, легче слышать голос Божий и отвечать на него? Приготовьтесь аргументировать ваш ответ.
O. Патриция Хаакмэт, Ямайка, Вест-Индия
Логос
Притч. 4; Притч. 17:9, 14, 17
Практические истины (Притч. 4; Мф. 7:13, 14)
Большая часть книги Притчей состоит из практических советов, которыми делится Соломон. Эти притчи являют собой ключевые ценности, которые он открыл в результате многолетнего взаимодействия с людьми и с Богом. Иногда их называют словами мудрости, и многие из них часто повторяются сегодня. Например: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?» (Притч. 6:27); «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч. 12:22); «Веселое сердце благотворно, как врачевство» (Притч. 17:22); «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным» (Притч. 18:24).
Кристофер Петерсон определяет мудрость как согласованность «знания и опыта» и «ее обдуманное использование для улучшения благополучия». Согласно данному определению, мудрость предположительно можно измерить, опираясь на следующие критерии.
Мудрый человек обладает самопознанием.
Мудрый человек, по-видимому, ведет себя искренне и прямо с окружающими.
Окружающие обращаются к мудрым людям за советом.
«Мудрость — это не просто знание фундаментальных истин, не связанных с управлением жизнью или ее смыслом и перспективой. Мудрость — это нечто большее, чем интеллектуальное познание науки и философии или любого другого предмета». В Притч. 3:13, 14 говорится: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота».
Образец для подражания — Христос (Притч. 4:26, 27; Мф. 7:13, 14)
Жизнь Христа на земле являет собой образец, которому мы должны следовать. Его качества включают в себя: умение быть настоящим другом (Притч. 27:9, 10); постоянство в поклонении (Лк. 4:16); глубокую привязанность к своему Отцу и просьбы о Его водительстве (Мк. 1:35); неизменное подчинение воле Отца (Мф. 26:39). Если мы хотим следовать примеру Христа, нам стоит обратить внимание на эти слова: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).
Кроме того, Притч. 4 рекомендует нам приобретать знание, мудрость и понимание. Все это мы можем получить, молясь Богу о том, чтобы Он даровал нам разум (стих 1); читая Библию в поиске мудрости (стих 5); проявляя внимательность (стих 20); а также идя путем праведности (стих 18).
Неоднократно повторяется мысль о том, что «начало мудрости — страх Господень (послушание Его воле)» (Притч. 1:7; 2:5; 3:7). На первый взгляд может показаться, что здесь говорится о том, что мы должны бояться Бога, но контекст предполагает благоговение по отношению к Нему. Книга Притчей советует нам не ходить путями грешников (Притч. 1:10, 15) и утверждает, что мудрые люди будут послушны Божьему водительству (Притч. 1:7, 9).
Несмотря на предостережение остерегаться дерева познания добра и зла, Ева предпочла прогуляться неподалеку, посидеть под его ветвями (Быт. 3:1—7). Съев несколько плодов, она взяла плодов и для Адама, который тоже немного их поел. Если бы у них действительно был «страх Господень», они смогли бы избежать этого зла. Если бы они обратились за помощью к Божественной силе, то остались бы на пути праведности (Притч. 2:8—13; 1 Кор. 10:13). Они смогли бы противостать атаке дьявола и были бы избавлены от искушения (Притч. 3:1, 2). Любой сделанный нами выбор влияет на нашу жизнь и жизни окружающих нас людей.
Существует мнение о том, что важно иметь самоуважение, чувство собственного достоинства, уметь регулировать свое поведение. Но самое главное, несомненно, заключается в уповании на Бога. 2 Кор. 3:5 учит нас тому, что наша «способность» исходит от Него, а в Ин. 15:5 сказано, что без Христа мы ничего не можем делать (Ин. 15:5).
Усердие муравья общеизвестно. Если вы когда-нибудь наблюдали за этими существами, тогда вы сможете лучше понять совет Соломона: «Пойди к муравью», чтобы поразмышлять о его действиях, «и будь мудрым» (Притч. 6:6). «Цель направления ленивца к муравью, конечно, заключается в том, чтобы устыдить его. Человек в обильной мере наделен свободной волей. Вместо того чтобы руководствоваться настойчивым внутренним инстинктом, он должен использовать разум и силу воли, которые будут побуждать его заботиться о своих нуждах. Эти и подобные им слова заставили многих ленивцев почувствовать стыд, и, к своему удивлению, они обнаружили, что работа приятна и несет с собой награду».
ОБСУДИТЕ
1. Как вы можете отличить голос Божий от множества других голосов, которые каждый день атакуют наши чувства?
2. Какое ободрение вы можете почерпнуть из книги Притчей, которое поможет вам сблизиться с Богом?
3. Почему мудрость важна в повседневной жизни? Как человек ее обретает и где ее необходимо использовать?
Беверли Генри, Ямайка, Вест-Индия
Свидетельство
Притч. 1:5—7; 4:27; 28:9
Эллен Уайт побуждает христиан исследовать книгу Притчей. Она определенно утверждает, что «нет ни одной сферы деятельности, где Библия не указывала бы на что-то существенное. Библейские принципы прилежности, честности, бережливости, умеренности и чистоты являются секретом настоящего успеха. Многие из этих принципов перечисляются в книге Притчей и составляют сокровищницу практической мудрости. Какой торговец, ремесленник, управляющий любого ведомства может найти лучшие советы для себя или своих служащих, чем эти изречения мудреца?».
Однако слова не имеют никакой ценности, если не сопровождаются соответствующими поступками. «Доверие и сотрудничество существуют в мире благодаря Закону Божьему, записанному в Его Слове и в сердцах людей, в которых, хотя и с трудом, можно еще рассмотреть его строчки, зачастую незаметные и почти стертые.
Слова псалмопевца: „Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра” (Пс. 118:72) являются истиной не только с религиозной точки зрения. В них безусловная истина, признанная деловым миром. Даже в наш век безудержной страсти к деньгам, среди жестокой борьбы и беспринципных методов все же молодой человек, начинающий жизнь честно, прилежно, умеренно, непорочно и бережливо, обладает большим капиталом, нежели тот, у кого просто много денег».
«Первый ангел призывает людей „убояться Бога и воздать Ему славу” и поклониться Ему, Творцу неба и земли. Чтобы сделать это, они должны повиноваться Его Закону. Мудрый Екклесиаст говорит: „Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека” (Еккл. 12:13). Без повиновения Его заповедям никакое служение не может быть угодно Богу. „Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его” (1 Ин. 5:3). „Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость” (Притч. 28:9)».
ОБСУДИТЕ
1. Прочитайте Притч. 4. Назовите приведенные здесь принципы, которыми может руководствоваться молодой человек в своей жизни.
2. Что значит «ходить с Богом»?
Марк Генри, Филлипсбург, Нью-Джерси, США
Применение
Притч. 4:1—9; 5:1—6; 6:6—8, 12—19; 1 Кор. 10:13
Книга Притчей — это хранилище информации о мудрости. Она показывает, как нужно жить дисциплинированной, содержательной жизнью, чтобы мы могли знать и понимать Бога, применять Его истины в нашей жизни, а также избегать краха и гибели. Каждому готовому услышать Соломон говорит: «Она (мудрость) возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней» (Притч. 4:8).
Как мы можем прилепиться к мудрости?
Будьте внимательны к Божьему наставлению. Остерегайтесь праздности и недобрых знакомств. Живя согласно Божьим наставлениям, мы сможем избежать многих ловушек и наслаждаться благословениями добродетельной, наполненной жизни.
Примите к сердцу увещевания Соломона. Остерегайтесь распутных и незаконных сексуальных отношений. Бегите от искушений, ведущих к греху блуда, подобно тому, как Иосиф убежал от жены Потифара (Быт. 39). Верьте, что Бог найдет выход (1 Кор. 10:13). Один автор замечает, что «мы грешим, потому что пытаемся увидеть, насколько близко можем подойти к краю и не упасть. Мы заигрываем с искушением, давая ему шанс побороть нас».
Учитесь у природы. Берите пример с муравьев, одних из самых маленьких существ, живущих в этом мире, чтобы научиться трудолюбию (Притч. 6:6—8). Даже если Соломон не понимал многое, связанное с миром природы, «он действительно понимал, что мы можем черпать уроки, наблюдая за Божьим творением, даже за самыми маленькими созданными Им существами». Насколько продуктивно мы все могли бы жить, если бы усердно трудились и были прилежными дома и на работе!
Осторожно подходите к выбору друзей. Многих людей сбивают с правильного пути их знакомые. Об этом свидетельствует история древнего Израиля. Нам следует избегать компании любого человека, который «сеет раздоры» (Притч. 6:14), кует «злые замыслы» (стих 18) и наговаривает ложь (стих 19).
ОБСУДИТЕ
1. Почему искушение блудом набрало такую силу в наши дни? Как вы можете подготовить себя, чтобы победить искушения?
2. Как трудолюбие взаимосвязано с будущей жизнью?
3. Как можно вдохновить задиристых, любящих поспорить, вмешивающихся не в свои дела людей изменить поведение?
Кэрол Джой Файдер, Ямайка, Вест-Индия
Мнение
Притч. 1:1-4; 4:23
Мудрость может быть определена как «знание, обретенное благодаря богатому жизненному опыту; знание того, что правильно или разумно; здравый смысл или здравое суждение; способность увидеть внутренние качества и взаимосвязи». Мудрость также «имеет отношение к характеру и поведению». Книга Притчей говорит обо всех этих качествах и даже более. Эта мудрость помогала людям на протяжении всех веков и остается такой же необходимой сегодня.
В Притч. 1:2 говорится: «Познать мудрость и наставление, понять изречения разума». «Знание и понимание — это основы мудрости. Проявление мудрости есть действие интеллектуального разума». Итак, установлена ступень для формирования здравого подхода к рассмотрению книги Притчей. В Притч. 2:1-5 говорится о том, что если мы действительно жаждем мудрости, то поймем, что такое «страх Господень», и найдем «познание о Боге».
Некоторые люди изменяют поведение, чтобы вернуться, как они считают, на верную тропу. Советы Соломона, касающиеся возврата на верную тропу, можно встретить в Притч. 4:7, 8; 5:1, 2 и 8:10-14. Когда Соломон отправился в Гаваон, чтобы принести жертвы, Бог явился ему и спросил, чего тот желает. О том, какой ответ получил Соломон, написано в 3 Цар. 3:4-14. Бог даровал ему не только мудрость, о которой он просил. Помимо мудрости Бог благословил его богатством и славой, так что вплоть до наших дней он остается самым мудрым и богатым человеком, который когда-либо жил на земле (3 Цар. 3:9, 11-14). Мудрость Соломону была обещана на условии послушания закону Божьему (3 Цар. 9:4-7). Его проницательность позволяла ему благоразумно править своим народом; его почитали все народы (3 Цар. 4:34).
«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23). Если у нас правильные отношения с Богом, наши уши будут слышать Его слова, а ноги будут идти Его путем. Изучите тропу, которую вы выбираете. Убедитесь в том, что это верный путь, и не позволяйте никому и ничему препятствовать нашему путешествию на небеса. Оставайтесь на тропе и просите о том, чтобы Божественная мудрость направляла ваши шаги.
ОБСУДИТЕ
1. Что могут сделать мудрость, знание и понимание для вас и тех, кого вы любите?
2. Как лично вы можете идти праведным путем и избегать тропы нечестия?
3. В современном обществе существуют разные типы семей. Как тогда человек может прислушиваться к словам своих родителей?
Карл Генри, Снеллвил, Джорджия, США
Исследование
Притч. 22:20, 21; Ин. 14:6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насколько вы убеждены в абсолютной истине, которая, как вы знаете, должна быть? Несомненно, в своей жизни вы встретите дерзкие предположения о природе истины, так как многие придерживаются мнения о том, что не существует универсальной истины или высшей силы. Однако когда мы настойчиво ищем истину в Слове Божьем, мы обретаем больше уверенности, чем когда-либо сможет предложить нам мир. Эта непреходящая истина основывается на личности Иисуса Христа, Который говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Когда мы встречаем и узнаем Иисуса, истина становится для нас живой реальностью. Личное влияние этих изменяющих жизнь взаимоотношений явит окружающим нас людям истину, которую Иисус предлагает всем.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Поставьте для себя цель каждую неделю в течение предстоящих четырех недель делиться Божьей истиной и личной верой с одним человеком.
Изучите библейские стихи, говорящие о том, что Иисус есть истина, и записывайте продолжение фразы: «Истина — это…»
Посмотрите серию клипов на www.youtube.com, в которых интервьюируются современные знаменитости. Как бы вы оценили их ответы, рассказы о себе в контексте честности и истины? Сравните их ответы с тем, что говорит о Себе Иисус: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Подумайте и честно ответьте себе, какому из этих примеров вы чаще всего следуете в своей жизни?
Проводя время в общественном месте (на автобусной остановке, в кафе и т. д.), посчитайте, сколько человек проявляют различного рода предрассудки по отношению к другим людям по сравнению с количеством людей, ведущих себя учтиво и любезно со всеми. Что это говорит о вашем обществе и его нужде в Иисусе?
Глядя на людей глазами Иисуса, помогите какой-либо семье, нуждающейся в поддержке (финансовой, пище, времени или служении). Подумайте о том, что вы можете быть руками и ногами Иисуса, совершая добрые поступки по отношению к таким семьям или отдельным личностям.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Втор. 5:32.
Э.Уайт. Наглядные уроки Христа, глава 1.
Нина Атчесон, Маргит, Австралия
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →