"Притчи" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2015 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ I квартал 2015 год (PDF)
«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1:7).
Введение
Притч. 1:7; Притч. 2
«Умник!» «Всезнайка!» «Выскочка!» Как мы относимся к людям, которые думают, что они все знают, чья улыбка и блеск в глазах говорят: «Ну, я же тебе говорил!»?
Возможно, это иллюстрирует и наше отношение к Богу. Сколько раз мы Ему говорили: «Боже, для счастья мне нужно это! Я знаю, как это работает! Разве Ты не можешь просто дать мне это?» А потом, когда Бог не отвечал нам именно так, как мы хотели, мы злились и жаловались на Его несправедливость? Хочется надеяться, что следующим шагом было наше осознание того, что Бог все-таки прав. Возможно, во время молитвы мы даже слышим, как Он шепчет: «Я же говорил тебе, дитя Мое. Почему ты не обратил в первую очередь внимание на Мой совет?»
Мы лишь выигрываем от того, что Бог знает все, потому что Его мудрость намного превосходит нашу мудрость. У Него есть «намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11). Он есть «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13). Он знает наше прошлое, настоящее и будущее. Он хочет, чтобы мы использовали свое время на земле не только для себя, но и для Его славы. Бог также приглашает нас искать и обретать вдохновленную Им мудрость. Соломон знал это и, когда Бог явился ему во сне и спросил, что ему даровать, он ответил: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3:9).
Итак, как мы можем обрести мудрость от Бога? «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7). Бояться Господа — значит жить, принимая во внимание, что есть всемогущий, всезнающий, праведный и всеведущий Бог, Который возлагает на нас ответственность за наше поведение. Как только мы начинаем это понимать, мы можем искренне попросить Его о том, чтобы Он помог нам славить Его в нашей жизни. В этом кроется истинная мудрость.
Изберите сегодня мудрость от Бога. Если «ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению» (Притч. 2:2), тогда Его мудрость будет сопровождать все ваши решения. «Тогда ты уразумеешь правду, и правосудие, и прямоту, всякую добрую стезю» (Притч. 2:9), и вы будете ходить «путем добрых» и держаться «стезей праведников» (Притч. 2:20).
Джефри Лонан, Сингапур
Логос
Притч. 1:1—6; гл. 2; 3:13—18; 21:1, 2
Сердце Отца (Притч. 1:1—6)
Разве не было бы прекрасно, если бы всем нам была дана энциклопедия жизни? Не просто факты и цифры, но книга, содержащая практические советы, касающиеся успешной жизни. Некоторые отцы и матери пытались написать такую книгу, надеясь, что их дети, читая ее, смогут избежать тех ошибок и той боли, через которые прошли они сами. Одним из таких родителей был царь Соломон.
Когда Бог сказал Соломону, что дарует ему все, о чем бы тот ни попросил, Соломон попросил для себя не богатства или долголетия, но мудрости. Поэтому его жизнь и царствование позднее снискали ему репутацию самого мудрого царя из всех, когда-либо живших на земле. Эта мудрость была собрана и упорядочена в книгу Притчей. Многие по праву называют ее книгой мудрости. Она пользуется такой доброй славой, что даже многие нехристиане читают ее.
В Притч. 1:1‒6 ясно прописана цель Соломона. Эти стихи говорят читателям о том, почему мудрость так важна. Соломон знал об этом, так как жизнь его продемонстрировала как мудрость, так и безумие. Он писал, исходя из своего опыта. Вы можете прочувствовать всю его серьезность в Притч. 1. Это отец, умоляющий своего сына прислушаться к учению и наставлениям родителя (стих 8).
Рецепт мудрости (Притч. 1:1—6)
Так какое же определение мудрости дает наимудрейший из когда-либо живших царей? Мудрость — это нечто весьма полезное. Обретение мудрости — это процесс всей жизни, постоянное обучение и смирение. Можно почувствовать, что Соломон не верит в то, что может быть какой-то предел поиску знаний. Если же человек чувствует, что ему уже нечему учиться, ему стоит серьезно задуматься о том, что с ним происходит. Соломон верит, что страх Господень является важнейшей составляющей в рецепте обретения знаний. Он так же необходим, как приправа для многих блюд.
Так что значит бояться Господа? Ответ может быть найден в жизни Соломона. В 3 Цар. 3:5‒14 мы видим, что Соломон признает, что мудрость исходит исключительно от Господа. Поэтому, если мы ищем мудрости, мы сначала должны понять, каков ее источник. Мы также должны понимать, что Бог желает помочь нам жить полноценной жизнью и не станет удерживать от нас мудрость, если мы о ней просим.
Вся жизнь состоит из принятия решений. В тот день, когда мы прекращаем выбирать, мы теряем способность действительно жить той жизнью, которую предназначил для нас Бог. Однако история нашей жизни свидетельствует о том факте, что мы часто принимаем неверные решения, следовательно, мы нуждаемся в мудрости. В еврейском языке мудрость может быть определена так: «Качество здравого суда, выработанное опытом, наблюдением и размышлением. Мудрость — это деятельность обученного ума, которая, согласно библейским авторам, исходит от Господа (Иов 28:20, 23, 27; Пс. 110:10) и которую они связывают с послушанием Его заповедям (Пс. 36:30, 31; Притч. 21:1, 2)».
Мудрость — это не размытая концепция, которую мы не в состоянии понять. Напротив, это то, что будет помогать нам в повседневной жизни. Мудрость связана с практикой. В Притч. 1 Соломон побуждает своих читателей следовать наставлениям родителей, как если бы от этого зависела их жизнь. Он предостерегает читателей о том, что мир полон ловушек и людей, готовых соблазнить (обольстить, заманить) их недобрым советом. Единственной нашей защитой может служить Божья мудрость. Соломон предупреждает о последствиях пренебрежения этой мудростью. Он представляет мудрость в образе человека, бегущего по улицам, предупреждающего людей о нависшем над ними бедствии. Но увы! Этот человек проигнорирован. Снова и снова Соломон пытается привлечь нас к мудрости, так как для него игнорировать мудрость — значит перестать бояться Бога. Это то, что он сам пережил в определенный период своей жизни. Пусть его история служит для нас предостережением.
Не просто предупреждение (Притч. 2; Притч. 3:13—18)
Мудрость помогает нам избежать зла в этой жизни. Она также несет свои благословения и награды. Однако приходящая вместе с мудростью награда — это не то, что мы обычно ожидаем, то есть материальные блага. Хотя мудрость приносит и материальные блага, для Соломона они не были самым главным. Для него лучшей наградой, которую мог получить человек, была способность бояться Господа (Притч. 2:5, 6). Соломон понимает, что, хотя жизнь на земле важна, она тем не менее недолговечна. Бог призывает всех нас прожить хорошую жизнь, но это не должно быть нашей конечной целью. Самое главное, чтобы мы боялись Господа. Окончательной наградой, ожидающей такого человека, является вечность с любящим Богом. Для Соломона это имеет смысл, и он пытается помочь нам также осознать это. Соломона уже нет в живых, но волновавшие его вопросы остаются с нами. Изучив книгу Притчей, что изберем мы — мудрость или глупость?
ОБСУДИТЕ
1. Как бы вы описали ваше отношение к мудрости?
2. Каковы ваши размышления после прочтения Притч. 1—3
и как вы собираетесь применять в повседневной жизни то,
о чем узнали в этих главах?
Джеймс Сэм, Сингапур
Свидетельство
Притч. 2:10‒19
Не удивительно ли, что Бог вселенной думает о вас и обо мне? Представьте себе! Бог желает, чтобы мы процветали! У Него для нас наилучшие планы! Но как часто мы забываем об этом и пытаемся жить без Него?
«Самые одаренные из людей мужчины и женщины широчайшего ума, обладающие способностью глубокого осмысления, высококультурные и образованные, правящие миром, по сравнению с Богом являются младенцами в понимании реалий вечности. И поскольку их знание о Нем весьма ограниченно, поскольку они так мало знают о Его путях, разуме и характере, они находятся в опасности сделать богами себя».
Когда мы пытаемся все объяснить с помощью науки и собственных знаний, мы забываем Творца, вызвавшего все к существованию. Мы забываем о том, что нам нужен Бог.
«В глазах людей пустая философия и ошибочно так называемая наука имеет большую ценность, чем Слово Божье. Среди большинства людей преобладает мнение, что Божественный Посредник не имеет существенного значения для спасения человека. Различным теориям, выдвинутым так называемыми мирскими мудрецами для возвышения человека, доверяют больше, чем истине Божьей, которую преподал Христос и Его апостолы (Ревью энд Геральд, 8 ноября 1892 г.)».
«»Без Меня, — говорит Христос, — не можете делать ничего»». Пытающиеся выполнить работу своими силами непременно потерпят поражение. Одно лишь образование не поможет человеку успешно работать в определенной сфере, не даст ему возможность обрести знание о Боге. Послушайте, что говорит об этом апостол Павел: „Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: „погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну“. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” (1 Кор. 1:17—21)».
Давайте не будем полагаться на собственное понимание, но во всем искать Божьей мудрости.
ОБСУДИТЕ
Как нам узнать, полагаемся ли мы больше на человеческую мудрость или на Божью мудрость?
Джимми Куэк, Сингапур
Факты
Притч. 1:20‒23
Книга Притчей была написана для израильского народа Соломоном и еще двумя мудрыми людьми (см. Притч. 30:1; 31:1). Она писалась во время царствования Соломона, с 971 года
до Р. Х. по 931 год до Р. Х.
В 1-й главе, стихи 1‒4, мы узнаем о том, что Притчи были собраны для того, чтобы народ Божий мог достичь такой мудрости и дисциплины, которые помогли бы им жить благоразумно. Притчи также напоминали им о том, как поступать правильно и быть честными во взаимодействиях с другими людьми. Соломон также надеялся, что Притчи помогут молодым людям обрести знание и благоразумие.
В Притч. 1:20‒23 Соломон использует иллюстрацию, в которой изображает мудрость, взывающую к людям на площадях, в главных местах собраний и у городских ворот. Она по-прежнему обращается к народу Божьему. Читая 1-ю главу книги Притчей, мы видим, что Соломон предупреждает народ Божий об опасности остаться глухим к зову мудрости. Если мы не послушаемся, нас ожидают беды и несчастья.
В книге Притчей Бог приглашает нас переосмыслить нашу жизнь. В сегодняшнем мире технология и Интернет дают нам возможность исследовать всевозможные отрасли знаний. Кликнув на кнопку мыши, прикоснувшись к смартфону, мы получаем доступ к многочисленной информации. Никогда раньше не было подобного. Однако делает ли нас мудрее вся эта информация? Сделает ли она нас мудрее когда-нибудь? Книга Притчей, несмотря на то что была написана давным-давно, по-прежнему содержит больше мудрости, чем все написанные сегодня книги.
Найдите время для исследования книги Притчей. Посмотрите, какую мудрость приготовил для вас Бог. Исследуйте эту практическую книгу, которая учит нас, как жить мудро, как жить согласно Божьей воле. Если мы это сделаем, то станем гораздо счастливее и просвещеннее, чем когда-либо раньше. Давайте обратим внимание на зов мудрости!
ОБСУДИТЕ
1. Что означает лично для вас обладание мудростью, описанной в книге Притчей? Как она может изменить вашу жизнь в лучшую сторону?
2. Объясните разницу между мирской мудростью и мудростью Божьей.
Кристон Чу, Сингапур
Применение
Притч. 2; 3
Никогда раньше людям не предоставлялось столько информации, как сегодня. Интернет, прогресс во всех видах коммуникаций, доступность передвижения — все это позволяет бизнесу, организациям и даже отдельным личностям без особого труда донести свою весть в массы.
Мы слышим призывы к знаниям, успеху и даже к счастью. Эти призывы убеждают нас больше покупать, большим обладать, больше зарабатывать. Однако мы часто игнорируем зов Божественной мудрости. Неудивительно, что в нынешнем «золотом» веке мы видим все больше случаев, когда человека охватывает тревога, депрессия, совершаются самоубийства, а люди тем временем продолжают гнаться за ветром (Еккл. 1:14).
Мир может обещать нам все что угодно, но это пустые обещания, которые никоим образом не смогут нас удовлетворить. Без Божьей мудрости, руководящей нами в повседневной жизни, мы лишь «парусные шлюпки» без якоря. Только когда нашим якорем является Бог, мы обретаем проницательность, которая помогает нам принимать верные решения (Притч. 2).
Посреди громыхания толпы как мы можем натренировать свой слух так, чтобы узнать зов Божьей мудрости?
Стремитесь к добру, а не ко злу. Нам нужно ходить путями добрых мужчин и женщин, наслаждаясь тем, что правильно и справедливо (Притч. 2:20‒22; Мих. 6:8).
Уповайте на Бога. Это особенно трудно, когда мы страдаем и жизнь не имеет для нас особого смысла. Но у Бога есть для каждого из нас план, который создан для нашего блага (Притч. 2:12‒19; 3:5, 6; Иер. 29:11).
Повинуйтесь Божьим заповедям. Хотя сегодня многие считают, что Десять Заповедей устарели, они остаются такими же актуальными в наши дни, какими были, когда Бог впервые даровал их израильтянам. Его законы не ограничивают нас. Наоборот, они защищают нас от зла (Притч. 3:1, 2).
Проявляйте смирение. Пути этого мира могут быть привлекательными; они даже могут казаться мудрыми, но они не идут в сравнение с Божьей мудростью (Притч. 3:7, 8).
Будьте великодушны. Мир может проявлять благосклонность к богатым людям, но Бог желает, чтобы мы были благословением для всех людей, чтобы делились своими благословениями так же охотно, как Он благословляет нас (Притч. 3:9, 10; Мф. 6:19‒21).
ОБСУДИТЕ
1. Как еще мы можем учиться узнавать зов Божьей мудрости?
2. Какие философии этого мира, которых люди охотно придерживаются, противоречат Божьей мудрости?
3. Как нам избегать философий, которые кажутся другим людям весьма мудрыми?
Мелоди Тэн, Уорунга, Новый Южный Уэльс, Австралия
Мнение
Притч. 30:24‒28
В Притч. 30:24‒28 Бог использует природу, чтобы преподать нам удивительный урок мудрости. Мы читаем: «Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах».
Даманы — это пушистые, пухлые животные с короткими хвостами. Они живут маленькими семейными группами в каменистых местностях к югу от Сахары в Африке и на Ближнем Востоке. Эти животные проводят всю свою жизнь вблизи скал и утесов, в расщелинах — это их дом. Несколько даманов всегда стоят на страже. Если они замечают хищника, то оповещают об этом звонким лаем. Тогда остальные даманы бросаются наутек. Но, даже убегая, чтобы скрыться, даманы не бегут беспорядочно. Они следуют по определенной схеме, по особым тропам в расщелинах скал, чтобы попасть в самое безопасное укрытие.
Даманы также знают свой предел. Они держатся неподалеку от дома и никогда не рискуют, отходя слишком далеко, когда нет «часового», ведь в любой момент они будут вынуждены бежать и прятаться среди каменистых россыпей. Также и мудрые люди знают, что должны находиться вблизи источника защиты.
Писание напоминает нам о том, что Бог — наша скала (Пс. 61), а сатана — хищник, стремящийся нас поглотить (1 Пет. 5:8). Мудрые люди каждый день спешат к этой Скале в поиске защиты. Им помогают благочестивые собратья, на советы и предостережения которых они обращают внимание. Размер не имеет значения, когда мы принадлежим к семье, которую защищает Создатель неба и земли.
ОБСУДИТЕ
1. Обратите внимание на четырех живых существ, перечисленных в Притч. 30:24‒28. Какие аспекты мудрости освещает каждое из них?
2. Объясните своими словами, что значит показывать на примере или иллюстрировать такие качества, как подготовка, защита, участие и настойчивость.
3. Чем эта картина мудрости отличается от представления многих людей?
Фейс То, Сингапур
Исследование
Притч. 1:7; глава 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории не было такого человека или человеческого ресурса, который был бы совершенен во всех добродетелях, а следовательно, всеведущ. Бог является главным источником мудрости. Поэтому тот факт, что Он обладает совершенной мудростью, приносит нам только благо. Он знает все наше прошлое, настоящее и будущее. Каждый, кто хочет быть мудрым и принимать верные жизненные решения, должен поддерживать с Ним тесную связь. Если вы ищете счастья — наилучшим доступным материалом является книга Притчей. Исследуйте ее, проверяйте написанное в ней, и вы найдете мудрость (см. Притч. 2).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Прочитайте Мф. 25:1‒13. Перечислите как можно больше сходств между десятью девами. Чем и почему отличались пять из них? Опишите две современные ситуации, в которых может отображаться эта притча. В какой группе обычно находитесь вы?
Просмотрите газету и прочитайте три статьи о каких-либо плохих происшествиях. Какие мудрые действия могли бы предотвратить эти трагедии? Чем заканчиваются похожие библейские истории?
Опросите по меньшей мере пять человек. Задайте им следующие вопросы: (1) назовите трех самых мудрых людей, о которых вы слышали или которых знаете; (2) укажите на некоторые ошибки, допущенные этими людьми; (3) если бы у вас появилась возможность разделить кров с самым мудрым из известных вам людей, пошли бы вы на это? Побудите их прочитать книгу Притчей и определить для себя, стала бы их жизнь счастливее, если бы они следовали ее учению.
Напишите стихотворение, в котором сопоставлялись бы те преимущества, что имело бы общество, если бы больше людей следовало мудрости, изложенной в Десяти Заповедях (Исх. 20:1‒17).
Сравните приведенный ниже опыт с мудростью Иисуса, о которой написано в Мф. 13:24‒30. Миссис Джонс находилась в командировке за границей. Домой она вернулась поздней осенью и обнаружила, что ее газон зарос травой, но она знала, что в зарослях растут некоторые очень ценные цветы. Когда человек, которого она наняла, чтобы покосить газон, выполнил свою работу, он также скосил крокусы, так как в это время года они не цветут и он не увидел их красоты. Это обстоятельство весьма ее огорчило. Сравните опыт миссис Джонс с иллюстрацией Иисуса, описанной в Мф. 13:24‒30.
Перечислите некоторые очень важные решения, которые вам приходилось принимать, и их последствия. Затем прочитайте Притч. 2 и подумайте, приняли бы вы более правильные решения, если бы применили подход к принятию решений, описанный в этих стихах?
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Притч. 15 в современном переводе.
Э. Уайт. Путь ко Христу, глава 5.
George R. Knight, My Gripe with God, chapters 1‒3 (Джордж Найт. Моя схватка с Богом, главы 1—3).
Альберт А. К. Ват, Беркшир, Англия
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →