"Послани Иакова" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2014 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ IV квартал 2014 год (PDF, 1.1 MB)
«Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5:8).
Вступление
Иак. 5:7-12
Помните то чувство, которое вы, будучи ребенком, испытывали, ожидая Рождество? Не просто религиозное значение этого праздника, ознаменовавшего пришествие Христа на землю. Рождественские огни, елка, рождественские гимны в церкви — все это заканчивалось финальным событием − Рождеством. Практически невозможно уложить детей в постель, поскольку они боятся пропустить что-нибудь интересное. Они хотят насладиться каждой секундой праздника.
Должно быть, такие же чувства испытывали последователи Уильяма Миллера, когда услышали весть о том, что Иисус вернется 22 октября 1844 года. Многие из них, уверенные в том, что им больше не понадобится земное имущество, продали свои дома и оставили урожай на полях. Люди, причинявшие вред своим соседям, усердно трудились, чтобы наладить отношения с ними.
Теперь представьте, что вы проснулись в рождественское утро и обнаружили, что праздник отменили. Может быть, когда-нибудь в будущем его будут праздновать снова, но никто не знает, когда это произойдет. Что бы вы чувствовали? Я думаю, разочарование, гнев и раздражение.
Такие же чувства испытывали люди 23 октября 1844 года. Это событие известно как «Великое разочарование». Эллен Уайт прошла через это трудное время, полное печали и недоумения. Она писала: «Разочарование людей, ожидающих Господа, было весьма великим. Насмешники торжествовали и всех слабых и малодушных принимали в свои ряды. Те, кто якобы обладал истинной верой, возникшей только под влиянием страха, теперь снова приобрели смелость и объединились с насмешниками, заявляя, что они не были настолько одурачены, чтобы действительно поверить в доктрину Миллера, этого сумасшедшего фанатика. Остальные, колеблясь и уступая, без лишнего шума оставили свои принципы».
С тех пор, как Иисус пришел на землю, все христиане более или менее терпеливо ожидают Его возвращения. Иногда возникает искушение сдаться или уступить разочарованию и нетерпению. Но в уроке этой недели апостол Иаков будет учить нас ожидать. Терпеливо ожидать.
ДИСКУССИЯ
1. Какой была бы ваша реакция на Великое разочарование? Поступились бы вы своими принципами? Поясните ответ.
2. Возможно ли снова с нетерпением ожидать пришествия Иисуса, не разочаровываясь в его промедлении? Поясните ответ.
В нашем мире нет ничего определенного, но Иаков говорит нам, что в одном мы можем быть твердо уверены: Иисус придет опять (Иак. 5:7). Кроме того, он говорит, что «пришествие Господа приближается» (Иак. 5:8). Конечно, мы можем думать, что он ошибается. В конце концов, люди ожидают пришествия Иисуса в течение последних 2000 лет. Но Иаков говорит не о буквальной дате возвращения Искупителя. Он имеет в виду, что Второе пришествие включает в себя не только физический аспект, но и духовный. Если мы примем верой это событие, то наша жизнь окрасится в новые цвета.
Пример земледельца (Иак. 5:7).
Иаков сравнивает христианина, ожидающего пришествия Иисуса, с земледельцем, взращивающим свой урожай. Опустив семена в землю, он не ожидает, что они незамедлительно принесут урожай. Он знает, что для того, чтобы зерно проросло, ему нужен дождь. В Палестине отличают ранний дождь, который начинается в октябре, и поздний дождь в ноябре. Тем временем земледелец ухаживает за своей землей, выдергивает сорняки, избавляется от насекомых-вредителей, удобряет почву. Затем он пашет землю, сеет семена и ухаживает за ростками. Наконец «драгоценный плод от земли» (Иак. 5:7) готов к жатве.
Наряду со многими исследователями Библии адвентисты считают, что «образ раннего и позднего дождя применяется для обозначения мощной работы Святого Духа в церкви: один связан с событиями Пятидесятницы, другой — с событиями, которые произойдут незадолго до пришествия Христа».
В ожидании излития позднего дождя мы должны продолжать упорно трудиться, подобно земледельцу. Мы должны быть уверены, что скоро настанет день жатвы.
Пример Иова (Иов 2:10; 14:13-15; 19:23-27; Иак. 5:10, 11).
Иаков приводит и другие примеры людей, которые учились быть терпеливыми. В целом пророки Ветхого Завета являются хорошим примером «злострадания и долготерпения» (Иак. 5:10). Наконец, он упоминает об Иове (Иак. 5:11). Даже тогда, когда Иов теряет свое богатство, здоровье и семью, он сохраняет веру в Бога, говоря: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Когда его жена теряет терпение и предлагает ему проклясть Бога и умереть, он отвечает: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:10).
В итоге вера Иова вознаграждается, а его имущество восстанавливается. История Иова добавляет два дополнительных аспекта к примеру землевладельца: 1) Иов переносит испытание, проявляя терпение. Он страдает и ожидает. Иаков напоминает нам, что ожидание возвращения Иисуса не будет легким. 2) В истории присутствует значительный временной элемент. Подобно тому, как Иов терпеливо восстанавливал свою семью и имение, пока не состарился, мы также должны терпеливо ожидать Второго пришествия.
Проблемы ожидания (Иов 3:1; Лк. 7:36-50; Иак. 5:9-12)
Приводя нам примеры людей, которые умели ждать и терпеть, Иаков упоминает также и о проблемах ожидания. Он говорит, что христиане, ожидающие возвращения Христа, должны быть толерантными и открытыми в отношениях друг с другом. В 5:9 Иаков призывает нас не сетовать друг на друга. Мы живем в последнее время, Судья уже стоит у дверей. Иаков напоминает нам, что сейчас не время отвлекаться на ссоры.
Иаков призывает нас помнить о терпении Иова несмотря на то, что временами и он испытывал отчаяние: «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой» (Иов 3:1). Тем не менее очень важно не поддаваться чувству обиды и разочарования. Иисус всегда присутствует среди нас, Он замечает все обиды и обещает разобраться во всем на суде. По сути, Иаков просит: «Не позволяйте гневу и чувству обиды под влиянием внешнего гнета выплеснуться в нетерпение и ропот по отношению друг к другу».
Иаков в 5:12 призывает нас быть открытыми и честными в отношениях с окружающими. Хотя сквернословие было обычным явлением того времени, Иаков видит его неприемлемым для христиан. Очень важно для нас быть достойными доверия — пусть наше «да» будет «да», а «нет» будет «нет». Подлинность нашей веры в скорое возвращение Иисуса будет видна во всех остальных аспектах нашей жизни, в том числе и в словах, которые мы используем.
ДИСКУССИЯ
1. Какие ближайшие события в вашей жизни вы ожидаете? Входит ли в этот список Второе пришествие?
2. Каким образом вы разделяете отношение Иова к страданиям?
3. Всегда ли вы подразумеваете именно то, о чем говорите? Поясните ответ.
Дженнифер Родс, Милтон Кейнс, Англия.
Доказательство
Мф. 10:17
«Христос сказал: „Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь” (Лк. 19:13). Возможно, остается лишь несколько лет до завершения истории нашей жизни, но мы должны использовать наши таланты».
«Некоторые из новообращенных впали в заблуждение из-за того, что с момента их обращения многие люди умерли. Они надеялись, что все станут свидетелями Второго пришествия Христа, но сильно опечалились, когда верующие, один за другим, попадали под власть смерти, делая невозможным для них созерцание этого желанного события — пришествия Христа на облаках небесных.
Некоторые, впавшие в заблуждение, что Христос должен был прийти в назначенный ими день, приняли фанатичную идею о том, что было бы похвально проявить веру, оставив все свои дела, и отказаться от всего, попусту тратя время в ожидании великого события, которое, как они думали, было близко».
«Христос желает, чтобы каждый спокойно ожидал Его второго пришествия. Всем необходимо ежедневно исследовать Слово Божье, но и не пренебрегать нынешними обязанностями.
Христос сказал, что при Его пришествии некоторые из ожидающих Его будут заняты различными житейскими делами. Некоторые будут сеять в поле, другие — жать и собирать урожай, а иные будут молоть зерно. Воля Божья не заключается в том, чтобы Его избранные оставили свои житейские обязанности, живя в религиозной мечтательности».
«Христос поручает Своим последователям совершать индивидуальную работу, которую нельзя выполнить по доверенности. Служение больным и бедным, проповедь Евангелия погибающим и потерявшим ориентиры в этом мире не следует оставлять комитетам и благотворительным организациям. Личная ответственность, личные усилия, личная самоотверженность — вот требование Евангелия».
ДИСКУССИЯ
1. Существует ли вероятность того, что вы «живете в религиозной мечтательности»? Поясните ответ.
2. Почему мы не должны бездействовать, ожидая пришествия Господа?
3. Может ли в вашей жизни быть слишком много хороших поступков? Поясните ответ.
4. Включает ли в себя повеление Иисуса: «Употребляйте их в оборот, пока Я возвращусь», бережное отношение к окружающей среде, если существование земли и так подходит к концу? Что вы можете ответить, опираясь на Откр. 11:18?
Эрика Хоул, Бинфилд, Англия.
Свидетельство
Иак. 5:7-12
Апостол Иаков напоминает нам, что «Судия — то есть Иисус — стоит у дверей» (Иак. 5:9). Здесь подчеркивается необходимость личной ответственности и подразумевается более широкий контекст «ожидания наказания неправедных деяний». Во время написания Иаковом послания было неравенство людей. Большинство «братьев», к которым обращено послание, вероятно, были бедными наемными рабочими. Также широко была распространена и политическая коррупция. В Иерусалиме еще был у власти синод священников, однажды названный Иисусом лицемерами и окрашенными гробами.
Иаков дает совет относительно христианской жизни в свете ожидания «пришествия Господа» (стих 7). В евангелиях пророчества Иисуса о разрушении Иерусалима и конце земной истории обычно сливаются воедино (см. Мф. 24:9−14). В результате, «по всей вероятности, не только апостолы, но и другие авторы Нового Завета не понимали, что эти два события будут разделены огромным промежутком времени». Вполне вероятно, что слова Иакова относились ко времени разрушения Иерусалима и к последующему сразу за ним Второму пришествию. Здесь нет временных рамок. Этот совет можно применять ко всем поколениям христиан, придавая ему особую значимость.
Турецкая пословица гласит: «Терпение является ключом к вратам рая». Но какое значение приобретает терпение в данном контексте? Иаков использует два разных греческих слова, которые переводятся как «терпение». В стихе 7 он использует слово makrothymia, которое в переводе означает «быть терпеливым». Это слово несет в себе ощущение ожидания и обдуманных поступков. Еще одно слово, hypomone, используемое Иаковом для обозначения терпения, предполагает лишь подчинение обстоятельствам. В некоторой степени авторы многих комментариев заходят настолько далеко, смея предположить, что Иаков фактически поддерживает определение своего рода «активного терпения».
В общем, Иак. 5:7-12 прямо призывает нас к действию противостоять моральному разложению и несправедливости нашего времени и верить в реальность лучшего мира.
Из Библии становится ясно, что терпение является достоинством. Павел, наравне с любовью, радостью, миром, благостью, верой, кротостью и воздержанием, называет и терпение одним из плодов Духа (Гал. 5:22, 23). Сам Господь описывается Давидом так: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8).
Терпение помогает нам совершать лишь обдуманные действия и предотвращает совершение импульсивных поступков. Оно помогает нам принять свои недостатки и начать все сначала. Как правило, наше терпение хорошо сказывается на окружающих. Практически всем нелегко иметь дело с тем человеком, который постоянно испытывает чувство тревоги и стресса из-за нехватки времени.
Однако не всегда легко быть терпеливым. Мы должны этому учиться. Предлагаю вам пять советов, как стать терпеливым человеком.
Выясните, что делает вас нетерпеливым. Обычно мы нетерпеливы из-за того, что спешим или находимся под давлением. Почему вы нетерпеливы?
Научитесь расслабляться. Когда мы осознаем, что теряем терпение, нужно сделать несколько глубоких вдохов, расслабиться и отпустить все, что нас беспокоит.
Сохраняйте оптимизм. Не забывайте, что у Бога для каждого из нас есть план. Все сложится наилучшим образом.
Смотрите на картину в целом. Сегодня люди говорят о проблемах «мировой важности». Это такие проблемы, которые возникают только в привилегированных слоях общества. Мы должны видеть общую картину происходящего и не зацикливаться на пустяках. Например, нам не нравится еда на завтрак, но в целом нам повезло, что у нас вообще есть еда.
Сделайте себе перерыв. Во-первых, мы должны каждый день уделять время для того, чтобы спокойно размышлять. Во-вторых, мы должны понимать, что мир несовершенен. Мы несовершенны. Всякое бывает.
Далеко не всегда происходит что-то хорошее с теми, кто этого ждет, однако лучшие события происходят не сразу. В конце концов, израильтяне провели в пустыне 40 лет, прежде чем вошли в землю обетованную. Вот это терпение!
ДИСКУССИЯ
1. Вспомните, когда вы потеряли терпение в последний раз. Что вы делали? Как вы себя чувствовали после этого? Когда в следующий раз вы почувствуете, что теряете терпение, что вы сделаете по-другому?
2. Что вы ощущаете, когда люди нетерпеливы к вам? Как это может вам помочь быть терпеливым с окружающими?
3. Какие проблемы «мировой важности» могут сделать нас нетерпеливыми?
Шарлотта Уоллер, Рединг, Англия.
Мнение
Мф. 5:1-12; 21:12, 13
То, как Иаков делает акцент на терпении и выносливости, напоминает слова Иисуса из Нагорной проповеди (Мф. 5:1-5), описанные одним проповедником как «уроки ученичества, преподанные на горе с кротостью и добротой». Эта черта Иисуса увековечена в гимне Чарльза Уэсли, написанном в 1742 г.:
«Кроткий Иисус, смиренный и нежный,
Взгляни на малое дитя,
Сжалься над моим простодушием,
Испытай меня, чтобы я пришел к Тебе».
И все же Иисус, говоривший о заповедях блаженства в Мф. 5:1-12, поступает совсем по-другому в Мф. 21:12,13. Он увидел, что люди, желающие принести жертвы в храм, были лишены этого преимущества, Он потерял терпение и «опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12, 13). Здесь проявилось Его страстное неравнодушие к несправедливости. Он не желает остаться в стороне, когда окружающие начинают злоупотреблять доверием, даже если это значит, что придется дать отпор религиозным вождям и подвергнуть Свою жизнь опасности.
Так что же лучше — терпение или пыл? Истина заключается в том, что необходимо обладать обоими качествами. Нам нужен пыл, чтобы рассмотреть дело и начать бороться за него, и терпение, чтобы довести дело до конца. В наше время существует множество примеров долготерпеливых и настойчивых деятелей. Возьмем, к примеру, Махатму Ганди, который боролся за гражданские права индийского народа, используя мирные методы. Несмотря на то, что он стал мировым лидером, он продолжал жить скромно. Затем взгляните на Нельсона Манделу, который в течение 27 лет отбывал срок, прежде чем стал первым демократичным президентом в 1994 году.
Иаков призывает нас не тратить время на бессмысленный ропот и разочарование. Это значит, что мы должны быть терпеливыми, но иногда обязаны предпринять какие-либо меры.
ДИСКУССИЯ
1. Должны ли мы беспокоиться, принимая участие в усовершенствовании окружающего нас мира, или должны предоставить это Богу? Обоснуйте свой ответ, опираясь на Библию и жизнь Иисуса.
2. Каким критерием мы руководствуемся, выбирая причину или вид благотворительной деятельности?
Элизабет Родес, Хавант, Англия.
Исследование
Мф. 25:31-46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чаще всего, ожидая чего-то, мы бездействуем. И все же, ожидая возвращения Христа, нам необходимо предпринимать какие-то действия по отношению к окружающим. Если мы не будем этого делать, то станем эгоцентричными, забывая о нуждах других людей. Ожидая, мы должны принимать активное участие в распространении вести Евангелия этому израненному миру. Всегда помните о том, что, когда Иисус вернется, Он скажет Своему народу: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице бы, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).
ЗАДАНИЯ
Поработайте волонтером в благотворительной организации.
Напишите другу письмо, рассказывая о том, как Бог ведет вас и как это проявляется в вашей жизни.
Организуйте в своей церкви приготовление горячих обедов для нуждающихся.
Присоединитесь к молитвенной малой группе, которая собирается еженедельно для того, чтобы молиться за людей вашей общины.
Посетите больных, почитайте им или поиграйте с ними в настольные игры.
Напишите краткое сочинение о том, что для вас значат слова, записанные в Мф. 25, и что вы надеетесь услышать от Царя по его возвращении?
Когда вы думаете о Втором пришествии, как оно будет происходить, опишите, пожалуйста, что вы видите, что слышите и что чувствуете? Поделитесь своими мыслями с соседом по комнате или с другом.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Лев. 19:18; Мф. 10:42; 22:37-40; 25.
Э. Уайт, Желание веков, гл. 70 «Одному из сих братьев Моих меньших».
Серджио Торрез, Мэйтленд, Флорида, США.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →