"Послани Иакова" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2014 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ IV квартал 2014 год (PDF, 1.1 MB)
«Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37)
Вступление
Иак. 3:6
Я потеряла самообладание. Я больше не могла сдерживаться и сорвалась. Я так долго сдерживала гнев, что эта незначительная вещь вызвала во мне раздражение. Моя соседка по комнате использовала «неправильный» пакет для нашего мусора. Я схватила его и закричала: «Это не мешок для мусора!» В нашей жизни всегда находятся такие небольшие моменты, которые вызывают раздражение.
Прошло какое-то время, я избегала разговоров о моем отношении к ней. Однажды вечером, не понимая, почему я постоянно нахожусь в плохом настроении, она напрямую спросила меня, почему я с ней так обращаюсь. Все закончилось тем, что я наговорила то, о чем впоследствии жалела. В гневе и раздражении я позволила словам стать кинжалами. После этого случая я очень ясно осознала, что мне необходимо учиться словам исцеления: сначала для самой себя, потом для соседей по дому, которые пострадали от неосторожно сказанных мною слов. Иак. 3:6 гласит: «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны».
Какие верные слова! Но этот стих прекрасно описывает то, что произошло в тот вечер между мной и моей соседкой. В нашей некогда счастливой дружбе вспыхнул огонь, который не сделал нас ближе. Вместо этого он уничтожил наше доверие, и все потому, что я в то время не осознавала, насколько важно укрощать свой язык.
К счастью, Христос может исцелять даже тогда, когда наши слова несут разрушение. Благодаря посреднику и непрестанным молитвам я смогла помириться со своими соседями. Это не произошло в одночасье, но наша дружба и доверие начали вновь укрепляться. И вновь слова сыграли решающую роль в восстановлении наших отношений. До сих пор я ясно помню тот вечер, когда искренне рассказала соседке о том, что у меня на сердце, выражая свое извинение. Она тоже высказала свои сокровенные мысли. Мы находились в той же комнате, где прежде поругались, но на этот раз мы не ранили друг друга словами. Напротив, мы восстанавливали нашу дружбу.
Наверное, умение обуздывать свой язык является одним из величайших навыков, который мы должны приобрести в своей жизни. Я благодарю Бога, что урок, приобретенный мной, не привел к потере хорошего друга и сестры во Христе.
Сюзанна Оксаи, Чаттануга, Теннесси, США.
Слово
Пс. 118:105; Лк. 9:51−56; Иак. 3:1−12
Сила Божьего Слова (Пс.118:105)
В Пс.118:105 мы читаем, что Слово Божье помогает нам ориентироваться в жизни. Несмотря на то, что Писание было написано тысячи лет назад, мудрость, которую можно в нем почерпнуть, выходит за границы времени.
Размышления над Словом Божьим являются важным источником для подпитки растущих отношений со Христом. Мы не должны бездумно прочитывать главу за главой. Важно принимать близко к сердцу то, о чем мы читаем, и применять это в жизни. Мы можем размышлять в молитвах и песнопениях или просто прогуливаясь на природе в субботу после обеда.
Одна из многих наград за целеустремленный поиск близких отношений с Богом заключается в знании, что все, происходящее в нашей жизни, находится под руководством любящего нас Отца, Который защищает нас в любое время.
Ответственность за свои слова (Иак. 3:1, 2)
Иаков напоминает лидерам церкви о том, что они предстанут перед высшим судом. Он ясно дает понять, что церковные лидеры должны не только учить, но и сами жить согласно истине. Также в Мф. 5:19 Господь говорит, что лидеры церкви дадут отчет о том, чему они учили. Многие, движимые добрыми побуждениями, стремятся занять руководящие должности. Но со временем они позволяют гордости и силе занять место спокойствия и молитвы. Постоянно искать волю Бога и оставаться скромным и смиренным — вот что важно для тех, кто занимает какую-либо церковную должность.
Иаков отмечает, что все мы рано или поздно столкнемся с осуждением, исходящим от окружающих, не от Бога. Вот почему нам так важно быть внимательными к своему поведению. Мы должны особым образом открыть Христа тем людям, которые еще не знают Его. Мы можем быть единственным примером, который они когда-либо увидят. Как христианам нам необходимо соответствовать более высоким стандартам. Даже если мы не занимаем высокого положения в церкви, мы будем ответственны за то, как относимся к окружающим и как представляем Христа. «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).
Контролируйте свой язык (Лк. 9:51–56; Иак. 3:2–5)
Иаков продолжает объяснять власть языка. Сначала он использует две аналогии, чтобы помочь нам понять, насколько могуществен язык несмотря на то, что является лишь малой частью нашего тела. Так же, как лошадь направляется уздой и корабль направляется с помощью руля, на направление нашей жизни очень сильно могут повлиять слова, исходящие из наших уст. Слова, которые мы произносим, оказывают влияние не только на нас самих, но и на окружающих людей. Язык − эта небольшая мышца, находящаяся во рту, излагающая наши мысли и чувства, которая может либо нанести вред, либо принести благословения.
Очень важно помнить, что мелочи в нашей жизни могут иметь очень большое влияние. Мы должны усердно стараться быть примером Христа во всем, что говорим и как говорим. «Большой лес не является гарантией того, что маленькое возгорание не будет для него разрушительным. Так же и наиболее важная деятельность одного человека или всей церкви может оказаться под угрозой в результате усилий одного критикующего языка» .В следующий раз, поддаваясь искушению посплетничать о ком-либо, не забывайте, что маленькие вещи в конце концов становятся очень, очень большими.
Благословение и проклятие (Иак. 3:9–12)
Вы когда-нибудь вели себя определенным образом с одной группой людей и совершенно по-другому с другими людьми? В Иак. 3:9−12 мы узнаем, что Бог видит, как мы ведем себя с ближними. Мы не можем обмануть Его. Господь ожидает от нас доброго и любящего отношения ко всем окружающим. Бог не может благословить человека, не проявляющего любви Христовой по отношению к тем, кто не знает Его. Он видит наши сердца.
«Несмотря на трудность обуздания языка Господь поможет нам, если мы подчиним Ему свою волю. На самом деле прежде чем обуздать свой язык, мы должны обуздать свои мысли… но для того, чтобы контролировать свои мысли, человек должен полностью отдать свое сердце Богу».
В следующий раз, когда вы в пылу гнева захотите сказать обидные слова кому-то, помните, что этот человек является таким же чадом Божьим, как и вы. Поставьте себе задачу на ближайшие недели: говорить хорошее о своих братьях и сестрах во Христе. Вместе с тем давайте вместе будем прославлять Бога в наших словах и делах.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы думаете, Иаков дает точное описание языка? Поясните ответ.
2. Сегодня в нашем мире мы должны уметь действовать решительно, чтобы постоять за себя. Как христиане могут постоять за себя?
Кендра Авила, Нэшвилл, Теннесси, США.
Доказательство
Иак. 3:1, 2
Одним из тяжелейших уроков жизни, которые вам предстоит пройти, является принятие критики от человека, которого вы сами критикуете. Порой нам очень трудно признать, что мы используем неправильные слова. Иногда нам трудно справиться с непониманием со стороны собеседника другого вероисповедания. С другой стороны, мы можем научиться чему-то у человека, который верит не так, как мы. Нам нужно стараться быть тактичными, понимая, когда приемлемо приводить цитаты из Библии, а когда нет, в зависимости от ситуации и собеседников.
Иисус является для нас лучшим примером в мудром подборе каждого слова во время общения с различными людьми. Он общался со сборщиками налогов, ворами, блудницами, мужчинами, женщинами, детьми, фарисеями и саддукеями. Хотя Он и был Богом, Он никогда не разговаривал высокомерно.
«Речь — один из величайших даров Божьих, дающий возможность излагать наши мысли. Именно язык позволяет вознести молитву и хвалу Богу. С помощью языка мы вразумляем и убеждаем, утешаем и благословляем, облегчаем боль тех, кто чувствует себя оскорбленным и уязвленным. Благодаря языку мы имеем возможность рассказывать о чудесах Божьей благодати. Но с него могут сходить и порочные слова, и он может жалить подобно змее.
Язык — маленький орган, но произносимые им слова обладают большой силой. Господь говорит: “А язык укротить никто из людей не может” (Иак. 3:8). Язык восстанавливает один народ против другого, вызывает войны и кровопролития. Слова разжигают пламя, которое нелегко погасить. Слова приносят радость и веселье. Но бывает и так, что Господь повелевает: „Передай им Мои слова”, и эти слова вызывают скорбь и покаяние».
Для нас, христиан, настало время прекратить давать духовные советы с закрытыми глазами. Нам необходимо открыть их и оглянуться на то, что Бог сделал для нас, потому что все мы были избавлены от чего-то. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).
ДИСКУССИЯ
1. Какое значение в духовном плане имеет для вас выражение «тщательно выбирай слова»?
2. Как то, что мы говорим, может оказать влияния на того, кто не является христианином?
Лорен Фостер, Арлингтон, Техас, США.
Свидетельство
Иак. 3:3−10
Сильный и маленький, язык является мощной мышцей, способной нанести большой ущерб. Он может перевернуть весь день с ног на голову и внести раздор в отношения. В Иак. 3:5, 6 говорится о том, что язык подобен огню. Я абсолютно уверен, что многие из вас слышали, как ваши родители, бабушки и дедушки или даже друзья говорили вам: «Думай, прежде чем говорить», или: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Уверяю вас, эти высказывания истинны.
Когда вы злитесь на кого-либо, кто сделал или сказал что-то плохое вам или о вас, должны ли вы говорить что-нибудь обидное в ответ? Нет! «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство» (1 Петр. 3:9). Иногда лучше всего вообще ничего не говорить. Не позволяйте гневу одерживать над вами победу, это может закончиться тем, что вы будете глубоко сожалеть о том, что сказали. Что вы получите, чего достигнете, если позволите втянуть себя в противостояние? Абсолютно ничего.
Молодая женщина страдала от врожденного заболевания, которое не позволяло ей набирать вес. Она что-то просматривала в Интернете и наткнулась на ссылку, на которой была размещена ее фотография. Ссылка содержала видеоролик длительностью в восемь секунд, на котором была она в возрасте 11 лет. У видеоролика было более 4 миллионов просмотров и сотни оскорбительных комментариев. Она прочла каждый из них, и ее так и подмывало ответить обидчикам. «Я не знала, что именно я собиралась им сказать, но мне хотелось, чтобы они почувствовали себя плохо». Однако она понимала, что не получит никакого удовлетворения от этого. Вместо этого она все отдала в руки Господа.
Как христиане мы будем сталкиваться с трудностями и проблемами, причиной которых становится чей-то злой язык. Нам необходимо научиться не отвечать, но предоставить все Богу. На самом деле легче сказать, чем сделать, но мы должны учиться у Иисуса тому, как Он справлялся с подобными ситуациями. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23). Доверьтесь полностью Ему, и Он поможет вам обуздать свой язык.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы думаете, почему легче о человеке сказать что-нибудь плохое, чем хорошее?
2. Насколько трудно для вас сдержаться и не ответить тем, кто плохо к вам относился?
Адуа Абра, Аннаполис, Мэриленд, США.
Применение
Мф. 12:33−37
Сколько раз сгоряча вы говорили совсем не то, что имели в виду? Сколько раз в уме вы вспоминали сказанные вам оскорбления? Иаков предупреждает об опасностях языка, называя его «неудержимым злом, исполненным смертоносного яда» (Иак. 3:8). Слова обладают силой, способной либо поддержать человека, либо сломать его. Слова раздражения могут разжечь костер, превращая простое разногласие в неистовое пламя. Если плохие слова оставляют горький привкус, почему же мы их произносим? Мы не можем вернуть произнесенное однажды слово.
Так каким же образом мы можем обуздать свой язык?
Прежде чем ответить, очень важно остановиться, подумать и помолиться. Помните, что «кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (Притч. 15:1). Когда Христос жил на земле, Он был достаточно осторожен в общении. Он никогда не сплетничал, не говорил плохого и всегда прославлял Своего Небесного Отца, тщательно подбирая слова. Слово Божье успокаивает и обнадеживает. Оно умиротворяет душу и углубляет познание. Поскольку мы следуем примеру Христа, мы знаем, что возможно укротить язык. Вот несколько способов, как это сделать:
1. Всегда помните, что, общаясь, мы должны тщательно подбирать слова, прославляя, таким образом, Бога. Давайте вместе с Давидом скажем: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс. 33:2). «А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:8−19).
2. Помните, что наши слова являются результатом наших мыслей. Христос был искушен во всем, так же, как и мы искушаемы. Но Он остался безгрешен. Это значит, что Ему в голову никогда не приходила нечестивая мысль. Когда мы замечаем, что у нас возникают нечестивые мысли, то должны осознанно перенаправлять их к Нему. «Наконец, братия мои, что´ только истинно, что´ честно, что´ справедливо, что´ чисто, что´ любезно, что´ достославно, что´ только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).
3. Просите Бога помочь вам пребывать в Нем. Просите о Его водительстве. Наша непрестанная молитва должна быть такой: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс. 18:15).
ДИСКУССИЯ
1. Каким образом контроль над словами влияет на наше спасение?
2. Что подразумевал Павел, когда писал: «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12)?
Сара Эндрюс, Маунт Дора, Флорида, США.
Мнение
Иак. 3:1, 2
Знакомы ли вы с выражением, которое гласит, что «палки и камни могут сломать мои кости, но слова никогда не причинят мне боль»? Я не знаю, откуда оно берет свое начало, но, используя его, иногда можно сгладить неприятные ощущения, возникающие от слов окружающих. Однако ирония появляется тогда, когда мы осознаем, что грубые слова ранят нас и приносят боль нашей семье, друзьям и даже врагам.
Мы, христиане, призваны стремиться к высшему. Те из нас, кто призывает следовать за Христом, своей жизнью должен отображать свои слова. Наибольшая заповедь Христа, оставленная нам, гласит, что мы должны возлюбить и Бога и ближнего (Мф. 22:36−40). Урок этой недели открыл нам, какой силой обладают слова, и, как бы мы ни старались, если слово покинуло уста, его уже не вернуть обратно.
Если даже вы не считаете, что слова обладают великой силой, как утверждают люди, вспомните о начале сотворения мира и о том, как Бог создал землю силой Своего Слова. Затем поразмышляйте о том, что Он желает, чтобы мы поддерживали Его детей, говоря слова ободрения, с любовью обличая и помогая. Насколько подобающе является для нас благословлять Бога и затем этими же устами проклинать Его народ?
Подумайте об этом. Хотите ли вы быть окружены такими людьми, которые утверждают, что они христиане, но плохо высказываются о людях? Пусть ваши слова ведут людей ко Христу. Используйте слова не только для того, чтобы выражать свою любовь к Богу, но и для благословения Его народа.
ДИСКУССИЯ
1. Как вы используете слова в своей повседневной жизни?
2. Как вы можете обличать человека с любовью, вместо того чтобы злословить ему?
Донетт Чамберс, Остин, Техас, США.
Исследование
Пс. 33:14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В молодости я услышала песню одного христианского автора, Стива Грина, в которой говорится: «Удерживай язык свой от зла… И уста свои от лжи. Удерживай язык свой от зла, удерживай язык свой!». Сейчас эта простая мелодия из детства приходит мне на ум в ситуациях, когда я подвергаюсь искушению быть втянутой в неприятности из-за своего языка. Урок этой недели напомнил нам, что язык обладает невероятной силой несмотря на то, что он мал. Являясь детьми Божьими, мы обязаны представлять Его во взаимодействии с окружающими нас людьми. Для нас весьма важно научиться обуздывать свой язык, чтобы быть истинными посланцами своего Короля.
ЗАДАНИЯ
Напишите письмо или позвоните другу, с которым у вас были разногласия. Используя добрые слова, постарайтесь исцелить вашу дружбу.
Анализируйте слова, которые вы используете для общения на работе или в кругу своих друзей. Составьте список способов изменения своих слов и действий таким образом, чтобы с их помощью можно было отражать Бога. Начните следовать этим изменениям.
Запомните отрывок из Писания, который напоминал бы вам о силе языка (очень много подобных отрывков в уроке этой недели). Всякий раз, когда вы искушаемы использовать язык во зло, повторяйте в памяти этот отрывок.
Молитесь об отношениях, которые были разрушены острым языком. Просите у Бога водительства, чтобы вы могли восстановить отношения согласно тому, что Он открывает вам.
Поставьте сценку или пародию, демонстрирующую важность контроля над словами. Исполните ее на субботней школе. Вы также можете записать сценку на видео и выложить в Интернет, чтобы остальные тоже смогли увидеть ее. (Убедитесь, что вы получили согласие всех участников видеоролика на размещение его в Интернете.)
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Мф. 12:33−37; Иак. 4; 1 Пет. 2.
Э. Уайт, Христианский дом, с. 434−443.
Элисон Соседа, Дэйтон, Огайо, США.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →