"Послани Иакова" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2014 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ IV квартал 2014 год (PDF, 1.1 MB)
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1, 2).
Вступление
Евр. 11:1, 12:2; Иак. 1:2−4
Вы когда-либо спрашивали себя, почему с детьми Божьими происходят определенные вещи? Не так давно наша семья столкнулась с трудной ситуацией, которая заставила нас задать этот самый вопрос. Единственное утешение − Господь не позволяет случаться тому, что может нас уничтожить. Теперь, когда обстоятельства подавляют меня и порождают сомнения, я прибегаю к Богу, прося у Него мудрости. И Его ответ всегда звучит так: «Это происходит для того, чтобы укрепить твою веру». Даже Иисус, наш величайший пример, пережил больше, чем любой из нас, — мучительную физическую смерть и жуткий страх, что Он навеки будет разделен со Своим Отцом.
Бог допускает испытания в нашей жизни для того, чтобы наша вера приобретала совершенство. Когда мы только начинаем следовать за Иисусом, обычно наша вера является верой от увиденного. Мы просим у Бога знамений, которые бы помогли нам. Позже Он учит нас более сильной вере, которая требует от нас верить в невидимое (Евр. 11:1). Возможно, мы пройдем через некоторые испытания, прежде чем достигнем такой веры. Должна признать, что время от времени я изо всех сил пытаюсь доверять Божьим обетованиям, когда уже не вижу другого выхода. Мне кажется, что в таких случаях очень трудно верить, что Господь исцелит, когда врачи уже ничего не могут сделать, что небесные двери отворятся, когда все земные двери уже заперты.
Сегодня нам необходимо, как бы ни было трудно, ободриться этой мыслью: «Господь совершенствует вашу веру»! Он хочет, чтобы вы достигли веры, заявляющей: «Я верю в Бога несмотря ни на что». Давайте пройдем каждый шаг веры, как Авраам, доверяя Божьему водительству. Давайте поверим Богу, как Иов, когда, потеряв все, мы будем уверены, что Он благословит нас в свое время. Давайте примем решение быть на стороне Бога, как трое храбрых еврейских юношей. Тогда и Он будет поддерживать нас во время испытаний. Но более всего давайте будем подобны Иисусу, Который, будучи Богом, переносил жизненные испытания, доверяя Божественному водительству Небесного Отца. Да, Господь будет совершенствовать нашу веру и даст нам радость, славу и вечную жизнь. Будем же тверды и мужественны, взирая на Иисуса, Начальника и Совершителя нашей веры!
Джанет Хенри, Бруклин, Нью-Йорк, США.
Свидетельство
Иак. 1:5−8
Много раз мы слышим, как люди говорят, что они верят в одно, в другое или во что-нибудь еще. Но, как вы думаете, кто из нас действительно понимает свойства веры и ее происхождение? Существует множество теорий того, как мы воспринимаем и обрабатываем информацию. В Иак. 1:6 говорится: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». Иногда мы о чем-либо просим Бога, но наши сердца и действия отображают нерешительность в то время, когда мы действительно должны довериться Божьему обетованию о том, что Он услышит и даст ответ на наши молитвы. Иисус сказал, вне зависимости от того, что мы просим в молитве, мы должны верить, что получим просимое (Мк. 11:24). Тем не менее сомнения препятствуют нашему следованию за Христом.
В Иак. 1:6−8 мы узнаем о последствиях, которые возникают в результате сомнений. «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих». Важно заметить, что без веры угодить Богу невозможно. Когда мы обращаемся к Богу в молитве, мы должны верить в Него и верить, что Он вознаградит тех, кто с усердием ищет Его. Сомнения мешают нам получить те благословения, которые Бог приготовил нам, и мы разочаровываемся.
Тем не менее из-за нашей греховной природы мы часто сомневаемся в Боге. Мы просим Его водительства в принятии таких решений, как профессиональное самоопределение, трудоустройство или даже выбор спутника жизни, но нам не становится легче, поскольку мы не знаем, как Он ответит, и ответит ли вообще.
Как преодолеть эти сомнения? В первую очередь мы должны изучать Слово Божье, чтобы знать Его обетования. Знания необходимы для того, чтобы мы могли адекватно оценивать предоставляемую информацию, касающуюся определенных ситуаций. Недостаток знаний может привести нас к неуверенности. Итак, знание и доверие Слову Божьему, которое есть истина, укрепляет веру и помогает преодолеть все возникающие сомнения.
ДИСКУССИЯ
Какие еще существуют способы преодоления сомнений?
Жизнь часто сокрушает нас, как океанские волны, разбивающиеся о берег. Проблемы и испытания продолжают расти, постоянно сталкиваясь с нашей верой и решимостью. Именно в такие моменты сатана наносит удар по нашим убеждениям. Вскоре семена сомнений прорастают, и мы начинаем задавать Богу вопросы.
Давайте посмотрим на процесс огранки алмаза. Когда его впервые обнаруживают в земле, на большой глубине, он похож на темный зеленоватый камень. Для того, чтобы он засиял, заблестел, он должен пройти несколько этапов очистки. Сначала составляют план того, как лучше распилить алмаз. После того, как обозначены линии, алмаз распиливают с помощью молотка и тончайшего лезвия, лазера или циркулярной пилы. Процесс распилки алмаза является самой сложной и самой важной частью создания прекрасного драгоценного камня.
Процесс роста во Христе немного похож на процесс превращения алмаза в прекрасный бриллиант. Несчастья и трудности наваливаются на нас тяжким грузом, угрожая сокрушить нашу веру, совсем как алмаз, окруженный грязным камнем. И так же, как алмаз проходит процесс очистки, так и дети Божьи должны пройти через испытания, для того чтобы их вера стала сильной. В 1 Петр. 1:6, 7 говорится об очищении веры посредством огня. Мы должны быть готовы пройти через испытания и Божью тренировку, если хотим, чтобы Его характер отобразился в нас. «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33: 20). Поэтому, как заявляет Иаков, мы должны радоваться в испытаниях.
Совершенная вера: непрестанная работа (Иак. 1:2–4, 12)
Благодарить Бога за проверки и испытания, казалось бы, не имеет никакого смысла. Поэтому давайте внимательнее рассмотрим этот аспект. Благодарение за испытания помогает нам мыслить понятиями не «здесь и сейчас», видеть все в перспективе. Когда происходит несчастье, благодарение помогает нам быть стойкими, так как мы знаем, что Бог сделает все наилучшим образом.
Как христиане мы должны быть готовыми к проверке. В то время как Бог испытывает нас, чтобы выявить наши лучшие стороны, сатана искушает нас, чтобы выявить худшие. Божьи испытания и искушения сатаны помогают нам развивать терпение и стойкость, которые помогают нам укрепить веру. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).
Вера, испытания и терпение всегда должны быть частью христианской жизни. Бог желает, чтобы мы возрастали в вере, чтобы быть готовыми к возвращению Христа. Именно с этой целью Иаков написал свое послание. Поэтому давайте не будем пытаться избегать испытаний, вместо этого давайте встретим их с терпением и стойкостью.
В Флп. 4:6, апостол Павел призывает нас не заботиться ни о чем, но в прошении открывать свои желания перед Богом. Иаков говорит, что, если мы просим у Бога мудрости, Он даст нам ее. Мы не должны просить у Бога того, что Он желает нам дать, а затем сомневаться, даст ли Он нам просимое. Когда мы поступаем так, Иаков говорит, что мы похожи на морскую волну, развеваемую ветром. Мы должны открывать свои желания пред Богом с верой, так как без веры угодить Богу невозможно.
Мудрый христианин − это тот, который рассматривает жизнь в свете Божьего откровения (т.е. Его написанного Слова).
«Если мы не понимаем Божий взгляд на нашу жизнь, Иаков настаивает на том, чтобы мы продолжали задавать Ему вопросы, с целью понять Его точку зрения. Неразумный христианин, который неоднократно просит Бога открыть его глаза и сердце, может рассчитывать на предоставление своей просьбы еще и еще раз. Он будет давать мудрость свободно и милостиво, так часто, как возникает в ней нужда, то есть способность видеть, насколько важно проходить через испытания и оставаться стойким».
Помоги нашему неверию (Иак. 1:6–8)
Вера — это крылья, на которых наши молитвы возносятся к Богу. Молитвы не достигнут Бога, если они омрачены сомнением, неверием и нерешительностью. Иаков пишет, что человек, чьи просьбы затуманены сомнением, не должен ожидать Божьего ответа. Апостол описывает этого человека как двоедушного и непостоянного во всех сферах жизни.
Если вам иной раз не хватает веры, молитесь, как молился отчаявшийся отец, просивший об исцелении сына: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Вера — это процесс. Он не всегда оказывается легким, но с молитвой в сердце мы можем быть уверены, что «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). В Нем наша вера становится совершенной.
ДИСКУССИЯ
1. Почему вера является неотъемлемой частью молитвы?
2. Каким образом испытания формируют наш характер и веру?
3. Какие шаги вы можете предпринять для совершенствования веры?
Лорел Бэклс, Маракас-Вэлли, Тринидад и Тобаго.
Доказательство
Иак. 1:2−4
«Могут начаться испытания и искушения, но Божье дитя, будь то служитель или рядовой член церкви, знает, что Иисус является его помощником. И если сами по себе мы слабы и беспомощны, все силы небес находятся в распоряжении Божьего дитяти. Даже силы преисподней не в состоянии сбить его с праведного пути, если он крепко держится за Господа посредством живой веры. Искушение не является грехом; грех — поддаться искушению. Апостол Иаков говорит: “C великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытания вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка”. Бог допускает в нашей жизни такие обстоятельства, которые проверяют нас, преумножают любовь и совершенствуют нашу уверенность в Нем. Через самоотречение и страдание со Христом мы возрастаем в благодати и истине. Придут испытания, но они будут свидетельством того, что мы являемся детьми Божьими. Апостол Павел прошел через большие испытания, но он не отчаивался, как если бы его Небесный Отец был мертв. В скорби он радовался, поскольку через участие в страданиях Христа желал быть подобным Его образу. Этот герой веры говорит о себе: „Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен” (2 Кор. 12:10)».
«Искушения сатаны многообразны, но неверие и нетерпение — это те, на которые мы должны обратить особое внимание (Иак. 1:3). Если мы не научимся терпению, то никогда не достигнем состояния совершенства. У некоторых из нас вспыльчивый характер, и, как правило, мы мыслим и действуем молниеносно, но пусть никто не думает, что он не сможет научиться быть терпеливым. Терпение подобно растению, которое будет быстро расти, если за ним хорошо ухаживать. Тщательно изучив себя, а затем, сочетая Божью благодать и свою решимость, мы можем быть победителями, становясь совершенными во всем, чего ни пожелаем».
ДИСКУССИЯ
1. Подумайте о тех обстоятельствах вашей жизни, в которых проверялась ваша вера. Как, с вашей точки зрения, Бог использовал их для укрепления доверия и любви к Нему?
2. Как вы думаете, почему настолько важно развивать в себе терпение?
Тина Акуино, Рапид-Сити, Вирджиния, США.
Применение
Иак. 1:2−4; 1 Ин. 5:4
Привлекательность и желание, встречаясь, порождают потребность немедленного удовлетворения. К сожалению, это искушение предлагает лишь краткосрочное удовольствие, не стоящее последствий. Вы испытываете искушение. Но радуйтесь! Имеет значение лишь то, как вы реагируете на искушение. Если вы поддадитесь ему, вы потерпите поражение, но «если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2:1). Мы должны позволить Христу омыть наши грехи Своей кровью. Таким образом мы получим прощение. Если в нас есть вера, посредством которой Христос сможет удержать нас от падения, тогда мы сможем преодолеть грех. Эта постоянная битва может стать утомительной, но мы должны быть терпеливыми, веруя, что сможем преодолеть искушения этого мира.
Если мы останемся верными, однажды наше терпение будет вознаграждено. Осуществится то, чего мы так терпеливо ожидали, − день пришествия Христа, в который мы станем подобными Ему. Наша вера и желание увидеть Его помогает нам быть верными и терпеливыми. Когда работа терпения будет завершена в нас, мы станем совершенными (1 Ин. 3:2, 3). Давайте помнить следующее.
Ваша вера важна! Вера — это не просто абстрактный термин, широко используемый среди христиан. Мы верим, что Бог действительно совершит то, что обещал. Наши отношения с Богом должны начаться с веры и закончиться совершенством. Позвольте этой работе начаться прямо сейчас!
Бог терпелив! Давайте рассмотрим факт сотворения Богом людей и этого мира. Тысячи лет Он терпеливо ожидал, чтобы уничтожить грех, дабы мы стали подобны Ему (Иак. 5:7). Зная это, мы также должны быть терпеливыми. Бог делает все, что в Его власти, чтобы помочь нам достичь того совершенства, которое Он желает в нас видеть.
Вы в отчаянии? Молитесь! Когда мы сталкиваемся с искушением, мы должны непрестанно обращаться к Богу в молитве. Направьте на Него ваш разум и взоры, и тогда вы сможете преодолеть всё (Иак. 5:13).
ДИСКУССИЯ
1. Бог сказал нам, что Он преодолеет все искушения этого мира. Как вы думаете, почему христианам так трудно в это поверить?
2. Как вы думаете, искушения и испытания укрепляют наши отношения с Богом или разрушают их? Почему?
Николь Рочестер, Роуздейл, Нью-Йорк, США.
Мнение
Иов 23:10; Иак. 1:2−4
Понятие «кислотный тест» относится к серии испытаний, которые были выполнены в конце XVIII века. Эти тесты основывались на способности азотной кислоты растворять металлы, плотность которых была меньше плотности золота. Золотоискатели и торговцы использовали этот метод для отделения золота от примеси других металлов. Чтобы подтвердить подлинность золота, проводился «кислотный тест». Испытуемый образец использовался для обозначения пробирного камня, и степень, до которой он растворялся, попадая в кислоту, определяла, был этот сплав золотом.
Испытания и искушения в земной жизни христианина подобны «кислотному тесту». Золото, обогащенное нашей верой в Бога, является бесценной наградой христианского характера. Помните, что Бог более заинтересован в изменении нашего характера, чем в изменении наших жизненных ситуаций. Как ни парадоксально, но именно обстоятельства, которые порождают в нас сомнение и борьбу, являются той силой, которая делает нас ближе к Господу. Логически это не имеет никакого смысла. Как может боль, разочарование, гнев и уныние сделать наши отношения с Иисусом более близкими? Как мы можем, подобно Иову, спокойно заявить: «Но Он знает путь мой: пусть испытает меня − выйду, как золото» (Иов 23:10)?
Одним из даров, которыми Бог наделил человечество, является мудрость. В Библии сказано, что, если мы попросим у Бога мудрости, Он с щедростью даст нам ее. Мудрость расширяет наше сознание до уровня логического рассуждения. С вершины этого понимания теперь мы можем согласиться с Иовом, сказавшим, что хотя «Он убивает меня, но я буду надеяться» на Него (Иов 13:15). Мудрость помогает нам взглянуть на все проверки и испытания с точки зрения Бога. Если мы не в состоянии понять роль страдания в отношении формирования нашего характера, мы не сможем извлечь пользу из самой ситуации, готовящей нас к небесам. Бог «знает, что путь к небесам — это также путь к небесному образу мышления, как и к месту расположения, это больше процесс, чем место, это больше приобретение опыта, чем достижение намеченной цели». Небо вознаграждает тех, кто все терпеливо переносит. Так и мы, проходя «кислотный тест» жизни, давайте помнить, что, хотя мы можем и обжечься, но не сгорим. Напротив, станем чисты, как золото.
ДИСКУССИЯ
Подумайте об испытании, которое вы переживаете в данный момент. Как Бог может использовать этот опыт, чтобы сделать вас подобными Христу?
Моник Браун, Детройт, Мичиган, США.
Исследование
1 Петр. 1:6, 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вера. Сомнение. Испытания. Доверие. Казалось бы, эти понятия по своей сути противоположны друг другу, тем не менее они неразрывно связаны. Поняв, что мы сомневаемся, мы должны позволить Богу взять все в Свои руки. Испытания побуждают нас довериться Богу, призывая всецело положиться на Него, когда кажется, что все складывается не лучшим образом. Мы должны непрерывно поддерживать отношения с Ним. В любви Христовой, взирая на Того, Кто сумел преодолеть худшие испытания этого мира, ранние христиане были в состоянии мужественно устоять в переломный момент. Доверившись Богу, они верили, что испытания совершенствуют их характер, и знали, что с Божьей силой они также «одержат победу над этим миром».
ЗАДАНИЯ
Поразмышляйте о тех периодах вашей жизни, когда проблемы и боль настолько довлели над вами, что единственным выходом было полное доверие Богу.
Напишите собственный парафраз на Евр.11, заменив имена действующих лиц на имена тех людей, которые, на ваш взгляд, проявили истинную веру.
Молитесь о тех проблемах вашей жизни, которые выглядят угрожающе, просите у Бога терпения и стойкости.
Обсудите значение и природу веры с вашим другом.
Поразмышляйте над теми ситуациями, в которых вы видели, как Бог ведет вас.
Спойте ободряющую песню/псалом.
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Pedrito Maynard-Reid, The Abundant Life Bible Amplifier: James, chap. 1.
Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 518.
Philip Yancey, Disappointment with God: Three Questions No One Asks Aloud.
Томпол Уилер, Нэшвилл, Теннесси, США.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →