Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ III квартал 2014 год (PDF, 1 MB)
Важно понимать цель Божьего закона. Большинство из нас подчиняется законам всю свою жизнь, начиная с рождения, — дома, в школе и на рабочем месте. Некоторые из них кажутся ненужными или жестокими, а современный взгляд на законы говорит, что они подавляют индивидуальность личности. Находя Бога, мы узнаем, что должны соблюдать Десять заповедей. Как последователи Христа мы сталкиваемся с противоречием, потому что Он обещает нам вечную свободу, а какая может быть свобода с законами? Я часто задавал себе эти вопросы. И задавал их еще чаще, когда пытался соблюдать заповеди. Сатане нравится, когда мы считаем Божий закон бременем, чем-то, что невозможно исполнить. Но подумайте, Бог есть любовь, и Он желает, чтобы мы всю вечность провели с Ним. Его слова представляют собой Его характер. Его закон есть Его слово — Его любовь, которая помогает нам на Божьем пути.
Иногда сложно понять, как законы защищают нас от зла и от самих себя. Например, мальчик идет в школу и по пути решает, что он туда идти не хочет. Само по себе это может показаться безобидной вещью, но этот ребенок не понимает, что, если он прогуляет урок, он окажется в мире, о котором мало что знает. В стенах школы он находится в безопасности, защищенный от угроз и неприятностей, которые могут с ним приключиться на улице.
Как родители знают, что будет лучше для их детей, так и наш Небесный Отец знает, что лучше для нас. Его закон не помеха, он не мешает нам радоваться жизни. Напротив, Его закон сближает нас с Ним и защищает от зла.
На этой неделе мы подробнее рассмотрим, как Божий, любящий, совершенный закон можно применять к нашему характеру.
Рафаэль Чишолм, Лидс, Великобритания
Доказательства
Исх. 19:10–25
Ожидание было долгим. Среди ждущих людей росло напряжение. Моисей недавно передал данные ему наставления: «Пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (см. Исх. 19:10, 11).
Так в действительности и произошло. На третий день с самого раннего утра взгляды людей были прикованы к горе Синай. С неба они слышали глас грядущего Царя, звучащий, как трубы. Громко и долго звучал голос под небесами, сопровождаемый громом, молниями и снизошедшим облаком дыма и огня. Это событие было величественным и страшным.
Когда облако опустилось на гору Синай, был слышен голос Божий: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2). Бог произнес Десять заповедей перед всем народом израильским (см. Исх. 20).
Но Божий закон был озвучен там не впервые. Грех — есть нарушение закона (1 Ин. 3:4). Адам не мог согрешить, если бы не было закона. Таким образом, мы можем с уверенностью заявлять, что Бог дал Свои заповеди всем, потому что через Адама было сотворено все человечество. И так как грех пребывает в мире со времен Адама, то закон не мог появиться позже.
В Быт. 26:4 и 5 мы видим, что Бог возвещает Аврааму Благую весть, потому что он был послушен Божьим повелениям и законам. И в Исх. 16:22–26, еще до того, как Бог дал евреям Десять заповедей, мы читаем о соблюдении субботы.
Сегодня мы не можем увидеть или прикоснуться к первоначальным Десяти заповедям, но, исходя из того, что мы узнаем о них в Библии, мы становимся свидетелями Божьей неизменной и вечной любви в Его законе.
Дискуссия
Можете ли вы, не соблюдая Десять заповедей, говорить о том, что вы нравственная личность? Почему да или почему нет?
Пол Мунро, Вулвергемптон, Великобритания
Слово
Мф. 5:17–19, 27; Ин. 14:15; Рим. 3:20, 31
Так же, как Web 2.0 изменил общество посредством появления социальных сетей, глобальных средств коммуникации, блогов и Википедии, учение Иисуса о законе стало началом нового понимания и глубокого переосмысления Божьего закона. Для иудеев закон превратился в унылое бремя. Однако Иисус дал ему жизнь и новое значение. Давайте будем называть учение Иисуса Законом версии 2.0.
Закон 2.0 не противоречит Закону (Мф. 5:17–19)
Иисус не пришел нарушить закон или писания пророков. Он пришел исполнить их. Слово «нарушить» является переводом греческого kataluo, которое означает «ослабить» или «аннулировать». Иисус не пришел «ослабить» закон, противостоять ему, умалить или отодвинуть его на второй план. Он пришел превознести его и открыть, что изначально подразумевал в нем Бог. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса были исполнением Божьего закона. Он жил им, верно его истолковывал и исполнил некоторые из его предсказаний. Помните, что когда Библия говорит о законе, то речь идет не только о Десяти заповедях, но также и о других наставлениях и повелениях.
Закон 2.0 — выражение любви (Ин. 14:15)
Иисус прямо сказал ученикам, что их любовь к Нему выражается в соблюдении Его заповедей. Согласно С. К. Баррету, «Иоанн никогда не позволял любви превратиться в чувство или эмоцию. Ее выражение всегда нравственно и выражается в послушании». В Законе 2.0 Иисус представляет Божий закон и любовь не как противоположные стороны спектра, несвязанные и противостоящие одно другому, но как одно проистекающее из другого. Любовь к Богу выражается в соблюдении Божьего закона. Любящий Бога живет по Его закону.
Закон 2.0 достигает самой сути вещей (Мф. 5:27)
Иисус предупреждает нас, что закон не только говорит о том, что вы делаете, но и о том, кто вы есть. В Мф. 5:27, 28 Иисус открывает, что вы не должны вступать в недозволенную половую связь, чтобы не быть прелюбодеем. А чтобы не стать блудодеем, не занимайтесь добрачным сексом. Ваши мысли являются индикатором того, каким человеком вы являетесь. Божий закон проливает свет на дела человека, его мысли и мотивы. В 1 Ин. 3:15 мы с потрясением узнаем, что «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Многие из нас должны признаться в том, что они убийцы, хотя они никогда никого не убивали. Закон 2.0 ведет нас к тому, чтобы мы стали задавать вопросы об истинной природе наших отношений с людьми. Иисус открывает наши глаза, и мы видим головокружительную высоту Божественности, которую можно получить только через Его Духа.
Закон 2.0 укрепляется верой (Рим. 3:31)
Есть искушение считать, что акцент Иисуса на вере (вере в Бога) умаляет важность закона. Павел задает вопрос: «Итак, мы уничтожаем закон верою?» (Рим. 3:31). Если вера является главной в христианской жизни, умаляем ли мы закон? Павел категорически утверждает — нет! Вера делает закон сильнее, потому что, когда у нас есть вера в Бога, мы желаем делать то, что Он повелел. Мы хотим соблюдать закон, потому что верим в Бога.
Закон 2.0 не может спасти (Рим. 3:20)
Божий закон не может нас спасти. Есть только один Спаситель — Иисус Христос. Павел не оставляет сомнений. «Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим. 3:30). Иисус учит нас возвышать и соблюдать закон, но мы не должны обманываться, веря, что его соблюдение может нас спасти. Мы знаем, что клик мышки не создает дружбы и переписка по сотовому телефону — это не настоящее общение. «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24). Закон 2.0 указывает нам на Иисуса, Божьего Сына. Бог спасает вас по Своей благодати, когда вы верите в Иисуса. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8–10).
Дискуссия
1. Какие у вас появляются чувства, когда кто-то говорит о Божьем законе? Интерес, любопытство, раздражение, скука?
2. Как изменилась бы ваша жизнь, если бы ваша любовь к Богу выражалась в простом послушании Его Слову?
3. Вы получаете спасение верой или делами? Поясните.
Стив Мерфи, Мэриленд, США
Свидетельство
Иак. 1:22–25
Обычаи и привычки, нормы и правила, уставы и подзаконные акты, первичное и вторичное законодательство — все это указывает на то, каким образом осуществляется управление в стране. Вопрос заключается в следующем: в чем основная суть закона? Юридический словарь Блэка определяет это, как «то, что установлено, предписано или учреждено… Закон, в своем общем смысле, является совокупностью правил действия или поведения, предписанных контролирующим органом и имеющих обязательную юридическую силу… То, что должно соблюдаться гражданами при условии санкций или правовых последствий, есть закон… Закон есть торжественное выражение воли верховной власти государства».
Как в таком случае выражается воля Верховной власти во Вселенной? «Воля Божья выражена в заповедях Его святого закона, а принципы этого закона являются принципами неба». «Принципы Десяти заповедей существовали до грехопадения и подчинялись святому порядку вещей». «Даже ангелы им подчинялись». На самом деле «Адам и Ева после творения знали Божий закон. Он был написан на их сердцах».
Но когда грех вошел в мир, человеческое представление Божьего закона мгновенно извратилось, а люди стали «изменять» зеркало, чтобы оно им подходило. Было похоже, что они смотрят в «кривое зеркало», изменяющее их вид и Божий закон, истинное представление которого в них так никогда и не отображавшееся. Но когда на сцене появился Иисус, Филипп воскликнул: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1:45). Иисус пришел и «жил согласно закону перед лицом неба, перед лицом всех непадших миров и перед лицом всех грешных людей». Иисус исполнил закон, каждый день подчиняясь Божьей воле в словах и добрых делах. «Божий закон не нечто новое. Это не созданная святость, но святость, о которой стало известно».
Джозеф Хиггинс, Вулвергемтон, Великобритания
Практика
Мф. 7:12
Есть такой старый вопрос: «Если ты хорошо что-то знаешь, можешь ли ты это применить на практике?» В действительности есть только один человек, который смог до конца довести практическую часть. Этим человеком был Иисус. Библия показывает нам, как Он говорил о законе и применял его на практике. А как можем это сделать мы? Вот несколько подсказок.
Слушайтесь Бога. «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). О Христе Павел написал, что Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Делать то, что хочет Бог, а не мы, есть часть практического пути послушания.
Поступайте с другими так, как хотите, чтобы они поступали с вами. Жизнь Иисуса стала исполнением закона и пророков (Мф. 5:17). Все, что было сказано в законе и пророках, Он исполнил. Таким образом, Он мог сказать людям (и нам) в Нагорной проповеди: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Так, послушание на практике состоит в том, чтобы поступать с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами. И Петр, подводя итог, говорит об Иисусе, Который «ходил, совершая добрые дела» (Деян. 10:38; МБО).
Получите силу для послушания. «Бог был с Ним (с Иисусом)» (Деян. 10:38). Этот текст дает нам подсказку о том, откуда Иисус получал силу для послушания. В Ин. 14:10 Он объясняет, что Отец, живущий в Нем, творит дела. Мы получаем силу для послушания таким же образом. Если бы мы только попросили, Иисус и Отец были бы с нами Духом Святым (Мф. 28:20; Ин. 14:16–18, 23). Они будут пребывать в нас, «направляя и вашу волю, и поступки для Своих благих целей» (Флп. 2:13; Радостная весть). От нас зависит, позволим ли мы им это сделать. Пребывая в Нем, мы будем не только говорить, но и применять на практике, как это делал Он (1 Ин. 2:6).
Дискуссия
1. Что давало Иисусу силу подчинять Свою волю воле Отца?
2. В вашей ли силе поступать с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами? Поясните ваш ответ.
Адам Хазел, Вулвергемптон, Великобритания
Мнение
Втор. 11:1
Божий закон дает нам представление о Законадателе, Его характере и Его взгляде на нас, соблюдающих закон. Это представление показывает нам, как жить на земле и готовиться к небу.
Бог любит нас любовью, превосходящей самое немыслимое наше воображение, и Его любовь безусловна. Он не ожидает, что мы примем предложение и, подобно роботам, будем послушны Его законам из долга или по обязанности. Он желает, чтобы у нас было новое сердце и разум, чтобы мы помнили, что мы временные граждане на земле и имеем вечное гражданство на небе.
Развитие нового сердца и ума занимает время. И это не сделает нас популярными. Однако размышления о земной жизни Иисуса дают нам об этом представление. Иисус оживил закон. Он дал нам совершенный пример того, как жить, поступать по отношению к людям, как любить Бога настолько безусловно, насколько это возможно. Самое лучшее в Иисусе заключается в том, что Он знает, что мы будем претерпевать страдания. Поэтому Он показывает нам, как их побеждать, когда они появляются. Мы должны желать верности, даже до смерти. Это еще один пример, который нам дал Иисус (Флп. 2:8).
Когда мы будем развивать отношения с Иисусом, мы придем к понимаю Божьего характера. Десять заповедей показывают нам, как отражать Его характер в своей жизни. Когда мы фокусируемся только на Нем и исследуем жизнь Христа на земле, мы будем желать изменяться и откликаться на Его просьбы. Иисус умер за нас, чтобы мы могли получить вечную жизнь. В Божьи планы никогда не входило, чтобы мы жили в таком мире. Он отдал Своего Сына, а Его Сын отдал Свою жизнь, чтобы мы могли жить на обновленной земле.
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14). Божьи заповеди представлены от начала до конца Библии. Он действительно желает, чтобы мы были Ему верны, как и Он безгранично верен нам. Десять заповедей показывают, что все согрешили и нуждаются в Божьей благодати и милости. Они указывают нам на Божий план спасения и Его желание, чтобы мы все были спасены.
Дискуссия
1. Как мы представляем Божий закон, когда благовествуем неверующим? Как мы относимся к идее, что закон в XXI веке не нужен?
2. Как, будучи церковью, мы живем по закону подобно Иисусу? Видят ли окружающие любовь в действии?
Донна Палмер, Вулвергемптон, Великобритания
Исследование
Пс. 18:8–15
Заключение
Адаму и Еве не нужен был написанный Божий закон, потому что они знали, как жить, познавая Божий характер, общаясь с Ним. К сожалению, соблазн узнать больше привел их к падению. С умножением греха Богу понадобилось дать Своему народу каменные скрижали, на которых закон был написан Его рукой. Если они будут соблюдать Его закон, Он будет их защищать от зла и приближать к Себе. Совершенное соблюдение Божьего закона никогда нас не спасет, но Его закон открывает Его исполненные любви желания о нас.
Задания
Нарисуйте на большом листе бумаги то, как, по-вашему, должны были выглядеть каменные скрижали Десяти заповедей.
Проверьте, насколько хорошо вы знаете Десять заповедей. Напишите каждую на листе картона и разложите в правильном порядке.
Отправьте этот урок по электронной почте другу с припиской о том, насколько важны для вас Божьи заповеди. Его можно найти онлайн на сайте www.adventist.ru/sabbath-school-lessons
Сделайте видео, где будет проиллюстрирована важность всех Десяти заповедей и всей Библии.
Распределите Десять заповедей по различным категориям, которые придумаете. Сравните эти категории и найдите отличия.
Перескажите Десять заповедей в том виде, который имеет для вас большее значение.
Придумайте настольную игру или напишите песню, которую можно использовать в качестве вспомогательного средства для изучения Десяти заповедей.
Для изучения
Э. Уайт. Патриархи и пророки, гл. 27, 29.
Danny Shelton and Shelley Quinn, Ten Commandments Twice Removed;
Дэбби Баттин Сассер, Френдсвуд, Техас, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →