"Христос и Его закон" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2014 года
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.
CШ II квартал 2014 год (PDF, 5.1 MB)
«Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).
Вступление
Ин. 15:10; Деян. 10:34, 35; Рим. 6:23
Когда Христос возгласил со креста «Совершилось», значило ли это «Я умираю»? Сказал ли Он этим, что закон теперь отменен и его место заняла благодать? Или Он сказал, что с грехом приходит закон, что за грех есть наказание, а Евангелие открыто для каждого верующего в Него и Его принимающего? Любовь заставила Его висеть между небом и землей, пережив самый унизительный вид казни. Тот, Кто не знал греха, стал грехом за нас (2 Кор. 5:21).
Желание Христа идти Своим путем и доносить Евангелие даже до тех людей, которых считали изгоями, показано в Его встрече с самаритянкой у колодца Иакова (Ин. 4:1, 2). Если бы Иисус был послушен традициям, царившим в те дни, то эта женщина никогда бы не получила обличения во грехе, а люди, которых она позвала прийти и посмотреть на этого Человека (ст. 29), никогда бы не узнали, что этот Человек в самом деле Спаситель мира (ст. 42). Отец хочет, чтобы мы понимали Евангелие, потому что хотя «грехи ваши как багряное, — как снег убелю» (Ис. 1:18).
Когда фарисеи и книжники привели ко Христу женщину, пойманную в прелюбодеянии, Он стал писать на земле и предложил тому, кто не имеет греха, бросить на нее камень первым (Ин. 8:7). Толпа быстро разошлась, осталась одна женщина, покрытая позором, знающая, что по иудейским законам она обречена. Но Иисус предложил ей идти и больше не грешить (Ин. 8:10, 11). За непослушанием Божьим принципам, или законам страны, или нормам поведения всегда следует наказание. Незнание закона не умаляет ответственности. Но Христос Своей смертью приготовил для нас прощение и освобождение.
Христос всегда проявлял благость и милость ко всем грешникам во все века (Рим. 3:23). Его смерть дает нам жизнь с избытком (Ин. 10:10). Каждый человек ценен для Иисуса. Он желает простить всех, не глядя на то, кто эти люди.
На этой неделе, когда мы будем взирать на Христа, закон и Евангелие, давайте поразмышляем о Его жертве за наши грехи, о законе, который Он пришел явить, и Евангелии, которое несет нам спасение.
Карл Генри, Атланта, Джорджия, США
Слово
Рим. 7:7–25
«Закон — грех»? (Рим. 7:7)
Христианство имеет долгую историю взаимоотношений с антиномизмом. Антиномизм ссылается на «толкования святого Павла и считает, что его отношение к иудейскому закону отрицало все формы закона». Такое толкование посланий Павла стало популярным во время протестантской реформации. Некоторые считали лютеровское богословие оправдания по вере оправданием несоблюдения закона. Многие гордятся тем, что свое пренебрежение законом они якобы подкрепляют мнением одного из ярчайших богословов в истории церкви. Но проблема такого подхода заключается в том, что сам Лютер был против такого отношения к закону. Он написал целый трактат, опровергая мнение о том, что нравственный закон больше христианам не нужен. Он назвал его «Против антиномиан».
«Никак» (Рим. 7:7)
Более внимательное прочтение посланий Павла показывает, что Евангелие не лишает закон силы. В Рим. 7:7 он пишет, что мы «никак» не можем сказать, что грех от закона. Он идет дальше, когда описывает духовную борьбу, которую переживает сам. Что он хочет делать — он не делает. А делает то, что нельзя, хотя знает, что этого делать нельзя. Павел описывает реальное состояние зрелого христианина. Он понимает, что во Христе мы одержали победу в войне. Но до тех пор, пока Он не вернется, мы все еще должны сражаться в духовных битвах.
Павел увещевает членов церкви в Галатии жить под руководством Святого Духа, а не желаний плоти (Гал. 5:16–21). Он напоминает, чтобы мы не позволяли нашей плоти управлять нашими мыслями и делами. Апостол дает подобный совет в 2 Тим. 3:1–5. Он описывает, каким будет в последние дни мир. И он предупреждает, что «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (ст. 2). Пятый текст ключевой. В нем он предостерегает Тимофея держаться подальше от таких людей, имеющих вид благочестия, но отрекшихся его силы. Он говорит о людях из церкви! Часто мы считаем, что моральные наставления нужны только людям из мира. Но в Послании к римлянам, Послании к галатам и во Втором послании к Тимофею Павел пишет, обращаясь к членам церкви.
Подошла наша очередь (Рим. 6:12)
Что нам делать с моральными наставлениями, которые написал Павел ранним христианам? Нам нужно понимать, что если ты новорожденный христианин, то это не делает тебя автоматически совершенным. Христос распял плоть (Рим. 6:6), но Он не лишил нас права выбора. Так, Павел пишет: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6:12). Мы хотим воскреснуть при возвращении Христа. Но если мы не будем внимательными, то переживем сильнейшее разочарование.
Другое популярное мнение состоит в том, что Христос пришел отменить закон, потому что тот был суровым. Но Христос провозгласил, что закон вечен. Он пришел не отменить закон, но исполнить его (Мф. 5:17, 18). Христос положительно говорит о законе. Некоторые люди, с другой стороны, имеют странную реакцию, когда слышат слова закон или заповедь. Возможно, будет полезно заметить, что словом «заповедь» переводится еврейское слово «мицва». Чтобы исполнить мицву, нужно сделать доброе дело. Когда я решаю помочь другу с уроками, я совершаю мицву. «Слово „мицва“ всегда использовалось в положительном смысле, что предполагает, что исполнение Божьей просьбы является радостью и духовной возможностью, а не бременем».
Во-вторых, верно, что Христос совершенно исполнил закон. Но есть и другой смысл. Когда раввин неверно истолковывал Тору, говорили, что он ее отменил или аннулировал. Так, Тору отменяло его неправильное толкование написанного. Когда Христос говорил «отменить» и «исполнить», то использовал еврейскую идиому, которая означала, что Он пришел пояснить значение закона и рассказать, какую жизнь хочет видеть Бог. Поэтому каждый день мы должны проводить, уделяя время Христу. Он откроет нам, как лучше исполнять глубокие принципы закона.
Вернуться на верный путь (Рим. 7:24, 25)
И последнее, не мешало бы помнить, что говорить против закона во имя Законодателя — это не совсем по-библейски. Фактически, когда человек ограничивает закон и Евангелие определенными условиями (an either-or contexy), создается ложная дилемма. Закон и Евангелие дополняют друг друга. Закон показывает нам те моменты, когда мы небрежны в отношениях с Богом. Евангелие указывает нам на Единственного, Кто может вернуть нас на верный путь (Рим. 7:24, 25). Более того, Христос учит нас жить в согласии с истинным значением закона. Благодарите Бога за Христа, за закон и Евангелие!
Дискуссия
Томас Пейн как-то написал: «Мало платим — мало ценим». Как эти слова помогают вам ценить неизменность закона и жертвы Христа?
Иногда условное мышление может быть полезным. Но оно может привести к игнорированию других важных мнений. Что еще в Библии можно лучше пояснить принципом дополнения одного другим, а не исключения?
Паула Оливьер, Мэплвуд, Нью-Джерси, США
Свидетельство
Ин. 15:10; Рим. 7:7–12
Евангелие помогает нам увидеть крест Христа, благую весть о нашем освобождении от греха и обещание жизни со Христом в Новом Иерусалиме.
«Благая весть Евангелия — это не позволение человеку продолжать восстание против Бога, нарушая Его праведный и святой закон… Божьи требования благодати такие же, что Он дал в Едеме — совершенное послушание Его закону». «Ощущение греховности, порождаемое законом, приводит грешника к Спасителю». «Когда вы будете смотреть в великое моральное зеркало Господа — Его святой закон, Его мерило характера, ни на мгновение не допускайте мысли о том, что оно может вас очистить. В законе нет спасающих качеств». «Закон не имеет силы прощать законопреступника. Его предназначение — указывать на его пороки, чтобы он мог осознать свою нужду в Том, Кто может спасать, Кто станет его заместительной жертвой, его поручителем, его праведностью». «Закон есть истолкование и отражение Божьего характера и воли. Падший человек не может удовлетворить требования закона». «Но Христос занял место человека и удовлетворил требования правосудия». «Все, что сделал и перенес Христос, вменяется верующему… Поэтому он больше не связан обязательствами долга перед требованиями закона, потому что он представлен как не имеющий греха и находящийся в полной гармонии с законом».
«Жертва Христа как искупление за грех — это величайшая истина, вокруг которой группируются все остальные истины. Чтобы правильно понять и должным образом оценить каждую истину Слова Божьего, начиная от книги Бытие до Откровения, ее следует изучать в свете, исходящем от Голгофского креста, в неразрывной связи с дивной центральной истиной о совершённом Спасителем искуплении… Я представляю вам величественный памятник милости и возрождения, спасения и искупления — Сына Божьего, вознесенного на Голгофском кресте».
Марк Генри, Филлипсбург, Нью-Джерси, США
Доказательства
Ин. 1:17; Рим. 6:23; 7:7–12
Принципы Божьего закона воплощены в Десяти заповедях, которые Он дал Моисею на Синае. Павел отмечает, что он не знал бы греха, если бы не закон (Рим. 7:7). Так, закон указывает на наши недостатки и неудачи, одним словом, на грех. Мы осуждены на смерть (Рим. 6:23). Однако Бог в Своем прощении предлагает нам вечную жизнь.
В Ветхом Завете слово закон является синонимом еврейской Торы, что означает «наставления». Так, закон — это то, что предлагает авторитетные наставления. В Новом Завете используется греческое слово номос, означающее «то, что предписано», «закон» или «правило, управляющее чьими-то действиями». Закон был дан не только Израилю, но всему человечеству. Его принципы дают наставление в том, как мы должны относиться не только к Богу, но и друг к другу.
Во Втор. 30:15–20 Моисей побуждает евреев соблюдать заповеди и жить. «Эти предписания являются основой Божьего завета с Его народом и мерилом на Божьем суде. Посредством Духа Святого они указывают на грех и пробуждают чувство нужды в Спасителе. Спасение приходит только по благодати, а не по делам, но его плод — послушание заповедям. Это послушание вырабатывает христианский характер… Это свидетельство нашей любви к Господу и нашей заботы о ближнем. Послушание веры… укрепляет христианское свидетельство».
История Корнилия открывает, что Божий закон и благодать простираются на всех человеческих существ вне зависимости от их этнического происхождения, положения и статуса (Деян. 10:23–35). В проповеди на Марсовых холмах Павел отмечает, что Божья благодать дается всем людям безвозмездно (Деян. 17:26, 27). Он указывает на состояние всех человеческих существ в Послании к римлянам 7:24, 25. Хотя умом мы и понимаем, что хорошо и что надо делать, мы делаем то, что плохо, потому что плотская наша часть всегда имеет над нами большую власть. Но Павел восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха».
Дискуссия
Как принципы закона применимы лично к вам?
Кэрол Джой Фидер, Мандевилл, Ямайка
Практика
Мф. 5:17, 18; Рим. 7:12; Гал. 5:13
Во времена работорговли людей силой увозили из их страны, навязывали им другую жизнь, заставляли работать и содержали в нечеловеческих условиях. Некоторые люди понимали, что рабство — это преступление против человечества, и неусыпно трудились над тем, чтобы уничтожить его. Самые известные среди них — Томас Кларксон, Джон Ньютон, Уильям Уилберфорс, Джон Уэсли и Дэвид Ливингстон. Законы, разрешающие рабство, были сначала отменены в Англии и Британском содружестве наций (1807), а затем в Соединенных Штатах (1865).
Мы можем и не осознавать этого, но мы все рабы греха. Один Человек пришел, чтобы изменить эту ситуацию, и Ему все еще приходится иметь дело с огромным противостоянием. Самое большое противостояние исходит от сатаны, который, хотя и был сотворен совершенным (Иез. 28:15), есть отец лжи (Ин. 8:14; 1 Ин. 3:8), обманул треть ангелов небесных (Иуда 6) и Адама с Евой (Рим. 5:12; 1 Кор. 15:22). Но Бог, не желая, чтобы кто-то погиб, послал Своего единственного Сына, чтобы уничтожить рабство греха и избавить нас для вечной жизни (Ин. 3:16). Благодарите Бога за Христа, Крест и благодать.
Как мы можем помочь другим понять, что сделал Христос для нашего спасения?
Признайте свою греховность. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12:13), потому что «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23).
Исповедуйтесь в ваших грехах перед Богом и теми, против кого вы согрешили. Прочитайте Мф. 6:14, 15 и 1 Ин. 1:9.
Поощряйте людей узнавать о жертве Христа за наши грехи. Указывайте людям на Христа, Который есть путь (Ин. 14:6). Помните, что Бог послал Своего единственного Сына, чтобы закон в нас был исполнен (Ин. 3:16; Рим. 8:3, 4).
Рассуждайте о Божьем законе и его отношении к спасению. Поймите, что «благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8). И помните, что «спасение — это благодать, а не дела, но его плоды есть послушание заповедям».
Беверли Генри, Мандевилл, Ямайка
Мнение
Ин. 1:17; Рим. 7:12
Мне было сложно принять Божьи законы как священное обязательство «да не будет». Они звучали, как наказание. Теперь я воспринимаю «законы, данные Моисеем», как написанные для грешников, а не для безгрешных существ. Мое представление изменилось, когда я сравнил законы науки с Божьим законом. «Законы науки показывают суть явлений природы и представляются практически универсальной истиной… Законы отличаются от теорий тем, что они представляют не причинно-следственную систему взглядов, в которой описывается, почему серия наблюдений происходит с большой вероятностью, но они скорее являются простыми описаниями наблюдаемого явления… Например, закон гравитации говорит о притяжении двух объектов и величине этой силы, теория же гравитации объясняет существование этой силы». С помощью этого определения нерушимый закон управляет тем, как должны функционировать предметы, а закон Моисея указывает на закон, нарушение которого ведет к смерти. Это знание должно вести к раскаянию и принятию Божьего дара — жизни в Иисусе.
Пример нерушимого закона виден в Божьем отношении к падшему человечеству. Он почтил нас, назвав сынами (Иов 2:1); любит безусловно (Ин. 3:16); служит человечеству (Флп. 2:7); отдал Свою жизнь (Ин. 10:10); Он заслуживает доверия и праведен (2 Цар. 22:31); Он дает нам все (Пс. 23:1). Запреты заповедей невозможно было применить ни к Нему, ни к Адаму в его безгрешном состоянии. Адам решил отвергнуть закон, управлявший его жизнью. Теперь похороны, новости, исправительные центры, индустрия развлечений, домашнее насилие и вся жизнь в целом показывает, куда ведет грех (Рим. 6:23).
По милости Своего характера Иисус стал потомком Адама и жил по Божьему закону. Иисус, будучи безгрешным, взял грехи Адама и его потомков, как если бы они были Его собственными. Он заплатил цену (смерть) и получил вечную жизнь — победу над смертью (1 Кор. 15:57). Христос делится Своей победой с теми, кто желает принять Его жизнь, как свою, и через Духа Святого жить, как жил бы Он. Христос берет на Себя ответственность поддерживать эти отношения, как только человек Его избирает.
Выбор за нами. Работа — Его (Нав. 24:14; Мф. 7:7).
Дискуссия
Придумайте иллюстрацию, отражающую название урока за этот день.
Взгляните еще раз на последнюю строчку и напишите своими словами, как вы понимаете то, что Господь сделал для вас.
О. Патриция Хаакмат, Мандевилл, Ямайка
Исследование
Рим. 6:23; 7:7–12
Заключение
Тогда как многие видят в Божьем законе нечто осуждающее, существующее только для того, чтобы указывать на наши грехи, люди, живущие в Иисусе, научились видеть в нем свет. Закон не угнетает нас. Вместо этого он освещает нашу жизнь, чтобы мы могли видеть те моменты нашей жизни, где мы не похожи на нашего Спасителя. Поэтому мы не можем рассматривать закон, как если бы он не имел значения, потому что он является важной частью построения близких отношений с Иисусом. В результате, даже если мы и должны быть осуждены за наши грехи, дар смерти Иисуса на кресте дает нам славную победу будущего! Он наш ключ к небу! Аллилуйя!
Задания
Подумайте, в чем вы мало придерживаетесь Божьего закона или полностью его отвергаете. Разработайте план, чтобы сделать закон центральной частью вашей жизни.
Прочитайте библейские отрывки из урока за эту неделю. Отметьте их в вашей Библии (выделите маркером, подчеркните и т.п.). Когда вы будете чувствовать, что начинаете сомневаться в том, что означает соблюдать Божий закон, перечитывайте эти тексты, чтобы вернуться на истинный путь.
Нарисуйте картину, изображающую закон зеркалом (см. урок «Свидетельство»). Покажите ее классу субботней школы.
Выучите памятный текст этой недели (Ин. 1:17). Побудите вашего друга, супруга или ваших детей тоже выучить его.
Напишите памятный текст этой недели (Ин. 1:17) своими словами. Запишите в дневнике, как он относится к вам и как вам, возможно, нужно изменить ваши взгляды и/или принимаемые решения.
Обсудите с другом, как закон осветил в вашей жизни грех. Попросите вашего друга молиться за вас и спросите, можете ли вы молиться за него.
Для изучения
Пс. 118:1–16.
Э. Уайт. Желание веков, с. 24, 84–86, 89, 206, 287, 307–309, 397, 762.
S. O. Martin, Does God’s Law Annul His Grace?, at http://myshasta.info/tempest/seventhunders/BibleRevelations/sabbath/does_grace_annul_his_Law.htm.
Эллисон Сауседа, Сентервилл, Огайо, США
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →