Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Луки 18:8; 8:50)
|
|
|
||||||||||||||
Авторизация
Последнее в форуме
21.08.2020 17:37:15
Просмотров: 49278 Ответов: 130
26.09.2019 10:20:26
Просмотров: 10213 Ответов: 12
|
Урок 12. 14–20 сентября. В муках и на кресте
14 сен 2024
Библейские стихи для исследования: Основной отрывок: Мк. 15. Дополнительные стихи: Лк. 13:1; Пс. 21:19; Ин. 20:24–29; Ин. 1:1–3; Дан. 9:24–27. Памятный стих: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои́! Элои́! ламма́ савахфани́? — что значит: „Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?“» (Мк. 15:34). Мк. 15 — это центр повествования о страстях Господних. В ней представлен суд над Иисусом, вынесение приговора, издевательства, распятие, а затем Его смерть и погребение. События в этой главе представлены с яркими и ясными подробностями, вероятно, потому, что автор позволил фактам говорить самим за себя. На протяжении всей этой главы важную роль играет ирония. Поэтому полезно дать определение того, что такое ирония. Ирония часто содержит три составляющие: 1) два (или более) значения, 2) эти два значения противопоставляются друг другу и 3) ирония скрыта от некоторых действующих лиц: они не осознают, что происходит, и не знают, что им придется пострадать от последствий своих действий. От вопроса Пилата: «Ты Царь Иудейский?» и до насмешек солдат, надписи над крестом и насмешек религиозных руководителей: «Других спасал, а Себя не может спасти», и до неожиданного появления Иосифа из Аримафеи, эта глава наполнена драматической иронией, которая, тем не менее, раскрывает важные истины о смерти Иисуса и о ее значении. Прочитайте Мк. 15:1–15. В чем, согласно библейскому тексту, состоит неправота каждой из действующих групп? Первосвященников Народа Пилата Понтий Пилат был правителем Иудеи в 26–36 гг. по Р. Х. Он не был добрым правителем, и некоторые его действия вызывали ужас у жителей страны (ср. с Лк. 13:1). Иудейский суд над Иисусом закончился смертным приговором за богохульство. Но, находясь под римской властью, иудеи не имели права казнить людей, поэтому они привели Иисуса для осуждения к Пилату. Хотя обвинение, выдвинутое против Иисуса перед Пилатом, не упоминается, но суть обвинения можно установить, основываясь на кратком вопросе, который Пилат задает Иисусу: «Ты Царь Иудейский?» (Мк. 15:2). Во времена Ветхого Завета Израиль помазывал своих царей; таким образом, нетрудно понять, как слово «Мессия» («Помазанник») можно было исказить таким образом, будто это требование уважения как к царю и, следовательно, конкуренция с императором. Таким образом, обвинение, предъявленное перед синедрионом, было «богохульство», в то время как обвинение, с которым предстали перед правителем, — это «подстрекательство к мятежу», что наказывается смертной казнью. Драматизм в том, что Иисус является одновременно Мессией и Царем Иудейским. Его осуждение за богохульство и подстрекательство к мятежу было ошибкой; вместо этого Ему следовало бы оказывать почтение и поклоняться. Тем не менее Иисус по-прежнему действует царственно. Он отвечает Пилату уклончиво («ты говоришь» — Мк. 15:2). Он не отрицает этого титула, но и не подтверждает его. Этот ответ может указывать на то, что Он — Царь, но иного рода (ср. с Ин. 18:33–38). В повествовании Мк. 15:6 упоминается обычай освобождать одного заключенного во время Пасхи. В Мк. 15:9 Пилат спрашивает, хотят ли осуждающие Иисуса, чтобы он освободил «Царя Иудейского». Возможно, в словах Пилата была ирония, которая на самом деле играет против него. Мк. 15:9, 10 — это столкновение понимания и непонимания. Пилат понимает, что религиозные руководители предали Иисуса из-за зависти, но он не понимает, что, спрашивая толпу, он играет на руку религиозным руководителям. Они возбуждают толпу и призывают к распятию Иисуса. Пилат не ожидал такого. Распятие было ужасной казнью, особенно для Того, Кого он считал невиновным. В этом и заключена злая ирония: правитель-язычник хочет освободить Мессию, в то время как религиозные руководители хотят, чтобы Его распяли. Что может удержать вас от следования за толпой, когда на вас оказывают давление? Прочитайте Мк. 15:15–20. Как поступили воины по отношению к Иисусу? Римляне жестоко избивали тех, кого готовили к казни. С осужденного срывали одежду, привязывали к столбу, а затем хлестали кожаными плетками, на концах которых были закреплены острые кости, осколки стекла, камни и гвозди. После того, как Иисуса избили, воины, которым было поручено Его казнить, продолжили Его унижать, облачив Его в багряницу (красный плащ из плотной ткани), возложив Ему на голову терновый венец и высмеивая Его как царя иудейского. Группа воинов названа «полком», обычно десятая часть легиона, 600 человек, но в данном случае это может быть просто группа от 200 человек. Ирония в этой сцене очевидна читателю, потому что Иисус действительно Царь, и насмешливые слова воинов провозглашают эту истину. Действия воинов были пародией на то, как воины обычно приветствовали римского императора словами: «Радуйся, кесарь, император!» (Это обычное приветствие, которое может быть переведено, как «Приветствуем!» или «Да здравствует».) Таким образом, здесь происходит неявное сравнение с императором. Воины издеваются над Иисусом: бьют Его по голове тростью, плюют на Него и становятся на колени в знак якобы почтения. Все три действия выражены в греческом языке имперфектом. В данном контексте это время передает идею повторяющегося действия. Таким образом, они продолжали бить Его, продолжали плевать на Него и продолжали преклонять колени в ложном почтении перед Ним. Иисус принимает все это молча, никак не отвечая. Обычным во время римской казни через распятие было то, что осужденный обнаженным сам нес крест к месту казни. Смысл этого действия заключался в том, чтобы полностью унизить и опозорить человека перед собравшимися. Но иудеи испытывали отвращение к публичной наготе. В Мк. 15:20 отмечается, что с Него сняли багряницу и снова надели на Него Его одежду. Таким образом, это выглядит как уступка, которую римляне сделали иудеям в то время и в том месте. Подумайте об этой иронии: они кланяются и воздают «почтение» Иисусу как Царю, и все это в насмешливом тоне, хотя Иисус действительно Царь, и не только иудеев, но и их Царь. Те, кто издевался над Иисусом, не ведали, что творили. Почему их невежество не оправдает их в Судный день? Прочитайте Мк. 15:21–38. Какая ужасная и болезненная картина проявляется в этих стихах? На этом этапе повествования Иисус — молчаливая жертва, находящаяся во власти людей, которые стремятся Его умертвить. На протяжении всего Евангелия, вплоть до того, как Его схватили, Он управлял происходящими событиями. Теперь Он подчиняется происходящему. Хотя Иисус и был физически крепким, побои, которым Он подвергался, недостаток еды и сна измотали Его до такой степени, что Он не мог нести Свой крест, поэтому его понес незнакомец. На Голгофе воины сняли с Него одежду. Они бросили жребий, чтобы решить, кому из них она будет принадлежать (ср. с Пс. 21:19). При распятии жертва не теряла много крови. Гвозди, которыми человека прибивали ко кресту (ср. с Ин. 20:24–29), вероятно, вбивались в запястья, а не в ладони, где нет больших кровеносных сосудов. (Как на иврите, так и на греческом языке слово «рука» может относиться как к руке, так и к предплечью.) Сама ладонь по своему строению не может выдержать вес тела. Через центр предплечья проходит срединный нерв. Вероятно, рядом с ним и проходили гвозди, что вызывало мучительную боль в руке. Дышать было трудно. Чтобы облегчить дыхание, распятым приходилось опираться на прибитые гвоздями ноги и сгибать руки, что снова вызывало мучительную боль. Одной из причин смерти становилась асфиксия (кислородное голодание организма). Иисус подвергся немыслимым насмешкам и издевательствам во время Своего распятия. В Евангелии от Марка есть мотив откровения/тайны, когда Иисус обычно призывал к молчанию о том, кто Он такой. Следовательно, христологические титулы, такие как «Господь», «Сын Божий», «Христос», появляются в повествовании не часто. Но на Голгофе все меняется. Уже невозможно скрыть, кто Он. Ирония в том, что именно религиозные руководители используют эти титулы в насмешку над Иисусом. Какое осуждение эти люди навлекают на себя! Примечательно одно из их насмешливых заявлений. В Мк. 15:31 сказано: «Других спасал, а Себя не может спасти». Чтобы подчеркнуть Его беспомощность на кресте, они указывают, что Он ведь помогал другим (греческий глагол может означать «спасать», «исцелять», «избавлять»). Таким образом, по иронии судьбы, они признают, что Он — Спаситель. Ирония продолжается и дальше: причина, по которой Он не мог или не хотел спасти Себя, заключалась в том, что на кресте Он спасал других. Прочитайте Ин. 1:1–3, а затем подумайте, что этот отрывок говорит нам об Иисусе, Которого распинают. Как нам наиболее полно осознать, что означает для нас смерть Христа? Прочитайте Мк. 15:33–41. Каков смысл вопля Иисуса к Отцу на кресте? Что значит, что Отец «оставил» Сына? Евангелие от Марка представляет Голгофу мрачным местом как физически, так и духовно. Сверхъестественная тьма окутала Голгофу в ту пятницу. «В полдень настала тьма по всей земле, и так продолжалось до трех часов пополудни» (Мк. 15:33; ИПБ). Слова Иисуса на кресте называются «воплем отвержения», когда Он молится, взывая к Богу, спрашивая, почему Он Его оставил. Иисус цитирует Пс. 21:2. Другие ссылки на тот же псалом встречаются в Мк. 15:24 и 29, что является указанием на то, что в смерти Иисуса исполняется Писание. Даже в злых замыслах людей исполняется воля Божья. Слова Иисуса, произнесенные с креста, передаются на арамейском языке вместе с переводом. Слова «Боже мой! Боже Мой!» — Элои́, Элои́в этом стихе (транслитерация арамейского Элахи́). Было легко ослышаться (что и делают некоторые свидетели): казалось, Иисус зовет Илию (Элийаху́, что означает «Мой Бог Яхве»). В этом отрывке поражает параллель, которая проводится здесь с крещением Иисуса (Мк. 1:9–11).
Эти параллели предполагают, что, поскольку крещение Иисуса в Мк. 1 является началом Его служения, как предсказано в Дан. 9:24–27, то происходящее в Мк. 15 на кресте является кульминацией или целью Его служения, поскольку Он умирает за искупление многих (см. Мк. 10:45). Смерть Иисуса на кресте также является исполнением части пророчества Дан. 9:24–27. Разрыв завесы храма (см. Мк. 15:38) указывает на завершение системы жертвоприношений, когда образ встречается с прообразом и начинается новый этап истории спасения. Божьи цели осуществились вопреки злым замыслам людей. Как эта мысль помогает нам понять, что независимо от происходящего вокруг нас нам стоить доверять Богу и знать, что Его благость в итоге восторжествует? Прочитайте Мк. 15:42–47. Как вы можете описать поступок Иосифа из Аримафеи? В этом отрывке в первый и последний раз в Евангелии от Марка появляется Иосиф из Аримафеи. Он был уважаемым членом синедриона, одним из так называемой «городской элиты». Будучи богатым и уважаемым человеком, он был вхож к правителю, чем объясняется, как он посмел подойти к Пилату и попросить тела Иисуса. Трогательная деталь: один из членов синедриона проявил такой интерес к погребению Иисуса. Подумайте, где в это время были ученики Иисуса? Одна историческая деталь подтверждает смерть Иисуса. В Мк. 15:43 рассказывается, что Иосиф просил о теле Иисуса. Но Пилат удивился, узнав, что Иисус уже умер (см. Мк. 15:44). Поэтому он вызвал сотника, ответственного за распятие, чтобы подтвердить смерть Иисуса. Сотник ответил утвердительно. Причина, по которой это важно, заключается в более позднем утверждении некоторых, что Иисус не умер на кресте, а потерял сознание. Показания сотника, данные римскому правителю, прямо опровергают это утверждение. В конце концов, кто-кто, а римляне знали, как казнить преступников. Иосиф принес льняную плащаницу, чтобы завернуть тело Иисуса, затем Его тело положили в гробницу, высеченную в скале. Эта гробница была достаточно большой, чтобы в нее можно было войти (см. Мк. 16:5). Кроме Иосифа автор Евангелия отмечает двух женщин, которые видели это место, — Марию Магдалину и Марию, мать Иосии. Эти двое вместе с Саломией издалека наблюдали за распятием; все трое пойдут ко гробу в воскресенье утром, чтобы, по их мнению, завершить умащение Иисуса (см. Мк. 16:1). Почему упоминаются эти три женщины? Они станут свидетелями пустой гробницы в Мк. 16, то есть станут важными свидетелями воскресения Иисуса. Подумайте о том, что после смерти Иисуса ученики находятся неизвестно где, в то время как член синедриона, того самого органа, который осудил Иисуса, организует Его погребение. Как мы можем быть уверены, что в решающий момент не оставим Иисуса? Прочитайте в книге Э. Уайт «Желание веков» главы «На суде Пилата», «Голгофа» и «Совершилось», с. 723–764. «Пилат пытался освободить Иисуса, но видел, что не в силах сделать это и одновременно сохранить свое почетное положение. Для того чтобы не потерять мирскую власть, он решил пожертвовать жизнью невинного Человека. Сколько людей, подобно Пилату, жертвуют принципами, чтобы избежать потерь или страданий! Совесть и чувство долга указывают один путь, а своекорыстие — другой. Путь, который избрал Пилат, оказался для него роковым, и всякий, кто идет на компромисс со злом, будет увлечен в густой, непроницаемый мрак вины» (Желание веков. С. 738). «На Христа, нашего Ходатая и Искупителя, были возложены грехи всех нас. Он был причислен к злодеям, чтобы спасти нас от осуждения закона. Вина всех потомков Адама угнетала Его сердце. Отвращение Бога ко греху, Его ужасный гнев на всякое нечестие наполняли скорбью душу Его Сына. Всю Свою жизнь Христос провозглашал в этом падшем мире благую весть о милосердии Отца и Его всепрощающей любви. Он всегда говорил, что спасение возможно даже для самого великого грешника, но теперь, когда Он понес ужасное бремя вины всего человечества, Ему не дано было видеть участливое лицо Отца Небесного. В час наитягчайших мучений не склонился над Спасителем Божественный лик, и это пронзило Его сердце скорбью, которую никогда не понять людям. Это страдание оказалось настолько сильным, что Он почти не ощущал физической боли» (Там же. С. 753). Вопросы для обсуждения: 1. Обратите внимание, что для Эллен Уайт (и в Библии; смотрите, напр., Ис. 53) богословие заместительной жертвы занимало центральное место. Почему любое богословие, которое каким-либо образом преуменьшает замещение и смерть Христа вместо нас, который Сам понес наказание за наши грехи, является ложным богословием? 2. Кто или что в сегодняшнем мире является этим «Вараввой», которого предпочитают Иисусу? 3. Что история Иосифа из Аримафеи должна нам сказать о суждении по внешним признакам? 4. Перечитайте Дан. 9:24–27. Почему вам следует быть готовыми преподать библейский урок по этому отрывку всякому, кто попросит? Можете ли вы это сделать? Евангелие от МаркаПособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2024Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды» |
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие? (читать полностью...) Величайшие дни для мира еще впереди Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна? (читать полностью...) Независимо от дел закона Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием? (читать полностью...) Корпоративно едины «во Христе» Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии? (читать полностью...) Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." → Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. → |