Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Луки 18:8; 8:50)
|
|
|
||
Авторизация
Последнее в форуме
21.08.2020 17:37:15
Просмотров: 49323 Ответов: 130
26.09.2019 10:20:26
Просмотров: 10234 Ответов: 12
|
Урок 9. 24–30 августа. Противостояние в Иерусалиме
24 авг 2024
Библейские стихи для исследования: Основной отрывок: Мк. 11; Мк. 12:1–34. Дополнительные стихи: 3 Цар. 1:32–48; Зах. 9:9; Ис. 56:7; Иер. 7:11. Памятный стих: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25). В Мк. 2 и 3 записаны пять споров между Иисусом и религиозными руководителями. На этой неделе мы рассмотрим шесть споров с представителями священноначалия, когда Иисус приходит в Иерусалим. Эти две группы споров обрамляют Его земное служение, его начало и конец. Каждая группа споров посвящена важным вопросам христианской жизни. Наставления Иисуса, хотя и даны в полемическом ключе, помогают верующим понять как основные вопросы веры, так и практические вопросы повседневной жизни. Религиозные руководители приходят, чтобы противостоять Иисусу, поставить Его в тупик и одержать над Ним победу, но им это не удается, как всегда. Часть урока на этой неделе будет включать взгляд на то, что именно приводит людей к противостоянию Богу, и рассмотрение того, что христиане могут сделать, чтобы преодолеть предубеждения и обратиться к сердцам тех, кто сопротивляется зову Святого Духа. В Мк. 11 служение Иисуса будет происходить в Иерусалиме на Пасху (март—апрель). В Мк. 11–16 рассказывается немного больше, чем об одной неделе; темп повествования заметно замедляется. Первые десять глав охватывают примерно три с половиной года. Это замедление указывает на важность этих заключительных сцен. Прочитайте Мк. 11:1–11. Какое библейское пророчество исполнилось в момент входа Иисуса в Иерусалим? (См. Зах. 9:9.) Как вы считаете, почему народ с ликованием приветствует Иисуса? Половина этой истории посвящена тому, что Иисус посылает двух учеников в близлежащее селение взять осла, чтобы Он въехал в Иерусалим верхом. Почему столько времени тратится на это повествование? Ответ состоит из двух частей. Во-первых, эта история показывает пророческую силу Иисуса, подчеркивая достоинство Его явления и связывая его с волей Божьей. Во-вторых, сама история связана с Зах. 9:9, 10, где говорится о царе, въезжающем в Иерусалим на осле. Это напоминает, как Соломон въехал в Иерусалим на осле (см. 3 Цар. 1:32–48), когда Адония пытался захватить престол, а Давид повелел немедленно возвести на царство Соломона. «Так за пятьсот лет до рождения Христа пророк Захария предсказывал пришествие Царя к Израилю. Пришло время исполниться этому пророчеству. Тот, Кто так долго отказывался от царских почестей, на этот раз вступает в Иерусалим как обещанный наследник престола Давида» (Уайт Э. Желание веков. С. 569). Иерусалим находится в холмистой местности, Храмовая гора высотой около 740 метров, а гора Сион — около 765 метров. Во времена Иисуса население города составляло, вероятно, 40–50 тысяч человек, но на Пасху количество людей увеличивалось. Город занимал площадь 0,9 км2, Храмовая же гора занимала около 150 м2 из этой площади. Прекрасный храмовый комплекс возвышался над городом. Иисус въехал в город с востока, спустившись с Елеонской горы, и, скорее всего, проехал через Золотые ворота на Храмовую гору (ворота, которые сейчас заложены кирпичом). Весь город был взбудоражен Его появлением, все осознавали значение Его символического поступка. Толпа, сопровождавшая Иисуса, кричала «осанна», что изначально означало «спаси сейчас», а теперь воспринимается как хвала Богу. Иисус на протяжении большей части Евангелия от Марка стремился оставаться в тени. Теперь же Он открыто въезжает в Иерусалим, используя известное символическое действие царя. Иисус входит в храм, но, поскольку уже настал вечер, Он просто оглядывается вокруг, а затем удаляется с двенадцатью учениками в Вифанию. То, что могло бы перерасти в восстание или бунт, вместо этого заканчивается тем, что Он тихо уходит. Но следующий день будет иным. Въезд Иисуса на осле в Иерусалим передает идею смирения. Почему это такая важная черта характера для христиан? Есть ли у нас что-то, чем мы могли бы гордиться в свете Креста? Прочитайте Мк. 11:12–26. Какой урок Иисус преподал на примере засохшей смоковницы? Утром, придя из Вифании, которая расположена всего приблизительно в трех километрах от Иерусалима, Иисус проголодался. Увидев смоковницу, Он подошел к ней, чтобы найти и сорвать ранние плоды. Это действие не считалось воровством, поскольку, согласно закону Ветхого Завета, можно было есть с чужого поля или сада, чтобы утолить голод (см. Лев. 19:9; 23:22; Втор. 23:25). Но Иисус не нашел плодов и сказал дереву: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11:14). Это был очень странный и нетипичный поступок для Иисуса, но то, что последовало сразу за ним, еще более поражает. Почему Иисус так откликается на то, что Он увидел во дворе храма? Каково, по словам Христа, одно из главных назначений храма (ст. 17)? То, что произошло дальше, вероятно, случилось во дворе язычников, где происходила продажа жертвенных животных (начатая Каиафой). Иисус выгоняет продавцов из двора, чтобы восстановить обстановку для благоговейного поклонения. Его действия — это прямое оскорбление тем, кто отвечает за храмовую систему. Иисус соединяет два ветхозаветных отрывка для порицания нечестивой торговли. Он настаивает на том, что храм должен быть домом молитвы для всех народов (см. Ис. 56:7), включая язычников. Затем Он говорит, что руководители превратили храм в вертеп разбойников (см. Иер. 7:11). Затем, в конце этого удивительного дня, Иисус со Своими учениками покидает город (см. Мк. 11:19). На следующее утро, возвращаясь в город (см. Мк. 11:20–26), ученики недоумевают, видя, что смоковница засохла. Иисус объяснил им смысл проклятия смоковницы, преподав урок о молитве и прощении. Что все это означает? Эти две истории представляют собою четвертую рамочную историю в Евангелии от Марка. В таких историях возникает драматическая ирония, когда параллельные персонажи совершают противоположные действия или противоположные персонажи совершают параллельные действия. В этой истории смоковница и храм параллельны. Иисус проклинает дерево, но очищает храм, совершая противоположные действия. Но ирония заключается в том, что религиозные руководители теперь замышляют убить Иисуса, и это действие положит конец служению в храме, которое нашло исполнение в Иисусе. От чего Иисусу нужно очистить вашу жизнь? Как это происходит? Прочитайте Мк. 11:27–33. Какой вызов бросили представители священноначалия Иисусу? Как вы думаете, почему Христос не ответил прямо на вопрос об источнике Его власти? На следующий день после очищения храма религиозные руководители во дворах храма призывают Иисуса к ответу: по какому праву Он действовал накануне? Они не ищут истины, а стремятся заманить Его в ловушку. Если Он скажет, что Его власть от Бога, они станут отрицать, что простой деревенский плотник может обладать такой властью. Если Он признает, что Его власть от людей, они отвергнут Его как человека недалекого. Но Иисус знает их мотивы, поэтому говорит, что ответит на их вопрос, если они ответят на Его вопрос. Он спрашивает о том, было ли крещение Иоанна Крестителя от Бога или от людей. Руководители понимают, что сами оказались в ловушке. Если они скажут, что от Бога, то Иисус скажет: «Почему же вы не поверили ему?» Если сказать, что от людей, то народ возмутится. В итоге они лгут, говоря, что не знают. Таким образом Иисус избегает ответа на их вопрос. Прочитайте Мк. 12:1–12. В чем был смысл притчи о винограднике и виноградарях? Что на этот раз вызвало гнев религиозных руководителей? Иисус рассказывает притчу о винограднике, хозяине и людях, которым он его поручил. История, рассказанная Иисусом, имеет большое сходство с притчей о винограднике, записанной в Ис. 5, в которой Бог выдвигает обвинение против неверного Израиля. Все узнали эту параллель, особенно религиозные руководители. История разворачивается самым необычным образом: люди, которым доверили виноградник, отказываются отдавать владельцу какие-либо плоды с него. Вместо этого они плохо обращаются с его слугами и убивают их. Наконец хозяин отправляет своего любимого сына, к которому, как он ожидает, они отнесутся с почтением. Но они поступают не так. Они рассуждают так, что если убьют сына, то виноградник станет их. Их логику понять трудно. В итоге им выносится справедливый приговор. В этой истории Иисус предупреждает священноначальников о том, куда ведет их путь. Рассматриваемая в таком ключе, Его притча становится предупреждением, данным с любовью. Им еще не поздно измениться и избежать суда. Некоторые покаются, изменятся и примут Иисуса. Другие нет. Прочитайте Мк. 12:13–17. Какой принцип отношения к земным властям и законам провозгласил Иисус? Как этот принцип применим сегодня? Религиозные руководители старались уличить Иисуса в чем-то, что можно было бы использовать, чтобы осудить Его либо перед римским правителем, либо перед народом. В этом споре речь шла об уплате податей. Отказ платить подати мог быть расценен как мятеж против римского правительства, а это было уже преступление. Ответ Иисуса: отдать кесарю кесарево, а Богу — Божье — помог Ему избежать серьезных последствий. Это наставление учит верующих ответственности перед правительством. «Христос заявил: если они живут под защитой римской власти, то должны оказывать этой власти поддержку до тех пор, пока это не вступает в противоречие с их долгом по отношению к Богу. Но, несмотря на то, что они должны смиренно подчиняться государственным законам, в первую очередь всегда нужно быть верными Небесному Отцу» (Уайт Э. Желание веков. С. 602). Прочитайте Мк. 12:18–27. Какую «головоломку» предложили Иисусу на этот раз саддукеи? В чем основная идея ответа Иисуса? Далее следует вопрос о воскресении из мертвых. Саддукеи признавали только пять книг Моисея в качестве Священного Писания. Они не верили в воскресение из мертвых. Ситуация, которую они описали Иисусу, вероятно, была гипотетической. В ней действуют семь братьев и жена одного из братьев. Согласно закону Моисея о левиратном браке, для сохранения собственности в семье, когда умерший муж не оставлял наследника, на вдове должен был жениться его брат, а дети, рожденные от этого брака, по закону считаются детьми умершего (см. Втор. 25:5–10). Высмеивая учение о воскресении, саддукеи указывают на юридический казус: чьей женой будет женщина, которая была женой семи мужчин, при воскресении мертвых? Иисус опровергает их доводы в два этапа, ссылаясь на Писание и на силу Божью. Во-первых, Он описывает силу Божью в воскресении и указывает, что на небесах замуж не выходят. Затем Он отстаивает учение о воскресении, ссылаясь на Исх. 3:1–22, где Бог указывает, что Он — Бог Авраама, Исаака и Иакова. Иисус подразумевает, что это означает, что они будут воскрешены; они не могут оставаться мертвыми, если Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, которые давно уже умерли. Если бы вас спросили: «Испытывали ли вы в своей жизни силу Божью?», что бы вы ответили и почему? Прочитайте Мк. 12:28–34. В разговоре с книжником Христос говорит ему: «Недалеко ты от Царства Божьего» (ст. 34). Как вы считаете, это положительная оценка? Говорит ли она о духовной проблеме книжника? Обоснуйте ответ. В Евангелии от Марка вплоть до этого момента большинство религиозных руководителей, за редким исключением, настроены враждебно по отношению к Иисусу. Это особенно верно в отношении Иерусалима, где Иисус столкнулся с руководителями храмового служения. Таким образом, то, что книжник прислушивается к спорам и оценивает ответы Иисуса, свидетельствует как о честности, так и о его смелости, ведь большинство представителей религиозной власти относились к Иисусу враждебно. Можно было бы просто стоять в стороне и смотреть, даже если сочувствуешь Иисусу. Но этот человек поступает иначе. Книжник затрагивает самую суть религии своим вопросом о том, какая заповедь является важнейшей. Иисус отвечает просто и ясно, цитируя Шма, исповедание веры в иудаизме из Втор. 6:4, 5. Величайшая заповедь, по словам Иисуса, состоит в том, чтобы возлюбить Бога всем своим сердцем, душой, разумением и силой, то есть всем, что составляет личность. Иисус отвечает книжнику больше, называя вторую по важности заповедь, снова цитируя Ветхий Завет: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Иногда люди задаются вопросом, как можно повелеть любить, ведь любить можно только добровольно. Культурный контекст заповеди во Второзаконии помогает это пояснить. Язык заповедей заимствован из древних договоров между сторонами, поэтому слово «любить» означает проявлять верность требованиям договора, то есть добросовестно их выполнять. Таким образом, хотя это и не исключает концепцию глубокой привязанности между сторонами, гораздо больше внимания уделяется действиям, доказывающим верность. Книжник был честен, увидел ясность и простоту ответа Иисуса и сказал об этом. Можно представить себе хмурые взгляды других религиозных руководителей, когда книжник подтвердил обоснованность ответа Иисуса, чего не хотел делать никто другой. Иисус также поблагодарил книжника за его честный ответ, сказав, что он недалеко от Царства Божьего. Для того чтобы обрести Царство, книжнику нужно было признать, кто такой Иисус, и последовать за Ним, сделать еще один шаг на пути веры. Как нам научиться любить Бога и любить своих ближних, как самих себя? Почему только благодаря Кресту мы можем осмысленно следовать этим заповедям? Прочитайте в книге Э. Уайт «Желание веков» главы «Обреченный народ», «Повторное очищение храма» и «Спор», с. 580–609. «То, что Христос проклял дерево, которое Он сотворил Своей Собственной силой, является предупреждением всем церквам и всем христианам. Никто не может считать, что живет по Закону Божьему, если он не служит другим. Но многие совсем не так милосердны и бескорыстны, как Христос. Некоторые, считающие себя подлинными христианами, вообще не понимают, в чем состоит служение Богу. Их планы и заботы направлены на то, чтобы угождать самим себе. Они живут только для себя. Время для них представляет ценность только тогда, когда они приобретают что-нибудь для себя. В этом цель всей их жизни. Они служат не другим, а самим себе. Бог даровал им жизнь в этом мире, где должно совершаться бескорыстное служение. Он заповедал всеми возможными способами помогать своим ближним. Но часто собственное „я“ заслоняет людям целый мир. Беды человечества не тревожат их. Те, кто живет так, похожи на многообещающую, но бесплодную смоковницу. Они только внешне соблюдают обряды, без покаяния и без веры. На словах они чтят Закон Божий, но на деле не повинуются ему. Они говорят, но не делают. И в словах, произнесенных у смоковницы, Христос показывает, насколько ненавистно Ему это пустое притворство. Христос говорит, что даже явный грешник менее виновен, чем тот, кто заявляет, что служит Богу, но не приносит плода для Его славы» (Желание веков. С. 584). Вопросы для обсуждения: 1. Поразмышляйте о значении очищения храма Христом. Как этот же подход можно применить к церкви сегодня? Как должно происходить такое очищение? 2. На протяжении всех Евангелий Иисус снова и снова ссылается на Писание и то, как оно должно исполниться. Что это говорит нам о Слове Божьем, какое место оно занимает в жизни, исполненной веры? Почему мы должны ревностно отвергать любые попытки преуменьшить значение Священного Писания, особенно идею о том, что Писание — всего лишь человеческие представления о Боге, о том, как Он действует? 3. Где лежит водораздел между церковью и государством? Как учение Иисуса в Мк. 12:13–17 направляет это обсуждение? 4. Просмотрите стихи, в которых говорится о воскресении. Почему это учение так важно для нашей веры с учетом библейского учения о состоянии мертвых? Евангелие от МаркаПособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2024Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды» |
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие? (читать полностью...) Величайшие дни для мира еще впереди Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна? (читать полностью...) Независимо от дел закона Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием? (читать полностью...) Корпоративно едины «во Христе» Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии? (читать полностью...) Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." → Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. → |