Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Луки 18:8; 8:50)
|
|
|
||
Авторизация
Последнее в форуме
21.08.2020 17:37:15
Просмотров: 49323 Ответов: 130
26.09.2019 10:20:26
Просмотров: 10234 Ответов: 12
|
Урок 8. 17–23 августа. Наставление учеников (часть 2)
17 авг 2024
Библейские стихи для исследования: Основной отрывок: Мк. 10. Дополнительные стихи: Быт. 1:27; Быт. 2:24; Гал. 4:1, 2; Рим. 6:1–11; Ис. 11:1–16. Памятный стих: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Урок этой недели посвящен Мк. 10. Эта глава завершает большой раздел Евангелия, в ней Иисус наставляет Своих учеников в преддверии креста. Примерно половина главы посвящена ученикам, а оставшаяся часть — вопросам, важным для ученичества, но преподанным через восприятие других людей, которые общаются с Иисусом. Эта глава содержит важные учения о том, что значит следовать за Иисусом, особенно в том, что касается жизни здесь и сейчас: о браке, о детях, о том, как относиться к богатству, а также какова награда и цена следования за Ним. Глава заканчивается исцелением еще одного слепого (см. Мк. 10:46–52, сравните с Мк. 8:22–26). Этим исцелением завершается данный раздел (см. Мк. 8:22–10:52). Эта история побуждает следовать за Иисусом, открывая, к чему это следование приводит. Эти уроки готовят последователей Иисуса — будь то ученики 2000 лет назад или ученики в XXI веке — к испытаниям, которые сопутствуют ученичеству. Прочитайте Мк. 10:1–12, а также Быт. 2:24. С какой целью фарисеи задали вопрос о разводе? Как Иисус показывает, что можно и что нельзя в семейной сфере? В этом отрывке фарисеи спрашивают Иисуса о том, можно ли разводиться с женою. Среди фарисеев развод считался законным. Вопрос был в том, какова причина для этого. Школа Шаммая, возможно, была более строгой. Согласно учению Шаммая, причинами для развода могли быть бездетность, лишение материальной поддержки, эмоциональное пренебрежение и супружеская неверность. Школа Гиллеля была гораздо снисходительнее, разрешая развод практически по любой причине, хотя их процесс предоставления развода был более сложным, что помогало страстям улечься. Фарисеи, задавая вопрос о разводе, желали втянуть Иисуса в неприятности с Иродом Антипой, правителем региона к востоку от Иордана, именно на его территории находился в данный момент Иисус. Антипа развелся со своей женой и женился на Иродиаде, жене своего брата. Ирод обезглавил Иоанна Крестителя из-за того, что тот упрекал его в этой незаконной связи (см. Мф. 14:1–12). Иисус отвечает на вопрос фарисеев Своим вопросом о том, что по этому поводу говорил Моисей. Фарисеи ссылаются на Втор. 24:1–4, где описывается конкретный случай повторного брака после развода. Израильтяне во времена Моисея уже практиковали развод. Закон о том, как поступать в этом случае, описанный во Втор. 24, был призван обеспечить защиту женщины. Но во времена Иисуса школа Гиллеля его исказила так, чтобы облегчить получение развода практически по любой причине. Таким образом, закон, призванный защитить женщину, использовался для того, чтобы было легко от нее избавиться. Вместо обсуждения прецедентного права из Втор. 24 Иисус обращается к Быт. 1 и 2, в которых описан первоначальный Божий идеал брака. Он отмечает, что вначале Бог создал мужчину и женщину (см. Быт. 1:27), две отдельные личности. Затем Он объединяет эту истину с Быт. 2:24, согласно которой мужчина оставит своих родителей и прилепится к жене, и двое станут одной плотью. Эта концепция единства становится основой поддержки Иисусом брачных уз. То, что Бог сочетал, человек да не разлучает. Что ваша община может сделать, чтобы укрепить браки? Как помочь тем, чьи браки уже распались? Прочитайте Мк. 10:13–16. Как вы считаете, почему Иисус сказал, что в Царство Божье можно войти только, если стать «как дитя»? Что это значит — принять Царство Божье как дитя? Хотя в древнем мире, где главенствовали мужчины, дети были очень желанными (особенно мальчики), их рождение и детство были непростыми. Без современной медицинской помощи риски для рожениц, а также для новорожденных, младенцев и детей были повышенными. Во многих культурах использовались традиционные средства и амулеты для защиты этих уязвимых представителей общества от злых сил. Хотя дети и были желанными, они имели низкий социальный статус, фактически приравниваясь к рабам (см. Гал. 4:1, 2). В греко-римском мире уродливых или нежеланных детей могли выгнать или бросить в реку. Мальчиков ценили выше девочек; иногда младенцев-девочек оставляли умирать на улице. Иногда этих брошенных детей «спасали» только для того, чтобы вырастить и продать в рабство. Ученики, вероятно, не поняли учения Иисуса о принятии Царства Божьего подобно детям (см. Мк. 9:33–37). Теперь они упрекают тех женщин, которые привели детей к Иисусу за благословением, возможно, думая, что у Него не будет времени для этого. Они были неправы. Иисус возмутился. На протяжении всего Евангелия от Марка Иисус всего несколько раз столь бурно реагирует на действия людей, и поучительно, что один из Его бурных протестов направлен на тех, кто не подпускал к Нему детей. Он решительно настаивает на том, что ученики не должны препятствовать детям приходить к Нему. Почему? Потому что им принадлежит Царство Божье, и принять его нужно, встав на точку зрения ребенка — вероятно, здесь есть намек на простое, безоговорочное доверие к Богу. «Не позволяйте вашему неосвященному характеру представлять Иисуса в ложном свете. Вашей холодностью и резкостью не препятствуйте детям приходить к Нему. Никогда не давайте им повода думать, что небеса не станут приятным местом для них, если там окажетесь и вы. Не говорите о религии как о чем-то таком, чего дети не в силах понять, и не поступайте так, как будто от них и не ожидается, что они еще в детстве примут Христа. Не создавайте у детей ложного впечатления, будто религия Христа мрачна и уныла и будто, приходя ко Христу, они должны отказаться от всего, что делает жизнь радостной» (Уайт Э. Служение исцеления. С. 43, 44). Как вы можете более ясно открывать Иисуса тем детям, которые вокруг вас? Прочитайте Мк. 10:17–31. Какие принципы отношения к богатству проявляет история беседы с богатым юношей? Почему ученики «ужаснулись» (ст. 24) от слов Иисуса? Подход этого человека свидетельствует о его искренности и уважении к Иисусу. Он подбегает, преклоняет перед Ним колени и задает судьбоносный вопрос для каждого: что требуется для того, чтобы унаследовать вечную жизнь? Иисус отвечает, ссылаясь на вторую скрижаль Десятисловия. И снова этот человек показывает свою преданность идеалам, говоря, что сохранил все это еще с юности. Из четырех Евангелий только Евангелие от Марка отмечает, что Иисус «полюбил его». Есть что-то привлекательное в идеализме этого человека. Но Иисус проверяет его искренность, прося о том, чтобы он продал имение и последовал за Ним. Огорчившись, человек уходит, потому что у него было большое имение (ИПБ: он владел большим состоянием). В действительности он по-настоящему не соблюдал заповеди. Он нарушил первую, поставив в своей жизни что-то выше Бога. Его богатство было его идолом. Затем Иисус поясняет, насколько обольстительно богатство и что такому большому животному, как верблюд, легче пройти через крошечное игольное ушко́, чем богатому человеку попасть на небеса. Ученики поражены словами Иисуса. Они задаются вопросом, кто может быть спасен. Иисус отвечает: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10:27). Кажется, что Мк. 10:27 — это прекрасное место закончить эту историю: вы не можете своими усилиями попасть на небеса, вам нужна благодать Божья, чтобы обрести спасение. Петр подчеркнул, что он и другие ученики оставили всё, чтобы следовать за Иисусом. Господь отвечает, что всё оставленное ради следования за Ним ничто по сравнению с тем, что они получают сейчас и получат в «веке грядущем». Вот в чем вся суть: только смерть Христа может искупить грехи грешника, затем благодать Христова и жизнь Его воскресения дают силу повиноваться Его повелениям. Прочитайте Рим. 6:1–11. Как эти стихи раскрывают реальность Божьей благодати в нашей жизни, оправдывающей нас и делающей новыми творениями в Нем? Прочитайте Мк. 10:32–45. Что означают слова Иисуса о чаше, которую Он пьет? Почему ученики Иисуса так уверенно сказали, что они могут пить чашу Иисуса? Иисус всё ближе к Иерусалиму. Он открывает ученикам, что с Ним там произойдет. Это не тот сценарий, в который они верят и который хотят слышать. Иисус ясно говорит о Своей смерти и воскресении. Но если вы что-то не хотите слышать, вам легко закрыть на это глаза. Именно это и делают Иаков и Иоанн, когда приходят к Иисусу с личной просьбой. Иисус уточняет подробности. Они отвечают, что хотели бы сидеть по правую и левую руку в Его славе. Легко порицать их просьбу как эгоцентричную. Но эти двое посвятили себя служению Иисуса, и их желания, вероятно, были продиктованы не только эгоизмом. Иисус углубляет их понимание того, о чем они просят. Он спрашивает, могут ли они пить Его чашу или креститься Его крещением. Его чаша будет чашей страданий в Гефсимании и на кресте (см. Мк. 14:36), а Его крещение будет Его смертью и погребением (см. Мк. 15:33–47). Но Иаков и Иоанн этого не понимают. Они отвечают, что могут. Затем Иисус пророчествует, что они действительно будут пить Его чашу и крестятся Его крещением. Иаков был первым из апостолов, принявшим мученическую смерть (см. Деян. 12:2). Иоанн прожил дольше всех из апостолов и был сослан на остров Патмос (см. Откр. 1:9). Иисус указывает, что места в Царстве Божьем зависят от Отца. Как другие ученики откликнулись на ответ Иисуса? Без энтузиазма. В Мк. 10:41 употребляется то же греческое слово аганактэ́о (гневаться, негодовать), что и в Мк. 10:14, когда Иисус разгневался из-за того, что к Нему не пускали детей. После этого Иисус собирает учеников, чтобы изложить Свое самое глубокое учение. Он указывает, что языческие правители используют власть для личной выгоды. Но в Царстве Божьем власть всегда должна использоваться, чтобы возвышать и благословлять других. Иисус подает пример как Царь Царства Божьего. Каким образом? Он отдает Свою собственную жизнь в качестве Жертвы искупления — это не то, что желали услышать Его ученики. Что для христианина означает быть «рабом» для других? Как вы исполняете эту роль в ежедневных взаимоотношениях с людьми? Прочитайте Мк. 10:46–52. В конце концов Иисус сказал Вартимею спасительные слова: «Вера твоя спасла тебя». В чем проявилась спасительная вера Вартимея? До этого события в Евангелии от Марка Иисус за редкими исключениями просил людей не рассказывать о Его чудесах и о том, Кто Он такой. В этом повествовании Он идет из Иерихона, а слепой человек, просящий милостыню на обочине дороги, услышав, что это Иисус из Назарета, начинает кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:47). В соответствии с мотивом откровения/тайны этой книги в толпе появляются те, кто пытается утихомирить шумного попрошайку, но безрезультатно. Вартимея не остановить, и он кричит еще громче: «Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:48). Его слова — это одновременно исповедание веры в Иисуса как Мессию и уверенность в том, что Он сможет его исцелить. С титулом «Сын Давидов» во времена Иисуса было связано два понятия — Мессия взойдет на престол Израиля (ср. с Ис. 11; Иер. 23:5, 6; Иер. 33:15; Иез. 34: 23, 24; 37:24; Мих. 5:2–4; Зах. 3:8; 6:12), и он будет исцелять и изгонять бесов. Иисус останавливается и просит подозвать слепого. Примечательно, что слепой сбрасывает с себя верхнюю одежду, когда подходит к Иисусу. Слепые во времена Иисуса относились к низшему социальному статусу, наряду со вдовами и сиротами. У таких людей практически не было денег, поэтому они могли умереть от голода или зноя. Верхняя одежда была защитой человека. Сбросив ее, он показал, что верит в то, что Иисус его исцелит. И это происходит. Примечательно, что в Евангелиях всякий, кто приходит к Нему за помощью, всегда ее получает. Иисус задает тот же вопрос, который Он задавал Иакову и Иоанну: «Чего ты хочешь от Меня?» (Мк. 10:36, 51). Без колебаний слепой просит вернуть ему зрение, которое Иисус тут же восстанавливает. Прозрев, он следует за Иисусом по дороге. Эта история завершает раздел в Евангелии от Марка, касающийся ученичества, и служит обрамлением вместе с другой историей об исцелении слепого в Мк. 8:22–26. Эти две истории учат тому, что частью ученичества является новый взгляд на мир, хоть иногда поначалу этот взгляд не совсем ясный. Ученичество — это следование за Иисусом тем путем, которым Он ведет. Взывали ли вы когда-нибудь: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня»? Что произошло и чему вас научил этот опыт? Прочитайте в книге Э. Уайт «Желание веков» главы «Благословение детей» и «Одного тебе недостает», с. 511–523. «Иисус всегда любил детей. Он благоволил к их детской привязанности, к их открытой, непритворной любви. Благодарность и хвала из чистых уст звучала музыкой, которая подкрепляла Его, утомленного общением с коварными и лицемерными людьми. И куда бы Спаситель ни приходил, Его благорасположение, чуткость и ласковое обхождение завоевывали любовь и доверие детей» (Желание веков. С. 511). «Тем, кто подобно этому молодому начальнику занимает высокое положение, обладает большим имением, может показаться слишком великой жертвой оставить все, чтобы последовать за Христом. Но так должен поступать всякий, кто хочет стать Его учеником. Бог ничего не сможет принять от нас, если мы будем непокорны. Суть учения Христа сводится к отказу от своего „я“. Призыв к самоотречению нередко звучит слишком категорично, но не существует другого пути спасти человека, как только отсечь то, что может пагубно отразиться на характере» (Там же. С. 523). Вопросы для обсуждения: 1. Какими способами вы можете помочь детям и молодежи оставаться связанными со Христом и церковью? Почему так важна наша помощь в этом вопросе? 2. Иногда мы слышим, как люди говорят, что они равнодушны к деньгам. Это неправда. Всех волнуют деньги, и в этом нет ничего плохого. В чем же тогда может быть проблема в отношении к деньгам и почему верные Богу христиане, богатые они или бедные, должны быть осторожны в своем отношении к деньгам? 3. Если бы вас Иисус спросил: «Чего ты хочешь от Меня?», что бы вы ответили? 4. Поразмышляйте о словах Иисуса, записанных в Мк. 10:43–45. Что означает так жить? Как мы учимся служить, а не ждать, когда послужат нам? Что это значит для наших взаимоотношений с другими людьми? Евангелие от МаркаПособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2024Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Аудио-версию урока Субботней Школы для вас записывает РТЦ «Голос надежды» |
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие? (читать полностью...) Величайшие дни для мира еще впереди Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна? (читать полностью...) Независимо от дел закона Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием? (читать полностью...) Корпоративно едины «во Христе» Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии? (читать полностью...) Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." → Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. → |