Библейские стихи для исследования: Пс. 45; 83; 86; 121; 124.
Дополнительные стихи: Мф. 28:18–20; Гал. 3:28, 29; Откр. 21:3.
Памятный стих: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс. 83:3).
Песни Сиона — это радостные гимны, возвеличивающие красоту Сиона и владычество Господа, Который правит со Своей святой горы. Эти псалмы часто восхваляют достоинства дома Господня и выражают любовь к святилищу, которую можно найти и в других псалмах. Многие из этих псалмов были написаны сыновьями Кореевыми, которые на собственном опыте познали блаженство пребывания в доме Господнем, будучи певцами в храме (1 Пар. 6:31–38) и стражами у порогов скинии (1 Пар. 9:19).
Что делает Сион источником надежды и радости? Сион олицетворял живое присутствие Бога посреди Его народа. Как народ Израиля — избранный Богом народ (Втор. 7:6), так и Сион — избранная Богом гора (Пс. 77:68; 86:2). Бог царствует на Сионе (Пс. 98:1, 2) и также основал на Сионе Свой храм (Пс. 86:2). Таким образом, Сион — это место Божьих благословений и прибежища. Сион часто упоминается параллельно или даже взаимозаменяемо с Иерусалимом и святилищем, центром Божьей работы по спасению древнего мира.
Благословения Сиона переполняются, достигая края земли, потому что личность Господа и Его благодать выходят за пределы любого святого места. Сион — это радость всей земли (Пс. 47:3), что подтверждает: вся земля принадлежит Богу.
Воскресенье | Один день во дворах Твоих лучше тысячи
Какие, на ваш взгляд, преимущества и благословения получает человек, регулярно посещающий дом молитвы?
Прочитайте Пс. 83:2–5. Как вы считаете, почему псалмопевец желает жить в святилище?
Псалмопевец «жаждет» и «томится» о том, чтобы постоянно пребывать в святилище, чтобы он всегда мог быть рядом с Богом (84:2, 3). Живое присутствие Божье (Пс. 83:3) делает святилище уникальным местом. В святилище верующие могут «созерцать красоту Господню» (Пс. 26:4; см. также Пс. 62:3) и «насыщаться благами дома Его» (Пс. 64:5). В Пс. 83 ни с чем не сравнимое счастье обретается в отношениях с Богом, в том, чтобы восхвалять Его (Пс. 84:5), обретать в Нем силу (Пс. 83:6) и уповать на Него (Пс. 83:13). Святилище — это место, где такие отношения подпитываются поклонением и общением с другими верующими. Живое присутствие Бога в святилище помогает верующим заглянуть в славное Царство Божье и ощутить вкус вечной жизни.
Прочитайте Пс. 83:5–12. Перечислите, какие благословения от пребывания в святилище перечислены в этих стихах.
Божьи благословения описаны как исходящие из святилища, даруемые сначала тем, кто служит в святилище (Пс. 83:5), затем паломникам, направляющимся к святилищу (Пс. 83:6–11), и, наконец, они достигают края земли. Ожидание встречи с Богом в святилище укрепляет веру паломников (Пс. 83:8). В то время как сила обычного путника ослабевает под тяжестью утомительного пути, у паломников, идущих к святилищу, сила возрастает по мере приближения к нему.
Даже будучи далеко от святилища, Божьи дети продолжают нести печать святилища Божьего, живя достойной жизнью (Пс. 83:12), характерной для праведника, который входит в святилище Господне (Пс. 14:1, 2). Господа называют «солнцем», что показывает, что благословения из святилища, как лучи солнца, достигают края земли (Пс. 83:12). Таким образом, те, кто пребывает с Богом верою, получают Его благодать вне зависимости от места, где они находятся.
Прочитайте Откр. 21:3. Какая надежда, отраженная в земном святилище, открывается нам здесь? Как мы теперь хотя бы отчасти начинаем представлять, на что будет похож этот опыт?
Понедельник | Молитесь о мире в Иерусалиме
Прочитайте Пс. 121:1–5. Какие чувства испытывают верующие по поводу своего прибытия в Иерусалим? Что они надеются обрести там?
Псалом 121 выражает восторг и волнение паломников по поводу их прибытия в Иерусалим. Паломничества в Иерусалим были радостными событиями, когда трижды в год Божий народ объединялся, чтобы вспоминать Божью благость к нему в прошлом и настоящем (Втор. 16:16). Иерусалим был центром жизни народа, потому что в нем находилось «свидетельство это для всего Израиля» (Пс. 121:4; ИПБ) и престолы суда (Пс. 121:5). «Свидетельство Израиля» относится к святилищу, которое иногда называли «скинией откровения» (Числ. 1:50) и в котором находился «ковчег откровения» (Исх. 25:22). Престолы, установленные для суда, изображают судебную систему в Иерусалиме (2 Цар. 8:15). Таким образом, паломничество было временем, когда можно было искать справедливости и добиться ее. Верность Богу и совершение правосудия по отношению к людям никогда не следовало разделять.
Как лично вы обычно готовитесь к посещению богослужений в доме молитвы?
Прочитайте Пс. 121:6–9. Какова главная молитва народа Божьего?
Молитва о мире для Иерусалима призывает Божьи благословения на город и его жителей, и это объединяет молящихся, способствуя установлению мира среди них (Пс. 121:8). Иерусалим мог быть городом мира только в том случае, если существовал мир между Богом и Его народом и между самими детьми Божьими. Таким образом, молитва о мире для Иерусалима несет призыв к Божьему народу жить в мире с Богом и друг с другом. При условии мира в Иерусалиме народ будет процветать (Пс. 147:1–3).
Этот псалом учит нас, что мольба о благополучии сообщества верующих должна быть главной темой молитв детей Божьих, поскольку только сильный и объединенный народ Божий может провозглашать благую весть о мире Божьем и спасении этому миру (Ин. 13:34, 35).
Молитва о мире для Иерусалима и по сей день является преимуществом и ответственностью верующих, потому что она помогает сохранять надежду на наступление в конце времени Божьего Царства мира, которое охватит не только Иерусалим, но и весь мир (Ис. 52:7; 66:12, 13; Откр. 21–22).
Как практически мы можем сейчас стремиться к гармонии между нами как детьми Божьими?
Вторник | Сион — дом всех народов
Прочитайте Пс. 86:2. Как вы считаете, почему Господь «любит врата Сиона более всех селений Иакова»?
Бог любит врата Сиона «более всех селений Иакова» (Пс. 86:2), чем выражается превосходство Сиона над всеми другими местами в Израиле, которые в прошлом были особыми местами для Божьего народа, такими как Силом и Вефиль. Таким образом, этот псалом утверждает, что истинное поклонение Богу происходит в избранном Им месте и предписанным Им образом. Псалом 86 — это гимн, прославляющий Сион как особенно избранный и любимый город Божий. На горе Сион находится основание Божьего храма (Пс. 2:6; 14:1). В конце времен Сион возвысится над всеми горами, символизируя суверенное превосходство Господа над всем миром (Пс. 98:2; Ис. 2:2; Мих. 4:1). В псалме 86 Сион называется «горы», что подчеркивает его величие (Пс. 132:3).
Можете ли вы сказать, что Господь любит дом молитвы вашей церкви более других мест в вашем городе (селении)?
Что еще можно сделать, чтобы слова Пс. 86:2 вполне соответствовали месту поклонения вашей общины?
Прочитайте 86:3–7. Какую евангельскую миссию должен был выполнять Сион (сравн. Ис. 56:7)?
Слава Сиона привлекает к Богу все народы, и тем самым расширяются границы Царства Божьего, охватывая весь мир. Обратите внимание, что Бог не относится к другим народам как к людям второго сорта, даже если Сион и изображается как место духовного рождения всех народов, которые принимают Господа как своего Спасителя.
Отдельных людей записывали в соответствии с их местом рождения (Неем. 7:5; Лк. 2:1–3). Трижды в псалме говорится, что народы рождаются на Сионе, что означает, что Господь дает им новую самобытность и дарует им все привилегии законно рожденных детей Сиона (Пс. 86:4–6).
Псалом 86 указывает на спасение как иудеев, так и язычников и их объединение в одну церковь через искупительное служение Христа (Рим. 3:22; 10:12; Гал. 3:28, 29; Кол. 3:11). Описание в псалме процветания Сиона напоминает видение Даниила о том, как Царство Божье становится огромной горой, заполняющей всю землю (Дан. 2:34, 35, 44, 45), и притчу Иисуса о Царстве Божьем, вырастающем в огромное дерево, к которому прилетают птицы небесные (Мф. 13:32).
Как готовность Сиона принять все народы находит свое исполнение в данном церкви Великом поручении проповедовать всем народам Евангелие (Мф. 28:18–20)? Как эта идея согласуется с нашим призывом проповедовать Трехангельскую весть?
Среда | Безопасность и мир для Сиона
Прочитайте Пс. 45:2–8. Как здесь поэтически описывается мир?
Этот псалом дает яркое описание мира, находящегося в водовороте, и использует образы необыкновенных в своей силе бедствий (Пс. 45:3, 4). Образ бурных вод часто изображает мятежные народы и различные проблемы, которые создают в мире нечестивые (Пс. 92:3, 4; 123:2–5). Точно так же в Пс. 45 образы стихийных бедствий изображают мир, в котором бушуют войны между народами (Пс. 45:7).
Очевидно, что это мир, не имеющий знания Бога, потому что Бог посреди Своего народа, а там, где обитает Бог, преобладает мир (Пс. 45:5, 6). И все же, хотя мир отвергает Его, Он не покидает этот мир. Бог присутствует в мире, будучи среди Своего народа. Иными словами, как бы плохо все ни казалось, Бог присутствует здесь, в мире, и мы можем находить для себя надежду и ободрение, зная эту основополагающую истину.
Господь, Который является совершенным прибежищем, является также источником прочного мира и безопасности Сиона. Слово, подчеркивающее безопасность Сиона, — это слово «пусть» в Пс. 45:4. Пусть мир в смятении, народ Божий в безопасности. Это говорит о том, что мир — не результат полного отсутствия испытаний, а Божий дар доверяющим Ему детям. Безоговорочное доверие Богу может дать чаду Божьему мир и безопасность посреди бури (Мф. 8:23–27). Возникает вопрос: оставит ли Бог этот мир навсегда во власти его разрушительных решений и действий?
Прочитайте Пс. 45:5–12. Каков ответ Божий на насилие и разрушение в мире?
Бог отвечает такой силой недовольства, что Его слово, сотворившее землю, теперь заставляет ее таять (Пс. 45:7). Тем не менее таяние заканчивается не разрушением, а обновлением. Обратите внимание, что Бог распространяет Свой мир от Сиона до края земли. Бог прекратит войны и истребит орудия уничтожения, которыми пользовались нечестивые народы, чтобы нести в мир угнетение (Пс. 45:10). Это великая надежда христиан, которая сбудется при Втором пришествии Иисуса.
Как нам научиться обретать покой и доверять Богу в мире, в котором столь много потрясений?
Четверг | Непоколебимые, как гора Сион
Прочитайте Пс. 124:1, 2. Какие обетования дает Бог тем, кто Ему доверяет («надеющимся на Господа»)?
Те, кто доверяет Богу, сравниваются с горой Сион, символом непоколебимости и силы. Великолепный вид гор, окружающих город Иерусалим, вдохновил псалмопевца признать несомненность Божьей защиты (Пс. 5:12; 31:7, 10). В отличие от гор, которыми правят нечестивые и которые низвергаются в моря (Пс. 45:7), впечатляющая прочность горы, на которой был построен Иерусалим, внушает глубокое доверие. Уверенность в Божьей защите становится более полной перед лицом болезненной реальности, в которой, кажется, так часто преобладает зло. И все же даже среди этого зла у Божьего народа может быть надежда.
Прочитайте Пс. 124:3–5. В чем заключается искушение праведных? Как следует жить, чтобы обетования Пс 124:1, 2 исполнились в нашей жизни?
Дети Божьи могут быть разочарованы успехом нечестивых и, возможно, могут поддаваться искушению последовать их путями (Пс. 72:2–13; 93:3). Полная непоколебимость горы Сион не может обезопасить тех, кто отступает от Господа. Людям по-прежнему дана свобода «простирать руки свои к беззаконию» (Пс. 124:3) и «совращаться на кривые пути свои» (Пс. 124:5). Господь справедлив и будет судить людей, которые продолжают восставать вместе с другими нераскаявшимися грешниками.
Здесь звучит призыв к народу Божьему оставаться непоколебимым в вере и уповании на Господа, точно так же, как гора Сион является их непоколебимым прибежищем. То есть даже когда мы чего-то не понимаем, мы все равно можем доверять благости Божьей.
«Появление греха в мире, воплощение Христа, воскрешение мертвых, возрождение и многое другое, описанное в Библии, является тайной слишком глубокой, чтобы человеческий разум мог ее понять и объяснить. Но у нас нет причин сомневаться в Слове Божьем лишь только потому, что мы не можем уразуметь его до конца… Повсюду мы видим чудеса, которые выше нашего понимания. Должны ли мы поэтому удивляться, что в духовном мире также есть тайны, которые мы не в силах объяснить? Вся сложность заключается лишь в слабости и ограниченности человеческого ума. Священные Писания содержат в себе достаточно доказательств своего Божественного происхождения. Мы не должны сомневаться в Его Слове только потому, что не можем постичь все Его тайны» (Уайт Э. Путь ко Христу. С. 106, 107).
Пятница | Для дальнейшего исследования
Поразмышляйте над вестями Ис. 40 и Ис. 51:1–16.
Песни Сиона выражают абсолютную приверженность тому, чтобы помнить о Сионе и живой надежде на суверенное правление Бога, которую он олицетворяет. Хотя мы испытываем и в этой жизни многие благословения Божьего святилища, надежда на полноту жизни и радость на Сионе все еще находится в будущем. Многие дети Божьи со слезами тоскуют по небесному Сиону (Пс. 136:1). Помнить о Сионе означает не просто случайно вспомнить о нем, но намеренно держать это в уме и принимать решение жить в соответствии с этой живой памятью (Исх. 13:3; 20:8). Таким образом, пение песен Сиона предполагает страстную решимость сохранять надежду на восстановление Царства Божьего на новой земле (Откр. 21:1–5). «Там бессмертный разум с неувядающим восторгом будет созерцать чудеса творческой силы и тайны искупительной любви. Там не будет жестокого врага-обольстителя, искушающего забыть Бога. Станут развиваться все способности, умения и навыки; умножится каждый талант. Приобретаемые знания не приведут к умственному переутомлению или истощению жизненных сил. Там можно будет осуществлять самые грандиозные проекты; претворять в жизнь самые возвышенные стремления, самые смелые планы; но и после этого будут новые вершины, которые следует взять; новые чудеса, которые будут вызывать восхищение; новые истины, которые нужно постигать; новые объекты исследования, требующие приложения сил, ума, души и тела» (Уайт Э. Великая борьба. С. 677). Побуждение к тому, чтобы не забывать Сион, — это скрытое обещание паломников Господних, что они никогда не примут этот мир как свою родину, но будут ожидать нового неба и новой земли.
Таким образом, псалмы Сиона могут петь верующие всех поколений, которые жаждут жить в Новом Иерусалиме (Откр. 3:12). Песни Сиона побуждают нас с надеждой смотреть в будущее, но они также обязывают нас быть проводниками Божьей благодати в этом нынешнем мире.
Вопросы для обсуждения
1. Какие духовные и богословские принципы, при которых центром Божьего народа является Сион, буквальное место в Иерусалиме, мы можем применить к церкви и ее миссии по отношению к миру?
2. Как верующие сегодня могут пребывать в Божьем святилище? (См. Ин. 1:14–18; Евр. 12:22–24.) Как Сион станет городом всех народов, как предсказывается в Пс. 86? (См. Рим. 5:10; Еф. 2:11–16; Кол. 1:19, 23.)
3. Как вы отвечаете человеку, который указывает вам на тот факт, что нечестивые процветают в мире, тогда как многие «хорошие» люди страдают? Почему важно признавать, что у нас нет исчерпывающих ответов на все, что здесь сейчас происходит?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2024
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →