Урок 7. 10–16 февраля. «До небес велика милость Твоя»
10 фев 2024
Суббота | «До небес велика милость Твоя»
Библейские стихи для исследования: Пс. 50; 56:10, 11; 112; 122; 129; 135.
Памятный стих: «Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя» (Пс. 56:10, 11).
Псалмопевцы осознают свою духовную нищету, что у них нет ничего, что предложить Богу; то есть в них самих нет ничего, что могло бы обеспечить милость к ним пред святым Божьим престолом (Пс. 39:18). Они понимают, что они, как и все мы, нуждаются в благодати, в благодати Божьей. Говоря кратко, им нужно Евангелие.
Псалмы подчеркивают тот факт, что люди полностью зависимы от милости Божьей. К счастью, милость Божья вечна, что видно как на примере творения, так и в истории Божьего народа (Пс. 135). Перед вечным Богом человеческая жизнь преходяща, как трава, но Бог жалеет людей и обновляет их силы (Пс. 102:3, 5, 15), и в Нем они имеют обетование вечности.
Божий народ находит утешение в том факте, что Господь верен Своему завету. Мольбы людей, какими бы настоятельными они порой ни были, часто исполнены надежды, потому что они обращены к их сострадательному Небесному Отцу (Пс. 102:13; 67:6; 88:27). Обновленные опыты Божьей благодати и любви укрепляют их решимость поклоняться и служить только Богу и никому и ничему другому.
Воскресенье | Милость Его вовек
Прочитайте Пс. 135. Какая фраза повторяется многократно в этом псалме? В чем псалмопевец находит подтверждение своему основному утверждению?
Пс. 135 призывает народ Божий славить Господа за Его милость, явленную в творении (Пс. 135:4–9) и в истории Израиля (Пс. 135:10–22). Слово «милость» (на еврейском хесед, «неизменная любовь») передает идею Божьей благости и верности Своему творению и Своему завету с Израилем. Этот псалом показывает, что великая сила и великолепие Бога зиждутся на Его непоколебимой любви. Господь — «Бог богов» и «Господь господствующих», что является еврейским фразеологическим оборотом, означающим «величайший и высший Бог» (Пс. 135:1–3), не потому, что есть другие боги, а потому, что Он — единственный.
Великие чудеса Господни, которые невозможно повторить никому другому, являются неоспоримым доказательством Его владычества (Пс. 135:4). Бог сотворил небо, землю и небесные тела, которым поклоняются язычники (Втор. 4:19). Псалмы, однако, лишают языческих богов их авторитета и в какой-то степени лишают авторитета и все человеческое, на что люди возлагают упование. Они — всего лишь творения. Это всего лишь творение, а не Творец, и это решающее различие. Образ сильной руки и простертой мышцы Господней (Пс. 135:12) подчеркивает действенность Божьей силы и указывает на то, что милость Его простирается далеко.
Какие опыты вашей личной жизни вы можете привести в качестве подтверждения, что милость Господа вовек?
Божья милость, явленная в творении и истории, должна пробуждать доверие к Нему у Его народа и побуждать оставаться верными Его завету. Рефрен (повтор, припев) «ибо вовек милость Его» повторяется в Пс. 135 26 раз, тем самым убеждая молящихся в том, что Господь не изменяется и будет повторять Свои прошлые милости каждому новому поколению. Бог помнит о Своем народе (Пс. 135:23) и верен Своему завету благодати. Вера в непреходящую милость Господню находится в центре библейской веры, которая включает в себя радостное поклонение и уверенность, а также воздержанность и покаяние. Пс. 135 (ст. 23–25) завершается утверждением о Божьей вселенской заботе о всем мире. Милость Божья простирается не только к Израилю, но ко всему творению. Таким образом, этот псалом говорит о предназначенной для всех спасительной Божьей благодати и побуждает весь мир объединиться с Израилем в прославлении Господа (см. также Лк. 2:10; Ин. 3:16; Деян.15:17).
Как образ Иисуса на кресте, умирающего вместо нас за наши грехи, наиболее убедительно раскрывает великую истину о Боге, что «Его любовь пребывает вечно»?
Понедельник | «Сердце чистое сотвори во мне»
Прочитайте Пс. 50:3–7. Почему псалмопевец просит Бога помиловать его?
Царь Давид изливает пред Господом свое сердце, прося простить его грех в самый мрачный момент его духовной жизни (2 Цар. 12). Прощение — это сверхъестественный дар благодати, результат «великой милости» Божьей (Пс. 50:3). Царь Давид обращается к Богу с просьбой поступить с ним не в соответствии с тем, чего он заслуживает за свой грех (Пс. 102:10), а в соответствии с характером Бога, а именно с милосердием, верностью и состраданием (Пс. 50:3; Исх. 34:6, 7).
Прочитайте Пс. 50:8–21. Как здесь описано прощение греха? В чем цель Божьего прощения?
Божье прощение касается большего, чем юридическое провозглашение невиновности. Оно производит глубокую перемену, которая затрагивает самые глубинные части человеческого существа (Пс. 50:8; Евр. 4:12). Оно создает новое творение (Пс. 50:12; Ин. 3:3–8). Еврейское слово бара́, переведенное как «сотвори», изображает творческую силу Бога (Быт. 1:1). Только Бог может бара (сотворить из ничего нечто новое); только Бог может произвести радикальную и длительную перемену в сердце покаявшегося человека (2 Кор. 4:6).
Давид просит окропить его иссопом для очищения (Лев. 14:2–8; Пс. 50:9). Он чувствует, что его вина не пускает его в Божье присутствие, подобно тому, как прокаженный удален из общества, пока длится состояние нечистоты (Пс. 50:13). Он опасается, что жертвоприношения не смогут его полностью восстановить, потому что нет такой жертвы, которая в состоянии искупить его намеренный грех прелюбодеяния и убийства (Исх. 21:14; Лев. 20:10).
Только безусловная Божья благодать может принять «сердце сокрушенное и смиренное» в качестве жертвы и вернуть Давида к гармоничным отношениям с Богом (Пс. 50:18, 19). Прося окропить его иссопом, он желает вернуться в присутствие Божье.
Если Бог смог простить Давиду прелюбодеяние, обман и убийство, то какая надежда существует для вас?
Вторник | Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония
Прочитайте Пс. 129. Как показаны притягательность греха и надежда для грешников?
Великая скорбь псалмопевца связана с его собственными грехами и грехами его народа (Пс. 129:3, 8). Грехи людей настолько серьезны, что угрожают навсегда отделить народ от Бога (Пс. 129:3). Писание говорит о записях грехов, которые хранятся на Судный день (Дан. 7:10; Откр. 20:12), и об удалении имен грешников из книги жизни (Исх. 32:32; Пс. 68:29; Откр. 13:8).
Так, псалмопевец просит Бога о прощении, которое удалит запись о грехах (Пс. 50:3, 11; Иер. 31:34; Мих. 7:19). Он знает, что «Бог не гневлив по Своему характеру. Его любовь вечна. Его „гнев“ вызван только неспособностью человека оценить Его любовь… Цель Его гнева — не ранить, а, скорее, исцелить человека; не уничтожить, а спасти Свой народ завета (см. Ос. 6:1, 2)» (Hans K. LaRondelle, Deliverance in the Psalms, pp. 180, 181). Примечательно, что именно готовность Бога прощать грехи, а не наказывать за них, внушает благоговение перед Ним (Пс. 129:4; Рим. 2:4). Подлинное поклонение построено на восхищении Божьим характером, главной чертой которого является любовь, а не на страхе наказания.
Божьи дети призваны ожидать Господа (Пс. 26:14; 36:34). Еврейское кава (ожидать) буквально означает «простираться» и является корнем еврейского слова «надежда». Таким образом, ожидание Господа — это не пассивное подчинение трагическим обстоятельствам, но, скорее, полное надежды «простирание» или нетерпеливое ожидание вмешательства Господа. Надежда псалмопевца основана не на его личном оптимизме, а на слове Божьем (Пс. 129:5). Верующие не напрасно ожидают Господа, потому что после темной ночи приходит утро Божьего избавления.
Посмотрите, как личное моление становится прошением всего общества (Пс. 129:7, 8). Личное благополучие неотделимо от благосостояния всего народа. Таким образом, человек молится не только о себе, но и за общество. Будучи верующими, мы являемся частью общества, а то, что влияет на одну часть общества, оказывает влияние на всех.
Поразмышляйте над вопросом: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?» (Пс. 129:3). Что это означает лично для вас? Где бы вы оказались, если бы Господь замечал ваши беззакония?
Среда | Славьте великого и милостивого Бога
Прочитайте Пс. 112 и 122. Какие два различных аспекта Божьего характера изображены в этих псалмах?
Псалмы 112 и 122 прославляют и величие, и милость Господа. Величие Господа раскрывается через величие Его имени и превознесение Его престола, который превыше всех народов и превыше небес (Пс. 112:4, 5; 122:1). «Кто подобен Господу, Богу нашему?» (Пс. 112:5; ИПБ) — это исповедание веры в то, что никакая сила внутри или вне этого мира не может бросить вызов Богу Израилеву.
Неприступные высоты, где обитает Господь, подтверждаются тем фактом, что Господь готов «смириться» — Он «приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю» (см. Пс. 112:6; курсив автора). Пребывание Бога на высоте не мешает Ему видеть то, что происходит здесь, внизу. Милосердие Господа проявляется в Его благодатной готовности участвовать в делах мира и спасать бедных и нищих от их бед. Он, конечно же, не скрывает Свою щедрую руку от Своих слуг, хотя Его жилище находится далеко на небесах.
Божье величие и забота, которые невозможно полностью понять в силу Его Божественной природы и отдаленности от человечества (трансцендентности), становятся явными в Божьих деяниях милосердия и сострадания. Нуждающиеся, бедные и угнетенные могут воочию ощутить суверенную силу Божью в тех замечательных переменах, которые Он может совершить ради них. Превознесенный Бог проявляет Свое величие, используя Свою силу для того, чтобы поднять униженных. Люди могут беспрепятственно обращаться к Господу, потому что Его суверенное величие и верховная власть не меняют того факта, что Он является милостивым Создателем и Поддержкой народа, а народ — Его слугами, Его возлюбленными чадами.
Таким образом, поклонение вызывает не только Божье величие, но также и Его благость. Хвала не ограничивается временем и местом (Пс. 112:2, 3). Божьи величие и милость наиболее явно проявились в Иисусе Христе, Который добровольно сошел с небес и унизился до смерти на кресте, чтобы возвысить падшее человечество (Флп. 2:6–8). Крест — это величайшая причина из возможных для того, чтобы поклоняться и славить Бога за то, что Он сделал для нас.
Поразмышляйте о кресте и о том, что произошло там лично ради вас. От чего Иисус спас вас? Почему так важно постоянно помнить о кресте?
Четверг | Не забывайте всех благодеяний Его
Прочитайте Пс. 102. Какова должна быть реакция человека на милость Господа?
Псалом 102 перечисляет множество благословений Господа. Благословения включают «все благодеяния Его» (Пс. 102:2), данные для процветания в жизни (Пс. 102:3–6). Эти благословения основаны на Божьем милосердном характере и на Его верности Своему завету с Израилем (Пс. 102:7–18). Господь «помнит» о том, что человек хрупок и недолговечен, и жалеет Свой народ (Пс. 102:13–17).
Помнить — это больше, чем просто процесс познания. Это подразумевает посвященность, проявленную в действии: Бог избавляет и поддерживает Свой народ (Пс. 102:3–13). Сильные образы Пс. 102:11–16 подтверждают величие Божьей благодати, которую можно сравнить лишь с бескрайней далью небес (Ис. 55:9).
Так как же тогда должны люди отвечать на Божью любовь и благость?
Во-первых, благословляя Господа (Пс. 102:1, 2).
Благословение обычно понимают как наделение кого-либо материальными и духовными благами (Быт. 49:25; Пс. 5:13). Поскольку Бог является Источником всех благословений, как люди могут благословлять Бога? Низшие могут благословлять высшего в качестве знака благодарности или воздаваемой ему хвалы (3 Цар. 8:66; Иов. 29:13). Бог благословляет людей, даруя им блага, а люди благословляют Бога, прославляя благость Его; то есть почитая Его за Его милостивый характер. Это еще одно значение слова «благословить» — прославить.
Во-вторых, помня все Его благодеяния и Его завет (Пс. 102:2, 18–22), подобно тому, как Господь помнит о немощном человеческом состоянии и о Своем завете со Своим народом (Пс. 102:3–13). Память — это важнейший аспект отношений между Богом и Его народом. Как Бог помнит Свои обетования людям, так и люди должны помнить Божью верность и отвечать Богу любовью и послушанием.
В подтверждение этой мысли уместны известные слова Эллен Уайт: «Всем нам было бы очень полезно каждый день проводить один час в размышлении о жизни Христа. Мы должны изучать ее во всех деталях, представляя себе каждый эпизод, а особенно заключительные события. Итак, если мы сосредоточим свое внимание на Его великой жертве за нас, то наше доверие к Нему будет постоянным, наша любовь — живой, и мы глубоко проникнемся Его Духом. Если мы хотим наконец быть спасенными, то должны научиться покаянию и смирению у подножия креста» (Желание веков. C. 83).
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Эллен Уайт «Путь ко Христу» главу «Нужда грешника в Спасителе» (С. 17–22). В псалмах голоса народа Божьего сливаются воедино, вторя рефрену «вовек милость Его», прославляя вечную любовь Божью (Пс. 105:1; 106:1; 117:1–4, 29; 135). «Не славить Бога означало бы забыть все Его благодеяния, не ценить Божьи дары. Не забывает только тот, кто славит. Думать и говорить о Боге — это еще не значит славить Его. Прославление начинается, когда человек признает величие и деяния Бога и отвечает восхищением на Его благость, милосердие и мудрость» (Hans K. LaRondelle, Deliverance in the Psalms, p. 178).
Знаменательность торжественного признания непреходящей милости Божьей приобретает еще большее значение, когда мы вспоминаем, что хесед Бога, а именно Его милосердие и верность, связанные с заветом, стоят твердо и неизменно среди человеческого греха и бунта против Бога.
«Мы согрешили перед Ним и недостойны Его благоволения, и тем не менее Он Сам вложил в наши уста чудеснейшие слова мольбы: „Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами“ (Иер. 14:21). Когда мы приходим к Нему, признавая свою недостойность и исповедуя грех, Он Сам дает обещание внять нашей мольбе. Сама слава Его престола покоится на исполнении для нас Его слова» (Уайт Э. Наглядные уроки Христа. С. 148).
Познание на опыте того, что Бог был милостив к нему (Пс. 102:2), побуждает псалмопевца сказать, что «Господь творит правду и суд всем обиженным» (Пс. 102:6; курсив добавлен). Таким образом, конечная цель личного свидетельства псалмопевца и прославления Божьей милости в его жизни — убедить других в Божьей любви и благости, чтобы они тоже смогли открыть свои сердца Богу, получить Его спасительную благодать и хвалить Бога (Пс. 9:12, 13; 21:23–28; 65:17).
Вопросы для обсуждения
1. Каковы практические последствия, вытекающие из того факта, что милость Божья вечна, ради спасения народа? Почему вечность милости Божьей не означает, что человек может продолжать грешить?
2. Как нам примирить Божье прощение наших грехов с идеей Божьего суда над грехом?
3. Как выражения Божьей милости в Новом Завете соотносятся с написанным в псалмах (Еф. 2:4, 5; 1 Тим. 1:16; Тит. 3:5; Евр. 4:16)?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2024
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →