Библейские стихи для исследования: Пс. 11:6; 17:3–18; 40:2–4; 81; 94:6–10; 98:1–4.
Дополнительные стихи: Втор. 15:7–11; Рим. 8:34.
Памятный стих: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят» (Пс. 11:6).
Наш век не единственный, когда свирепствует зло, несправедливость и угнетение. Псалмопевцы тоже жили в такое время. Итак, помимо всего прочего, псалмы — это также Божий протест против насилия и угнетения в мире, как сегодня, так и во времена псалмопевцев.
Однако Бог долготерпелив и удерживает гнев Своим великим терпением, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все покаялись и отвратились от злых путей (2 Петр. 3:9–15). И хотя определенное Богом время для Его вмешательства не всегда совпадает с человеческими ожиданиями, грядет день Божьего суда (Пс. 95:13; 97:9). Нам просто нужно доверять Ему и Его обетованиям, пока этот день не наступит.
Только Творец, Чей престол основан на праведности и справедливости (Пс. 89:14; 96:2), может дать стабильность и процветание миру Своим верховным судом. Двойной аспект Божьего суда включает освобождение угнетенных и уничтожение нечестивых (Пс. 7:6–17). Это то, что нам было обещано, и это то, что действительно произойдет однажды, но во время, определенное Богом, а не нами, что подчеркивает псалмопевец.
Воскресенье | Величественный воин
Прочитайте Пс. 17:4–19; 75:4–10, 13; 143:5–7. Как изображен Бог в этих стихах? Что эти образы говорят о Божьей готовности избавить Свой народ?
Эти гимны возносят хвалу Господу за Его власть над силами зла, которые угрожают Его народу. Они рисуют Бога в Его величии, как Воина и Судью. Образ Бога-Воина часто встречается в Псалтири и подчеркивает суровость и безотлагательность Божьего ответа на вопли и страдания Его народа. «Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои, и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего» (Пс. 17:14–16).
Непоколебимая решимость и всеохватность Божьего деяния должна развеять все сомнения в великой заботе и сострадании Бога к страдальцам или в Его способностях поразить зло. Нам просто нужно ждать, пока Он это совершит.
В конце концов, даже когда Божьи люди, такие как Давид, участвовали в войне, избавление приходило не от людей. В своих многочисленных битвах с врагами народа Божьего царь Давид прославлял Бога как Того, Кто один одержал все победы. Давиду было бы легко приписать себе происходившее, свои многочисленные успехи и победы, но он этого не делал. Он знал, где находится Источник его силы.
Хотя Давид утверждает, что Господь научает его руки брани (Пс. 17:35), нигде в Псалтири он не полагается на свои боевые навыки. Вместо этого Господь сражается за Давида и избавляет его (Пс. 17:48, 49).
В псалмах царь Давид, снискавший славу успешного воина, берет на себя роль искусного музыканта и восхваляет Господа как единственного Избавителя и Помощника Своего народа (Пс. 143:10–15). Хвалы и молитвы Господу — вот источники силы Давида, которые сильнее любого военного орудия. Только Богу следует доверять и только Ему поклоняться.
Какими бы дарами, умениями и успехами вы ни обладали в жизни, почему вы всегда должны помнить об их источнике? С какой опасностью вы столкнетесь, если забудете об этом источнике?
Понедельник | Справедливость для угнетенных
Прочитайте Пс. 9:19; 11:6; 39:18; 112:7; 145:6–10; 40:2–4. Какая весть звучит в этих стихах для бедных и нищих?
Как вы считаете, когда и как могут исполниться обетования Бога для бедных и обездоленных, звучащие в прочитанных отрывках псалмов?
Бог проявляет особую заботу о восстановлении справедливости в отношении различных уязвимых групп людей, включая бедных, нуждающихся, угнетенных, сирот, вдов, вдовцов и пришельцев. Псалмы, наряду с законом и пророками, ясно говорят об этом (Исх. 22:21–27; Ис. 3:13–15).
Многие псалмы используют выражение «бедные и нищие» и избегают представления угнетенных в исключительно национальном и религиозном смысле. Это делается, чтобы подчеркнуть вселенскую заботу Бога обо всем человечестве.
Выражение «бедные и нищие» не исчерпывается материальной бедностью, но также означает уязвимость и беспомощность. Это выражение взывает к Божьему сочувствию и несет идею, что только страдающий совершенно один и не имеет иной помощи, кроме Бога. Описание «бедный и нищий» также относится к искренности, правдивости и любви к Богу в исповедании своей полной зависимости от Бога и отказе от любых следов самонадеянности и самоутверждения.
Между тем забота об обездоленных (Пс. 40:2–4) является проявлением верности народа Богу. Зло, совершаемое против уязвимых, было особенно тяжким грехом в библейской культуре (Втор. 15:7–11). Книга Псалтирь побуждает верных возвышать свой голос против любого угнетения.
Книга Псалтирь также подчеркивает бесплодность того, чтобы полагаться на бренные человеческие средства как на высший источник мудрости и безопасности. Народ Божий должен сопротивляться искушению, заключающемуся в возложении абсолютной надежды на спасение на лидеров и институты, особенно когда они расходятся с Божьими путями.
В Своей благодати Господь отождествляет Себя с бедными, обнищав Сам, чтобы через Его нищету мы смогли обогатиться (2 Кор. 8:9). Богатства Христовы включают избавление от всякого бремени, налагаемого грехом, Он также обещает нам вечную жизнь в Божьем Царстве (Откр. 21:4). Иисус исполняет обетования Псалтири как Божественный Судья, Который будет судить всякое притеснение обездоленных, а также пренебрежение обязанностями по отношению к ним (Мф. 25:31–46).
Насколько мы думаем о «бедных и нищих» среди нас и что мы делаем для них?
Вторник | Доколе ты будешь судить неправедно?
Господь наделил руководителей Израиля властью устанавливать справедливость в Израиле (Пс. 71:1–7, 12–14). Цари Израиля должны были применять эту власть в соответствии с Божьей волей. Главной заботой руководителей должно быть обеспечение мира и справедливости на земле и забота о социально незащищенных слоях населения. Только тогда будут процветать вся земля и весь народ. Царский престол укрепляется верностью Богу, а не человеческими усилиями.
Прочитайте Пс. 81. Что происходит, когда руководители извращают справедливость и притесняют людей, которых они поставлены защищать? Каков финал этих несправедливых судей?
В Пс. 81 Бог провозглашает Свои суды над неверными судьями Израилевыми. Слово «боги» (Пс. 81:1, 6) — это явно не языческие боги и не ангелы, потому что на них никогда не возлагалась задача восстановления справедливости в народе Божьем, и поэтому их невозможно судить за то, что они этого не исполняют. Обвинения, перечисленные в Пс. 81:2–4, перекликаются с законами Торы, где «боги» отождествляются с руководителями Израиля (Втор. 1:16–18; 16:18–20; Ин. 10:33–35). Бог спрашивает «сынов человеческих», справедливо ли они судят, и объявляет им наказание, поскольку они оказываются неправедными. Руководители блуждают во тьме, не имея знания (Пс. 81:5), поскольку они забыли закон Божий, который является светом (Пс. 118:105).
Писание неукоснительно утверждает, что Господь есть единственный Бог. Бог делит Свое управление миром с руководителями-людьми, которые поставлены в качестве Его представителей (Рим. 13:1). Однако как часто эти представители человечества, как в истории, так и сейчас, извращали возложенную на них ответственность?
Псалом 81 в насмешливом тоне разоблачает отступничество некоторых руководителей, которые мнили себя «богами» выше других людей. Хотя Бог дал израильским руководителям власть и привилегию называться «сынами Всевышнего» и представлять Его, Бог отвергает нечестивых руководителей. Бог напоминает им, что они смертны и подчиняются тем же моральным законам, что и все люди. Никто не стоит выше Божьего закона (Пс. 81:6–8).
Бог будет судить весь мир. Народ Божий также должен дать отчет Богу. И руководители, и народ должны подражать примеру Божественного Судьи и возлагать на Него свои окончательные надежды.
Какую власть над другими осуществляете вы? Насколько справедливо и честно вы властвуете? Обращайте на это внимание.
Среда | Излей гнев Свой
Прочитайте Пс. 57:7–9; 68:23–29; 82:10–18; 93:1, 2; 136:7–9. Какие чувства передают эти псалмы? Кто вершит суд в этих псалмах?
В некоторых псалмах звучит мольба к Богу отомстить отдельным лицам и народам, которые намереваются причинить вред или которые уже причинили вред псалмопевцам или их народу. Эти псалмы могут вызвать недоумение из-за их резких выражений и очевидного несоответствия библейскому принципу любви к врагам (Мф. 5:44).
Тем не менее негодование псалмопевца по поводу притеснения — это благо. Это означает, что псалмопевцы относились к добру и злу более серьезно, чем многие люди. Они переживают, и даже очень сильно, о зле, которое творится в мире не только по отношению к ним самим, но и к другим людям.
Как нам следует относиться к ситуациям, когда мы видим в этом мире несправедливые суды?
Однако нигде ни один псалмопевец не называет себя орудием мести. Вместо этого он отдает возмездие исключительно в руки Бога. В псалмах содержатся напоминания о проклятиях Божьего завета (Втор. 27:9–16) и звучат мольбы к Богу, чтобы Он действовал так, как обещал.
Псалмы являются пророческим провозглашением о надвигающемся Божьем суде; это не только молитвы псалмопевца. Пс. 136 содержит объявления о суде Божьем над Вавилоном, которые присутствуют и у пророков. Опустошение, которое вавилоняне принесли другим народам, обернется против них самих. Псалмы передают Божье предостережение о том, что зло не останется вечно безнаказанным.
Божье возмездие обладает справедливостью и благодатью. Дети Божьи призваны молиться за тех, кто плохо обращается с ними, и даже надеяться на их обращение (Пс. 82:19; Иер. 29:7).
Однако, стремясь увязать эти псалмы с библейскими стандартами любви к врагам, мы должны быть осторожны в том, чтобы не умалять выраженный в них мучительный опыт. Бог признает страдания Своих детей и заверяет их, что «дорога́ в очах Господних смерть святых Его» (Пс. 115:6). Божий суд обязывает народ Божий возвысить свой голос против всякого зла и искать наступления Царства Божьего во всей его полноте. Псалмы также разделяют чаяния тех, кто страдает, давая им понять, что Бог знает об их страданиях и что однажды восторжествует справедливость.
Кто порою не думал о возмездии тем, кто причинил большое зло нам самим или нашим любимым? Как эти псалмы помогают вам понять подобные чувства в правильном свете?
Четверг | Божий суд и святилище
Прочитайте Пс. 95:6–10; 98:1–4; 131:7–9, 13–18. Где происходит Божий суд и что для нас означает ответ на этот вопрос? Как святилище помогает нам понять, как Бог будет решать проблему зла?
Суд Божий тесно связан со святилищем. Святилище было тем местом, где псалмопевец по-другому посмотрел на проблему зла (Пс. 72:17–20). Святилище было определено как место совершения Божьего суда, на что указывает суд посредством урима (Числ. 27:21) и наперсник судный у первосвященника (Исх. 28:15, 28–30). Соответственно, во многих псалмах изображается, что Бог восседает на Своем престоле в святилище и готов судить мир за его грехи и зло.
В святилище открывался спасительный замысел Бога. В язычестве грех понимался прежде всего как некое физическое пятно, которое нужно было стереть при помощи магических ритуалов. В отличие от этого Библия представляет грех как нарушение Божьего нравственного закона. Божья святость означает, что Он любит справедливость и непорочность. Подобно этому Божий народ должен стремиться к справедливости и непорочности и поклоняться Богу в Его святости. Чтобы делать это, они должны соблюдать Закон Божий, являющийся выражением Его святости.
Таким образом, святилище — это место прощения греха и восстановления праведности, что было выражено престолом благодати у Божьего престола и «жертвами правды» (Втор. 33:19; Пс. 4:6).
Однако «Бог прощающий» вершит возмездие над нечестивыми делами нераскаявшихся людей (Пс. 98:8). Практическое приложение того, что святилище является местом свершения Божьего суда, видно в постоянном понимании Божьей святости и требования праведной жизни в соответствии с условиями Божьего завета.
Суд Господень, вершимый с Сиона, приводит к благоденствию праведных и поражению нечестивых (Пс. 131:13–18). Святилище лелеяло радостные ожидания прихода Господа как Судьи, что особенно явно происходило в День искупления. Точно так же псалмы укрепляют уверенность в грядущем пришествии Божественного Судьи (Пс. 95:13; 97:9), а именно Иисуса Христа, в небесное святилище (Откр. 11:15–19).
Прочитайте Рим. 8:34. Как этот стих показывает нам, что деяния Христа в небесном святилище являются Благой вестью для Его народа?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Эллен Уайт «Нагорная проповедь Иисуса Христа» главу «Заповеди блаженства» (с. 6–13, 29–35).
Книга Псалтирь протестует против человеческого безразличия к несправедливости; в ней звучит отказ смиряться со злом. Псалмы продиктованы не желанием отомстить, а рвением прославить имя Божье. Следовательно, праведникам подобает радоваться, когда они видят Божье возмездие, постигающее зло, потому что таким образом имя Божье и Его справедливость оправдываются в мире (Пс. 57:11, 12). Псалмы обязывают людей возвысить свой голос против зла и стремиться к наступлению Царства Божьего во всей его полноте. В Псалтири нам дается уверенность в Божьем утешении и избавлении. Господь восстанет!
«„Когда будут поносить вас и гнать… радуйтесь и веселитесь“, — наставляет Иисус. Он советует Своим последователям взять „в пример злострадания и терпение“ (Иак. 5:19) пророков, говоривших именем Господним. Авель, первый христианин из потомков Адама, умер как мученик; Енох „ходил с Богом“, но мир не знал его; Ной был осмеян как фанатик и паникер. „Другие испытали поругание и побои, а также узы и темницу“ (Евр. 11:36). „Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение“ (Евр. 11:35)» (Уайт Э. Нагорная проповедь Иисуса Христа. С. 33).
Вопросы для обсуждения
1. Поскольку болезненное осознание существования зла в мире может заставить человека задаться вопросом, действительно ли Господь царствует, как мы можем взрастить в сердце непоколебимую веру, которая будет сильна даже при искушении? То есть на чем нам следует сосредоточиться, чтобы сохранить свою веру в Божью любовь, благость и силу? Что Крест призван раскрыть нам о Боге и Его характере?
2. Почему важно не полагаться на человеческие средства (руководителей, учреждения и социальные движения) как на сосредоточие конечной мудрости и утверждение справедливости в мире, но полагаться лишь на Божьи слово и суд?
3. Каковы практические последствия, вытекающие из истины о том, что святилище является местом Божьего суда?
4. Как мы можем понять резкие выражения некоторых псалмов? Как этот язык помогает нам осознать, что их авторы — всего лишь люди?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2024
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →