Урок 5. 27 января — 2 февраля. Песнь Господня на земле чужой
27 янв 2024
Суббота | Песнь Господня на земле чужой
Библейские стихи для исследования: Пс. 21:2; 68:2–4; 72:1–20; 76; 78:5–13; 87:3–12; 136:4.
Дополнительный стих: 1 Петр. 1:17.
Памятный стих: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс. 136:4).
Нам не нужно углубляться в книгу Псалтирь, чтобы обнаружить, что псалмы воспевались в несовершенном мире, там, где царствует грех, зло, страдания и смерть. Порочному творению, управляемому верховным Владыкой Господом и Его праведными законами, постоянно угрожает зло. По мере того как грех все больше и больше проявляется в мире, эта земля все больше становится «землей чужой» для Божьего народа. Такая реальность создает проблему для псалмопевца: как жить жизнью веры на чужой земле?
Как мы уже заметили, псалмопевцы признают верховное правление и силу Бога, а также Его праведные суды. Они знают, что Бог — это вечное и неизменное прибежище и помощь в скорбные времена. По этой причине псалмопевцы порой бывают озадачены (а кого бы это не озадачивало?) видимым отсутствием Бога и процветанием зла перед лицом всемогущего и доброго Господа. Парадоксальный характер псалмов, этих обращенных к Богу молитв, проявляется в отклике псалмопевцев на кажущееся молчание Бога. Другими словами, псалмопевцы отмечают как кажущееся отсутствие Бога, так и Его присутствие.
Воскресенье | Дни злые
Прочитайте Пс. 73:18–22; 78:5–13. Какую проблему поднимает псалмопевец в этих отрывках?
Псалмопевец, стремясь постичь великую борьбу между Богом и силами зла, указывает на непостижимое долготерпение Божье, а также на Его бесконечную мудрость и силу.
Проблема зла в книге Псалтирь, прежде всего, богословская; она неминуемо касается вопросов о Боге. Таким образом, разрушение Иерусалима и храма рассматривается принципиально как то, что Бог был посрамлен, поскольку это дало язычникам повод злословить Бога. Божье наследие (народ израильский) — это знак того, что Бог избрал евреев и заключил с ними завет (Втор. 4:32–38; 32:8, 9), который никогда не будет отменен. Концепция Божьего наследия также включает в себя аспект последнего времени, поскольку однажды все народы станут Божьим наследием и будут служить Ему. Понимание того, что народы вторглись в Божье наследие (Израиль), представляет собой угрозу Божьим обетованиям.
Несомненно, псалмопевец признает, что грехи народа испортили отношения завета между народом и Богом и навлекли на народ трагичные последствия (Пс. 78:8, 9). Выживание народа полностью зависит от милостивого Божьего вмешательства и восстановления уз завета через искупление греха. Обращение «Боже, Спаситель наш» передает идею Божьей верности данным обетованиям завета (Пс. 78:9).
Однако еще важнее, чем восстановление жребия Израиля, — оправдание Божьего характера в мире (Пс. 78:9). Если злые деяния останутся безнаказанными, то будет казаться, что Бог утратил Свою власть (Пс. 73:18–23; 82:17–19; 105:47). Только когда Бог спасет Свой народ, Его имя будет оправдано и превознесено.
Тогда, как и сейчас, существовал тот же самый принцип. Наши грехи, наши падения, наше зло могут навлечь позор не только на нас самих, но, что гораздо хуже, покрыть позором имя Бога, веру в Которого мы исповедуем. Наши неправильные поступки также могут оказать пагубное духовное воздействие на наше свидетельство и миссию. Сколько людей было отвращено от нашей веры проступками тех, кто исповедует имя Христово?
«Прославляет Бога и Христа совершенство характера детей Божьих» (Уайт Э. Желание веков. С. 671). Как вы понимаете эту важную истину и что это должно означать в вашей собственной христианской жизни?
Понедельник | У врат смерти
Прочитайте Пс. 40:2–5; 87:4–13; 101:4–6, 12, 24, 25. Какие переживания описывают данные стихи? Как связано с вашей жизнью то, о чем сказано в этих стихах?
Эти молитвы об избавлении от болезни и смерти показывают, что детей Божьих также постигают страдания, присутствующие в этом мире. Эти псалмы раскрывают ужасные страдания псалмопевца. Он без сил, иссох, как трава, не может есть, между мертвыми брошен, как убитые, лежащие во гробе, отвратителен своим знакомым, страдает и находится в отчаянии. Его кости прилипают к коже.
Многие псалмы предполагают, что Господь допустил бедствие из-за непослушания Израиля. Псалмопевец признает, что грех может навлечь болезнь; поэтому он говорит о прощении, которое предшествует исцелению (Пс. 40:4, 5). Однако в некоторых псалмах, таких как Пс. 87 и Пс. 101, признается, что безвинные страдания Божьего народа являются жизненным фактом, как бы ни было трудно это постичь.
В Пс. 88 сказано, что Бог положил псалмопевца в ров смертный (Пс. 87:7–9). Обратите внимание: однако даже тогда, когда произносятся самые дерзкие высказывания, этот плач явно является актом веры, поскольку, если Господь в Своем всемогуществе допустил бедствие, Он может восстановить благополучие Своего чада.
На краю могилы псалмопевец вспоминает о чудесах Божьих, о Его любви и благости, верности и праведности (Пс. 87:11–13). Несмотря на чувство, что его страдание исходит от Бога, псалмопевец взывает к Богу. Он не отрицает Божьей любви и знает, что Бог — его единственное спасение. Эти мольбы показывают, что псалмопевец познал не только страдание, но также глубоко познал благодать Божью и что одно не обязательно исключает другое.
Если говорить кратко, то и допущение Богом страданий, и Его избавление от них являются проявлением Его абсолютной власти. Знание о том, что все находится во власти Божьей, вселяет надежду. Когда мы прочитываем Пс. 87 в свете страданий Христа, мы испытываем благоговейный трепет перед глубиной Его любви, благодаря которой Он был готов пройти через врата смерти ради человечества.
Поразмышляйте об Иисусе на кресте и о том, что Он испытал из-за греха. Как тот факт, что Бог во Христе пострадал гораздо больше, чем кто-либо из нас, помогает нам сохранять веру во время скорбей и испытаний?
Вторник | Где Бог?
Прочитайте Пс. 41:2–4; 62:2; 68:2–4; 101:2–8. Что причиняет большие страдания псалмопевцу?
Что вы отвечаете, когда вас спрашивают, как псалмопевца: «Где Бог твой?»
Не только личные и общие для народа беды постигли псалмопевца, ему кажется, что Бог не обращает внимания на страдания Своих рабов, и это доставляет псалмопевцу еще больше боли. Отсутствие Бога ощущается, как нестерпимая жажда в пустыне (Пс. 41:2–4; 62:2) и смертная мука (Пс. 101:3–5). Псалмопевцу кажется, что он отринут от лица Божьего, и он сравнивает себя с одинокой птицей: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» (Пс. 101:7, 8).
Упоминание о пустыне подчеркивает ощущение изолированности от Бога. «Одинокая птица на кровле» находится вне гнезда, своего жилища. Псалмопевец взывает к Богу «из глубины», как если бы над ним были сильные воды, и он утопает «в глубоком болоте» (Пс. 68:2–4; 129:1). Эти образы изображают гнетущую ситуацию, из которой нет выхода, если не вмешается Бог.
Прочитайте Пс. 9:13; 21:2; 26:9; 38:13. Как псалмопевец отвечает на кажущееся отсутствие Бога?
Примечательно, что псалмопевцы решают не молчать перед лицом Божьего безмолвия. Псалмопевцы непоколебимо верят в молитву, потому что молитва обращена к живому и милостивому Богу. Бог все еще здесь, даже когда кажется, что Он отсутствует. Он все Тот же Бог, Который слышал их в прошлом, и поэтому они уверены, что Он слышит их и сейчас.
Случаи Божьего молчания заставляют псалмопевцев исследовать себя и искать Бога, но с исповеданием и смиренными прошениями. Они знают, что Бог не будет молчать вечно. Псалмы показывают, что общение с Богом должно продолжаться, независимо от жизненных обстоятельств.
Чему мы можем научиться из ответов псалмопевца на видимое отсутствие Бога? Как вы поступаете в те моменты, когда Бог, кажется, действительно молчит? Что поддерживает вашу веру?
Среда | Неужели Божьи обетования никогда не исполнятся?
Прочитайте Пс. 76. Через какой опыт проходит автор?
Псалом 76 начинается с мольбы, исполненной скорбью и болезненным воспоминанием о прошлом, к Богу о помощи (Пс. 76:2–7). Псалмопевец всем своим существом в скорби обращается к Богу. Он отказывается от любого утешения, кроме того, которое исходит от Бога.
Однако оказывается, что воспоминание о Боге усиливает отчаяние. «Стоит мне о Боге подумать — начинаю стенать» (Пс. 76:4; ИПБ). Еврейское слово хама («стенать») часто описывает рев бурных вод (Пс. 45:4). Подобным образом и все существо псалмопевца находится в состоянии сильной бури.
Как воспоминание о Боге может производить столь сильно выраженное состояние горя? Ряд тревожных вопросов раскрывает причину его страданий (Пс. 76:8–10): «Не изменился ли Бог?», «Может ли оказаться, что Бог предал Свой завет?»
Разительный контраст между Божьими спасительными деяниями в прошлом и очевидным отсутствием Бога в настоящем заставляет псалмопевца почувствовать, что Бог его покинул. Если Бог изменился, то у псалмопевца нет надежды — вот вывод, который он изо всех сил пытается не делать.
Между тем псалмопевец не может уснуть, потому что ему не дает уснуть Господь (Пс. 76:5). Это напоминает о других библейских персонажах, которые, по промыслу Божьему, страдали бессонницей, что Бог использовал для достижения Своих целей (Быт. 41:1–8; Есф. 6:1; Дан. 2:1–3). Долгая бессонная ночь заставляет псалмопевца задуматься о прошлых делах Господа по избавлению, и он делает это с обновленной решимостью (Пс. 76:6, 11).
Заверение, которое псалмопевец получает от Бога, состоит не из объяснений происходящего с ним лично, а, скорее, из подтверждений Божьей верности и надежности (как у Иова). Псалмопевец чувствует побуждение уповать на Господа с верой, зная, что Он — Тот же Самый Бог, Который сотворил чудеса в прошлом Израиля (Пс. 76:12–19). Псалмопевец также осознает: «следы Твои неведомы» (Пс. 76:20), признавая Божье водительство даже в тех ситуациях, в которых Его присутствие не очевидно для человеческого ока. Псалмопевец признает, что Бог одновременно явлен нам и сокрыт, и поэтому он возносит хвалу таинственным и суверенным путям Господа.
Подумайте о прошлом, когда Господь действовал в вашей жизни. Как этот факт помогает вам справиться со всем, с чем вы сталкиваетесь сейчас?
В этих псалмах слышится жалоба на теперешнее процветание нечестивых и ощущается вызов, который брошен этим самым праведным. Нечестивые не только процветают, но порою даже в открытую презирают Бога и притесняют других. Запутанный вопрос заключается в том, что в то время как «жезл нечестивых» (Пс. 124:3) господствует над миром, «жребий праведных» (Пс. 45:6), похоже, печален. Так может, сдаться и делать зло, как это делают другие?
Прочитайте Пс. 72:1–20, 27. Что помогает псалмопевцу преодолеть кризис? Каков конец тех, кто надеется на суетное? (См. также 1 Петр. 1:17.)
В то время когда псалмопевец в Пс. 72 оставался сосредоточенным на теперешнем беззаконии в мире, он был не способен увидеть широкую картину с Божьей точки зрения. Проблема, которую создавало для его веры процветание зла, была неразрешимой; он также полагал, что его аргументы о бесполезности веры основаны на реальности.
Однако Пс. 72 показывает, что «это является насмешкой над теми, кто игнорирует первый стих этого псалма, который является кратким изложением всего псалма: „Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!“» (Downers Grove, IL: InterVarsity, p. 11).
Псалмопевец входит во святилище, место Божьего верховного правления, и видит напоминание, что «сегодня» — это только часть общей картины, и ему стоит подумать о «конце», когда нечестивые получат приговор Божьего суда. Тот факт, что псалмопевец понял эту истину в святилище и исповедовался в своих предыдущих мыслях, показывает, что реальность можно постичь только духовным зрением, а не человеческой логикой.
Как обетование о Божьем суде над миром и всем его злом дает вам утешение, когда так много зла сейчас остается безнаказанным?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Эллен Уайт «Путь ко Христу» главу «Радость в Господе» (С. 115–126).
Подобно псалмопевцам, народ Божий всех времен очень часто задается вопросом о том, как петь песнь Господню в «земле чужой». Нашей вере в верховное правление Господа бросается вызов, и порой он жестокий, и мы можем задуматься о том, находится ли всё под наблюдением Божьим и действительно ли Он столь силен и добр, как сказано в Писании.
Библейская вера часто подразумевает неуверенность и неизвестность в такой же степени, как уверенность и подтверждение. Иногда неуверенность и неизвестность, особенно перед лицом зла и кажущегося отсутствия Бога, могут быть почти невыносимы. Тем не менее неуверенность никогда не должна касаться Бога, Его праведного характера, Его любви и верности. Псалмопевцы могут быть не уверены в будущем, но они часто взывают к неизменной любви и верности Бога (Пс. 35:6–11; 88:3, 9).
Мы призваны следовать тому же самому примеру. «Призовите на помощь все свои силы, чтобы смотреть вверх, а не вниз на свои трудности, тогда вы никогда не ослабеете на пути. Вы вскоре увидите на облаке Иисуса, протягивающего вам руку помощи. И все, что от вас требуется, — это дать Ему свою руку с простой верой и позволить Ему вести вас. Если вы будете доверять Ему, то через веру во Христа у вас появится надежда» (Уайт Э. Свидетельства для Церкви. Т. 5. С. 578, 579).
Время, когда Бог «скрывает лицо Свое», не умаляет действенности молитвы. Напротив, эти случаи заставляют псалмопевцев исследовать самих себя, вспоминать прошлые Божьи спасительные деяния и обращаться к Богу с исповеданием и смиренными прошениями (Пс. 77:10–12; 88:47–53). «Вера укрепляется, когда человек борется с сомнениями и преодолевает сопротивление. Опыт, приобретенный в этих испытаниях, более драгоценен, чем самые дорогие бриллианты» (Уайт Э. Свидетельства для Церкви. Т. 3. С. 555).
Вопросы для обсуждения
1. Какую напряженность испытывает псалмопевец ввиду существования зла? С какими подобными трудными вопросами сталкивались вы и как вы на них ответили для себя? Как вы сохранили веру в эти трудные времена?
2. Куда нам следует взирать в поисках ответов, когда вера в Бога проверяется испытаниями или людьми, чьи страдания заставляют их сомневаться в благости и силе Божьей?
3. Как вы отвечаете на общий для всех вопрос о том, почему существует зло в мире, сотворенном и хранимом всемогущим Богом любви? Как тема великой борьбы помогает нам ответить хотя бы частично на эту проблему?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2024
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →