Библейские стихи для исследования: Пс. 16:8; 33:18; 120; 138:1–18.
Дополнительные стихи: Мф. 23:37; 1 Кор. 10:1–4; Евр. 4:15, 16.
Памятный стих: «Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (Пс. 33:18).
Псалмы снова и снова подчеркивают истину о том, что Владыка Господь, Который сотворил и поддерживает Вселенную, также открывает Себя как личностный Бог, Который инициирует и поддерживает отношения со Своим народом.
Бог близок к Своему народу и к Своему творению, как на небе, так и на земле (Пс. 72:23, 25). Хотя Он «на небесах поставил престол Свой» (Пс. 102:19) и шествует на небесах (Пс. 67:5), Он также «близок… ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144:18). Псалтирь неизменно подтверждает истину о том, что Господь есть Бог живой, Который действует на благо тех, кто взывает к Нему (Пс. 54:16–22). Псалмы исполнены смысла именно потому, что они написаны по побуждению живого Бога и направлены к Тому, Кто слышит молитвы и отвечает на них.
Мы должны помнить, что достойный отклик на близость Господа состоит в проявлении веры в Него в жизни и в послушании Его заповедям. Ничто, кроме этой веры и послушания, не будет приемлемым для Него, как это часто показывает история Израиля.
Воскресенье | «Не сокрыты были от Тебя кости мои»
Прочитайте Пс. 138:1–18. Какие из слов этого псалма особенно ценны для вас лично?
Поделитесь опытами своей жизни, когда вы испытали на себе исполнение тех или иных слов этого псалма.
Вы когда-нибудь хотели кому-то помочь, но не имели возможностей сделать это? Скорее всего, с вами случалось и такое, что кто-то пытался помочь вам, но не понимал ваших настоящих потребностей. В отличие даже от самых любящих и благонамеренных людей, Бог обладает как совершенным знанием о нас и обстоятельствах нашей жизни, так и возможностями оказать нам своевременную и соответствующую нашим нуждам помощь. Поэтому Его обетования о помощи и избавлении — это не пустые слова, а твердые заверения.
Бог настолько глубоко знает псалмопевца, что даже утроба его матери не смогла скрыть его от Бога (Пс. 138:13, 15). Божье знание касается времени (Пс. 138:2), внутреннего устройства (Пс. 138:2,4), пространства (Пс. 138:3) и охватывает все бытие автора. Чудесное знание Бога является результатом того, что Он сотворил людей и близко знаком с ними; оно проявляется в Его заботе о них.
Эта замечательная истина о том, что Бог близко знает нас, не должна пугать нас, а вместо этого должна направить нас в объятия Иисуса и подвести к тому, что Он совершил для нас на кресте. Ведь по вере в Иисуса мы получаем Его праведность, «правду Божью» (Рим. 3:5, 21).
Божье присутствие подчеркнуто тем, что Бог изображен проникающим в «преисподнюю» (шеол — «могилу») и «тьму» (Пс. 138:8, 11, 12) — в те места, которые обычно не изображаются как место Его обитания (Пс. 55:13). В Пс. 138:9 о Его присутствии также сказано как о взлете «на крыльях зари» (восток), переселении «на край моря» (запад). Эти образы передают истину о том, что во Вселенной нет места, где мы могли бы оказаться вне досягаемости Бога. Хотя Бог не является частью Вселенной, как полагают некоторые, Он близок ко всему в ней, поскольку не только сотворил ее, но и поддерживает ее существование (Евр. 1:3).
Как Тот, Кто все знает о нас, Бог может помочь нам и восстановить нас. Новое осознание Его величия вызывает восклицания хвалы и ведет к обновлению доверия в сердце псалмопевца. Автор псалма приветствует Божье ведение о нем как средство, которое может устранить из его жизни все, что мешает его отношениям с Богом.
Некоторые могут посчитать устрашающей мысль о том, что Бог знает так много о них, включая их самые мрачные тайны. Тогда почему Евангелие является нашей единственной надеждой?
Понедельник | Уверенность в Божьей заботе
Прочитайте Пс. 43:1–3; 49:15; 54:22; 120. Как Бог участвует в ваших ежедневных делах?
В Писании Господь открывает Себя как живой Бог, Который действует на благо тех, кто призывает Его. Псалмопевец уверен, что «всегда видел… пред собою Господа» (Пс. 15:8). Следовательно, он доверяет Богу и призывает Его (Пс. 7:1; 9:11). Бог услышит его, даже когда он воззовет из «глубины» (Пс. 129:1, 2), что передает идею, что ни одно жизненное обстоятельство не ускользает от всевышнего владычества Божьего. Таким образом, вопль псалмопевца, каким бы безотлагательным он ни был, никогда не останется без надежды.
Псалом 120 между тем показывает как заботится Господь о Своих детях:
1. «Не даст Он поколебаться ноге твоей» (Пс. 120:3). Образ «ноги» часто служит метафорой жизненного пути человека (Пс. 65:9; 118:105; Притч. 3:23). Слово, обозначающее на иврите «движение», передает мысль о безопасности, которую Бог дает миру (Пс. 92:1) и Сиону (Пс. 124:1). 2. Образ Господа, хранящего Израиля, Который не дремлет и не спит, подчеркивает постоянную бдительность Господа и Его готовность действовать ради Своих детей (Пс. 120:3, 4). 3. Господь — «сень твоя» (Пс. 120:5), это вызывает в памяти столп облачный во время исхода (Исх. 13:21, 22). Господь таким же образом дает реальное и духовное убежище Своему народу. 4. Бог «с правой руки» (Пс. 120:5). Правая рука обычно обозначает более сильную руку человека, руку, производящую действие (Пс. 73:11; 88:13). Здесь присутствие Бога с правой руки передает мысль о Божьей близости и благоволении пред Ним (Пс. 15:8; 108:31; 109:5). 5. Божья защита избранного народа ясно подтверждена в Пс. 120:6–8. Бог сохранит Своих детей от всякого зла. Ни «солнце», ни «луна» не поразят их. Бог будет охранять их «выхождение» и «вхождение». Эти поэтические образы подчеркивают всеобъемлющую, непрестанную заботу Бога.
В чем суть псалма? Псалмопевец верил в Божью любовь и заботу. Нам, конечно, следует делать то же самое.
Каковы некоторые практические пути, которыми вы можете лучше ощутить реальность Божьей заботы? Как вы можете лучше сотрудничать с Богом, чтобы дать Ему возможность трудиться в вас и вам на благо?
Вторник | Бог — прибежище в скорби
Прочитайте Пс. 16:7–9; 30:2–4; 90:2–7. Что, согласно прочитанным отрывкам, приносило псалмопевцу утешение во время скорби?
Псалмопевец встречается со множеством скорбей и, находясь посреди них, обращается к Господу, Который является прибежищем в любой скорби. Доверие — это осознанный выбор признать Бога Господом над своей жизнью при любых обстоятельствах. Если доверие не проявляется в скорби, то оно и не проявляется вообще.
Свидетельство псалмопевца: «Говорит Господу: „прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!“» (Пс. 90:2) вытекает из его прошлого опыта общения с Богом и служит теперь для укрепления его веры в отношении будущего. Псалмопевец называет Бога всевышним и всемогущим (Пс. 90:1, 2), помня о превосходном величии своего Бога.
Псалмопевец также говорит о безопасности, которую человек может обрести в Боге: «кров» («убежище» или «место, где можно прятаться»), «сень» (Пс. 90:1), «прибежище», «защита» (Пс. 90:2), «крылья», «щит», «ограждение» (Пс. 90:4) и «прибежище» (Пс. 90:9). Эти образы передают идею безопасных убежищ, какие были приняты в культуре автора псалма. Достаточно только подумать о невыносимом палящем солнце в этой части света, чтобы оценить тень (или затенение) или вспомнить времена войн в истории Израиля, чтобы оценить безопасность, даваемую щитом или крепостью.
Прочитайте Пс. 16:8 и Мф. 23:37. Как вы считаете, каков духовный смысл используемой здесь метафоры?
Одна из самых интимных метафор — та, которая говорит о нахождении «в тени крыл Твоих» (Пс. 16:8; 55:1; 62:7). Эта метафора приносит утешение и вселяет уверенность, подразумевая защиту, даваемую матерью-птицей. Господь сравнивается с орлом, охраняющим птенцов своими крыльями (Исх. 19:4; Втор. 32:11), и с наседкой, собирающей птенцов под крылья (Мф. 23:37).
Однако как нам быть в случаях, когда приходит беда и кажется, что мы не видим защиты Господа? Почему эти драматичные переживания не означают, что Господа с нами нет?
Среда | Защитник и Избавитель
Прочитайте 1 Кор. 10:1–4. Как Павел описывает историю исхода? Какой духовный урок он стремится нам преподать?
Прочитайте Пс. 113. Как поэтически описано в нем Божье избавление народа израильского от египетского рабства?
Почему важно помнить опыты прошлого, когда Бог избавлял Свой народ от бед и опасностей?
Какое поэтичное описание чудесного Божьего избавления Его чад от рабства в Египте дается в Пс. 113! Во всем Ветхом Завете и даже в Новом выход из Египта рассматривается как символ Божьей силы, способной спасать Свой народ. Павел в этих стихах из Послания к коринфянам делает именно это, представляя всю реальную историю как метафору, символ спасения в Иисусе Христе.
Пс. 113 также показывает, что Божье избавление произошло благодаря верховной власти Бога как Творца над силами природы, ведь именно так Он спас Свой народ в событиях исхода. Море, река Иордан, горы и холмы поэтически представляют природные и человеческие силы, противостоящие Израилю на пути в Землю обетованную (Втор. 1:44; Нав. 3:14–17). Однако Бог является верховным Властителем над всеми ними.
В действительности для многих детей Божьих во все времена и во всех местах путь к небесному Иерусалиму сопряжен с опасностью. Псалмы побуждают их взирать выше холмов, на Создателя неба и земли (Пс. 120:1).
Дух Пс. 113 отражен в том, как Иисус успокоил бурю на море и провозгласил, что церкви нечего бояться, потому что Он победил мир (Мф. 8:23–27; Ин. 16:33).
Великие деяния Господа на благо Его народа должны вдохновлять всю землю трепетать в Его присутствии (Пс. 113:7). Трепет следует понимать в качестве признания и поклонения, а не как проявление ужаса (Пс. 95:9; 98:1). Когда Бог на их стороне, верующим нечего бояться.
Каковы некоторые из духовных опасностей, с которыми мы сталкиваемся как верующие, и как нам научиться полагаться на Божью силу, могущую защитить нас от этих опасностей, которые так же реальны сейчас для нас, как были реальны для псалмопевца?
Четверг | Помощь из святилища
Прочитайте Пс. 3:5; 13:7; 19:2–4; 26:5; 35:9; 60:5; 67:6, 36. Откуда приходит помощь в этих стихах?
Мотив духовного и физического прибежища и помощи особенно заметно проявляется в контексте святилища. Святилище — это место помощи, безопасности и спасения. Святилище дает убежище страждущим. Бог защищает сирот и вдов и посылает силу Своему народу из Своего святилища. Когда «с Сиона, который есть верх красоты, является Бог» (Пс. 49:2), тогда будут провозглашены праведные суды Божьи и изольется благословение Господне (Пс. 83:4; 127:5; 133:3).
Убежище в святилище превосходит по своей безопасности любое другое место в мире, потому что в святилище лично обитает Бог. Присутствие Божье, а не просто храм из прочного материала обеспечивает безопасность. Точно так же, будучи горой, на которой обитает Господь, гора Сион превосходит другие горы, хотя сама по себе она была скромным холмом (Пс. 67:16, 17; Ис. 2:2).
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15, 16). Каким образом эти стихи связаны с тем, что псалмопевец говорит о святилище?
Святость Божьего святилища побуждает псалмопевца признать то, что все люди грешны и совершенно недостойны Божьей милости, и он утверждает, что избавление основано только на Божьей верности и благодати (Пс. 142:2, 9–12). В нас нет ничего, что могло бы считаться заслугой пред Богом. Только тогда, когда люди находятся в верных отношениях с Богом, пройдя через покаяние и принятие Божьей благодати и прощения, они могут молить Бога об избавлении. Служение в святилище олицетворяло спасение, обретаемое в Иисусе.
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Эллен Уайт «Патриархи и пророки» главу «Ночь борьбы» (с. 195–203). Чему мы можем научиться из опыта Иакова в отношении силы настойчивой молитвы и безоговорочного доверия к Богу?
Псалмы укрепляют нашу веру в Бога, Который является всегда надежным прибежищем тем, кто вверяет свою жизнь в Его могучие руки. «Для тех, кто верит Ему, Бог готов многое свершить. Тогда почему же Его народ не отличается особенной силой? Да потому, что люди слишком полагаются на собственную мудрость и не дают Господу возможности проявить Свое могущество для их же пользы. Он поможет Своим верующим детям в любой чрезвычайной ситуации, если они полностью доверятся Ему и будут добросовестно выполнять Его указания» (Уайт Э. Патриархи и пророки. С. 493).
Однако некоторые псалмы бросают нам вызов, когда не совпадают их обетования и наша текущая ситуация. В такое время нам просто приходится учиться доверять благости Божьей, наиболее ярко проявленной на кресте.
Также некоторые псалмы можно использовать для того, чтобы вынашивать ложные надежды. Ответ Иисуса сатане, цитирующего Пс. 90:11, 12 порочным способом, показывает, что доверие Богу не стоит смешивать с искушением Бога (Мф. 4:5–7) или самонадеянными просьбами к Богу совершить то, что противоречит Его воле.
«Величайшие победы — как в церкви Христа, так и в жизни каждого христианина — совершаются не благодаря способностям, или образованности, или богатству, или благосклонности окружающих. Эти победы христианин одерживает в уединении, наедине с Богом, когда в своей искренней и борющейся вере опирается на могущественную руку Всесильного» (Уайт Э. Патриархи и пророки. С. 203).
Вопросы для обсуждения
1. Обсудите в классе ответ на последний вопрос к материалу за четверг о доверии Богу посреди бедствий, когда все в жизни идет наперекосяк. Как это понять, учитывая, что в Псалтири даны обетования о Божьей защите? Подумайте и об этом: разве псалмопевец, который писал об этих чудесных обетованиях, не страдал от невзгод или не знал верных Богу людей, которые тоже страдали?
2. Как мы можем обрести непоколебимое доверие Богу при любых обстоятельствах (напр., Пс. 90:14; 142:8, 10; 144:18–20)? Что может заставить нас утратить эту уверенность? Как доверие к Богу в спокойное время помогает нам доверять Ему и в трудное время?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2024
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →