Библейские стихи для исследования: Пс. 8; 24:10; 74; 92:1; 96; 99; 104:7–10.
Дополнительные стихи: Гал. 3:26–29.
Памятный стих: «Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется» (Пс. 92:1).
Книга Псалтирь неизменно подтверждает основополагающую веру в суверенное Божье правление. Господь сотворил все и поддерживает все сотворенное Им. Он — верховный Царь всего мира и правит миром справедливо и праведно. Его законы и постановления добры и несут жизнь тем, кто их соблюдает. Бог — справедливый Судья, Который следит за справедливостью в мире, потому что Он вознаграждает праведных и наказывает нечестивых, но это происходит в определенное Им, а не нами время.
Божий завет с Израилем играет особую роль в безопасности мира, поскольку он возвещает о Божьем спасении. Господь принял Израиль как Свое драгоценное достояние, избрав его среди других народов Своим народом. Господь верен Своему завету и продолжает заботиться о Своей пастве несмотря на неверность и даже на открытый бунт, который Его дети порой поднимают.
Божье верховное правление является залогом прочности и безопасности мира. Псалмопевцы желают, чтобы читатель понял эту основополагающую истину. Придерживаясь такого мировоззрения, псалмопевцы устремляются к духовному процветанию и служению Богу с безраздельной преданностью.
Воскресенье | Господь сотворил нас
Прочитайте Пс. 8 и 99. Отметьте высказывания, подчеркивающие, что Бог является Творцом. Что особенно восхищало псалмопевца в творческой деятельности Бога?
Творение играет решающую роль в книге Псалтирь в утверждении Божьего верховного правления. Небеса, «дело рук Его», возвещают Его славу и силу (Пс. 18:1–4; 96:6). Имя Господа величественно по всей земле (Пс. 8:1, 9). Бог сотворил все, у Него нет начала (Пс. 92:2) и конца (Пс. 101:26–28). Он вечный и стоит над всеми богами других народов, которые всего лишь «дело рук человеческих» (Пс. 113:12), — «есть у них руки, но не осязают» (Пс. 113:15); что же касается Господа, «в Его руке глубины земли… и сушу образовали руки Его» (Пс. 94:4, 5).
Несколько псалмов показывают Божью власть над силами природы, которые обожествляли другие народы (напр., Пс. 28; 92; 103). Эти псалмы подтверждают то, что Господь царствует над всем творением и является высшим по силе и достоинству. Пс. 99:3 разоблачает одну изощренную форму идолопоклонства — самоуверенность и самодостаточность, подчеркивая, что Бог создал нас. Творение также свидетельствует о Божьей любви. Все существующее обязано своим существованием Богу, Который поддерживает жизнь (Пс. 94:7; 146:4–9). Обратите внимание, что Бог не только подарил Своему народу жизнь, Он сделал древний Израиль «Его народом и овцами паствы Его» (Пс. 99:3). Слова «Его народ» и «овцы паствы Его» показывают, что Бог желает близких отношений со Своим народом.
Только Творец имеет силу благословлять и умножать Свой народ, и, таким образом, Он единственный достоин его поклонения и доверия. Многочисленные псалмы призывают все дышащее, всю землю, море и все, что в нем, восклицать от радости пред Господом.
Слава Божья видима в творении, даже в его падшем состоянии, и псалмы указывают нам, что только один Бог достоин поклонения.
«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5). Каков ваш ответ Богу, вашему Создателю? Насколько больше Бог, называющий звезды по именам (Пс. 146:4), по вашему мнению, заботится о вас?
Понедельник | Господь царствует
То, что Бог является Творцом, неразделимо связано с тем, что Он — верховный Правитель. Утверждение «Господь царствует» торжественно провозглашается в Пс. 92:1; 95:10, 96:1 и Пс. 98:1, но его отзвуки слышатся во всей книге Псалтирь (ср. Пс. 145:10).
Господь облечен величием, могуществом и силой (Пс. 92:1; 103:1). Он окружен облаком и мраком (Пс. 96:2), но Он также «одевается светом, как ризою» (Пс. 103:2). Эти метафоры превозносят власть и великолепие Царя, и они тщательно подобраны, чтобы выразить уникальное величие Бога, находящееся за пределами человеческого понимания.
Прочитайте Пс. 96. На чем основывается Божье правление? (Пс. 96:2, 10)
Над чем Он правит? (Пс. 96:1, 5, 9)
Божье правление проявляется в Его делах Творения (Пс. 95:5), спасения (Пс. 97:3) и суда (Пс. 95:10). Господь утверждает Свое правление над всем миром (Пс. 46:6–9). Божье Царство — Царство вечное, ему нет равных в силе и величии (Пс. 44:7; 92:1, 2; 102:19). Царствование Господа основано на милости, справедливости и праведности, и оно несет порядок и стабильность в сотворенный мир (Пс. 97:3; 98:4). Божье царствование объединяет поклоняющихся Ему как на небесах, так и на земле в прославлении своего Творца (Пс. 102:20–22; 148). Многие псалмы рисуют картину, где все человечество признает верховное правление Бога (Пс. 95:10; 96:1; 98:1; 144:11–13).
Но не все люди или земные правители так поступают, по крайней мере сейчас. Нечестивые, отвергающие Господа, насмехающиеся над Ним и притесняющие Его народ, постоянно бросают вызов правлению Господа (Пс. 13:1; 73:4–23). Несмотря на препятствия, связанные с благоденствием некоторых нечестивых людей, и беспокойство ввиду Божьего долготерпения, псалмопевец уповает на верховное правление Бога и продолжает стоять в уверенности в Божьих праведных судах (Пс. 67:22; 72:17–20). Верой народ Божий радуется наступлению Царства Божьего через искупительное служение Христа и ожидает окончательного утверждения Его Царства при Втором пришествии Христа (Мф. 12:26–28; 1 Кор. 15:20–28).
«Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10). Почему наша любовь к Богу должна пробуждать в нас ненависть к злу? Как связаны эти две концепции?
Вторник | Бог — Судья
Прочитайте Пс. 74. На чем основывается Божий суд?
Будучи верховным Царем, Господь также является Законодателем (Пс. 98:7) и Судьей (Пс. 97:9; 96:2). Нечестивые постоянно угрожают справедливому порядку, который Бог установил в мире, но Бог будет судить мир и положит конец правлению зла (Пс. 74:9–11; 95:13).
В псалме 74 несколько образов показывают безвозвратное уничтожение нечестивых. Образ чаши с выжатым виноградом (Пс. 74:9) передает силу Божьего гнева (Иер. 25:15; Откр. 14:10). Cокрушение рогов нечестивых изображает конец их власти и правления, тогда как роги праведников вознесутся (Пс. 74:11). Бог «избирает время» (Пс. 74:3) или «время… определенное» (ИПБ) для Его суда. Этот исполнительный суд непременно состоится в конце времен (Пс. 95:13; 1 Кор. 15:23–26).
Бог испытывает сердца людей в качестве части Cвоего суда. Прочитайте Пс. 13:2. Он напоминает Быт. 6:5, 8. Оба стиха показывают, что наступлению Божьего суда над миром предшествует то, что Бог исследует жизни людей и ищет, кого сможет спасти. Этот суд иногда называют «следственным судом», когда Бог защищает праведных и решает судьбу нечестивых.
Как этот суд происходит?
Во-первых, Бог избавляет Свой народ от нечестивых (Пс. 96:10; 145:9) и венчает смиренных спасением (Пс. 149:4). Во-вторых, нераскаявшиеся нечестивые будут навсегда уничтожены (Пс. 96:3). Некоторые псалмы поэтически описывают бесполезность человеческого оружия против Бога-Судьи (Пс. 75:3–6). Господь также является Богом прощающим, хотя Он и наказывает проступки людей (Пс. 99:8). Не только нечестивые, но и народ Божий дадут отчет Богу (Пс. 49:4; 134:14).
Книга Псалтирь несет тот же смысл, что выражен в других библейских стихах, что Божий суд начинается с Божьего народа и распространяется на всю землю (Втор. 32:36; 1 Петр. 4:17). Псалмопевец взывает к Богу, чтобы Он судил его, но полагается на Божью праведность, которая должна его защитить (Пс.6:8–11; 138:23, 24).
Книга Псалтирь призывает нас радоваться, ожидая Божьих судов (Пс. 66:4; 95:10–13; 97:4–9). Каким образом Божий суд оказывается Благой вестью для тех, кто покрыт Кровью Христа?
Среда | Вечно помнит завет Свой
Тема Божьего суда наводит на важный вопрос: как народу Божьему обрести мир с Богом и уверенность в спасении во время суда? Прочитайте Пс. 93:14; Пс. 104:7–10; Дан. 7:22.
Божий народ в безопасности, потому что Господь устроил Себе обитель на Сионе (Пс. 75:1, 2) и утвердил Свой вечный завет с ним, Своей драгоценной собственностью (Пс. 93:14; 104:8–10). Бог не просто пообещал не отвергать Свой народ завета; Он постоянно трудится, чтобы тот был в безопасности в Нем. Он прощает грехи (Пс. 102:3); наставляет, благословляет и укрепляет (Пс. 24:8–11; 28:11; 104:24). Божьи суды направлены на то, чтобы обратить народ к праведности и показать, что Бог заботится о Своих детях (Пс. 93:8–15).
Псалом 104 в целом показывает верность Господа Своему завету в истории Израиля. Во всем, что происходило, как в хорошем, так и в плохом, Бог находился рядом. Его провидение привело Иосифа в Египет, и через него Он спас Свой народ и народы этой местности во время сильного голода (Пс. 104:16–24). Господь воздвиг Моисея, чтобы освободить Свой народ от египетского рабства, что Он и совершил, явив знамения и чудеса ради них (Пс. 104:25–38).
Господь даровал Своим детям Землю обетованную (Пс. 104:11, 44) и Свою постоянную защиту (Пс. 104:12–15). Он умножил их (Пс. 104:24), освободил их (Пс. 105:37, 38) и заботился об их повседневных нуждах (Пс. 104:39–41). Господь, несомненно, полностью контролирует все, что касается Его народа — вот та истина, которую псалмопевцы хотели запечатлеть в паямяти народа.
То, что Бог помнит Свой завет, означает больше, чем признание факта или возможности памяти. Это означает, что Бог действует (Быт. 8:1; 1 Цар. 1:19; Пс. 97:3; 104:42–44). Поэтому, когда Слово Божье призывает народ Божий помнить чудеса и суды Божьи, это означает, что люди должны жить так, чтобы своей жизнью прославлять Бога.
В этом завете основное, к чему призван Израиль, — оставаться верным завету, соблюдая Божьи законы (Пс. 77:5–7; 104:45). Народ Божий также призван свидетельствовать о Боге другим народам, потому что Господь желает, чтобы все народы присоединились к Его народу — Израилю (Пс. 104:1, 2). Таким образом, мир огражден защитным заветом всемогущего и милосердного Бога (Пс. 88:28–34).
Что у нас есть в Иисусе, что показывает нам, почему эти обетования, сделанные древнему Израилю, могут быть применимы к нам сегодня? (См. Гал. 3:26–29.)
Четверг | Свидетельство Господа верно
Прочитайте Пс. 18:8; 94:5; 118:165; 1:2, 6; 17:31; 24:10. Какие общие мысли связывают эти стихи?
Владычество Господа над миром как суверенного Творца, Царя и Судьи имеет богословские последствия для надежности Его свидетельств. Слово «свидетельства» (евр. эдут — «постановление», «закон») относится к корпусу законов и постановлений, с помощью которых Господь управляет религиозной и социальной жизнью Своего народа (Исх. 32:15). Они «несомненно верны» (Пс. 92:5), отражают стабильность и постоянство Божьего престола и мира, который сотворил и поддерживает Бог (Пс. 92:1, 2). Еврейское слово, переведенное как «верны» (от этого слова происходит слово «аминь»), передает понятие надежности, верности и непоколебимости (2 Цар. 7:16; 1 Пар. 17:23). Божьи законы неизменны и нерушимы.
Бог ручается за непреложность Своих обетований и повелений. Божья верность одновременно в полноте обнадеживает, обеспечивая неизменный характер Его правления, и в полноте требует, чтобы народ отвечал доверием и послушанием Богу.
В то же время отсутствие справедливости в мире поэтически описывается как сотрясение основания земли (Пс. 17:8; Ис. 24:18–21). Закон Божий наставляет людей на путь праведной жизни, который может противостоять Божьему суду. Таким образом, праведники не поколеблются, потому что они твердо утверждены в законе Божьем, который гарантирует стабильность и безопасность, и их сердца тверды (евр. кун также означает «быть твердым», «быть в безопасности») в Господе (Пс. 111:1, 6, 7). Ничто не может заставить споткнуться тех, кто соблюдает Закон Божий (Пс. 118:165), что означает Божью защиту и руководство в их жизни (Пс. 1:2, 3, 6).
Божье слово изображается как светильник для псалмопевца, тем самым оно защищает его от тайных ловушек врагов (Пс. 118:105, 110). Великий мир, которым наслаждаются те, кто любит Закон Божий (Пс. 118:165), явно не является результатом полного отсутствия испытаний (Пс. 118:161). Скорее, он возникает от пребывания в Божьем присутствии и в здоровых отношениях с Ним.
Как практическое соблюдение Божьих законов, правил и свидетельств помогало вам в вашей жизни? С другой стороны, что вам пришлось испытать из-за их нарушения?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте Пс. 85:5, 15 и главу «Божья любовь к человеку» (с. 9–15) в книге Э. Уайт «Путь ко Христу».
Как истина о том, что Бог есть любовь, помогает нам лучше понять различные описания Бога и Его деяния в книге Псалтирь?
Урок этой недели был сосредоточен на некоторых ключевых описаниях Бога и Его деяний, которые полагают основания миру и делают его твердым и незыблемым. Псалмопевцы взывают к Богу, Который является Творцом, Царем, Судьей, Спасителем завета и Законодателем. Роли, которые Бог играет в этом мире, находят дальнейшее отражение в различных других Божьих именах и титулах, включая такие как Пастырь (Пс. 22:1; 79:1), твердыня спасения (Пс. 94:1) и Отец (Пс. 67:6; 88:27). В этом мире мы можем быть в безопасности даже среди горнила великой борьбы, потому что Бог владычествует и проявляет верность во всем, что Он делает и говорит. Хотя эти богословские темы ни в коем случае не являются исчерпывающими, они наводят на мысль о различных способах, которыми Бог открывает Себя в псалмах.
Когда мы продолжаем исследовать книгу Псалтирь, важно помнить, что ее следует читать во свете изучения Божьего характера — любви и благодати, а также во свете Его замысла спасти и восстановить этот мир. «Чем больше мы изучаем Божественный характер во свете Креста, тем лучше мы понимаем, как милость, любовь и прощение сочетаются со справедливостью и правосудием, тем яснее становятся бесчисленные свидетельства безграничной любви Бога и Его нежного сострадания, превосходящего жалость матери к своему заблудшему ребенку» (Уайт Э. Путь ко Христу. С. 15). В Псалтири сказано, что даже когда людей постигают Божьи суды из-за их бунта, люди продолжают взывать к Богу, потому что знают: Божий гнев длится лишь время, а Его милость вечна (Пс. 102:8).
Вопросы для обсуждения
1. Почему осознание реальности и масштабности великой борьбы является ключевым моментом, помогающим нам понять, что, несмотря на верховное правление и владычество Бога, в нашем мире по-прежнему много беспорядка и страданий? Почему мотив великой борьбы служит нам на благо?
2. Как вера в Бога-Творца должна определить наше понимание самих себя и наших взаимоотношений с остальным творением? Что происходит, когда люди отходят от этой истины (Пс. 104:35–42)?
3. Что плохого в том, что в библейские времена у народов были идолы (Пс. 114:4–8)? Как насчет современных идолов? Почему они, как и идолы древности, могу представлять угрозу для наших отношений с Богом? В чем опасность?
4. Как должен жить Божий народ, осознавая то, что Божий суд начинается с Его народа? Как и для чего Бог судит Свой народ?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2024
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →