Библейские стихи для исследования: Пс. 43; 21; 12; 59:3–7; 104:5.
Дополнительные стихи: Лк. 11:11; Кол. 3:16; Иак. 5:13.
Памятный стих: «Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11:1).
Среди некоторых христиан бытует мнение, что лишь спонтанная молитва, произнесенная своими словами, является настоящей молитвой. Однако, когда ученики попросили Иисуса научить их молиться, Он ответил на их просьбу. Бог поместил книгу-молитвослов, Псалтирь, в самое сердце Библии не только для того, чтобы показать нам, как молился народ Божий в древние времена, но и чтобы научить нас тому, как мы можем молиться сегодня.
С древних времен псалмы были образцом молитв народа Божьего, включая молитвы Иисуса (1 Пар. 16:7, 9; Неем. 12:8; Мф. 27:46; Еф. 5:19). На этой неделе мы рассмотрим роль, которую играла книга Псалтирь для народа Божьего, помогая ему проходить свое жизненное поприще и возрастать в отношениях с Богом. Мы должны помнить, что псалмы — это молитвы. Они бесценны не только как кладезь богословской мысли, но и как источник обогащения духовной сущности наших личных и общественных молитв и их преобразования.
Молитвы, основанные на псалмах, во все времена помогали верующим обрести и поддерживать постоянную и продуктивную молитвенную жизнь.
На этой неделе мы рассмотрим книгу Псалтирь в контексте тех периодов нашей жизни, когда дела идут довольно плохо.
Воскресенье | Используя псалмы в своих молитвах
В каких обстоятельствах вашей жизни вы чаще читаете книгу Псалтирь?
Прочитайте Пс. 104:5; Кол. 3:16 и Иак. 5:13. Какое место занимают псалмы в опыте богопоклонения
Простой способ начать ежедневно молиться с опорой на псалмы состоит в том, чтобы каждый день читать один псалом. Начать можно с псалма 1 и следовать порядку, указанному в Псалтири. Другой способ — читать псалмы, соответствующие вашей нынешней ситуации: есть псалмы плача, псалмы всенародного плача, благодарственные псалмы, гимны, псалмы-покаяния, псалмы мудрости (взыскание Божьей мудрости и водительства), исторические псалмы, псалмы, выражающие гнев и ярость, псалмы паломничества. В течение этого квартала мы рассмотрим многие из них и изучим эти псалмы в их контексте.
Так как же нам следует читать псалмы?
Прочитайте псалом, потом размышляйте, а затем молитесь. Постарайтесь пережить его. Для этого размышляйте над словами, с которыми псалмопевец обращается к Богу, и о причинах, побудивших его молиться именно так. Обратите внимание, насколько ваша ситуация соответствует опыту псалмопевца и как псалом может помочь вам выразить ваш опыт. Вы будете поражены тем, как часто сможете находить отголосок своих чувств и соотносить написанное со своими переживаниями.
Если какие-то слова псалма обличают вас или вызывают сопротивление, подумайте, что Бог желает исправить в вашей жизни. Размышляйте над вестью этого псалма в свете личности Христа и Его дела спасения, а также о непреходящей надежде, которую внушает нам дело Христово. Как мы знаем или должны бы знать, всегда полезно рассматривать все написанное в Библии в свете Христа и Его Креста.
Также обращайте внимание на новые мысли для молитвы, на которые наводит псалом, и подумайте об их важности для вас, вашей церкви и мира. Попросите Бога вложить Его слово в ваше сердце и разум. Если псалом подходит к ситуации того человека, которого вы знаете, совершите ходатайственную молитву об этом человеке. Суть в том, что книга Псалтирь говорит о столь многих аспектах жизни, что мы можем обогатить свою духовную жизнь, читая и впитывая в свои сердца то, что она говорит нам.
Что означает позволить «слову Христову вселяться в нас обильно» (Кол. 3:16)? Почему чтение Библии является первым и самым важным шагом этого опыта?
Понедельник | Доверять в скорбное время
Все христиане переживали времена отчаяния и страданий. В такие времена мы задаемся вопросом, почему Бог бездействует или почему Бог позволяет этому случаться с нами. Авторы псалмов сами испытывали подобное и по вдохновению свыше записали свои опыты.
Прочитайте Пс. 43. Какие обстоятельства жизни народа описаны в этом псалме? Какой вопрос больше всего мучит авторов этого псалма?
Выбор псалмов для чтения на богослужениях часто отражает содержание молитв, звучащих на богослужениях. Это ограничивает. Такой подход свидетельствует о нашей неспособности смотреть на мрачную сторону жизни и чувства, которые мы при этом испытываем. Хотя мы, находясь в горниле страданий, порою чувствуем, что Бог поступает с нами несправедливо, мы считаем неприемлемым во время как общественных, так и личных молитв об этом говорить.
Такое замалчивание может привести к тому, что мы утратим суть поклонения Богу. Из-за боязни честно и открыто выразить свои чувства и мысли перед Богом в молитве мы часто остаемся во власти собственных эмоций. Это также лишает нас уверенности в Боге и мешает построению доверительных отношений с Ним. Молитва словами псалмов дает уверенность в том, что, когда мы молимся и поклоняемся Богу, нам не нужно отрицать или подвергать цензуре свой опыт.
Например, псалом 43 может помочь верующим свободно выразить свой опыт переживаемых страданий. Молитва словами псалмов помогает расширить варианты привычных обращений к Богу. Псалмы содержат такие комбинации слов и смыслов, которые мы сами не смогли бы сформулировать. «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего, когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною» (Пс. 43:19, 20).
Однако обратите внимание на то, как начинается Пс. 43. Автор говорит о том, как Бог в прошлом совершал великое для Своего народа. Таким образом, автор выражает свое доверие Богу, а не надеется «на лук свой» (Пс. 43:7).
Несмотря на это, бедствие все равно постигает Божий народ. Список бед и стенаний длинный и горький. Но среди всего этого псалмопевец взывает к Богу об избавлении — «избавь нас ради милости Твоей» (Пс. 44:27). То есть, даже находясь в беде, он осознает реальность Бога и Его любви.
Как размышление о прошлом, когда Божье присутствие в вашей жизни было реальным, помогает вам переживать времена, когда скорби вынуждают вас полагать, что Бог далек?
Вторник | Псалом отчаяния
Молитва словами псалмов не только помогает верующим свободно выражать свои мысли в молитвах. Псалмы помещают переживания верующих в рамки богодухновенных молитв, облегчая страдания, вселяя надежду и уверенность в Божьем присутствии.
Прочитайте Пс. 21. Выпишите из псалма наиболее яркие выражения, описывающие состояние человека, жизнь которого представлена в этом псалме.
Возглас страдающего из Пс. 21:2 может помочь страдающим выразить свою скорбь и чувство одиночества: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова́ вопля моего».
Эти слова хорошо знакомы христианам, потому что Иисус произнес их на кресте. Этот факт показывает, какое важное место занимали псалмы в опытах, пережитых Христом (см. Мф. 27:46).
Что все-таки дарует утешение даже в состоянии отчаяния (Пс. 21:20–32)?
Однако даже среди страданий и испытаний звучат ободряющие слова: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» (Пс. 21:23).
Иначе говоря, хотя эти чувства могли и не соответствовать состоянию скорби автора, псалмопевец все же выразил свою веру в Бога и заявил, что, несмотря ни на что, он все равно будет славить Бога. Таким образом, псалмы учат нас взирать за пределы нашего нынешнего положения и верой видеть то время, когда наша жизнь будет восстановлена Божьей благодатью.
Так молитва словами псалмов раздвигает духовные горизонты верующих. Псалмы дают верующим возможность выражать свои чувства и понимание, но им не стоит оставаться в том состоянии, в котором они сейчас находятся. Они побуждают верующих оставить свое бремя боли, разочарования, гнева и отчаяния перед Богом и довериться Ему, каковы бы ни были их обстоятельства.
Переход от плача к прославлению Бога, который мы видим во многих псалмах, наводит на мысль о духовном преобразовании, которое испытывают верующие, когда получают в молитве Божью благодать и утешение.
Как мы можем научиться взирать за пределы наших теперешних испытаний и тем самым доверяться Божьей благости, с чем бы мы сейчас ни сталкивались?
Среда | От отчаяния к надежде
Вероятно, мы все сталкивались с чувством того, что Бог нас оставил. Кому порою не приходила мысль: «Почему так происходит?»
Псалмопевцы были таким же людьми, как и мы. Безусловно, им было знакомо чувство духовного одиночества. Хотя верно, что порою наши грехи навлекают на нас испытания, но бывает, что мы сталкиваемся с испытаниями, которых, по нашему мнению, мы не заслужили. Кто не сталкивался с этим?
Прочитайте Пс. 12. Каковы два главных состояния автора, которые можно различить в этом псалме? Какое решение, по вашему мнению, привело к разительной перемене в состоянии псалмопевца?
«Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твое от меня?» (Пс. 12:2). И снова, кто не испытывал подобных чувств, какими бы ложными они ни были? Разве Бог когда-либо забывал кого-то из нас?
Таким образом, Пс. 12 указывает на то, как избежать еще одной распространенной ошибки, которая заключается в том, что во время молитвы мы сосредотачиваем внимание на себе и своих проблемах. Этот псалом может преобразить нашу молитву, побуждая нас снова и снова утверждать верность и неизменность Божьих отношений с Его народом.
Конечно, начинаясь с плача и жалоб, псалом не заканчивается на этом. И это самый важный момент. Этот псалом побуждает нас сознательно принять решение — довериться Божьей искупительной силе (Пс. 12:6), чтобы наш страх и тревога (Пс. 12:2–5) могли постепенно уступить место Божьему спасению, и мы пережили переход от плача к хвале, от отчаяния к надежде (Пс. 12:6).
Но простое повторение слов псалмов с поверхностным осознанием их смысла не произведет подлинного преобразования. Когда мы молимся словами псалмов, нам следует просить, чтобы Дух Святой помог нам действовать так, как того требует псалом. Псалтирь — это Слово Божье, посредством которого преображаются характеры и действия верующих, а не просто информация. По милости Божьей обетования псалмов исполняются в жизни верующих. Это значит, что мы позволяем Слову Божьему созидать нас согласно воле Божьей и соединять нас со Христом, Который в совершенстве показал волю Божью и, будучи воплотившимся Сыном Божьим, также молился словами псалмов.
Как ваши испытания могут приблизить вас к Богу? Почему, если не проявлять бдительности, они могут оттолкнуть вас от Него?
Четверг | О, восставь нас вновь
Прочитайте Пс. 59:1–5. Как вы думаете, в каком случае этот псалом мог бы быть подходящей молитвой? Какую пользу мы можем извлечь из псалмов плача даже в радостные периоды жизни?
Псалмы плача обычно понимают как молитвы людей, переживающих трудные времена, в которые они сталкиваются с физическими, психологическими или духовными проблемами. Или со всем одновременно.
Однако это не означает, что мы должны избегать этих псалмов, потому что благоденствуем. Действительно, бывает, что слова псалма не соответствуют нынешней ситуации молящегося, но их прочтение все равно может быть полезным. Каким образом?
Во-первых, псалмы плача могут помочь нам глубже осознать, что страдания — это часть общего человеческого опыта и что они случаются и с праведными, и с нечестивыми. Псалмы уверяют нас, что Бог печется о нас, дает силу и разрешает проблемы во время скорби. Даже в этом псалме среди скорби («Ты потряс землю», Пс. 59:4) псалмопевец проявляет надежду на избавление, которое Бог в конце концов совершит.
Во-вторых, псалмы плача учат нас сочувствовать страждущим. Когда мы радостно благодарим Бога, особенно если это происходит в собрании, мы должны думать о тех, кому сейчас труднее, чем нам. Молитва словами таких псалмов может помочь нам не забывать о тех, кто проходит через трудные времена. Псалмы призваны пробудить в нас сочувствие и желание послужить страдающим, как это делал Иисус.
«Наш мир — огромный лепрозорий, но Христос пришел исцелить больных, провозгласить освобождение пленникам сатаны. Он был исполнен здоровья и силы и даровал Свою жизнь больным, страждущим, одержимым бесами. Он не отворачивался ни от кого, кто приходил к Нему, чтобы получить Его целительную силу. Он знал, что умолявшие Его о помощи сами навлекли на себя недуг, но никогда не отказывал им в исцелении. И когда благодать Христа касалась этих бедных душ, они сознавали свою греховность и часто исцелялись от духовной болезни точно так же, как и от физических недугов. Евангелие, как и прежде, обладает той же силой, так почему же мы сегодня не видим подобных результатов?» (Уайт Э. Служение благотворительности. С. 24, 25).
Кого вы знаете, кто прямо сейчас нуждается не только в наших молитвах, но и в нашей помощи?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте Пс. 41:9 и главу «Поэзия и песня» в книге Э. Уайт «Воспитание» (с. 159–169). Как связаны молитва и песня согласно этим стихам?
Эллен Уайт описывает псалмы покаяния Давида (напр., Пс. 50) как язык его души и молитвы, которые иллюстрируют природу истинной печали о грехе (См. Путь ко Христу. С. 24, 25). Она побуждает верующих запоминать наизусть отрывки из Псалтири как средство, укрепляющее чувство Божьего присутствия в их жизни, и подчеркивает обыкновение Иисуса молиться словами псалмов, когда Он сталкивался с искушением и гнетущим страхом. Она также отмечает: «Как часто в нашей духовной жизни повторяется эта история! Как часто со словами священной песни в душе оживают источники покаяния, веры, надежды, любви и радости!.. Многие песни являются, по существу, молитвами» (Воспитание. С. 162–168).
Когда мы молимся и поем псалмы, мы вбираем настойчивость, дерзновение, отвагу и надежду псалмопевцев. Они побуждают нас продолжать наш духовный путь и ободряют нас тем, что мы не одиноки. Другие люди так же, как и мы, переживали трудные времена и все же одерживали победу по милости Божьей. В то же время Псалтирь показывает нам проблески горячих ходатайственных молитв Христа за нас, поскольку Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас (Евр. 7:25).
Использование псалмов в молитве и богослужении позволяет собранию верующих осознать весь спектр человеческого опыта и учит верующих привносить различные аспекты этого опыта в богослужение. Псалмы — это молитвы и песни, имеющие двойственную, Богочеловеческую природу. По этой причине включение псалмов в богослужение помещает общину верующих в центр Божьей воли и действующей, исцеляющей благодати.
Вопросы для обсуждения
1. Почему молитва своими словами — не единственный способ молиться? Какую пользу нашей молитвенной жизни может принести молитва, основанная на книге Псалтирь?
2. Как псалмы могут обогатить наш молитвенный опыт? Обсудите некоторые практические способы, которыми ваша поместная церковь может использовать псалмы на своих богослужениях.
3. Что говорит Псалтирь о непростом духовном пути верующего и о силе Божьей исцеляющей благодати?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2024
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →