Библейские стихи для исследования: Дан. 1:1–12; 6:1–9; Есф. 2:1–10, 20; 3:1–15; 4:1–14; 9:1–12; Ис. 49:6.
Памятный стих: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49:6).
Одно из самых вдохновенных повествований в Библии, повествование о «межкультурном служении», можно найти в книге Есфирь. На протяжении тысячелетий об этой книге было написано очень много, и по сей день многие иудеи празднуют праздник Пурим, основанный на Есф. 9:26–31.
Есфирь и ее двоюродный брат Мардохей были иудеями, жившими в Сузах, столице Персидской империи. По каким-то причинам, в отличие от других иудеев, вернувшихся в Иудею, они с некоторыми другими оставались в земле своего пленения.
Потом, в результате ряда обстоятельств, случившихся по Божьему провидению, Есфирь становится царицей. «И полюбил царь Есфирь более всех жен, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил царский венец на голову ее и сделал ее царицею на место Астинь» (Есф. 2:17).
Именно в этой роли Есфирь, хотя, кажется, с некоторой медлительностью, смогла сыграть важную роль в этой истории. Это библейское повествование показывает, насколько уникальным был способ, которым народ Божий, даже находясь в чуждой обстановке, смог свидетельствовать об истине. По возможности, прочитайте книгу Есфирь целиком для подготовки к уроку на этой неделе.
Воскресенье | Пленники в чужой стране
Трудно быть пленником, окруженным чужой культурой. Нам трудно понять, с чем столкнулись иудеи сначала при вавилонянах, а затем при персах.
Никто из нас не живет в адвентистской стране, где принципы нашей веры в некоторой степени являются законом. Но до своего изгнания иудейский народ жил в такой (своей) стране, где принципы их веры были законом их земли.
С одной стороны, в такой обстановке было легко быть верными Богу. Представьте, насколько проще было бы соблюдать субботу, если бы ее соблюдение было закреплено в юридических законах страны?
С другой стороны, священная история показала нам, что какими бы ни были постановления страны, даже если они благоприятны для веры, верность должна исходить из сердца, иначе за этим обязательно последуют грех, отступничество и гибель.
«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих…» (Ис. 29:13).
Напротив, для тех, кто хочет быть верным Богу, даже неблагоприятное окружение не может помешать.
Прочитайте Дан. 1:1–12; 6:1–9. С какими трудностями столкнулись представители народа Божьего, живя в чужой культуре?
Вне зависимости от того, кто мы и где живем, мы часть общества, в котором законы или культура тем или иным образом могут бросать серьезный вызов нашей вере и нашему свидетельству. Истории книги Даниила показывают, что даже в трудных обстоятельствах люди могут оставаться верными Богу, несмотря на последствия (и не у всех из них счастливый конец).
С какими испытаниями веры вы сталкиваетесь в вашей культуре? Как вы на них отвечаете?
Понедельник | При чужеземном дворе
В конце концов после падения Вавилона и возвышения Мидо-Персии многие иудеи возвратились на землю своих предков. Но вернулись не все. Некоторые остались там, где они жили в течение жизни одного поколения или более.
Это важный контекст для истории Есфири. «В то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол свой, что в Сузах, городе престольном…» (Есф. 1:2). Библейское повествование разворачивается на фоне Персидской империи при этом царе.
В главе 1 царица Астинь теряет расположение царя, что приводит к тому, что он начинает искать другую царицу, которая бы заменила ныне изгнанную Астинь. Именно в этом контексте впервые появляются Есфирь и ее двоюродный брат Мардохей.
Прочитайте Есф. 2:5–11. Какие выводы мы можем сделать на основании этих стихов относительно положения Мардохея и Есфири в чужой стране?
Представляется, что Мардохей, будучи царским чиновником, сидел у ворот дворца и жил в Сузах с двоюродной сестрой Есфирью, которая была ему вместо дочери. Из-за их положения и места, где они проживали, они были погружены в культуру Персии (об этом говорят даже их имена, похожие на имена языческих богов Астарты и Мардука). Скорее всего, это была одна из причин, по которой Есфирь была выбрана для представления царю: «Тогда взята была и Есфирь в царский дом под надзор Гегая, стража жен» (Есф. 2:8).
Прочитайте Есф. 2:10, 20. Как вы считаете, почему Есфирь и Мардохей скрывали свое происхождение?
Хотя в стихе точно не сказано почему, но догадаться нетрудно. Будучи пришлыми людьми среди чужой культуры и религии, которые, как мы увидим, могли быть враждебными, они поступили мудро, промолчав о своем народе.
Какие могут быть обстоятельства, по вашему мнению, при которых было бы благоразумно не говорить открыто о своей вере? Или мы никогда не должны так поступать? Если никогда, то почему?
Вторник | Верное свидетельство Мардохея
Живя в чужой земле, Мардохей и Есфирь рано или поздно, если они хотели оставаться верными Богу, должны были столкнуться с испытаниями. Несомненно, таким стал случай, произошедший с Мардохеем.
Прочитайте Есф. 3:1–15. Почему Мардохей не стал кланяться Аману?
В Есф. 3 мы узнаем, что царь Артаксеркс возвеличил Амана и дал ему положение, при котором тот обладал полнотой власти. Всем было сказано, что они должны кланяться перед Аманом. Но мы читаем: «А Мардохей не кланялся и не падал ниц» (Есф. 3:2). Библия не поясняет причин, по которым Мардохей не кланялся перед этим человеком. Но мы знаем почему. Он — верный Богу иудей. Мардохей не желает отдавать дань уважения потомку Агага, амаликитянину, народ которого был врагом его народу со времен исхода (см. Втор. 25:19). Как мог правоверный еврей преклонить колени перед амаликитянином? Или, если уж на то пошло, как можно поклоняться кому-либо, кроме Господа?
Как вы считаете, оправдано ли было поведение Мардохея? Ведь он подверг смертельной опасности весь народ. Не лучше ли было ему ради безопасности народа смириться и поклониться Аману?
А как бы вы поступили на месте Мардохея?
«И говорили служащие при царе, которые у царских ворот, Мардохею: зачем ты преступаешь повеление царское?» (Есф. 3:3). Хотя мы не знаем в подробностях, как он ответил, следующий стих говорит, что «Мардохей… сообщил им, что он Иудеянин» (Есф. 3:4). Конечно, у Мардохея была возможность в своем ответе пояснить, что, будучи последователем Бога, Который сотворил небо и землю, он не может поклоняться человеку. Без сомнения, Мардохей мог отчасти свидетельствовать о своей вере, которой он придерживался столь строго, что это подвергало опасности его самого и, к сожалению, не только его.
«От Даниила и его товарищей и Мардохея яркий свет сиял среди нравственной тьмы царского двора Вавилона» (Уайт Э. Адвент Ревью энд Саббат Геральд, 13 мая 1884 года).
Когда Аман захотел уничтожить иудейский народ, он описал его так: «Один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют» (Есф. 3:8). Народ, чьи законы отличаются и кто не выполняет законов царя? Идеальная мишень для религиозных гонений.
Каким образом мы можем переживать такие же испытания, как у Мардохея, в наше время? Как поступать нам в таких случаях?
Среда | «Не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?»
Прочитайте Есф. 4:1–14. Почему именно в этот момент было нужно Есфири сказать о том, что она иудейка?
Когда Мардохей пришел к Есфири просить помощи, она уже была замужем за Артаксерксом несколько лет. В Персии существовал закон, что никто не мог приблизиться к царскому престолу без особого приглашения царя. Любой, кто не соблюдал этот обычай, рисковал жизнью. Зная об этом, Есфирь все же появилась перед царем без приглашения.
Мардохей своей верой стремился пробудить веру Есфири. В центре книги Есфирь слова Мардохея, обращенные к Есфири: «И сказал Мардохей в ответ Есфири: не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:13, 14).
Вера Есфири подверглась испытанию, когда Мардохей воззвал к ее любви к своему народу. Никто не знал, что она иудейка, кроме Мардохея, и как только она приняла решение, она без колебаний рискнула своей жизнью.
Ее вера в Бога была сильна, и она знала, что без Божьей помощи она не сможет достичь успеха. Ее ответ Мардохею обнажает ее веру: «Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну» (Есф. 4:16). Мардохей послал это известие всей иудейской общине в Сузах, и пока они молились и постились, Есфирь готовилась к судьбоносной встрече. «На третий день Есфирь оделась по-царски. И стала она на внутреннем дворе царского дома, перед домом царя; царь же сидел тогда на царском престоле своем, в царском доме, прямо против входа в дом. Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его. И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь и коснулась конца скипетра» (Есф. 5:1, 2).
Для иудеев в том положении, как описано выше, молитва сопровождалась постом. То есть, хотя они молились о себе самих, молитва была центром их действий. Какой урок мы можем извлечь из этого?
Четверг | Чудо Пурима
Исследователи Библии отмечают, что книга Есфирь — единственная книга в Священном Писании, в которой не упоминается имя Бога (Есф. 6:1: в Син. пер. написано, что Господь отнял сон у царя — так в греч. переводе этой книги, в еврейском тексте: царю не спалось. — Прим. ред.). Но иудеи были способны распознать Божьи действия в великом избавлении, совершенном для них, и эта книга вошла в библейский канон.
Можем ли мы увидеть Божье присутствие среди суеты нашей каждодневной жизни? Божьи действия могут принимать вид обычных, естественных событий, и если мы не обращаем на них пристального внимания, то не заметим Бога рядом с нами.
Прочитайте Есф. 9:1–12. К чему привели усилия Есфири?
Чудо Пурима принимает очень необычную форму. Чудо сокрыто, облечено в события, кажущиеся естественными. Указ уничтожить иудеев не был отменен, но был написан еще один указ, позволяющий иудеям защитить себя.
Кроме того, обратите внимание на то, что произошло еще и как Бог смог действовать в этих событиях. Персы заметили действия Бога в интересах евреев. И в итоге «многие из народов страны сделались Иудеями» (Есф. 8:17). Это значимый пример того, как действовал Господь, чтобы привести потерянные души к познанию Бога.
Вожди израильского народа увидели, как действует Бог. Когда иудеи одержали победу, защищая себя, они провозгласили ежегодный праздник (названный Пуримом) в память и в ознаменование своей победы. Эти дни все еще традиционно празднуются евреями в благодарность Богу и в память о Его избавлении.
Задание: молитесь, чтобы Бог на этой неделе дал вам смелость поделиться тем, что Он совершил в вашей жизни с одним из тех людей, что находятся в вашем молитвенном списке.
Что делать: начните записывать в дневник то, что Бог делает для вас. Просматривайте его и молитесь, чтобы Бог напомнил вам о Его действиях в вашей жизни в нужное время, чтобы вы могли поделиться этим с кем-нибудь. Продолжайте приглашать людей изучать библейские уроки.
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Каждому дому, каждой школе, каждому родителю, учителю и ребенку, которым открыт свет Евангелия, можно задать вопрос, заданный еще царице Есфири в критический момент истории Израиля: “И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?“» (Уайт Э. Воспитание. С. 263).
«Есфирь была красивой еврейской девушкой, двоюродной сестрой Мардохея. Он взял ее в свой дом после смерти ее родителей и полюбил как свою дочь. Бог с ее помощью спас еврейский народ от истребления в Персии». (Примечание: этот второй абзац выше является вводным материалом о Есфири, включенным в книгу «Дочери Божьи» на с. 45. Он не был написан Эллен Уайт. Однако две последующие цитаты, приведенные ниже, были написаны ею.)
«В древности Господь действовал чудесным образом посредством посвященных женщин, выполнявших Его дело вместе с мужчинами, которых Он избирал Своими представителями. С помощью женщин Бог одерживал великие и решающие победы. Во времена опасностей Он неоднократно выводил их вперед и с их помощью спасал жизнь многих. Руками царицы Есфирь Господь совершил великое избавление Своего народа. Когда казалось, что ничто уже не может спасти израильтян, Есфирь и помогавшие ей женщины постом, молитвой и своевременными действиями нашли выход из положения и спасли свой народ…
Изучая вклад женщин в развитие дела Божьего во времена Ветхого Завета, мы находим для себя уроки, которые помогают нам действовать в критических ситуациях, возникающих сегодня в нашем служении. Вероятно, ситуация не будет столь ответственной, как то случилось с народом Божьим во времена Есфири, но обращенные женщины часто способны выполнять важную работу и в более скромных обстоятельствах. Многие это уже делали и по-прежнему готовы делать» (Уайт Э. Дочери Божьи. С. 45, 46).
Вопросы для обсуждения
1. Книга Есфирь оставляет нам некоторые вопросы без ответа, в частности, в отношении роли Есфири при дворе царя, хотя она и была возвышена до царицы. Как мы должны примирить это с ее верой? И можем ли мы это сделать?
2. Знаменитые слова Есфири: «и если погибнуть — погибну» (Есф. 4:16) разносятся эхом в веках как пример верности даже перед лицом смерти. Как ее слова отражают то, с чем столкнется Божий народ в последние дни, когда сказанное в Откр. 13 станет реальностью?
3. Разберите в классе вопрос из материала за понедельник о сокрытии своей веры в то или иное время. Должны ли мы вообще так поступать?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →