Урок 10. 2–8 декабря. Миссия для тех, кто не слышал Весть (часть 1)
2 дек 2023
Суббота | Миссия для тех, кто не слышал Весть (часть 1)
Библейские стихи для исследования: Деян. 17; 1 Кор. 2:2; Рим. 1:18–25.
Памятный стих: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17:24).
Библия рассказывает, как Павел совершал евангельское служение в Афинах: «Итак, он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися» (Деян. 17:17).
Конечно же, Павлу было бы легче проповедовать среди иудеев, своих соотечественников. Но он не хотел ограничиваться только ими. Он был призван также для проповеди и другим людям.
Или Павел мог бы трудиться только с «боящимися Бога» язычниками, чье мировоззрение уже претерпело значительное изменение. У них уже было основание, на котором Павел мог строить, хотя они все еще нуждались в познании Бога, Которого они «боялись», — Иисуса-Мессии.
Но нет. Будучи в Афинах, городе, известном пристрастием к философии, Павел стремился проповедовать и его жителям. У многих из них было совершенно иное основание и мировоззрение, нежели у иудеев с их священной историей, составлявшей основание веры, в которой Павел хотел наставить афинян.
Как Павел стремился достучаться до этих людей и чему мы можем научиться на его примере?
Воскресенье | Еврей в Афинах
Прочитайте Деян. 17:1–16. Как Павел очутился в Афинах? Как вы считаете, что именно «возмутило дух» Павла в Афинах (17:16)?
Город Афины был «полон идолов» (Деян. 17:16). Зная историю своего народа и его склонность к идолопоклонству (несмотря на бесконечные предостережения), Павел был огорчен при виде всех тех идолов, что он увидел в Афинах. Несомненно, Павлом двигало сопереживание к афинянам, которые погибнут в своих грехах, если не узнают истинного Бога.
Сегодня наши города все еще полны идолов, хотя они иначе выглядят и не так очевидны, как в том, что увидел Павел. И, к сожалению, многие верующие в городах бездействуют. Павел же внимательно слушал голос Святого Духа, чтобы действовать. Он мыслил не так, как большинство верующих, которые все еще не уверены в том, что Евангелие предназначено для всех. Павел знал, что Бог хочет, чтобы афиняне спаслись, как и все другие люди. Он понимал, что идея всемирного благовестия подразумевала, что Евангелие нужно донести до тех, кто его никогда не слышал, включая язычников, поклоняющихся идолам, а также и философов, которых было много на улицах Афин.
Следовательно, Павел часто посещал рыночную площадь, где эти люди бывали. Мы даже можем сказать, что он организовал первый Учебный центр Глобальной миссии, используя рыночную площадь, чтобы изучать и тестировать методы воздействия на сердца и умы язычников.
Павел знал, что с афинянами ему нужно взаимодействовать по-другому, нежели в работе с иудеями и боящимися Бога язычниками. Для этих людей Бог израильского народа ничего не значил. Получается, ему был нужен совершенно иной подход.
Сегодня мы часто пытаемся обратиться к людям, которые далеки от иудеохристианского наследия. Следовательно, подобно Павлу, нам нужно использовать разные подходы в зависимости от того, с кем мы общаемся. Например, метод, который прекрасно работает в Буэнос-Айресе, может оказаться бесполезным в городе Бангкоке или другом месте.
Каким идолам поклоняются люди в вашем обществе? Как вы можете открыть им глаза на это?
Понедельник | Павел в ареопаге
Где бы ни был Павел, он проповедовал Евангелие, следуя поручению Бога. Именно так он поступил в Афинах.
Прочитайте Деян. 17:18–21. Как откликнулись язычники на рыночной площади на проповедь и вопросы Павла?
Конечно, своими «чужими божествами» Павел произвел впечатление на этих людей (см. Деян. 17:18), поэтому его повели в ареопаг, в ту часть города, где решались юридические и религиозные вопросы, хотя не похоже, чтобы Павлу грозил какой-либо судебный процесс. Кажется, это произошло для того, чтобы он мог высказаться и рассказать о своей вере (Деян. 17:19). Было бы трудно не учесть красноречие, страсть и ум Павла, даже если он и ратовал за идеи, которые могли показаться странными этим людям.
В Деян. 17:21 говорится, что афиняне очень любили слушать и обсуждать новые идеи. Обвинял ли их Лука в лености? Вероятно, нет. Скорее всего, он лишь указал на то, что они были изощренными мыслителями и сами участвовали в обсуждениях. В конце концов, Греция породила таких философов, как Сократ, Платон и Аристотель, чье влияние простирается до наших дней. Афины на протяжении веков считались центром интеллектуальной и философской мысли. Хотя некоторые из этих мыслителей не были атеистами, и, конечно, никто не был атеистом в современном значении этого слова, многие их философские идеи серьезно отличались от библейского учения. Например, воскресший Мессия едва ли мог вписаться в философию эпикурейцев и стоиков.
Павел ожидал, что в Афинах Святой Дух сможет использовать его знания и ораторское мастерство, которые он приобрел, обучаясь у ног Гамалиила. Но на самом деле Святой Дух помог Павлу использовать знания, полученные им на улицах Афин. «Самые мудрые из его слушателей были удивлены его доводами, ибо он показал, что знаком с их произведениями искусства, литературой и религией» (Уайт Э. Деяния апостолов. С. 237).
После своей проповеди язычникам и философам в Афинах Павел написал коринфянам: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Обсудите, как Христос может быть центром нашей Вести, кому бы мы ни проповедовали.
Вторник | Павел и неведомый Бог
Обратите внимание, что Павел не порицал ложную религию или ложных богов афинян. Он отметил все положительные моменты, которые только смог найти, и извлек из них пользу.
Прочитайте Деян. 17:22, 23. Опишите на основании этих стихов методы, которые Павел использовал, чтобы проповедовать афинянам Евангелие Иисуса Христа.
«Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян. 17:22). Павел их похвалил! Несмотря на то, что их религия была ложной, он одобрил их посвященность, поскольку посвященность даже ложной религии похвальна, нежели полное пренебрежение духовностью.
Павел продолжил: «проходя и осматривая ваши святыни…» (Деян. 17:23). Описывая свое внимание к религии афинян, Павел выказывал уважительное отношение к людям. Он не врывался к ним, как самопровозглашенный эксперт, у которого есть все ответы, нужные этим людям! Если бы он предстал перед ними в такой роли, его никто не стал бы слушать. Он же производил впечатление такого человека, который искренне заботится о слушателях, желая им блага.
Комментируя надпись «неведомому Богу» (Деян. 17:23), Павел использовал возможность того, что было можно счесть поиском общих оснований. Многие из них верили в богов, что служило основанием для дальнейшего разговора. Он не высмеивал жертвенник неведомому Богу. Вместо этого он высоко оценил этих людей и восхищался тем, что они так заботились о духовных вопросах, что приложили усилия и потратили деньги на поклонение кому-то, кого они даже не знали, просто на всякий случай.
Были ли они на ложном пути? Конечно. Но их посвященность идолам говорила об их духовной жажде, которая уже делала их открытыми для Святого Духа. Павел нашел тему для разговора, которая могла бы вызвать интерес к живому Богу.
Какие точки соприкосновения, по вашему мнению, могут открыть возможность для более глубокого диалога с людьми, с которыми вы знакомитесь?
Среда | Знакомство с новым Богом
Теперь, когда Павел завладел вниманием афинян, он обратил взоры своих слушателей к Богу небесному.
Прочитайте Деян. 17:24–27. К какому подходу прибегает здесь Павел в попытке убедить этих людей?
Для людей, заботившихся о духовных вопросах настолько, чтобы построить жертвенник неведомому Богу, слова Павла звучали любопытно: Бог-Творец, Который не живет в храме и ни в чем не нуждается от людей, но при этом восполняет людские нужды. Для культуры, основанной на греческой мифологии, где боги непредсказуемы, эгоистичны и жестоки, идея о Боге, Которого описывал Павел, была удивительно любопытной.
Факт состоит в том, что Этого Бога, Которого они не знали, можно было узнать! На самом деле, Он даже хочет, чтобы с Ним познакомились.
Вероятно, Павел говорил в ареопаге более пространно, чем мы узнаем из записанного Лукой. Очевидно, что Лука кратко изложил речь Павла. Каждое утверждение Павла, с которыми мы познакомились до сих пор, вероятно, было освещено более подробно. Значит, мы можем разбить речь Павла на следующие элементы:
1) Павел сначала похвалил их духовную осведомленность и искренность. 2) Далее он показал, что знаком с их верованиями, и отметил те моменты, которые были достойны уважения. 3) Затем он рассказал им об одном конкретном моменте, обнаруженном в ходе исследования их религии, которого, по их же словам, они не понимают. 4) После этого он поделился с ними знанием о Боге, которое, по его мнению, им было совершенно необходимо узнать, а именно: Бог существует, Он любит их, Он недалеко от них. 5) Наконец, в конце своей речи Павел предостерег их, поведав, что значит отвергнуть знание об Этом Боге, Которого они еще не знают.
Павел построил диалог с этими людьми, основываясь на том, во что они верят. Обратите внимание, как Павел говорит о сотворенном мире, в котором открывается Бог-Творец (см. также Рим. 1:18–25). Почему для большинства людей этот подход столь хорош, по крайней мере, для начала беседы? Что в сотворенном мире так убедительно указывает на Бога?
Четверг | Дойти до сути
Прочитайте Деян. 17:24–34. Как Павел продолжает свое свидетельство?
Также интересно отметить, что Павел процитировал некоторых греческих авторов, чьи идеи были близки к истинам Священного Писания. Это позволило Павлу выстроить контакт с аудиторией и продолжить беседу. Несомненно, стремясь достичь людей, мы должны познакомиться с тем, во что они верят, и найти точки соприкосновения, тогда нам будет проще поделиться с ними своей вестью.
Отметьте также, что Павел использует свою осведомленность, чтобы рассказать им о том, о чем хочет: о воскресении Иисуса и надежде, которую оно дает им всем. Лука описал отклик на последние слова Павла о воскресении. Некоторые насмехались над этой идеей, другие хотели еще послушать Павла на эту тему, а некоторые поверили. Ключевым для нас в этой истории является то, что все они действительно слушали. И на это Павел надеялся с самого начала.
Мы знаем, что некоторые люди отвергнут Евангелие, но мы должны сделать все возможное, чтобы, прежде чем они его отвергнут, они поняли, что именно отвергают. Павел своим методом работы среди афинян добился того, что они без предубеждения услышали о существовании Бога, Которого они не знали, но Который создал их. Этот Бог любит их и хочет, чтобы они знали Его. Он был милостив к ним, несмотря на их невежество. Но приближался День суда. И если все это звучало слишком невероятно, то воскресение Христа было явным доказательством этого.
Теперь, когда люди на самом деле услышали и поняли весть Павла, они должны были выбрать для себя — отвергнуть ее или принять. И некоторые приняли ее, продолжили ее изучение и стали последователями Иисуса (см. Деян. 17:34).
Задание: в молитве просите особого водительства Божьего, чтобы понять, как наилучшим образом свидетельствовать кому-то, кого вы знаете.
Что делать: продолжайте молиться о населенном пункте в вашем регионе, где нет адвентистов. Предлагайте людям книгу года и библейские уроки.
Пятница | Для дальнейшего исследования
Одним из основных выводов из истории о проповеди Павла в ареопаге является практическое изучение того, как найти подход к неохваченной Вестью группе неверующих, в результате чего в Афинах появилась небольшая группа верующих.
«Слова Павла, его поведение и обстоятельства, в которых он находился, были запечатлены вдохновенным пером, дабы все последующие поколения узнали о несгибаемом мужестве одинокого апостола среди враждебного окружения, о его непоколебимой уверенности и о победе, которую он одержал во имя христианства в самом средоточии язычества.
Слова Павла — сокровища знания для церкви. В подобных обстоятельствах ему ничего не стоило выступить с обличительной речью, которая привела бы в ярость его гордых слушателей, а его самого поставила бы в затруднительное положение. Ведь если бы он оскорбил их богов и великих мужей города, его могла бы постигнуть участь Сократа. Но с тактичностью, проистекавшей из Божественной любви, он осторожно перевел их внимание с языческих богов на истинного Бога, Который был им неведом» (Уайт Э. Деяния апостолов. С. 340, 341).
Своим непосредственным общением с людьми, изучением их культуры и религии, его уважением к их посвященности духовной стороне жизни Павел сделал нечто знаменательное в Афинах — то, что является сокровищем знания для церкви. Он не вызвал раздражения у своих слушателей. Это само по себе было крупным достижением, вдохновленным Богом. Это, по словам Эллен Уайт, сокровище, на которое мы как церковь должны обратить внимание в этой истории.
Вопросы для обсуждения
1. Если взять в качестве источника историю о Павле в Афинах, то каков первый шаг каждого, кто начинает евангельское служение в новом городе?
2. Какое поведение требуется от христиан, чтобы установить общение с людьми, которые не знают Бога?
3. Когда современные идолы вызывают у нас чувство негодования, то чего мы должны избегать, особенно в самом начале общения?
4. Павел мог бы ограничиться рассказом афинянам о любящем Боге, и они были бы вполне довольны. Но Павел рассказал и о воскресении, из-за чего большинство слушающих посчитали его идеи безумными. Следовало ли ему это делать? Почему да или почему нет?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →