Урок 5. 28 октября — 3 ноября. Отговорки, чтобы избежать миссии
28 окт 2023
Суббота | Отговорки, чтобы избежать миссии
Библейские стихи для исследования: Ион. 1–4; Наум. 1:1; 4 Цар. 17:5, 6; Пс. 23:1; Иак. 1:27; Ис. 6:1–8.
Памятный стих: «И я услышал, как Владыка Господь вопрошал: „Кого Мне направить к народу Своему? Кто будет вестником Нашим?“ Я отозвался: „Я готов пойти — отправь меня!“» (Ис. 6:8; ИПБ).
Не все, призванные для исполнения миссии, были столь послушны, как Авраам. Иона — пример этого (прочитайте Ион. 1–4). Бог призывает Иону возвысить свой голос против грехов Ниневии, столицы Ассирии. Этот город, находящийся на территории современного Ирака, был приблизительно в 900 километрах от Иерусалима, на расстоянии месячного пути. Иона не просто отказался пойти туда — он побежал в противоположном направлении. Прибыв в Иоппию, он приобрел билет в Фарсис, ныне на территории южной Испании. Чтобы преодолеть 3200 километров по морю, требовалось не меньше месяца, в зависимости от погоды. Не желая противоборства с царем ассирийским, Иона потратил месяц, который бы ему потребовался, чтобы добраться в Ниневию, на то, чтобы убежать подальше от нее. Почему же он, человек Божий, поступил подобным образом?
Ниневитяне были людьми заведомо плохими, этот народ был известен своими нечестием и жестокостью, он нападал на Израиль и Иудею. Тем не менее Бог призвал Иону пойти в Ниневию и выступить против ее великого нечестия (см. Ион. 1:2). Здесь слова очень похожи на те, которыми Бог описывал Содом и Гоморру в диалоге с Авраамом в Быт. 18:20, 21. Но как мы видим, отклик Ионы был противоположным отклику Авраама.
Что мы можем почерпнуть из истории Ионы о тех отговорках, которые у нас могут возникнуть, чтобы не исполнять порученной миссии?
Воскресенье | Страх
Прочитайте Наум. 1:1; 3:1–4; 4 Цар. 17:5, 6; 19:32–37. Что эти стихи говорят нам о Ниневии и ее жителях? Как вы считаете, в чем была причина решения Ионы бежать в Фарсис вместо того, чтобы идти в Ниневию?
Одной из причин, по которым Иона, возможно, не хотел идти в Ниневию, был страх. Ассирийцы были грозными врагами, а Ниневия была столицей этого царства.
«Во дни разделения Израиля Ниневия, столица Ассирийского царства, была одним из самых больших городов древнего мира… Во времена своего процветания Ниневия была средоточием преступлений и нечестия. Писание называет ее „городом кровей, полным обмана и убийства“ (см. Наум. 3:1). В образных выражениях пророк Наум сравнивает Ниневию с жестоким, прожорливым львом. „Ибо на кого, — спрашивает он, — не простиралась беспрестанно злоба твоя?“» (Уайт Э. Пророки и цари. С. 265).
Ниневия была величественным городом. Историки сообщают нам, что при Сеннахериме город сильно разросся, в частности, был построен огромный юго-западный дворец, размеры которого составляли 503 метра на 242 метра. В нем было по меньшей мере 80 помещений. Сеннахерим также построил 18 каналов для орошения города, вода по которым поступала из источника, который располагался на расстоянии 65 километров от города. Даже его размер был устрашающим.
Но ассирийцы к тому же были жестоким и безжалостным народом. В своем отчете о завоевании Вавилона Сеннахерим хвастался, что завалил его улицы трупами его жителей, от мала до велика, а барельефы, которые находят при раскопках, изображают сцены того, как воины пронзают своих жертв. Это были такие люди, с которыми лучше было не связываться. Поэтому неудивительно, что, представив себя среди толпы ниневитян, Иона испугался.
Читая историю Ионы, мы с неодобрением оцениваем его поступок за то, что он позволил страху помешать в следовании повелению Божьему. Но вот что мы при этом опускаем — мы поступаем так же, когда позволяем страху управлять нами, а не следовать призывам Божьим.
Вспомните случай, когда вы явно ощущали, что Бог направляет вас сделать что-то, чего вы не хотели делать из-за страха. Какие уроки вы извлекли из этого опыта?
Понедельник | Ошибочные мнения
Когда на море разразилась буря, Иона признал себя виновником происходящего (Ион. 1:1–12). Его поступок раскрывает нам верования людей того времени. Люди верили в то, что боги управляют стихиями, а море воспринималось как хаос, царство бесов. Согласно представлениям моряков, чтобы усмирить их ярость, нужно было принести жертву. Хотя Иона и был евреем, на его мировоззрение, по-видимому, повлияли представления, характерные для его времени.
Прочитайте Ион. 2:1–3, 7–10. Что, на ваш взгляд, произошло с духовным миром Ионы в течение трех дней во чреве кита?
К какому решению приходит в конце концов Иона (Ион. 2:10)?
Хотя Иона бежал из той земли, где люди провозглашали Яхве своим Богом, он познал (трудным путем), что, даже когда он идет к людям иной культуры, Яхве и там является Верховным Владыкой. Ветры и волны покорны Богу. И рыбы тоже. «Господня — земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1). Сердце Ионы обратилось к Владыке суши и моря, он исповедовал свой грех и был спасен.
Подобно Ионе, мы можем неверно понимать Бога и то, чего Он ожидает от нас. Существует заблуждение, согласно которому Бог якобы хочет, чтобы мы сосредоточились на своем собственном спасении и удалились от нечестивого мира вокруг нас. Хотя нам и сказано хранить себя «неоскверненными от мира» (Иак. 1:27), наше внимание должно быть направлено на то, как мы можем принести Божьи благословения и надежду нуждающимся в этом людям.
Другое заблуждение, которое удерживает нас от принятия Божьего призыва к миссии, — это представление о том, что успех зависит от нас самих. Мы не в большей степени можем спасать души, чем Иона мог спасти Ниневию. У нас может быть менталитет «спасателей» в отношении миссии, но мы призваны не к тому, чтобы спасать, а к тому, чтобы сотрудничать с Богом в Его деле спасения. Мы свидетельствуем, прославляя Бога за те пути, которыми Он меняет нас, но только Бог может привлечь людей к Себе. Мы можем сеять семена истины, но лишь Бог может обратить сердце. Мы часто путаем свою роль с Божьей, и этого бывает достаточно, чтобы найти отговорку и не свидетельствовать. Да, Бог использовал Иону, но лишь Бог, а не Иона обратил жителей Ниневии.
Приобретать души для Христа — это тяжкий труд, слишком тяжкий, чтобы человек мог его совершать сам. Как мы можем позволить Богу приобретать души через нас, нашу жизнь и свидетельство?
Вторник | Дискомфорт
Пережитый Ионой опыт во чреве большой рыбы (см. Ион. 2) был драматическим проявлением Божьей любви и милости, и молитва Ионы показывает, что он воспринял Божью весть любви. Но то, что он имел невероятную встречу с Богом, еще не означало, что его прошлые мысли и представления легко переменятся, хотя он так или иначе пошел в Ниневию.
Прочитайте Ион. 3. Как люди откликнулись на проповедь Ионы? Какие уроки о свидетельстве содержатся в этом для нас?
Какими бы ни были личные чувства Ионы в отношении ниневитян, он проповедовал им то, что ему повелел Бог, и результаты оказались поразительными. Ниневитяне покаялись! Да, Ионе пришлось пройти через многое, сделать то, чего не хотел, но когда он это сделал, Бог прославился в этом. Таким образом, миссия Божья совершается теми, кто готов пойти на жертвы, пусть и неохотно. Нам следует поступиться собственными убеждениями ради Бога, Который желает спасти погибающих. Подобно Ионе, мы порой руководствуемся предрассудками, которые удерживают нас от служения человеку или группе людей.
Переоценка своих предрассудков требует смирения. Участие в миссии требует времени и эмоциональных сил. Вкладываться в жизнь других и по-настоящему заботиться о них может быть обременительным. В век, когда мы сами, испытывая стресс, с трудом справляемся со своей жизнью и проблемами, оказывать эмоциональную поддержку другим может показаться слишком сложной задачей.
И, наконец, участие в миссионерской работе часто требует пересмотра того, как мы относимся к деньгам и как мы их используем. Расходы, связанные с миссией, существуют независимо от того, связаны ли эти расходы с оказанием помощи людям, приобретением литературы и миссионерских материалов или оплатой услуг, удобств, которые позволяют освободить время для миссионерской работы. Какую бы форму это ни принимало, миссионерская работа требует жертв.
Благая весть в том, что несмотря на недостатки Ионы, Бог с великой силой трудился, чтобы привести ниневитян к покаянию. К несчастью, Иона не разделил радости, которая воцарилась на небесах.
На какие жертвы Бог просит вас пойти или быть готовым пойти, ради того, чтобы рассказать о Его любви кому-то еще? Насколько вы доверяете тому, что Он исполнит обетование и обогатит вашу жизнь, несмотря на принесенную жертву?
Среда | Ожидание неприятия
«О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион. 4:2). Какую прекрасную молитву произнес Иона! Или нет?
Прочитайте Ион. 4. Что с ним не так?
Иона питал столь глубокую ненависть к тому народу, к которому был послан Богом, что ему казалось, лучше умереть, чем потерять лицо, когда его мрачное пророчество о Ниневии не исполнилось. Иона хотел, чтобы Ниневия стала вторым Содомом и Гоморрой. Он надеялся, что Божьи суды падут на этот ненавистный народ. Когда же этого не случилось, его мировоззрение пошатнулось до основания, и Иона хотел лучше умереть, чем допустить, чтобы его мир перевернулся вверх тормашками.
Второй раз в истории Ионы Бог противостоит ему, но не проповедью или словами, а используя наглядность. Мировоззрение формируется не по приказу. И меняется оно не потому, что мы что-то услышали новое или иное. Мировоззрение часто формируется и меняется в результате жизненных опытов и того, как их интерпретируют и поясняют.
Бог дал Ионе пережить новый опыт, чтобы он признал свое предвзятое мнение. Бог сделал так, что за один день чудесным образом выросло большое растение, чьей тени было достаточно, чтобы укрыть Иону от палящего солнца. Иона обрадовался, но не Богу, Который совершил чудо, а растению. Вместо того чтобы посчитать это незаслуженным чудом, он счел это заслуженным благословением, которое следовало за хорошо выполненным делом. Когда растение погибло, Иона разозлился и возжелал смерти.
За этим последовали Божьи слова мягкого исправления, помогающие Ионе осознать, как глупо было с его стороны ценить растение больше, нежели жизни тысяч мужчин, женщин и детей, живших в Ниневии, а также их скота.
Повествование не говорит о покаянии Ионы. Эта история с открытым концом обращена к нам. Как мы относимся к тому, что Бог переживает о нечестивых людях всего мира, о тех, кто исполнен зла, кто не слышал Благой вести?
Четверг | «Я готов пойти — отправь меня!» (Ис. 6:8; ИПБ)
История Ионы более чем удивительна. Тот факт, что Бог мог спасти ниневитян несмотря на несовершенное свидетельство Ионы, — это суровое напоминание о том, что мы просто возвещатели воли Бога, Который один может обличать и обращать сердца. Это напоминание о том, что Бог ищет только добровольных и смиренных вестников, которые будут следовать Его указаниям.
Прочитайте Ис. 6:1–8. Какова главная мысль, высказанная в этом отрывке?
Призыв звучит. Бог ищет добровольцев. Мы должны ответить на этот призыв, подчинившись Его водительству, слушая Его голос, выбирая послушание любым Его повелениям.
История Ионы также показывает Божью любовь к людям, которые живут там, где Его любовь не ощущается, а Его голос не слышен. Так же, как Бог пожалел жителей Ниневии, Он жалеет миллионы людей, которые проживают сегодня в городах, где здания подменяют собою деревья и цветы, а постоянный шум затрудняет способность остановиться и прислушаться к своему сердцу. О ниневитянах Бог сказал, что «не могут они правую руку свою от левой отличить» (см. Ион. 4:11; ИПБ). Богу нужны вестники, которые готовы нести Его весть надежды тем, кто пресыщен суетой и жизненными пороками.
Исаия услышал голос, говорящий «Кто пойдет?» Каким будет ваш ответ?
Задание: на чистом листе бумаги или в своем молитвенном дневнике составьте список из десяти человек, о которых вы знаете, что они неверующие. Будем называть их вашими «учениками». Перечислите их по имени, если это возможно. Держите этот список под рукой и до конца квартала ежедневно молитесь за каждого из ваших десяти учеников. Молитесь, чтобы Бог помог установить дружеские отношения со знакомыми людьми. Молитесь, чтобы вы могли развить более глубокие, тесные, доверительные отношения со своими друзьями. По мере углубления ваших отношений внимательно наблюдайте и слушайте, чтобы понять их нужды, обиды и боль. Затем молитесь, чтобы Бог восполнил их нужды. Продолжайте искать возможность предложить людям изучать библейские уроки.
Что делать: выберите населенный пункт, расположенный рядом с вашим местом жительства, где нет или мало адвентистов. Начните молиться за людей, которые живут и работают там. Просите, чтобы Бог позволил появиться там адвентистам, чтобы наши братья и сестры могли бы поделиться истиной о скором пришествии Иисуса.
Пятница | Для дальнейшего исследования
У Эллен Уайт есть суровое предостережение для тех, кто не решается последовать призыву Иисуса свидетельствовать окружающим.
«Оправдания тех, кто не делает эту работу, не освобождают их от ответственности, и если они решают не выполнять эту работу, они пренебрегают душами, за которые умер Христос, пренебрегают данной им Богом ответственностью, и в небесных книгах отмечается, что они неверные рабы. Работает ли служитель подобно Учителю, чтобы укреплять и благословлять других, если он закрывается от тех, кто нуждается в его помощи? Те, кто пренебрегает личным общением с людьми, становятся эгоцентричными; им нужен именно этот опыт общения со своими собратьями, чтобы они могли понять свое духовное состояние и знать, как поддержать стадо Божье, давая каждому пищу в должное время. Те, кто пренебрегает этой работой, тем самым показывают, что нуждаются в нравственном обновлении, и после него они увидят, что не несли бремени труда» (Уайт Э. Адвент Ревью энд Саббат Геральд, 30 августа 1892 года).
Хотя это очень суровые слова, подчеркивающие важность, которую Бог придает миссионерской работе, все же мы не оставлены без надежды. «На Иону возлагалась величайшая ответственность, но Тот, Кто поручил ему это дело, был достаточно силен, чтобы поддержать его и привести к успеху. Если бы пророк беспрекословно повиновался Богу, он избежал бы тех горьких переживаний, которые впоследствии выпали на его долю, и получил бы обильные благословения. Однако Бог не оставил Иону в его отчаянии. Пройдя через многие испытания, пережив необыкновенные происшествия, пророк должен был научиться проявлять свое доверие к Богу и Его безграничной силе спасать» (Уайт Э. Пророки и цари. С. 266).
Подобно Ионе, мы можем легко находить отговорки, чтобы не участвовать в миссионерской работе. Мы можем руководствоваться различными мотивами. Однако призыв к нашей миссии не менее конкретен, чем призыв к миссии Ионы. Вопрос в том, как я отвечу на него.
Вопросы для обсуждения
1. На какие оправдания вы склонны опираться, чтобы не участвовать в миссионерской работе? Что является вашей «Ниневией»?
2. Подумайте о том, насколько драгоценна адвентистская весть. Подумайте о том, насколько вы благословенны, зная эти истины. Что удерживает вас от того, чтобы поделиться с другими тем, что мы так любим?
3. Как, по благодати Божьей, вы можете научиться преодолевать любые страхи в отношении миссионерской работы и свидетельства?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →