Памятный стих: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25).
В Еф. 5:21–33 Павел развивает идею подчинения верующих друг другу (Еф. 5:21); затем он дает советы женам-христианкам (Еф. 5:22–24) и мужьям-христианам (Еф. 5:25–32); и в заключение он кратко излагает наставления для тех и других (Еф. 5:33).
В этом наставлении те, кто изучает Библию сегодня, могут услышать, как воскресший Христос говорит о наших взаимоотношениях. Мы можем рассматривать Еф. 5:21–6:9 как способ Павла осовременить великую тему послания — единство, но применив ее теперь уже для христианской семьи. В то время как Павел жестко критикует порочные социальные связи ветхого человека (Еф. 4:22), он также празднует создание нового человека (Еф. 2:15). Изнутри этих ветхих связей верующие показывают, что новая сила, Святой Дух (Еф. 2:22; 3:16; 5:18–21; 6:17, 18), и новая этика, основанная на Христе (Еф. 4:13, 15, 20–24, 32; 5:2, 10, 17, 21–33), вступают в действие, что указывает на окончательное осуществление Божьего замысла для Его народа и всего мира.
Воскресенье | Совет женам-христианкам
Павел начинает с ключевого отрывка, Еф. 5:21, соединяющего Еф. 5:1–20 и Еф. 5:22–33, в котором он призывает членов церкви подчиняться друг другу (ср. Мк. 10:42–45; Рим. 12:10; Флп. 2:3, 4). Верующие должны делать это, «благоговея перед Христом» (Еф. 5:21; ИПБ). Здесь первый из нескольких случаев, когда Павел указывает, что отношения со Христом являются наиболее важными и определяющими для верующих.
Что Павел имеет в виду, призывая членов церкви повиноваться друг другу? Что это значит? См. Еф. 5:21.
Почему именно обоюдное повиновение важно в христианских и в том числе семейных отношениях?
Павел также призывает жен повиноваться «своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22), поясняя, что жены должны подчиняться каждая своему мужу (см. также 1 Петр. 3:1, 5). Когда Павел говорит, что жены должны повиноваться мужьям, «как Господу», имеет ли он в виду, что жена должна подчиняться своему мужу, как если бы он был Христом; или, вместо этого, Он имеет в виду, что Христос является самым истинным и высшим средоточием ее подчинения?
Что значит в семейных отношениях повиноваться мужу, «как Господу» (Еф. 5:22)? Какие в реальной жизни встречаются другие варианты подчинения в семьях?
Принимая во внимание Еф. 6:7, где Павел наставляет рабов служить, «как Господу, а не как человекам», и Кол. 3:18, где Павел наставляет жен подчиняться своим мужьям, «как прилично в Господе», последний вариант кажется более предпочтительным. Жены должны почитать Христа больше, чем своих мужей.
И в Послании к колоссянам, и в Послании к ефесянам Христос, и только Христос назван Главой церкви, которая является Его Телом (Еф. 1:22; 5:23; Кол. 1:18) — «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела [церкви]» (Еф. 5:23). По аналогии муж — «глава жены» (Еф. 5:23), а верность церкви Христу служит образцом для верности жены своему мужу. Этот отрывок предполагает, что перед нами здоровый брак, где проявляются любовь и забота. Не следует толковать этот стих как допущение какой-либо формы домашнего насилия.
Почему так важно помнить в свете того, что мы только что прочитали, следующий совет? «Если муж груб, невежлив, самолюбив, суров и властен, то пусть он никогда не рассуждает о том, что муж является главой жены и что она должна во всем подчиняться ему, ибо он не Господь и даже не муж в истинном смысле этого слова» (Уайт Э. Христианский дом. С. 117).
Понедельник | Церковь — невеста Христова, часть 1
Сравните Еф. 5:25–27, 29 с историей о девушке из Иез. 16:1–14. Какие элементы этой истории Павел отражает в своем собственном изображении на эту тему?
Когда Павел в Еф. 5:25–27, 29 придает форму своей метафоры свадьбы-брака, применяя ее к церкви и ее отношениям со Христом, он творчески использует обычаи и роли, которые присутствовали на свадьбе в древности. По отношению к церкви-невесте Христос является Божественным женихом, который:
1. Любит церковь как невесту (Еф. 5:25). Мы никогда не должны забывать, что эта любовь исходит из сердца Иисуса. Он любит нас!
2. Отдает Себя в качестве выкупа за невесту. В контексте древних свадебных церемоний жених «выкупал» невесту, давая «выкуп за невесту», который обычно представлял собой большую сумму денег и других материальных ценностей, настолько большую, что экономика древних деревень зависела от этого обычая. Христос платит за церковь как за Свою невесту наивысшую цену, поскольку Он «предал Себя за нее» (Еф. 5:25). В воплощении и на кресте Он отдает Себя в качестве выкупа за невесту.
3. Омывает Свою невесту. Подготовка невесты была важной частью древних свадебных торжеств. Как и сегодня, невесту к церемонии готовили подружки и родственницы невесты. Павел, однако, представляет, что Божественный Жених готовит Свою невесту к свадьбе! Именно Он освящает и очищает ее «банею водною» (Еф. 5:26), что, вероятно, относится к крещению.
4. Говорит слово обетования. Это очищение совершается «посредством слова» (Еф. 5:26), что указывает на слово обетования, которое Божественный Жених говорит Своей невесте, возможно, в контексте церемонии обручения (ср. Еф. 1:3–14; 2:1–10, обращая внимание на Божьи обетования к верующим во время их обращения). Обручение было древней версией современной помолвки, но представляло собой гораздо более серьезный набор договоров, который включал письменное соглашение о выкупе за невесту (от мужа) и приданом (средства, которые невеста принесет на свадьбу от своей семьи).
5. Готовит и украшает невесту. Когда невесту наконец представляют жениху, она ослепительно красива, появляется в безупречном великолепии (Еф. 5:27). Христос не только омывает невесту; Он также готовит и украшает ее.
Как эти стихи помогают нам понять, как Христос относится к нам? Почему мы должны находить это таким утешительным?
Вторник | Церковь — невеста Христова, часть 2
Как Павел использует элементы древней свадьбы, обращаясь к христианам в Коринфе? См. 2 Кор. 11:1–4.
Используя последний элемент древней свадьбы, в Еф. 5:25–27 Павел изображает Христа как Того, Кто: представляет невесту (Самому Себе). В древние времена невесту выдавал друг жениха, друзья жениха или ее отец. Но только не жених! Здесь, однако, Павел показывает Иисуса, представляющего невесту-церковь Самому Себе.
Павел использует свадебные обычаи и роли, чтобы подчеркнуть отношения Христа с церковью в развернутом хронологическом порядке:
1. Обручение. Христос пожертвовал Собой за церковь (в качестве «выкупа за невесту») и таким образом обручился с ней (Еф. 5:25).
2. Подготовка к свадебной церемонии. Жених продолжает оказывать внимание невесте, освящая и очищая ее (Еф. 5:26).
3. Сама свадебная церемония. Теперь внимание Христа связано с представлением невесты на свадьбе (Еф. 5:27). Этот последний элемент относится к грандиозному свадебному торжеству по Его возвращении, когда Христос, Жених, придет, чтобы заявить права на церковь как на невесту и представить ее Себе (Еф. 5:27; ср. 2 Кор. 11:1, 2; Кол. 1:21–23, 28).
Древние свадьбы часто начинались с ночного шествия (Мф. 25:1–13). Жених и его свита собирались в доме жениха — новом доме пары. Торжественная церемония начиналась с процессии. Толпа, ликуя, направлялась к дому отца невесты, освещая дорогу факелами под звуки радостной, ритмичной музыки. Забирая невесту там или встречая по пути процессию невесты, шествие доставляло молодоженов в их новый дом, где гости устраивали недельный пир, пиком которого была свадебная церемония, когда невесту представляли жениху.
Когда Павел изображает Христа, представляющего церковь Самому Себе, он ссылается на это грандиозное шествие и на момент представления. При этом он создает трогательный портрет возвращения Христа, рисуя это событие как будущую свадебную церемонию, когда долгое обручение между Христом и Его церковью завершится и будет свадебный пир.
Какую весть мы должны извлечь для себя из всех этих положительных, счастливых и вселяющих надежду образов?
Среда | Любите своих жен, как самих себя
Какие два аргумента использует апостол Павел, чтобы побудить мужей проявлять нежную любовь к своим женам? (См. ст. 25, 28)?
Мужья, любите жен, как (ст. 25)
Мужья, любите жен, как (ст. 28)
Какие практические выводы для семейной жизни можно сделать из каждого из этих стихов?
Правила Павла для христианской семьи раскрывают сложный социальный контекст (Еф. 5:21–6:9). В Еф. 5:28–30 Павел обращается к мужьям, которые, следуя общепринятому порядку того времени, могут предпочесть «возненавидеть свою плоть» (Еф. 5:28, 29), оскорбляя и избивая своих жен. В греко-римском мире времен Павла юридическая власть «отца семейства» (лат. pater familias) была очень широкой. Он мог жестоко наказать или даже убить свою жену, детей и рабов и при этом остаться в рамках своих законных прав (хотя проявление своей власти таким способом общество все больше ограничивало).
В Еф. 5:25–27 Павел подробно описывает высший пример любви — любовь Христа к церкви, предлагая совершенно иную модель поведения для мужей. Теперь, прежде чем привести новый аргумент, он снова указывает на этот замечательный пример, прося мужей поступать «так» (Еф. 5:28), как Иисус, Который «предал Себя» за Свою невесту, церковь, и заботится о ее нуждах (Еф. 5:25–27). Павел призывает мужей отказаться от поведения, которое ожидалось от мужей того времени, но стремиться соответствовать нежной любви Христа.
В Еф. 5:28–30 Павел добавляет новое обоснование для любви мужей к своим женам — любовь к себе. Павел приводит прописную истину — «никто никогда не имел ненависти к своей плоти» (по крайней мере, никто из тех, кто в здравом рассудке). Мужья не причиняют себе вреда и не бьют сами себя. Вместо этого они «питают и греют» свое тело (Еф. 5:29). Стремясь искоренить грубость и насилие по отношению к женам, Павел призывает мужа отождествлять себя со своей женой. Вы настолько едины со своей женой, утверждает Павел, что причинять ей вред — это не что иное, как причинять вред себе, а большинство людей в здравом уме этого не делают.
Возвращаясь к примеру Иисуса, Павел утверждает, что Христос Сам проявляет нежную заботу о Себе, заботясь о верующих, которые являются «телом Его» (Еф. 5:29, 30). Выстраивайте свое поведение по отношению к жене, говорит Павел, исходя из того, как вы относитесь к себе и в конечном счете из того, как относится к вам Христос.
Павел приводит в пример Иисуса как женам, так и мужьям. Чему вы можете научиться у Иисуса в отношении любви к вашим членам семьи?
Четверг | «Двое одна плоть» — пример брака
Изучите повествование о сотворении мира в Быт. 2:15–25. Какие важные события, предшествующие тому событию, когда мужчина и женщина стали «одна плоть», описаны в этом рассказе?
Ключ к применению совета Павла к женам и мужьям в том, чтобы рассматривать его цитату из Быт. 2:24 (Еф. 5:31) как вершину всего высказывания на эту тему. Размышляя над историей сотворения мира в книге Бытие, Павел рассматривает нужды христианских общин и здоровье семей в рамках этой истории. Согласно Быт. 2:24, брак должен быть отношениями «одной плоти», где сексуальное единение находит отражение в эмоциональном и духовном единстве, а эмоциональное и духовное единство придает смысл сексуальным отношениям. Сам Бог находит (создает) для Адама его невесту. Адам признает этот выбор Бога. Господь одобряет и благословляет их союз. Только после этого они становятся «одной плотью».
Обратите внимание, что, цитируя Быт. 2:24, Павел выбирает утверждение о браке, сделанное до грехопадения, и применяет его к отношениям между верующими мужьями и женами. В современном мире, который все еще остается грешным, безудержная эксплуатация сексуальных отношений между мужчиной и женщиной показывает, насколько глубоко укоренилась в современных культурах идея о том, что сексуальный союз представляет собой подчинение женщины. Павел утверждает, что сексуальные отношения, отраженные в книге Бытие, — это отношения не подчинения, а единения. Этот стих не говорит о господстве в браке, а повествует о союзе мужа и жены, настолько близком, что они становятся «одной плотью». Таким образом, мы можем рассматривать Еф. 5:21–33 и Быт. 2:24 как важное, противопоставленное современной культуре и вносящее поправки богословие брака и сексуальности.
Почему, по вашему мнению, описывая отношения в церкви и сравнивая их с отношениями в семье, Павел называет это «великой тайной» (Еф.5:32)?
В этом же контексте Павел в следующем стихе говорит: «тайна сия велика» (Еф. 5:32). Она касается обеих сторон двойной метафоры, которую привел Павел: христианский брак, понимаемый в свете отношений Христа с Его церковью (Еф. 5:32), и отношения Христа с Его церковью, выстраиваемые в свете христианского брака (Еф. 5:32).
Христианский брак возвышается благодаря сравнению его с отношениями между Христом и церковью. Кроме того, размышляя об отношениях церкви со Христом через призму исполненного заботы друг о друге христианского брака, верующие обретают более ясный образ своих отношений со Христом.
Каким образом Еф. 5:33 служит кратким изложением совета Павла в Еф. 5:21–32? Если вы состоите в браке, то как вы можете более полно осуществлять эти принципы в своей семье?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Свидетельства для Церкви», том 7, главу «Обязанности супружеской жизни» (с. 45–50), в книге «Христианский дом» главу «Взаимные обязательства» (с. 114–120).
Эллен Уайт последовательно призывает супругов отказаться от попыток контролировать друг друга: «Не пытайтесь заставить друг друга подчиниться своим желаниям. Делая это, вы не можете сохранить любовь друг к другу. Будьте добры, терпеливы и выдержанны, внимательны и любезны» (Христианский дом. С. 118).
Она дает прямой комментарий по поводу толкования и применения Кол. 3:18 (и Еф. 5:22–24): «Часто задают вопрос: „Может ли жена проявлять свою волю?“ Библия утверждает, что главой семьи является муж. „Жены, повинуйтесь своим мужьям“. Если это повеление оканчивается здесь, то мы можем сказать, что положение жены является незавидным… Многие мужья останавливаются на словах: „Жены, повинуйтесь…“, но мы прочтем продолжение того же самого повеления, которое гласит: „…как Господу“ [Кол. 3:18]. Бог требует, чтобы жена всегда пребывала в страхе Божьем и взирала на Его славу. Она должна всецело подчиняться только Господу Иисусу Христу, Который приобрел ее как Свое чадо безмерной ценой Своей жизни… Есть Тот, Кто стоит выше, чем муж, — это ее Искупитель, но повиноваться своему мужу она должна так, как заповедал Бог, — „как Господу“» (Там же. С. 115, 116).
Вопросы для обсуждения
1. Представьте, что кто-то утверждает, что Еф. 5:21–33 — это устаревший отрывок, который больше не касается христианских отношений, поскольку он навязывает модель брака, построенную на власти и господстве мужа. Что бы вы ответили? Какие моменты из самого отрывка послужили бы основой для вашего ответа?
2. Что может дать совет Павла в Еф. 5:21–33 тем, кто оказался в сложных отношениях в браке?
3. Некоторые христиане утверждают, что история сотворения мира в Быт. 1 и 2 — просто метафора и что она даже близко не подходит к описанию того, что происходило на самом деле, а это были миллиарды лет эволюции. Что говорит нам использование Павлом этой истории о том, насколько буквально он ее воспринимал?
4. Поразмышляйте более глубоко о теме «одна плоть». Как это выражение помогает нам лучше понять святость брака и почему супружеские пары должны делать все возможное, чтобы защитить эту святость?
Послание к Ефесянам. Как следовать за Иисусом в трудные времена
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →