Урок 8. 12–18 августа. Христоподобная жизнь и богодухновенная речь
12 авг 2023
Суббота | Христоподобная жизнь и богодухновенная речь
Библейские стихи для исследования:
Основной отрывок: Еф. 4:17–32.
Дополнительные отрывки: Зах. 3:3–5; 8:16; Ис. 63:10; Рим. 8:16, 26, 27.
Памятный стих: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22–24).
Хосе Антонио был бездомным и много лет жил на улицах города Пальма (Испания). С седыми, всклокоченными волосами и бородой Хосе выглядел старше своих пятидесяти семи лет. Однажды Сальва Гарсия, владелица парикмахерской, подошла к Хосе и предложила ему полностью преобразиться.
В кресле салона над внешностью Хосе поработала трудолюбивая команда. Его подстригли, покрасили, уложили спутанные пучки волос и придали форму бороде. Затем Хосе обзавелся новой стильной одеждой. А потом пришло осознание! Когда Хосе сидел перед зеркалом, у него наворачивались слезы на глаза: «Это что, я? Я настолько изменился; никто меня не узнает!» Позже он добавит: «Это была не просто смена внешности. Это изменило мою жизнь».
В Еф. 4:17–32 Павел утверждает, что верующие пережили полное преображение. Они избавились от своего ветхого «я» и обрели новую самобытность. Однако, как и в случае с Хосе, это не просто внешнее преображение. Оно включает в себя «обновление духа ума» (Еф. 4:23), привнесение в жизнь «праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Это полное преображение.
Воскресенье | По наклонной плоскости греха
Прочитайте Еф. 4:17–32. Как, по словам Павла, изменяется практическая повседневная жизнь человека, который принял Христа?
В предыдущем разделе, Еф. 4:1–16, темой Павла было единство церкви. Когда мы сравниваем Еф. 4:1 и Еф. 4:17, мы отмечаем, насколько похожи эти два наставления о том, как нам следует ходить, или жить. Это сходство наводит на мысль, что Павел обращается к той же теме единства и образа жизни, который ему способствует, но с новым и изначально более негативным подходом.
В Еф. 4:17–24 Павел противопоставляет языческий образ жизни, который, по его мнению, подрывает единство (Еф. 4:17–19), истинно христианскому образу жизни, который его созидает (Еф. 4:20–24). Когда мы читаем резкое обличение Павла по поводу развращенного образа жизни язычников, мы должны помнить о его убежденности в том, что язычники искуплены Богом через Христа и им предлагается равноправное участие в народе Божьем (Еф. 2:11–22; 3:1–13). Таким образом, в Еф. 4:17–19 он предлагает узко направленное и отрицательное описание «язычников по плоти» (Еф. 2:11).
Рассмотрите еще раз отрывок Еф. 4:17–32. Перечислите, что, по словам Павла, должно измениться в жизни верующего, который возрастает во Христе?
Раньше, до Христа
Теперь, приняв Христа
Павел обеспокоен не только конкретными грехами или поведением язычников. Его беспокоит их поведение, которое показывает, как они движутся вниз, живя под властью греха. В основе Еф. 4:17–19 картина застывшей духовности: «будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией» (Еф. 4:17, 18). Эта застывшая духовность является источником помраченного разума, что подчеркнуто в начале отрывка («по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия», Еф. 4:18, 19), а в конце отрывка сказано о развращенном сексуальном поведении («предались распутству так, что делают всякую нечистоту», Еф. 4:19). Отчужденные от Бога, они не знают, как жить, и, лишенные Его спасительной благодати, продолжают скатываться по нисходящей спирали греха и разврата.
Каков был ваш собственный опыт соприкосновения с силой греха, которая продолжает вовлекать человека в еще больший грех?
Понедельник | Впечатляющее переоблачение
Какую важную мысль Павел пытается донести до своих адресатов, пересказывая историю их обращения? См. Еф. 4:20–24.
Дав описание их прежней языческой жизни (Еф. 4:17–19), Павел не говорит: «вы не так узнали о Христе». Вместо этого он восклицает: «вы не так познали Христа» (Еф. 4:20). Отмечая, что адресаты послания «слышали о Нем [Христе] и в Нем научились» (Еф. 4:21), Павел далее фразой «так как истина во Иисусе» (Еф. 4:21) выступает за то, чтобы жить подобно Христу. Для Павла приход к вере основывается на личной связи со Христом, настолько яркой и реальной, что ее можно описать как «познание Христа». Мы признаем, что воскресший и превознесенный Иисус жив и присутствует с нами. Мы становимся другими под влиянием Его учения и примера и проявляем верность Ему как нашему живому Господу. Мы открываем свою жизнь Его прямому руководству через Духа и через Слово.
Павел говорит нам, что принятие жизни, подобной жизни Христовой, требует трех процессов, которые он выражает через образы переодевания, смены одежды: 1) «отложить» или отвернуться от старого образа жизни (Еф. 4:22); 2) испытать внутреннее обновление (Еф. 4:23); и 3) «облечься» в новый, богоподобный образ жизни (Еф. 4:24). Метафора Павла отражает использование одежды в Ветхом Завете — она использовалась как обозначение греховности (напр., Пс. 72:6; Зах. 3:3, 4; Мал. 2:16) и как обозначение спасения (напр., Ис. 61:10; Иез. 16:8; Зах. 3:4, 5).
В древние времена мужчины носили хитон длиной до колен в качестве нижнего белья и накидку для защиты от солнца. Точно так же женщины носили хитон и накидку. Культуры, отраженные в Библии, были культурами, подразумевавшими, что у тебя есть все необходимое в небольшом количестве. Одежда была ценной и дорогой и носилась долго. Не вполне обычно, если у кого-то было более одного комплекта одежды. Качество и стиль предметов одежды свидетельствовали о том, кем является человек, о статусе их владельца. Смена одежды, замена одного комплекта одежды на другой, была необычным и важным событием (а не рядовым явлением, как это происходит сегодня во многих культурах). Павел представляет, что перемены в жизни будут столь же заметны, как будто человек первого века сменил одну одежду на другую.
В чем разительное отличие между знанием о Христе и познанием Христа?
Вторник | Речь, ведущая к единству и исполненная благодати
Какое наставление дает Павел относительно речи верующих? См. Еф. 4:25, 29.
Что лично вам следует изменить в своей речи, чтобы соответствовать библейским правилам, изложенным в Еф. 4:25, 29?
Павел неоднократно использует интересную структуру в Еф. 4:25–32, которую мы видим в Еф. 4:25: отрицание — не делать чего-то плохого («отвергните ложь»), затем положительный призыв — делать доброе («говорите истину каждый ближнему своему»); и затем — обоснование («потому что мы члены друг другу», что, скорее всего, означает: «потому что мы члены одного тела и поэтому связаны друг с другом, как части этого единого тела»). Призыв Павла «говорить истину» — это не приглашение обращаться к другим членам церкви с бестактным изложением фактов. Павел ссылается на Зах. 8:16, где пророк призывает говорить истину для укрепления мира.
Поскольку в Еф. 4:31 Павел не допускает гнева и гневных речей, его слова в Еф. 4:26 не дают разрешения проявлять гнев в собрании. Скорее, Павел предполагает, что гнев может возникать, но его проявления следует ограничивать: «если вы разгневаетесь, не позволяйте гневу приносить плоды и проявляться впадением в грех».
Павел, по-видимому, прерывает тему своей речи отрицанием о ворах: «кто крал, вперед не кради» (Еф. 4:28). Положительный призыв, что вор должен «трудиться, делая своими руками полезное» (Еф. 4:28; см. также 1 Кор. 4:12; 1 Фес. 4:11), основывается на обосновании «чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28). Возможно, Павел вставляет здесь это слово о ворах из-за связи между воровством и лживой речью, что показано в истории Анании и Сапфиры в Деян. 5:1–11. Вера Павла в преобразующую силу Христа настолько сильна, что он представляет, как воры становятся благодетелями!
Затем Павел повелевает: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29), что рисует картину того, как разрушительное слово, казалось бы, неудержимо движется к устам, чтобы совершить свою губительную работу. Делая положительный призыв, Павел представляет, что любая разрушительная речь не просто прекращается, но заменяется словом, которое отвечает трем критериям: оно 1) «доброе для назидания», 2) «соответствует случаю» (греч. хре́йас — «необходимое», что в Синодальном передано как «дабы») и 3) дает «благодать слушающим» (Еф. 4:29). Если бы только все наши слова были такими!
Среда | Святой Дух в жизни верующего
Обсуждая грехи христиан, связанные с речью, какое наставление Павел дает верующим о присутствии Святого Духа? См. Еф. 4:30.
Подумайте о том, что в нашей жизни может оскорбить Святого Духа.
Павел одновременно дает грозное предупреждение и согревающее сердце обетование. Наши грехи друг против друга в церкви — это не мелкие проступки с незначительными последствиями. Святого Духа огорчает, что мы используем Божий дар речи не по назначению, а чтобы уничтожать других (Еф. 4:25–27, 29, 31, 32). То, что Павел вторит Ис. 63:10, подчеркивает серьезность предупреждения: «Но они [сыны Израиля] возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них».
В обнадеживающем обетовании Павел подтверждает, что Святой Дух запечатлевает верующих в день, когда они приняли Христа (Еф. 1:13, 14), до «дня искупления» (Еф. 4:30). Отношения Духа с верующим не мимолетные, они долговечны. Когда верующие пренебрегают присутствием Духа в сердце, используя Божий дар речи в качестве оружия против других, то сказано, что Дух не уходит, а огорчается. Дух намерен оставаться с верующими до возвращения Христа, знаменуя принадлежность Богу и защиту Божью над ними.
Павел подчеркивает полную Божественность Духа, «Святого Духа Божьего», и подчеркивает личность Духа, изображая Святого Духа огорчающимся (см. также Рим. 8:16, 26, 27; 1 Кор. 2:10, 13; 12:11; Гал. 5:17, 18).
Мы должны действовать с осторожностью, обсуждая тайну Божества. Дух одновременно един с Отцом и Сыном и отличен от них. «У Духа есть Своя собственная воля, и Он делает выбор в соответствии с ней. Его можно огорчать и поносить. Такие выражения не подходят простой власти или влиянию, а являются характеристиками личности. Является ли тогда Дух такой же личностью, как вы и я? Нет, мы используем ограниченный человеческий язык для описания Божественного, а Дух — это то, чем люди никогда не смогут быть» (Paul Petersen, God in 3 Persons — In the New Testament, p. 20).
«Святой Дух Божий» живет в такой тесной связи с нами, что, как сказано в Писании, наши действия влияют на Него. Мы живем с Личностью Божества, которая посвящает себя прочным отношениям с нами, накладывает на нас отпечаток до скончания века. Каким должен быть наш ответ веры на эту удивительную истину?
Четверг | Добро, а не зло
Ссылаясь на «день искупления» (Еф. 4:30), Павел только что предложил своим читателям задуматься о своей речи в контексте Второго пришествия Христа. Таким образом, и Еф. 4:31, 32 можно понимать как отрывок, имеющий отношение к использованию речи по мере приближения к этому великому событию.
От каких установок и форм поведения, связанных с речью, следует отказаться в свете возвращения Христа? Какие установки и модели поведения следует принять? См. Еф. 4:31, 32.
Отказаться:
Принять:
В заключительном наставлении в Еф. 4:31–32 Павел снова приводит отрицание, на этот раз называя шесть пороков, которые должны быть «удалены от вас» (Еф. 4:31); положительный призыв — быть добрыми, сострадательными и прощающими (Еф. 4:32) и обоснование этому. Верующие должны прощать друг друга: «как Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Список из шести пороков начинается и заканчивается общими, всеобъемлющими понятиями «всякое раздражение» и «всякая злоба». Между ними идут четыре дополнительных слова: «ярость», «гнев», «крик» и «злоречие» (Еф. 4:31).
Последнее из них переводит греческое слово бласфеми́а, которое обозначает уничижительные высказывания против Бога (богохульство). В то же время это слово означает речь, которая порочит либо Бога, либо других людей (клевета или злословие). В этом списке некое внутреннее отношение (раздражение, ярость, гнев), кажется, выливается в гневную речь (крик, злоречие). По сути, Павел обезоруживает христианскую речь. Из арсенала христианина должны быть изъяты установки, которые приводят к гневной речи, и риторические стратегии, при которых ею пользуются. Христианская община будет процветать, а единство церкви — укрепляться (ср. Еф. 4:1–16) только там, где это все отложено в сторону.
Однако злую речь нужно не столько подавлять, сколько заменять. Наши разговоры и действия в семье Христовой — и за ее пределами также — не должны проистекать из гнева, но должны быть продиктованы добротой, кротостью и прощением, основанными на самом высшем стандарте — прощении, которое Бог даровал нам во Христе (Еф. 4:32). Павел представляет «прощение в небесной плоскости» (предлагаемое нам Богом) как образец для «прощения в земной плоскости» (того, что мы совершаем по отношению друг к другу; ср. Кол. 3:13; Мф. 6:12, 14, 15).
Подумайте о силе ваших слов. Как вы можете ими вдохновить, ободрить и укрепить веру?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Пусть ваша речь будет такой, чтобы за нее не нужно было потом приносить покаяние. „Не огорчайте Святого Духа Божьего, которым вы запечатлены в день искупления“… Если в вашем сердце есть любовь, вы будете стремиться утверждать и назидать своего брата в святейшей вере. Если звучит слово, наносящее ущерб репутации вашего друга или брата, то не поощряйте этого злословия. Это работа врага. Кротко напомните злословящему, что Слово Божье запрещает такого рода высказывания» (Ellen G. White, Advent Review and 13 Sabbath Herald, June 5, 1888).
Как изменилась бы ваша община, если бы вы и каждый член церкви жили по обету, состоящему из следующих заявлений:
1. «Я желаю, чтобы мое влияние в церковной семье адвентистов седьмого дня и за ее пределами было положительным, воодушевляющим, укрепляющим веру и моральный дух» (Еф. 4:29);
2. «Вспоминая призывы Христа к единству и любви, я буду тратить больше сил на поддержку тех, кто, как мне кажется, поступает и говорит верно, чем указывать на недостатки тем, кто, как я считаю, заблуждается» (Ин. 13:34, 35; 17:20–23; Еф. 4:1–6; 1 Фес. 5:9–11);
3. «Когда я с кем-то не согласен, я буду ясно выражать свое уважение к моему единоверцу. Я буду считать его честным и преданным Христу. Я выскажу свое иное мнение мягко, а не резко» (Еф. 4:31, 32);
4. «Я буду жить в радости, ища любую возможность назидать и утверждать своих собратьев, членов церкви, поскольку я ожидаю возвращения Христа» (Еф. 4:29, 30; Гал. 6:2; Евр. 10:24, 25)?
Вопросы для обсуждения
1. Просмотрите 11 отрывков в Послании к ефесянам, где Павел описывает Божество в трех ипостасях, тесно сотрудничающих для спасения человечества. Как это повторяющееся подчеркивание влияет на наше понимание Божества? См. Еф.1:3–14; 1:15–23; 2:11–18; 2:19–22; 3:1–13; 3:14–19; 4:4–6; 4:17–24; 4:25–32; 5:15–20; 6:10–20 (где «Господь» относится ко Христу — Еф. 6:10).
2. Как совет Павла по поводу христианской речи (Еф. 4:25–32) применим в эпоху «компьютерно-опосредованного общения», которое слишком часто используется для травли и анонимного нанесения вреда?
Послание к Ефесянам. Как следовать за Иисусом в трудные времена
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →