Памятный стих: «И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11, 12).
Одна из басен древнегреческого поэта-баснописца Эзопа называется «Живот и ноги». Вот она: «Живот и ноги спорили, кто сильнее. Ноги каждый раз хвастались, что столько в них силы, что они и самый живот на себе носят; но живот отвечал: „Эх, любезные, кабы я не принимал пищу, ничего бы не могли вы носить“».
Павел использовал образ человеческого тела, чтобы передать духовные истины. По мысли Павла, человеческое тело — и церковь как Тело Христово — состоит из различных частей, у каждой из которых свои способности, и все они должны работать слаженно, чтобы тело было здоровым. В Еф. 4:1–16 Павел снова использует метафору тела, которую он с таким успехом использовал в других посланиях (Рим. 12:3–8; 1 Кор. 12:12–31). Христос теперь предстает как Глава тела, снабжая тело наделенными дарами людьми, которые помогают объединить тело, причем каждая часть — каждый член церкви — вносит вклад, свои дары, на благо целого.
Картина, нарисованная Павлом, которая показывает здоровое, единое тело, помогает нам понять Божью цель в отношении нас — мы призваны быть частями плодоносной церкви, объединенной во Христе.
Воскресенье | Единство в Духе
Прочитайте Еф. 4:1–16. Как вы считаете, почему вопрос единства в церкви так важен для апостола Павла?
Павел начинает вторую половину Послания к ефесянам (главы 4–6) с волнующего призыва к единству, но с двух сторон. Во-первых, в Еф. 4:1–6 он увещевает верующих сохранять «единство духа», проявляя добродетели, укрепляющие единство (Еф. 4:1–3). Этот призыв он подкрепляет поэтическим списком из семи частей (Еф. 4:4–6). Во-вторых, в Еф. 4:7–16 Павел называет победоносного, возвышенного Иисуса источником благодати для людей, которые руководят распространением Евангелия (Еф. 4:7–10), и описывает, как они вместе со всеми членами церкви способствуют здоровью, росту и единству Тела Христова (Еф. 4:11–16).
Какие качества и добродетели помогают укреплять единство церкви?
В начале главы Павел призывает христиан «поступать (или: ходить) достойно звания, в которое» они «призваны» (Еф. 4:1). Он использует здесь глагол «ходить» в переносном смысле — «вести себя» или «жить» (Еф. 2:2, 10; 4:17; 5:2, 8, 15). Когда Павел говорит об их призвании, он имеет в виду призыв к христианской вере (Еф. 1:18; 2:4–6, 13). Павел призывает верующих вести себя в духе любви, сохраняя единство, отражающее окончательный Божий замысел (Еф. 4:2, 3). Он начинает здесь со своего призыва проявлять добродетели, ведущие к единству (Еф. 4:1–3), такие как смирение, кротость и терпение.
Давайте рассмотрим каждое понятие.
Смиренномудрие. Павел в другом месте объясняет термин «смиренномудрие» в Еф. 4:2, добавляя мысль «почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3). Таким образом, смиренномудрие можно понимать не как отрицательную добродетель самоуничижения (Кол. 2:18, 23), а как положительную добродетель признания других и служения им.
Кротость. Это «качество характера, при котором человек не придает чрезмерного значения собственной важности», а также это означает «вежливость, внимательность, мягкость» (Frederick Danker, ed., Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 3rd ed., p. 861).
Долготерпение (ср. «терпеливы» в переводе ИПБ) — это способность выносить проверки или испытания.
И все эти качества связаны с отказом от осознания собственной важности (превосходства), а вместе с этим сосредоточиваются на ценности других людей.
Смирение, кротость, терпение. Подумайте о том, как эти качества помогли бы объединить нас как Божий народ. Как нам научиться взращивать эти добродетели?
Понедельник | Вместе как один
Какие семь граней единства приводит Павел в поддержку единства церкви? Какую мысль он хочет провести этим повтором? См. Еф. 4:4–6.
1. Одно 2. Один 3. Одна 4. Один 5. Одна 6. Одно 7. Один
Приведенный Павлом список из семи граней единства поэтический и перекликается с гимном торжественного исповедания веры, использовавшегося в Эфесе. Список начинается с упоминания двух граней: «одно тело» (имеется в виду церковь как Тело Христово, Еф. 4:12, 16; 1:23; 5:23, 29, 30) и «один дух» (Еф. 4:4). Третья грань — «одна надежда вашего звания» (Еф. 4:4; ср. Еф. 4:1).
Затем в списке предлагаются еще три грани: «один Господь» (ссылка на Христа), «одна вера» (имеется в виду содержание того, во что верят христиане, Еф. 4:13; Кол. 1:23; 2:7; Гал. 1:23; 1 Тим. 4:1, 6) и «одно крещение» (ср. Еф. 5:26), а завершается расширенным описанием Бога «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:6).
Что Павел хочет донести до нас через это поэтическое описание Бога Отца? В силу того, что Бог — «Отец всех», Он является Творцом. Остальная часть предложения описывает, как после сотворения мира Бог относится ко «всем», ко всему, что Он создал. Павел не увлекается ересями пантеизма (который отождествляет природу с Богом) или панентеизма (который утверждает, что мир включен в бытие Божье, хотя и не исчерпывает это бытие). Он скорее провозглашает трансцендентность (надбытийность, «Который над всеми»), деятельное правление («через всех») и имманентность (включенность, «во всех») Бога.
Обратите внимание на две мысли, касающиеся единства церкви (см. Еф. 4:1–6). Во-первых, единство — это духовный факт, коренящийся в этих семи гранях, реальность, которую следует праздновать (Еф. 4:4–6). Во-вторых, это единство требует от нас усердия, мы должны пестовать и приумножать его (Еф. 4:3). Часто повод оплакивать наши неудачи в осуществлении этого единства будет. Но каковы бы ни были наши недостатки, мы должны радоваться работе «Бога во Христе» по объединению церкви, радоваться богословской реальности «единства духа» (Еф. 4:3). Это даст нам силы вернуться к трудному делу по созиданию этого единства, но с новой убежденностью в том, что, поступая так, мы выполняем работу Самого Бога.
Прочитайте еще раз Еф. 4:4–6. Что вы при этом чувствуете? Что вы должнычувствовать, зная, что стих говорит о нашем единстве в Боге и с Ним через Христа?
Вторник | Восшедший Христос — податель даров
«Однако и другое помните: каждому из нас дан особый дар, соответственно тому, что так щедро ниспослано было Христом. Писание говорит поэтому: „Поднялся Он в высь небесную, пленных взял в плен и дал людям дары“.(А что означает «поднялся», как не то, что Он «нисходил», был и в самом низу, на самой земле? Тот, Кто нисходил, Он же и взошел превыше всех небес, чтобы всё наполнить Собою)» (Еф. 4:7–10; ИПБ). Какое событие здесь описано, о чем говорит Павел в этих стихах?
Павел здесь цитирует Пс. 67:19, который гласит: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». Псалом 67:19 изображает Господа, Яхве, как полководца-победителя, Который, победив Своих врагов, поднимается на холм, на котором построена Его столица, с военнопленными и Своей свитой (Пс. 67:2, 3). Затем он получает дань («принял дары») от Своих побежденных врагов (отметим, что Павел применяет этот образ к возвышенному Христу, «дающему дары», основываясь на более широком контексте псалма, Пс. 67:36).
Если мы будем следовать порядку Пс. 67:19, то сначала происходит восхождение — вознесение Христа на небеса (Еф. 1:21–23), за которым следует нисхождение, когда воскресший, возвышенный Иисус раздает дары и наполняет все сущее. Так Павел описывает излитие Святого Духа на Пятидесятницу (Деян. 2). Эта точка зрения подтверждается Еф. 4:11, 12, где дары, которые вручил возвышенный Иисус, определяются как дары Духа.
«Христос взошел на высоту, пленил плен и дал дары человекам. Когда после восхождения Христа Дух Святой снизошел, как это было обещано, подобно могущественному порыву ветра, и наполнил все то место, где были собраны апостолы, каким был результат? Тысячи были обращены за один день» (Уайт Э. Вы примете силу. С. 158).
Какими бы глубокими ни были эти несколько стихов в Послании к ефесянам, как мы можем научиться черпать утешение из того, о чем они говорят, того, что Христос сделал для нас и что сделает, особенно когда Он наполнит «все во всем» (Еф. 1:23)?
Среда | Дары восшедшего Иисуса
Опираясь на Пс. 67:19, Павел только что описал воскресшего, возвышенного, побеждающего Иисуса, Который с небесных высот вручает дары Своему народу. Какими дарами делится возвышенный Иисус и с какой целью? Еф. 4:11–13.
Павел выделяет четыре группы наделенных дарами людей как часть сокровищ возвышенного Иисуса, которые Он дает Своей церкви: 1) апостолы; 2) пророки; 3) евангелисты; 4) пастыри и учителя (структура греческой фразы предполагает, что это одна группа). Христос дает эти дары для выполнения важной работы: «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12) и «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Этот последний пункт имел особое значение для первых адвентистов, которые размышляли о духовном даре Эллен Уайт. Подтверждает ли Библия, что дар пророчества действовал в церкви только во времена апостолов? Или этот дар продолжает действовать до возвращения Христа? Первые адвентисты нашли для себя ответ в Еф. 4:13 и поделились им, рассказывая историю о капитане корабля, который был обязан следовать инструкциям, данным для плавания. Когда судно приблизилось к порту, капитан обнаружил инструкцию, где было сказано, что на борт поднимется лоцман, который поможет вести судно. Чтобы оставаться верным первоначальным инструкциям, он должен позволить лоцману подняться на борт и следовать его указаниям. «Кто теперь прислушивается к той первоначальной книге с указаниями? Те, кто отвергает лоцмана, или те, кто принимает его, как учит их эта книга? Судите сами» (Смит У. «Отвергаем ли мы Библию, одобряя видения?» Ревью энд Геральд, 13 января 1863 года С. 52).
Назовите свой духовный дар (дары), который Господь даровал лично вам.
Используете ли вы свои дары для служения?
Примите прямо сейчас решение использовать свои дары для дела служения и для роста церкви.
Мы должны быть осторожны, когда даем определения «пастырям» (или «пасторам»), «учителям» и «евангелистам», поскольку мы думаем об этих видах служения с позиции своего собственного видения и времени. Насколько мы можем понять, во времена Павла все они были руководителями из рядов членов церкви, которые собирались в домашних церквах Эфеса (ср. 1 Петр. 2:9; Деян. 2:46; 12:12).
Прочитайте Ис. 5:4: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» Подумайте об этом стихе в контексте того, что Бог дал нам в служении Эллен Уайт. Как эти слова находят свое применение?
Четверг | Возрастание во Христа
Какая опасность угрожает церкви в ее взрослении до полного возраста Христова? См. Еф. 4:14.
Павел ощущает среду, мало чем отличающуюся от нашей, в которой верующим навязываются различные идеи, такие как «всякий ветер учения» и «хитрое искусство обольщения». Он использует три набора образов, чтобы описать опасности ложного богословия: 1) незрелость детства, «дабы мы не были более младенцами»; 2) опасность в открытом море, колебание и увлечение «всяким ветром учения»; 3) опасность быть обманутым хитрыми людьми, которые, подобно игрокам, используют ловкость рук. Павел образно использует греческое слово кубей́а («игра в кости») для обозначения «лукавства» или «хитрости» (ИПБ).
Павел считает, что разделения являются важным признаком заблуждения: то, что питает и укрепляет тело и помогает ему сохранять целостность, — добро, в то время как то, что истощает и разделяет его, — зло. Перейдя от учения, вызывающего разногласия, к учению испытанных и заслуживающих доверия учителей (Еф. 4:11), они продвинутся к истинной христианской зрелости и будут играть полезную роль в Теле Христовом (Еф. 4:12, 13; ср. Еф. 4:15, 16).
Каким образом действует здоровая церковь, подобная здоровому телу? См. Еф. 4:15, 16.
В Еф. 4:1–16 Павел выступает за единство церкви и призывает своих адресатов деятельно способствовать этому. Хотя единство является несомненным фактом с точки зрения богословия (Еф. 4:4–6), оно требует нашей напряженной работы (Еф. 4:3). Один из способов способствовать единству — это быть вовлеченными членами Тела Христова (Еф. 4:7–16). Каждый из нас является частью тела и должен вносить свой вклад в его здоровье и рост (Еф. 4:7, 16). Мы все также должны пользоваться трудом апостолов, пророков, евангелистов и учителей-пастырей (Еф. 4:11). Они, как связки, сухожилия и «скрепляющие связи» (Еф. 4:16), выполняют объединяющую роль, помогая нам вместе возрастать во Христа, Который является Главой Тела (Еф. 4:13, 15).
Каковы некоторые «ветры учения», дующие сегодня в нашей церкви, и как мы можем твердо противостоять им? Поделитесь своим ответом в классе субботней школы.
Пятница | Для дальнейшего исследования
Два замечания помогают расширить наше изучение Еф. 4:7–10.
Перевод Еф. 4:9. Некоторые переводы указывают, что нисхождение происходит перед восхождением (например, Синодальный перевод: «Он и нисходил прежде в преисподние места земли»). Другие переводы более точно следуют греческому тексту, оставляя открытым вопрос о времени восхождения и нисхождения (например, ИПБ: «Он „нисходил“, был и в самом низу, на самой земле»), что позволяет придерживаться мнения, высказанного на уроке во вторник, что есть смысл следовать порядку повествования Пс. 67:19, где сначала происходит вознесение Христа на небеса («восшествие»), за которым следует Его «нисшествие» в Духе.
«Пленил плен». Цитируя Пс. 67:19 по греческому переводу Ветхого Завета, называемому Септуагинтой (III—II вв. до Р. Х,), Павел в Еф. 4:8 использует фразу, которая буквально гласит: «пленил плен» (отражено в некоторых переводах, например, Синодальном), но которую многие понимают как «пленных взял в плен» (отражено в переводе ИПБ и РБО). Адвентисты седьмого дня часто понимают эту фразу как имеющую отношение к деянию Христа, взявшего с Собой на небеса при Своем вознесении тех, кто воскрес при особом воскресении во время Его собственного воскресения (Мф. 27:51–53). Они составляют «сноп потрясания», первый плод из искупленных, который Он преподносит Отцу по возвращении в небесные дворы (см. Библейский комментарий АСД. Т. 6. С. 1022; Желание веков. С. 834, ср. Там же. С. 785, 786). В качестве альтернативы, в соответствии с Кол. 2:15, этот отрывок можно было бы понимать как изображение победы Христа над Его врагами — сатаной и его злыми ангелами, которые представлены здесь как побежденные пленники.
Вопросы для обсуждения
1. Сравните список «духовных даров» в Еф. 4:11 со списками в 1 Петр. 4:10, 11; Рим. 12:4–8; 1 Кор. 12:4–11, 27–30. Какие различия и сходства вы видите?
2. Расскажите на уроке субботней школы о некоторых «ветрах учения», дующих сегодня в церкви. Обратите внимание, как Павел говорит, что мы не должны поддаваться этим ветрам. Как мы можем защитить себя и других членов церкви от того ущерба, который эти ветры могут нам нанести?
3. Павел подчеркивает в Послании к ефесянам тему единства. Но нужно ли стремиться к единству любой ценой? Другими словами, в какой момент стремление к единству теряет смысл? Обсудите.
"Золотые" темы форума
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →