Урок 5. 22–28 июля. Искупление в земном измерении: крест и церковь
22 июл 2023
Суббота | Искупление в земном измерении: крест и церковь
Библейские стихи для исследования:
Основной отрывок: Еф. 2:11–22.
Дополнительные отрывки: Рим. 3:31; 7:12; Ис. 52:7; 57:19; Ин. 14:27; 1 Кор. 3:9–17.
Памятный стих: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2:13, 14).
Представьте, что вы древний грек, язычник, который стал поклоняться Богу иудеев. Вы оставили поклонение многим богам и приняли одного истинного Бога. Когда вы проходите по прекрасному внутреннему двору, мимо рифленых колонн иерусалимского храма, возгласы поклоняющихся вызывают в вашем сердце благоговение. Однако в этот момент вы натыкаетесь на каменный барьер высотой три локтя (1,4) метра. На нем выбито следующее: «Да никто из иностранцев не входит внутрь барьера и ограды, которая вокруг священного места; кто же будет уличен в этом, тот навлечет на себя наказание смертью». В этот момент вы чувствуете себя отторгнутым и чужим.
В Еф. 2:11–22 Павел показывает, что крест Христов круто меняет это положение, разрушая подобные ограды и разделяющие стены. В направлении к небу, по вертикали, крест устраняет отчуждение, примиряя людей с Богом. В земных отношениях, по горизонтали, он примиряет людей друг с другом. Крест устраняет вражду и водворяет мир между евреями и язычниками, делая из них «одного нового человека» (Еф. 2:15). Вместе они становятся новым храмом, «устрояются в жилище Божие Духом» (Еф. 2:22).
Что эта истина означает для нас сегодня?
Воскресенье | «Стали близки Кровию Христовою»
Прочтите Еф. 2:11–12. О чем Павел просит эфесян помнить и никогда не забывать?
Как вы считаете, хорошо ли напоминать человеку, который стал христианином, о его прошлом до Христа? Обоснуйте свой ответ.
Язычники, которые теперь стали верующими во Христа и членами Его «тела» (церкви), когда-то были полностью отделены от Израиля и спасения, предложенного Богом. Павел считает важным, чтобы они «помнили» (Еф. 2:11) это прошлое. Тогда они были «без Христа», Помазанника, Мессии Израиля. Они были «отчуждены от общества [народа] Израильского». И они были «чужды заветов обетования», не имея отношения к обетованиям спасения, которые Бог предлагал на протяжении всей истории спасения. Отчуждение от Израиля и спасения, которое предлагалось через него, означало, что когда-то эти люди «не имели надежды» и были «безбожниками в мире» (Еф. 2:12).
Кроме того, в своем прошлом язычники были втянуты во вражду с иудеями. Павел говорит об этой укоренившейся ненависти, ссылаясь на один из ее симптомов — навешивание ярлыков. Евреи с насмешкой называли язычников «необрезанными», а язычники с таким же презрением называли евреев «обрезанными» (Еф. 2:11).
Однако в Еф. 2:13 сейчас происходит нечто совершенно иное. Павел пишет: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою».
Когда Павел описывает верующих из язычников как некогда «далеких», он заимствует язык из Ис. 57:19: «мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его» (ср. Еф. 2:17, 18). Во Христе и через Его крест верующие из язычников приблизились ко всему, от чего они были отделены, — к Богу, к надежде и к своим братьям и сестрам иудеям. Вот в чем сила Благой вести, о которой пишет Павел, — крест Христов может исцелить, устранить широкую пропасть между евреями и язычниками, что означает, что между людьми больше не будет распрей и разделений. Задумайтесь о разделениях, существующих в вашей собственной жизни и в церкви. Поразмышляйте о силе креста, способной их преодолеть.
Из какого состояния Иисус искупил вас? Почему для вас может быть важным время от времени вспоминать, где вы были, когда Он нашел вас, и где вы могли бы оказаться сейчас, если бы Он вас не нашел?
Понедельник | Примирение: Божий дар на кресте
«Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею… дабы… в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста» (Еф. 2:14–16).
Как Павел описывает крест и влияние деятельности Христа в каждом из приведенных далее отрывков? Как бы вы подытожили то, что Павел говорит о кресте и о том, как он преображает наши отношения? (См. Еф. 1:7, 8; 2:13, 14, 16; 4:32; 5:2, 25.)
В контексте нашего отрывка этой недели, Еф. 2:11–22, крест дает верующим три великих преимущества: 1) язычники, которые были «далеки» от Бога и Его народа, «стали близки» (Еф. 2:13) к обоим, будучи теперь сыновьями и дочерьми Божьими, братьями и сестрами верующих евреев (Еф. 2:19); 2) сама «вражда» (на греческом э́хтран, «вражда», родственное слову эхтро́с, «враг») между верующими евреями и язычниками «убивается» (Еф. 2:16). Крест Христов устраняет то, что казалось постоянным состоянием вражды и войны, при котором евреи и язычники были заклятыми врагами (Еф. 2:17); 3) на смену вражде приходит примирение. Целью Христа было «в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста» (Еф. 2:16; ср. Кол. 1:19–22).
Как выглядит примирение? Каково это — быть примиренным? Представьте себе сильное отчуждение между матерью и дочерью, которое возрастало в течение многих лет. Представьте, что это недоверие растворяется в волне благодати и прощения и приводит к последующему воссоединению между ними. Это и есть примирение. Примирение происходит в тот момент, когда один член церкви откладывает в сторону все, что разделяет его с другим, и признает другого члена церкви любимым братом или сестрой. Примирение — это не технический или юридический термин, а межличностный, который означает восстановление разрушенных отношений. Павел убежден, что смерть Христа на кресте влияет на отношения не только между отдельными людьми, но и между группами людей. Он полагает, что крест вторгается в нашу жизнь и разрушает наши разделения, растворяет наши ссоры и возобновляет наше общение и понимание друг друга.
Возможно, вам нужно с кем-то примириться. Каким образом вы можете применить приведенные здесь принципы, чтобы примириться? Что вам мешает сделать это?
Вторник | «Разрушивший стоявшую посреди преграду»
Какое действие, по словам Павла, предпринял Христос в отношении «закона заповедей, состоявшего из предписаний» (пер. Кассиана) (см. Еф. 2:14, 15)? Почему Он предпринял это действие?
Павел, вероятно, ссылается здесь на ограждение, которое окружало внутренний двор в храме Ирода, преодоление этой преграды каралось смертью. Павел представляет, как эта стена рушится и язычникам предоставляется полный доступ к поклонению Богу (см. Еф. 2:18). Любая такая стена, по словам Павла, устраняется крестом, ибо у креста мы узнаем, что эти два народа, евреи и язычники, на самом деле едины.
Как вы считаете, говорит ли Павел в Еф. 2:15, что Христос отменил Закон, Десять заповедей? (Ср. с Рим. 7:12.)
Некоторые полагают, что Еф. 2:14, 15 учит, что Десять заповедей, включая заповедь о субботе, «упразднены» или «отменены» крестом. Но Павел проявляет глубокое уважение к Десяти заповедям как источнику созидания христианского ученичества. Он цитирует пятую заповедь (Еф. 6:2, 3) и ссылается на другие (например, седьмую — Еф. 5:3–14, 21–33; восьмую — Еф. 4:28; девятую — Еф. 4:25; десятую — Еф. 5:5). Это согласуется с более ранними утверждениями Павла о Законе (Рим. 3:31; 7:12). Он обличает злоупотребления Законом, но чтит сам Закон и предполагает его постоянство. Следовательно, использование этих стихов для обоснования отмены Десяти заповедей, особенно в свете библейского учения о вечной природе Закона, свидетельствует о неправильном толковании слов Павла.
Напротив, любое использование Закона с целью вбить клин между евреями и язычниками и особенно для того, чтобы лишить язычников объединения с народом Божьим и доступа к богослужению, Павел счел бы проклятием и злоупотреблением Божественным намерением в отношении Закона. «Закон» в Еф. 2:14, 15 — это либо церемониальные стороны закона, отличавшие евреев от язычников, как пишет Павел: «закон с его уставами и правилами» (РБО), либо вся ветхозаветная система закона, перетолкованная и неверно использующаяся, чтобы вбить клин между евреями и неевреями.
Каких разногласий между адвентистами седьмого дня и другими христианами можно избежать? Почему нашей общей любви ко Христу должно быть достаточно, чтобы преодолеть такие разногласия?
Среда | Иисус — благовестник мира
Как Павел кратко описывает служение Христа в Еф. 2:17, 18?
Концепция мира важна в Послании к ефесянам, ведь это письмо начинается и заканчивается благословениями мира от «Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа» (Еф. 1:2; ср. Еф. 6:23). Ранее в Еф. 2:11–22 Павел утверждал, что Христос олицетворяет мир, «ибо Он есть мир наш», и что Его крест приносит мир (Еф. 2:14–16). Христос не только разрушает нечто — вражду между евреем и язычником (Еф. 2:14, 15), Он создает новое человечество, в котором царит мир (Еф. 2:15–17). Такой мир — не просто отсутствие конфликтов. Он перекликается с еврейской концепцией, выраженной словом шалом, которое передает идею целостности и благополучия как в наших отношениях с Богом (Рим. 5:1), так и в отношениях с другими людьми.
Как Павел представляет себе верующих, участвующих в распространении вести Иисуса о мире? См. Еф. 4:3; 6:14, 15; ср. Рим. 10:14, 15 и Еф. 2:17–19; Ис. 52:7; 57:19.
Евангелия содержат примеры проповеди Иисуса о мире. В Своих прощальных словах Он говорит ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). И далее Он заключает: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Когда Он является ученикам после Своего воскресения, Он неоднократно говорит им: «Мир вам» (Ин. 20:19, 21, 26).
В Еф. 2:17, 18 Павел стремится подчеркнуть, что проповедь мира Христа простиралась за пределы времени Его земного служения. Он «благовествовал мир» в настоящем как «дальним» (верующим из язычников до их обращения), так и «близким» (верующим из евреев; ср. Еф. 2:11–13). Приняв эту весть, все верующие испытывают большое благословение.
Как мы можем научиться быть проповедниками мира, а не проводниками конфликта? В каких ситуациях прямо сейчас вы можете стать источником примирения?
Четверг | Церковь — «святой храм в Господе»
Какие образы использует Павел в Еф. 2:11–22, чтобы показать единство между евреями и язычниками в церкви?
Во второй главе Послания к ефесянам, в стихах 1–10, говорится, что мы живем в единении с Иисусом, а в стихах 11–22 говорится, что мы живем в единении с другими людьми, которые являются частью Его церкви. Смерть Иисуса влияет как на наши отношения с Богом — примирение, возрождение и спасение (Еф. 2:1–10), так и на отношения с людьми — единство (Еф. 2:11–22). Посредством креста Иисус разрушает все, что разделяет верующих из язычников и иудеев, включая злоупотребление законом с целью увеличить это разделение (Еф. 2:11–18). Иисус также строит удивительный храм, состоящий из верующих. Язычники, когда-то отчужденные от поклонения в храме, теперь присоединяются к верующим евреям, и все это становится «новым храмом». Мы все становимся частью Божьей церкви, «святого храма в Господе» (Еф. 2:19–22). Это большая честь — жить в единении с Иисусом и нашими братьями и сестрами во Христе.
Что, по словам Павла, является основанием церкви (Еф. 2:20)?
Как использование Павлом метафоры церкви как храма в Еф. 2:19–22 соотносится с использованием этого же образа в следующих отрывках? См. 1 Кор. 3:9–17; 2 Кор. 6:14–7:1; 1 Петр. 2:4–8.
Павел использует метафору церкви как храма как главный образ для обозначения включения язычников в церковь. Когда-то им было запрещено поклоняться во «дворе Израиля» в храме, теперь они не только получают доступ (Еф. 2:18), но и сами становятся строительным материалом для нового храма, задуманного Духом как «жилище Божие» (Еф. 2:22).
Новозаветные авторы используют метафору храма, чтобы сообщить о святости церкви, Божьей роли в ее основании и росте, единении верующих внутри церкви. Метафора используется в сочетании с языком, которым описывается живой организм (Еф. 2:21, где храм «возрастает») и часто подчеркивается процесс строительства (Еф. 2:22, «устрояетесь»), поэтому церковь — это «храм Бога живого» (2 Кор. 6:16).
Пятница | Для дальнейшего исследования
В каком контексте Павел пишет Еф. 2:11–22, описывая огромное влияние креста на человеческие отношения? Он обращается к взаимоотношениям между верующими-евреями и язычниками, которые вместе являются членами одной церкви. Он выражает очевидную озабоченность тем, что они понимают свой статус — примиренных собратьев — и как они живут в этом статусе (Еф. 2:19). Однако в контексте всего послания в целом Павел показывает широкую, далекоидущую цель. Его тема — это великий, окончательный замысел Бога объединить все во Христе (Еф. 1:9, 10), и он включает в себя «всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3:15).
Важно отметить, что единство членов внутри церкви — конкретная тема, которую он затрагивает в Еф. 2:11–22, — само по себе имеет более широкую цель, которую Павел раскрывает в Еф. 3:10: «дабы ныне соделалась известною через Церковь [в создании церкви как из евреев, так и из язычников] начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». Являя единство, завоеванное Христом на кресте, верующие должны показать, что осуществляется окончательное Божье намерение по объединению всего сущего во Христе. Их примиренные отношения свидетельствуют о Божьем замысле для Вселенной, объединенной во Христе. Поэтому уместно обратиться к отрывку Еф. 2:11–22, изложенному в контексте Послания к ефесянам в целом, в поисках библейских принципов, касающихся важной на сегодня темы — взаимоотношений между группами людей или расами.
Вопросы для обсуждения
1. Какие библейские принципы, касающиеся межэтнических отношений, изложены в Еф. 2:11–22? Каким образом этот отрывок предлагает особый, направленный на Христа подход к решению вопроса, как члены одной этнической группы должны относиться к членам другой?
2. Учитывая Божий замысел относительно будущего человечества (Еф. 1:9, 10; 2:11–22), насколько важно для церкви решать свои собственные внутренние проблемы и межрасовые конфликты?
3. Какие острые проблемы между этническими группами, возможно, слишком часто скрываемые и пренебрегаемые, существуют в вашем сообществе? Как ваша церковь могла бы сыграть положительную роль в деле объединения, которое Христос уже совершил на кресте? Как вы лично могли бы в этом поучаствовать?
Послание к Ефесянам. Как следовать за Иисусом в трудные времена
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →