Памятный стих: «…И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» (Еф. 1:19, 20).
Павел молится о том, чтобы верующие в Эфесе, которые не могли не восхищаться различными силами и божествами своей культуры, испытали через Святого Духа необъятность силы, которую Бог делает доступной им во Христе. Эта Божественная сила проявляется в четырех изменяющих Вселенную событиях истории спасения: 1) воскресение Иисуса; 2) Его возвышение у престола Божьего; 3) подчиненность Христу; 4) главенство Христа, данное церкви (Еф. 1:19–23).
Рассматривая эти четыре события, верующие могут начать понимать и испытывать на себе невероятный масштаб проявления Божьей силы ради их спасения.
Воскресенье | Молитва и благодарение
Вдохновленный новостями о том, что верующие в Эфесе преуспевают в вере в Иисуса и в любви друг к другу (вероятно, об этом Павлу сообщил Тихик, см. Еф. 6:21, 22), Павел сообщает им о том, как он молится о них.
Прочитайте Еф. 1:15–23 и Еф. 3:14–21, два отрывка, описывающие молитвы Павла о церкви в Эфесе. Перечислите основные идеи молитв.
Как вы считаете, почему важно молиться о церкви?
О чем сегодня вы хотите просить Бога в своей молитве о церкви?
Иногда во время молитвы наш голос звучит грустно или отчаянно, потому что в своей жизни мы сталкиваемся с какой-то проблемой или вызовом. Молитвы же Павла полны благодарности. Чему это учит нас? Мы получаем благословения Божьи и благодарим Его за них. Мы стремимся распознать Божьи действия в трудных обстоятельствах и восхвалять Его за Его присутствие в нашей жизни. Прославляя благодать и силу Иисуса (Еф. 1:20–23), мы благодарим Его за то, что Он благословляет тех, о ком мы молимся. Вот в чем секрет молитвы Павла. Молитва — это ключ к хвале и благодарению. Павел также написал, что он «непрестанно благодарит за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах» своих (Еф. 1:16, см. также Флм. 3, 4; 1 Фес. 1:2; 5:16–18).
Что на самом деле означает «непрестанно молиться» (1 Фес. 5:17)? Речь не о том, чтобы все время стоять на коленях. Это означает, что мы идем по жизни с сердцем, открытым для присутствия и силы Божьей, замечая поводы для благодарности. Это предполагает готовность решать жизненные проблемы в присутствии Божьем, искать Его совета, когда мы сталкиваемся с трудностями жизни. Это означает жить не в отчуждении от Бога, а в близких отношениях с Ним, всегда быть открытыми Божественному водительству.
Мы слишком часто рассматриваем молитву как некое дополнение к христианской жизни, к которому следует прибегать, когда это удобно. Павел делится с нами иной точкой зрения. Он серьезно относится к молитве за верующих в Эфесе, благодаря за них (Еф. 1:16; ср. Еф. 1:3–14) и ходатайствуя за них (Еф. 1:17–23; ср. Еф. 3:14–21). Для него молитва — это главное дело христианской веры. Эти отрывки содержат призыв к молитве, приглашение к каждому из нас пересмотреть наше собственное «молитвенное служение» в свете посвященности в молитве Павла.
Почему так важно всегда благодарить Бога в молитве?
Понедельник | Опыт озарения Святым Духом
«Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:16, 17).
Рассказывая о содержании своих молитв, Павел упоминает одну главную просьбу, с которой он обращается к Богу. Он уже отметил, что Святой Дух вошел в жизнь верующих во время их обращения (Еф. 1:13, 14). Теперь Павел молится о новом благословении Духа, чтобы они обрели необходимое духовное озарение, сосредоточенное на более глубоком понимании Иисуса («к познанию Его», Еф. 1:17).
Павел молится, чтобы Святой Дух принес верующим особое понимание. Прочтите Еф. 1:17–19 и выделите просьбы Павла в этом отрывке.
Прокомментируйте и объясните своими словами следующие библейские выражения из стихов 1:17–19:
«Дух премудрости и откровения»
«Просветить очи сердца»
«Надежда призвания»
«Богатство наследия»
Когда Павел молится об их озарении (Еф. 1:18), он молится, чтобы они были внимательны к прошлым действиям, которые Бог уже предпринял для их спасения (Еф. 1:3–9, 11–13), и к славному будущему, которое Он предусмотрел для них (Еф. 1:10, 14).
Когда он молится о понимании «богатства славного наследия Его во святых» (Еф. 1:18), он напоминает ветхозаветную идею о верующих как о Божьем наследии (Втор. 9:29; 32:9; Зах. 2:12, ср. Еф. 1:11). Он хочет, чтобы они знали, что они не только обладают наследием от Бога, но и сами являются Божьим наследием. Павел хочет, чтобы они поняли свою ценность для Бога.
Когда Павел молится о духовном озарении в отношении того, как «безмерно величие могущества Его в нас, верующих» (Еф. 1:19), он представляет, как Святой Дух приносит им новое понимание необъятности Божьей силы и делает доступной эту силу для них.
Во всех своих молитвах Павел хочет, чтобы эфесяне сами испытали то, что им было дано в Иисусе.
Как вы можете лучше ощутить то, как «безмерно величие могущества Его в нас, верующих»? Что это означает?
Вторник | Причастность к силе, воскресившей Его
В оставшихся стихах своего молитвенного отчета (Еф. 1:20–23) Павел развивает еще одну тему, которую, как он надеется, Святой Дух поможет понять верующим, — величие Божьего могущества, проявляемого ради них. Павел начинает с того, что указывает на два события истории спасения как главные проявления Божьей силы: 1) воскресение Иисуса из мертвых; 2) вознесение Иисуса на небо и возведение Его на престол (Еф. 1:20).
Как Божья сила проявляется в воскресении Иисуса? См. Еф. 1:20; 1 Кор. 15:20–22; Флп. 3:8–11; Евр. 13:20, 21; 1 Петр. 1:3.
Воскресение Иисуса — неоспоримый факт для христиан (1 Кор. 15:14, 17). Именно потому, что Иисус воскрес, верные Богу верующие ожидают великого будущего воскресения во время возвращения Христа (1 Кор. 15:20–23). На основании того, что Христос воскрес, мы можем сегодня обратиться к Нему за благословениями, включая и присутствие Святого Духа в нашей жизни.
Картина того, что Бог «посадил [Христа] одесную Себя» (Еф. 1:20), взята из Пс. 109:1, наиболее часто цитируемого отрывка в Новом Завете (все перечисленные выше стихи, вероятно, опираются на него). Возвышение Христа имеет большое значение в Послании к ефесянам. Верующие «посажены на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Кроме того, Павел ссылается на вознесение Христа как на предвкушение того времени, когда Христос наполнит все и даст дары Своей церкви (Еф. 4:8–11).
В Еф. 4:8–11 Павел предостерегает нас от восприятия исключительно застывшего образа Христа на престоле Отца, представляя скорее «деятельную новую картину возвышенного Христа, идущего Своим Духом по всему миру, побеждая и для того, чтобы победить» (F. F. Bruce, The Epistles to 2 the Colossians, to Philemon, and to the Ephesians, p. 133). Таким образом, Павел изображает возвышение/коронацию Христа не просто как образ Божественной силы, предлагаемой верующим, но как источник этой силы.
В каких случаях нам нужна сила Христа? Какие действия могут помешать нашему доступу к Его силе?
Среда | Христос превыше всяких сил
Павел торжествует по поводу возвышения Иисуса, Который теперь восседает с Отцом на престоле Вселенной. Определив положение Христа по отношению к Отцу («посаженный одесную Его на небесах», Еф. 1:20), Павел переходит к взаимоотношениям Иисуса с «силами». Будучи соправителем Отца, Иисус «превыше» их всех (Еф. 1:21).
Сравните упоминание Павлом духовных сил зла в Еф. 1:21; 2:2; 6:12. Как вы думаете, почему Павла так интересуют эти силы?
Повествование о семи сыновьях Скевы в Деян. 19:11–20 показывает, что Эфес во времена Павла был городом, в котором широко практиковалась магия. «Главной характерной чертой магической практики во всем эллинистическом мире было сознание того, что мир духов оказывает влияние практически на каждый аспект жизни. Цель мага состояла в том, чтобы отличить добрых духов от злых и изучить различные действия, а также относительную силу и их власть. Благодаря этому знанию можно было бы создать средства (с помощью устных или письменных заклинаний, амулетов и т. д.) для использования духов в интересах отдельного человека. С помощью нужного заклинания можно было бы вылечить болезнь, вызванную духом, [или] выиграть состязание на колесницах» (Clinton Arnold, Power and Magic: The Concept of Power in Ephesians, p. 18).
В каких формах сегодня проявляется вера в потусторонние силы? Приведите примеры.
Что вы могли бы предложить людям, которые обращаются к таким силам?
Интерес к упоминанию божеств и духовных сил в заклинаниях был характерной чертой религиозной жизни в Эфесе (Деян. 19:13). Павел вносит ясность в отношение Христа к этим «силам» — возвышенный Иисус «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства» (Еф. 1:21) Для того чтобы убедиться, что его слушатели понимают, что вне суверенной власти Иисуса нет никакой силы, он намекает на практику упоминания имен божеств в заклинаниях — «и всякого имени, именуемого» (Еф. 1:21). Переходя от измерения пространства к измерению времени, Павел подчеркивает неограниченную хронологию возвышенного правления Иисуса. Его власть над всеми силами распространяется «не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:21).
Каковы некоторые современные проявления тех же самых злых сил? Как мы можем быть уверены, что не попадемся в ловушку ни к одной из них?
Четверг | Иисус, все сущее и Его церковь
Первые христиане, читая псалом 109:1, видели в нем пророчество о возвышении Иисуса: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Таким же образом они воспринимали Пс. 8, в котором говорится, что Бог «поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его» (Пс. 8:7), к ногам «сына человеческого» (Пс. 8:5). Веря в существование сил тьмы и их стремление подчинить верующих себе, они верили и в то, что эти силы находились под ногами Христа, в Его власти.
Обратите внимание, когда Отец «всё покорил под ноги Его [Христа]», то «поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22; сравните «даровал Его как главу над всем Церкви»; ИПБ). Хотя слово «всё» (греч. па́нта) является универсальным, всеобъемлющим термином, Павел все еще имеет в виду «силы», упомянутые в Еф. 1:21. Все сущее — включая космические, сверхъестественные, духовные силы — подвластно Христу.
Какие преимущества для Его церкви в возвышении Христа на престол и Его правлении над всем сущим как на небесах, так и на земле? См. Еф. 1:22, 23.
Что лично для вас значит, что Иисус есть Глава церкви?
Бог дал Христу победу над всеми силами зла. Церкви, тесно связанной со Христом и получающей от Него все, в чем она нуждается, самой обещана победа над этими врагами. Сила Божья, проявленная в воскресении и возвышении Его над всеми вселенскими силами, приведена в действие для церкви. Бог дал победившего Христа церкви, которая настолько едина с Ним, что может называться Его Телом.
Как мы, верующие, можем познать возвышенного Христа и ощутить Божью силу в нашей жизни? Павел не говорит о том, что нужно для этого делать. Однако тот факт, что этот отрывок связан с молитвами Павла, дает подсказку. Павел верит, что Бог ответит на его молитву. Он на собственном опыте пережил действенность Божьей силы, явленной во Христе, и просит, чтобы она была действенной в жизни верующих.
Каков был ваш собственный опыт обретения силы Божьей в ответ на молитву? Как молитва приближает нас к Богу и силе, предлагаемой нам в Иисусе?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Внимательно прочитайте эти два описания возвышения Христа из трудов Эллен Уайт: «Христос, войдя небесными вратами, воцарился там при общем ликовании и поклонении ангелов. Как только это совершилось, Святой Дух обильно излился на учеников, и Христос был воистину прославлен той славой, которую Он имел у Отца от вечности. Излитие Духа в Пятидесятницу свидетельствовало о том, что Спаситель возведен на престол. В соответствии со Своим обетованием Он послал Своим последователям Святого Духа с небес в знак того, что как Царь и Священник Он принял всякую власть на небе и на земле и стал Помазанником над Своим народом» (Деяния апостолов. С. 38).
«Отец обнимает Своего Сына и дает повеление: „Да поклонятся Ему все Ангелы Божии“ (Евр. 1:6). С невыразимой радостью начальства, власти и силы признают владычество Князя жизни. Ангельское воинство повергается ниц перед Ним, и радостная песнь наполняет небо: „Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение“ (Откр. 5:12). Гимны торжества сливаются с пением ангельских арф, и все небо звучит радостью и хвалой. Любовь победила. Утраченное найдено. Небо наполняется голосами, которые поют возвышенную мелодию, восклицая: „Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков“ (Откр. 5:13)» (Желание веков. С. 834, 835).
Вопросы для обсуждения
1. Поразмышляйте над словом «сейчас» и фразой «еще не», относящимися к возвышению Иисуса. В каком смысле Иисус уже «сейчас» — Господь «всего сущего» с непревосходящими Его демоническими силами? И в каком смысле Его полное господство над всем сущим направлено в будущее — «еще не»? (1 Кор. 15:24–28.)
2. Насколько ваша жизнь соответствует тому, что Христос — Господь над всем сущим? Есть ли какая-то сторона жизни, где вы отдаете себя во власть других сил, над которыми Христос уже одержал победу? Как вы определяете, под чьей властью вы находитесь и что вам нужно делать, чтобы не оказаться во власти сил зла?
Послание к Ефесянам. Как следовать за Иисусом в трудные времена
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →