Урок 2. 1–7 июля. Великий Божий замысел, сосредоточенный на Христе
1 июл 2023
Суббота | Великий Божий замысел, сосредоточенный на Христе
Библейские стихи для исследования:
Основные отрывки: Еф. 1:3–14; 2:6; 3:10.
Дополнительные отрывки: Кол. 1:13, 14; Втор. 9:29.
Памятный стих: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3).
Павел начинает Послание к ефесянам с величественной благодарности, восхваляя Бога за излитые Им благословения, столь же необходимые для жизни верующих, как, например, скафандр для космонавта. Павел утверждает, что Бог трудился над этими важнейшими благословениями «прежде создания мира» (Еф. 1:4), и восхваляет Бога за то, что Он трудился на протяжении веков ради верующих.
Вступление Павла делает Послание к ефесянам особенно ценным, давая нам пример того, как поклоняться Богу и восхвалять Его за множество дарованных Им благословений.
Воскресенье | Избранные и принятые во Христе
Благодарственная часть письма обычно включает описание полученного дара или даров. Павел включает длинный список даров в Еф. 1:3–14, когда благодарит Бога за благословения Евангелия. Павел восхваляет Бога за то, что Он «благословил нас во Христе всяким духовным благословением» (Еф. 1:3). То, что благословения духовны (греч. пнеуматико́с), предполагает, что они приходят через Духа (пне́ума), указывая на завершение Павлова благословения, где прославляется действие Святого Духа в жизни верующих (Еф. 1:13, 14).
В Еф. 1:3–6 содержатся вдохновляющие слова о том, как Бог видит нас во Христе. Перед сотворением мира Бог избрал нас во Христе и определил, что мы должны стоять «святыми и непорочными» в Его присутствии (Еф. 1:4; сравните Еф. 5:27), будучи драгоценными сыновьями и дочерьми благодаря как сотворению, так и искуплению во Христе (см. Еф. 1:5). Еще до того, как начало светить солнце, Его планом было то, что мы будем «приняты в Возлюбленном» (Еф. 1:6, англ. пер.). Другими словами, Божье намерение в отношении нас — чтобы мы спаслись. Мы теряем спасение только из-за нашего собственного греховного выбора.
Какую идею передают фразы «в небесах» и «на небесах»? См. Еф. 1:3, 20; 2:6; 3:10, 15; 4:10; 6:9, 12.
В Послании к ефесянам фразы «в небесах» и «на небесах» указывают на небеса как место обитания Бога (Еф. 1:3; 6:9), на местонахождение духовных сил (Еф. 1:10, 20, 21; 3:10, 15; 6:12) и место вознесения Христа справа от Отца (Еф. 1:20). Верующие в настоящем имеют доступ к этим «небесам» как к месту, где через Христа им предлагаются духовные благословения (Еф. 1:3; 2:6). Хотя «небеса» стали местом благословения для верующих, они по-прежнему являются местом противостояния со злыми силами, которые оспаривают господство Христа (Еф. 3:10; 6:12).
Поразмышляйте над Еф. 1:4, где говорится, что мы избраны в Нем, во Христе, «прежде создания мира». Что это значит? Как в этом проявляются Божья любовь к нам и Его желание нас спасти?
Понедельник | Драгоценное искупление и бесконечное прощение
Грех был когда-то господствующей темной силой в жизни слушателей Павла. Апостол описывает их до обращения ко Христу как ходячих мертвецов — «мертвых по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1), но все же живущих, «ходящих» по воле сатаны (Еф. 2:1–3). Порабощенные грехом и сатаной, они не имели возможности освободиться. Они нуждались в спасении. Бог совершил его во Христе, и Павел празднует два новых благословения Божьей благодати в жизни верующих: искупление и прощение.
Прочитайте Еф. 1:7, 8. Искупление — это идея, которая часто используется в Новом Завете. Как вы понимаете лично для себя, что Иисус искупил (более букв.: выкупил) нас?
Какова цена этого выкупа?
Чем я могу ответить Иисусу на то, что Он выкупил меня из рабства греха и смерти?
Греческое слово, переведенное как «искупление» в Еф. 1:7, —аполю́тросис, первоначально использовалось для обозначения выкупа раба или оплаты за освобождение пленника. Можно представить себе голос работорговца, выставляющего на аукцион свой товар, и громыханье кандалов раба. Когда в Новом Завете говорится об искуплении, то подчеркивается высокая цена за освобождение рабов.
Наша свобода стоит очень дорого: «в Котором [Иисусе] мы искупленье обрели через кровь Его» (Еф. 1:7; ИПБ). Идея искупления также прославляет милостивую щедрость Бога, заплатившего за нашу свободу. Бог возвращает нам нашу свободу и достоинство. Мы больше не порабощены!
«Быть искупленным — это значит, что к тебе относятся как к личности, а не как к предмету. Это значит стать гражданином небес, а не рабом земли» (Alister McGrath, What Was God Doingon the Cross?, p. 7).
Обратите внимание, что идея о том, что Бог платит выкуп сатане, средневековая, а не библейская. Бог ничего не должен сатане и ничем ему не платит.
Благодаря Голгофе мы обретаем «прощение грехов» (Еф. 1:7). На кресте Христос взял на Себя наши грехи, как прошлого, так и будущего, «перечеркнул список наших долгов и прегрешений со всеми предписаниями на наш счет» (Кол. 2:14; ИПБ). Совершая эту работу искупления и прощения через Христа, Бог действует как наш щедрый Отец, изливая на нас «богатство благодати Его» (Еф. 1:7, 8).
А если вы чувствуете себя недостойными искупления? (При этом вы действительно недостойны — в этом и есть весь смысл креста.)
Вторник | Божий замысел спасения, в центре которого — Христос
Обсудите Божий замысел спасения, который Он думает осуществить при достижении «полноты времен». См. Еф. 1:9, 10.
Цель замысла спасения:
Время возникновения замысла спасения:
В чем состояла «тайна Его воли», которую не знали все поколения, жившие до Христа?
Каковы географический и временной пределы замысла спасения?
Павел использует три выражения для обозначения спасительного замысла: 1) «тайна Его воли», 2) «Его благоволение» (т. е. намерение, цель) и 3) «времена», в которые Он осуществит Свое намерение. Каков окончательный Божий замысел? Объединить все в Иисусе.
Термин, который Павел использует для описания Божьего замысла (греч. анакефалайо́састай), означает «возглавить» Христом или «подвести итог» всему во Христе. В практике бухгалтерского учета в прежние времена вы бы сложили цифры столбиком, но поместили итоговую сумму вверху. Иисус возглавляет окончательный, эсхатологический замысел Бога. Этот замысел был придуман «прежде создания мира» (Еф. 1:4). Он настолько широк, что охватывает все время («полноту времен») и пространство («все небесное и земное»). Павел провозглашает единство во Христе великой Божественной целью для Вселенной.
Описывая Божественный спасительный замысел, Павел обозначает тему, к которой он будет обращаться вновь и вновь на протяжении всего послания. Бог начинает воплощение Своего замысла объединения всего сущего, уходящего корнями в смерть, воскресение, вознесение и возвеличивание Иисуса (Еф. 1:15–2:10), основывая церковь и объединяя в ней разрозненные частички человечества: иудеев и язычников (Еф. 2:11–3:13).
Таким образом церковь показывает силам зла, что Божий замысел осуществляется, а их правлению скоро придет конец (Еф. 3:10). Как сказано в другом месте Библии: «К вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:12).
Вторая половина послания начинается страстным призывом к единству (Еф. 4:1–16) и продолжается пространным увещеванием — хранить единство с единоверцами, избегая поведения, которое его разрушает (Еф. 4:17–6:9). Павел завершает послание вдохновляющей метафорой, сравнивая церковь с войском, принимающим деятельное участие в борьбе за мир во имя Христа (Еф. 6:10–20).
Как вы можете признать и выразить благодарность Богу за то, что искупление, дарованное лично вам во Христе Иисусе, — это часть грандиозного Божественного спасительного замысла?
Среда | Жить, превознося Его славу
«В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:11, 12).
В чем, согласно приведенным выше стихам, состоит великое предназначение каждого христианина?
Верующие в Эфесе, похоже, утратили представление о своей принадлежности ко Христу и пребывали в унынии (Еф. 3:13). В соответствии с тем, что Павел уже сказал ранее (Еф. 1:3–5), он снова желает укрепить их в понимании того, что значит быть христианином. Верующие не являются жертвами случайных, произвольных решений неких божеств или духовных сил. Они — дети Божьи (Еф. 1:5), имеющие доступ к безграничным благословениям во Христе. В их жизни осуществляется Божья цель и воля (Еф. 1:11) в соответствии с Его грандиозным замыслом — объединить все во Христе (см. Еф. 1:10). Они могут быть непоколебимо уверены в своем положении перед Богом и в действенности даруемых Им благословений. Их жизнь должна провозглашать весть из Еф. 1:3–14: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа!»
Как в практической жизни мы можем исполнить Божье предназначение: «послужить к похвале славы Его»? Приведите несколько конкретных, практических примеров того, что христианин должен делать и чего он делать не должен, чтобы «послужить к похвале славы Его».
Что делать:
1.
2.
3.
4.
Чего не делать:
1.
2.
3.
4.
Обсудите понятие «наследие» в Еф. 1:11, 14, 18. Как вы думаете, почему это понятие важно для Павла и для нас?
Получали ли вы когда-нибудь наследство после чьей-либо смерти? Возможно, родственник оставил вам ценное имущество или значительную сумму денег. По мнению Павла, благодаря смерти Иисуса христиане получили наследие от Бога (Еф. 1:14) и стали «наследием» Богу (Еф. 1:18).
В Ветхом Завете Божий народ иногда рассматривается как Его «наследие», или наследство (Втор. 9:29; 32:9; Зах. 2:12). Этот же смысл передан в словах Еф. 1:11, 18. Павел желает, чтобы верующие осознавали свою ценность для Бога. Они не только обладают наследием от Бога (Еф. 1:14; 3:6; ср. Еф. 5:5), но они сами Божье наследие.
В чем разница между тем, чтобы получить что-то от своего труда, и тем, что получено как наследство? Как идея наследования помогает нам понять, что нам было дано в Иисусе?
Четверг | Святой Дух: печать и залог
В Еф. 1:13, 14 Павел вкратце рассказывает историю обращения своих читателей. Каковы этапы этой истории?
• Слово истины • в Него • Святым Духом • Который есть залог наследия, для
Исследуя важность Святого Духа в жизни верующих, Павел использует две метафоры Духа: «печать» и «залог». Сначала он изображает Святого Духа как «печать», говоря о запечатлевающем присутствии Духа, которое происходит с момента обращения. В древние времена печати использовались для разных целей: для удостоверения подлинности копий законов и соглашений, для подтверждения качества или количества содержимого (напр., Иез. 28:12) или для подтверждения сделок (напр., Иер. 32:10–14, 44), контрактов, писем (напр., 3 Цар. 21:8), завещаний и документов об усыновлении. Поставленная на предмете печать заявляла как о праве собственности, так и о защите этих прав. Присутствие Святого Духа в их жизни знаменует принадлежность верующих Богу и указывает на Божье обетование защитить их (сравните Еф. 4:30). Они были «запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13).
«Павел ясно заявляет, что в тот момент, когда человек вручает свою жизнь Иисусу и верит в Него, Святой Дух запечатывает (греч. сфраги́дзо) этого верующего во Христа на День искупления. Чудесная освобождающая и обнадеживающая истина! Дух Божий отмечает последователей Христа печатью спасения сразу после того, как они впервые уверовали» (Jiří Moskala, “Misinterpreted End-Time Issues: Five Myths in Adventism,” Journal of the Adventist Theological Society 28, no. 1 (2017, p. 95). Вторая метафора, которую использует Павел для обозначения Святого Духа, — «залог». Святой Дух — это гарантия нашего наследия, которая дается до того момента, когда наследие будет дано в полном объеме (ср. 2 Кор. 1:22; 2 Кор. 5:5).
Слово, переведенное как «залог» (аррабо́н), означает «первый платеж», «депозит» или «первоначальный взнос», который необходимо внести плательщику.
Обратите внимание, что верующие не платят этот первоначальный взнос, а получают его от Бога. Драгоценное присутствие Святого Духа в жизни верующих — первая часть полного наследия спасения и искупления, которое придет с возвращением Христа. Наше дело — принять с благодарным и покорным сердцем то, что нам предложено в Иисусе.
Пятница | Для дальнейшего исследования
Учит ли Еф. 1:3–14, что Бог предопределяет одних к вечной жизни, а других — к вечной смерти? К сожалению, многие люди верят в это. Но так ли это на самом деле?
1) В этом отрывке роль Христа является определяющей, поскольку Божественный выбор усыновить нас происходит «через Иисуса Христа» (Еф. 1:5) или «в Нем» (Еф. 1:4, 11). Это говорит о том, что Божье избрание и предопределение осуществляется по отношению ко всем, кто выбирает веру во Христа, — не происходит выбора в отношении каждого конкретного человека, будет он спасен или погибнет, еще до рождения. Божье решение — это продуманный, предопределенный Божественный ответ тем, кто проявляет веру во Христа.
2) В Еф. 1:3–14 ярко описана Божья работа спасения. Бог есть Отец, а мы — Его усыновленные дети (Еф. 1:3–5), которые в изобилии получают Его благословения (Еф. 1:8). Мы должны понимать язык Божьего выбора и предопределения в свете этого богатого языка взаимоотношений. Бог — не далекий, бесчувственный судья, издающий указы на расстоянии, но заботливый Отец всех Своих детей (Еф. 3:15).
3) В Еф. 1:3–14 также говорится о том, что Бог уважает человеческий выбор (особенно в Еф. 1:13, где упоминаются такие слова, как «услышать» и «уверовать»), в других местах послания (Еф. 2:8; 3:17; 4:1–6:20 — все они подчеркивают или предполагают осуществление выбора и отклик веры), а также в других отрывках Нового Завета (напр., 1 Тим. 2:4; Деян. 17:22–31). Здесь также будет уместно упомянуть слова Эллен Уайт: «Послав миру бесподобный дар в лице Своего Сына, Бог окружил всю землю атмосферой благодати, такой же реальной, как воздушная атмосфера. Все, кто стремится пребывать в этой животворной атмосфере, будут жить и возрастать до полного возраста во Христе Иисусе» (Путь ко Христу. С. 68).
Вопросы для обсуждения 1. Какие доказательства в поддержку идеи о том, что Бог не избирает одних к спасению, а других к погибели вы бы добавили к приведенным выше?
2. Чей выбор в конечном счете определяет, будет ли человек спасен в Иисусе или нет?
3. «В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7). Как этот стих раскрывает реальность спасения только верой, а не делами закона?
Послание к Ефесянам. Как следовать за Иисусом в трудные времена
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →