Please paste Video URL / iframe Embed Code in the Sidebar for this Block.
Суббота | Павел и эфесяне
Библейские стихи для исследования:
Основные отрывки: Еф. 1:1, 2, 9, 10; 3:13; 6:21–24.
Дополнительные отрывки: Деян. 18:18–21; 19:13–20:1; 20:17–38.
Памятный стих: «Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9, 10).
Когда мы что-то пишем, нами движет какая-то цель, иногда очень весомая. Павел написал Послание к ефесянам также с определенной целью. Он знал, что они испытывают искушение пасть духом из-за его заключения и продолжающихся преследований (Еф. 3:13; 6:20). Апостол напоминает им о том, что произошло, когда они обратились к Богу, приняв Христа как своего Спасителя и став частью церкви — они стали Телом Христовым (Еф. 1:19–23; 4:1–16), строительными кирпичиками в храме (Еф. 2:19–22), невестой Христа (Еф. 5:21–33) и хорошо вооруженным войском (Еф. 6:10–20). Они играют очень важную роль в исполнении великого Божьего замысла — соединить все во Христе (Еф. 1:9, 10). Павел пишет, чтобы пробудить верующих в Эфесе к осознанию полноты того, кем они являются, став последователями Христа.
Воскресенье | Павел, благовестник в Эфесе
Что делал Павел во время своего первого приезда в Эфес в конце второго миссионерского путешествия? См. Деян. 18:18–21.
Эфес был одним из крупнейших городов Римской империи с населением около 250 000 человек. Он был столицей одной из богатейших провинций империи, Асии, которая охватывала большую часть того, что сегодня мы называем Малой Азией (центральная часть Турции). Во времена Павла провинция переживала период роста и процветания. Будучи портовым городом, Эфес также находился на перекрестке важных сухопутных путей. В то время как люди в городе поклонялись многим божествам, богиня Артемида, считавшаяся покровительницей города, была верховной богиней. Поклонение ей было в центре внимания гражданских церемоний, спортивных игр и ежегодных торжеств (римляне называли Артемиду Дианой; см. Деян. 19:24, 35).
Позже Павел возвращается в Эфес во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян. 19:1–12) и остается там на «три года» (Деян. 20:31). Апостол посвящает много времени служению в Эфесе, намереваясь прочно основать там христианство.
Какое необычное событие привело к тому, что в Эфесе стали повсеместно почитать «Господа Иисуса»? См. Деян. 19:13–20.
Лука рассказывает необычную историю о семи странствующих иудейских заклинателях духов, в то время находившихся в городе. В своих заклинаниях они стали употреблять имена Иисуса и Павла, но это обернулось для них плачевным опытом (Деян. 19:13–16). Когда новость об этом происшествии распространилась по улицам города, «страх охватил всех, и к имени Господа Иисуса стали относиться с большим почтением» (Деян. 19:17; ИПБ). Это событие оказало глубокое влияние на некоторых из тех, кто уже был верующим; они публично сожгли свои дорогие книги с магическими заклинаниями стоимостью «пятьдесят тысяч драхм» (Деян. 19:19). Вместе с другими жителями города верующие узнали, что поклонение Иисусу не должно быть смешано с поклонением чему-либо или кому-либо еще.
Что для жителей города означало сожжение собственных книг, да еще на такую крупную сумму? Что это говорит нам о полной преданности Господу?
Понедельник | Мятеж в амфитеатре
Прочитайте Деян. 19:23–20:1. Что явилось причиной волнения жителей Эфеса?
Сравните отношение жителей Эфеса с отношением людей к евангельской проповеди в наше время. Какие уроки можно извлечь из этой библейской истории?
Свидетельство Павла в Эфесе было настолько действенным, что повлияло на важный экономический двигатель города — религиозный туризм, который был сосредоточен вокруг храма Артемиды. Это великолепное сооружение состояло из 127 колонн, каждая высотой 18 метров, из белоснежного паросского мрамора, безупречного и ценного камня для скульптур; 36 из этих колонн были покрыты золотом, из-за чего этот храм считали одним из семи чудес Древнего мира.
Обеспокоенный тем, что речи Павла против идолопоклонства истощают финансовый поток храма (Деян. 19:27), серебряник Димитрий привел своих коллег-ремесленников в ярость. Быстро растущая и агрессивно настроенная толпа хлынула с рыночной площади в большой амфитеатр, вмещавший около 25 000 человек. Там смута продолжалась, сопровождаясь двумя часами непрерывных выкриков: «Велика Артемида Ефесская!» (Деян. 19:34). После того, как городской блюститель порядка разогнал толпу, Павел встречается с верующими и покидает город.
В конце своего третьего миссионерского путешествия Павел встречается с пресвитерами Эфесской церкви. Как бы вы кратко изложили опасения Павла? См. Деян. 20:17–38.
Примерная хронология трудов Павла в Эфесе: 1) 52 год по Р. Х. — Павел первый раз ненадолго посещает Эфес (Деян. 18:18–21); 2) 53–56 годы по Р. Х. — Павел служит в Эфесе три года (Деян. 19:1–20:1); ближе к концу своего пребывания там он пишет Первое послание к коринфянам (1 Кор. 16:5–9); 3) 57 год по Р. Х. — находясь в Милите (г. Милет), Павел встречается с пресвитерами из Эфеса (Деян. 20:17–38); 4) 62 год по Р. Х. — Павел пишет Послание к ефесянам, вероятно, находясь в заключении в Риме.
«Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас», — сказал Павел (Деян. 20:31). Как вы думаете, к чему бы сегодня Павел призывал нашу церковь и почему?
Вторник | Послание для чтения вслух
Павел написал Послание к ефесянам для чтения вслух в домашних церквах. За прошедшие с отъезда Павла годы христианское движение в Эфесе возросло и число домашних церквей умножилось. Для новых учеников было большим подкреплением услышать слова этого послания от Тихика, личного представителя апостола Павла. Как следует из самого послания, собравшаяся группа, вероятно, включала членов принимающей семьи — отца, мать, детей и рабов (Еф. 5:21–6:9). В то время домохозяйство (греч. ойкос) включало в себя и других людей, например клиентов (свободных людей, которые зависели от поддержки домовладельца). Таким образом, могли присутствовать как они, так и члены других домохозяйств.
Прочитав краткое изложение письма ниже, прочтите все послание целиком, желательно вслух (на это уйдет около 20 минут). На какие темы или фразы из послания вы обратили особое внимание?
Структура Послания к ефесянам выглядит следующим образом: 1. Начальное приветствие (Еф. 1:1, 2). 2. Вступительное благословение (Еф. 1:3–14). 3. Молитва об обретении верующими мудрости, сосредоточенной на Христе (Еф. 1:15–23). 4. Некогда духовно мертвые, ныне оживотворенные со Христом (Еф. 2:1–10). 5. Сотворение Христом церкви из иудеев и язычников (Еф. 2:11–22). 6. Павел как проповедник Христа язычникам (Еф. 3:1–13). 7. Молитва Павла об опыте веры, связанном с любовью Христа (Еф. 3:14–21). Призывы Павла: 8. Держаться за вдохновленное Духом единство церкви (Еф. 4:1–16). 9. Жить новой, созидающей единство жизнью (Еф. 4:17–32). 10. Ходить в любви, свете и мудрости (Еф. 5:1–20). 11. Вести христоподобную жизнь в христианском доме (Еф. 5:21–6:9). 12. Устоять вместе: церковь как воинство Божье (Еф. 6:10–20). 13. Заключительное приветствие (Еф. 6:21–24).
Какая ключевая тема проходит через все послание? О чем это говорит вам? Где в послании говорится о христианском доме?
Среда | Послание и его время
Как Павел начинает и заканчивает свое послание к верующим в Эфесе? Что мы узнаем о его самых сокровенных желаниях в отношении них? См. Еф. 1:1, 2; 6:21–24.
В начале послания Павел заявляет о себе как об авторе (Еф. 1:1). Ближе к середине письма Павел снова называет себя по имени, говоря о себе как об «узнике Христа Иисуса за вас, язычников» (Еф. 3:1), что является его личным размышлением о его апостольском служении (Еф. 3:1–13). Ближе к концу письма он снова ссылается на свое заключение (см. Еф. 6:20) и завершает письмо личными подробностями (Еф. 6:21, 22). Хотя некоторые богословы отрицают, что послание было написано Павлом, важно отметить — что послание явно говорит о том, что Павел — его автор. Большинство христиан вполне справедливо признают авторство Павла.
Как Павел проявляет заботу о том, какое влияние окажет его заключение на верующих в Эфесе? См. Еф. 3:13.
Послание к ефесянам, по-видимому, написано в тот же период и при таких же обстоятельствах, что и другие послания Павла в узах: Послания к колоссянам (Кол. 4:7, 8) и Послание к Филимону. Кроме того, с момента его служения в Эфесе, вероятнее всего, прошло значительное время (Еф. 1:15; 3:1, 2). Возможно, Павел написал Послание к ефесянам, находясь в римской тюрьме, около 62 года по Р. Х.
В Послании к ефесянам Павел проливает свет на несколько подробностей о положении своих слушателей, живших в Эфесе, и затрагивает широкий спектр тем. Павел рассматривает большой промежуток времени, начиная от Божьих решений, принятых «прежде создания мира» (Еф. 1:4), и широкими мазками рисует картину великих тем Божьего спасения, предлагаемого во Христе. При этом письмо использует возвышенный литературный стиль, изобилуя длинными предложениями, повторами и сложными метафорами. Таков стиль Павла и в других посланиях (например, Рим. 8:31–39), но в Послании к ефесянам больше всего хвалы, молитв и литургического языка (Еф. 1:3–14; 1:15–23; 3:14–21), а также тщательно продуманные риторические отрывки (напр., Еф. 4:1–16; 5:21–33; 6:10–20).
Четверг | Послание, наполненное Христом
Как Павел сформулировал основную тему своего письма? См. Еф. 1:9, 10.
Будучи в темнице, Павел излагает видение Божьего замысла, центром которого является Христос, а целью — полнота времени, а также раскрывает роль церкви в его осуществлении. Бог действовал во Христе, чтобы положить начало Своему замыслу, «дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10), и Он сделал это, создав церковь — единое сообщество, состоящее из новых людей, куда входят и иудеи, и язычники (Еф. 2:14). Верующие призваны действовать в согласии с Его замыслом, давая знать силам зла о том, что Бог достигает конечной цели (Еф. 3:10).
Как сказано в Еф. 1:9, 10, единство, которое имеет в виду Бог, сосредоточено во Христе. Поэтому неудивительно, что в Послании к ефесянам так часто упоминается Христос, повсюду восхваляются действия Бога во Христе и звучит радость от того, что для верующих открыт доступ к духовным благословениям, предлагаемым им во Христе. Павел использует фразу «во Христе» и другие фразы, где упоминается Христос, более тридцати раз и в каждой превозносит Иисуса. Читая послание, отмечайте эти фразы, где Павел сосредотачивает внимание слушателей на Иисусе.
Павел стремится возродить посвященность эфесян Христу, напоминая им, что они — часть церкви, которая находится в центре Божьего замысла по объединению всего во Христе. Когда Павел использует слово «церковь» (греч. экклеси́я), он имеет в виду «вселенскую» церковь или церковь в целом (а не поместную общину).
Для этого он говорит о церкви, используя яркие метафоры, четыре из которых он подробно раскрывает: 1) церковь как тело (Еф. 1:22, 23; 2:16; 3:6; 4:1–16, 25; 5:23, 29, 30). 2) церковь как здание / храм (Еф. 2:19–22). 3) церковь как невеста (Еф. 5:22–27). 4) церковь как войско (Еф. 6:10–20).
Каждый из этих образов по-своему раскрывает, в чем заключаются Божья цель и замысел для Его церкви.
Церковь адвентистов седьмого дня — это межнациональное, многоязычное, многорасовое, межкультурное, Богом созданное сообщество (см. Откр. 14:6, 7), участвующее в исполнении Его замысла — объединить все в Иисусе (см. Еф. 1:9, 10). Как мы можем трудиться в согласии с великим Божьим замыслом?
Пятница | Для дальнейшего исследования
История о том, как изгонявшие духов злоупотребляли именами Иисуса и Павла (Деян. 19:13–20; см. материал за воскресенье), помогает объяснить, почему Павел так много говорит о силе в Послании к ефесянам. Некоторые новообращенные, заново убедившись в верховной власти Иисуса, бросают в огонь свои дорогостоящие книги по магии. Сегодня, благодаря обнаружению около 250 папирусов, посвященных магии, а также благодаря другим находкам, мы имеем детальное представление о ритуалах, заклинаниях, формулах, проклятиях и т. д., подобных тем, которые, вероятно, были представлены в тех книгах о магии. В этих книгах содержались советы о том, как проводить такие ритуалы, чтобы убедить богов, богинь и духовные силы сделать все, о чем их попросят.
Лука говорит нам, что эти тома стоили 50 000 серебряных монет, что эквивалентно плате за 50 000 дней работы. (В сегодняшних условиях, при заработной плате квалифицированного рабочего 3000 рублей в день, это составило бы 150 млн рублей!). Эта деталь показывает важность этих книг в их повседневной жизни, какое место они занимали в ней. «Потребовалось суверенное вмешательство Бога, чтобы они вполне убедились в том, что им следует полностью раскаяться в том, что они продолжали использовать амулеты, талисманы, заклинания и традиционные средства обретения духовной силы» (Clinton Arnold, Ephesians, p. 34).
Так становится понятным, что Послание к ефесянам было написано для верующих, которые нуждались в наставлениях о том, «как справиться с продолжающимся влиянием и нападками зловещих вселенских „сил“» (Там же. С. 165). Именно поэтому Павел указывает на Христа как на Того, Кто был превознесен над всякой властью (Еф. 1:20–23), и подчеркивает превосходство силы, которую Бог предоставляет верующим (Еф. 2:15–19; 3:14–21; 6:10–20).
Вопросы для обсуждения 1. Какие силы или власти особенно действуют в нашем мире и вашей жизни сегодня? Как проявляют себя эти силы, искушая верующих почитать и уважать их, а не проявлять верность только одному превознесенному Христу?
2. Говоря в контексте Божьего замысла во время «полноты времени» объединить все во Христе, Павел выражает надежду на будущее. Просмотрите, как он использует слово «надежда» в Еф. 1:18; 2:12; Еф. 4:4. Почему он верит в то, что есть надежда на будущее?
3. Как Павел указывает на великую будущую надежду на возвращение Христа? См. Еф. 1:13, 14, 21; 2:7; 4:30; 5:5. Что эта надежда означает для нас сегодня?
Послание к Ефесянам. Как следовать за Иисусом в трудные времена
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2023
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством “Источник жизни”. Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа “Познаем Истину” предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →