«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).
В Писании ясно говорится о последнем суде. Бог будет вершить суд над миром. Многочисленные тексты как в Ветхом, так и в Новом Завете однозначно свидетельствуют об этом. Справедливость, которой так не хватает в нашей жизни, однажды наступит.
Библия говорит, что Бог имеет «совершенное знание» (Иов. 37:16) и «знает все» (1 Ин. 3:20), включая наши самые сокровенные намерения (см. Еккл. 12:14; Иер. 17:10). Можно спрятаться от всех и всего, но от Бога ничего не скроешь.
Это значит, что Бог не нуждается в суде для того, чтобы исследовать жизнь каждого человека. На самом деле, Божий суд — это шаг примирения, совершаемый ради Его созданий как на небе, так и на земле. Этот процесс носит характер вселенского масштаба и истории, потому что Люцифер восстал против Бога еще на небесах, а затем распространил это противление по всему миру (см. Откр. 12:7–9).
На этой неделе мы рассмотрим процесс последнего суда, который включает три основные фазы: следственный суд перед Вторым пришествием, суд во время Тысячелетнего царства и итоговое судебное решение. Весь процесс закончится оправданием праведников и второй смертью нечестивых.
Воскресенье | Окончательный приговор
Для многих идея суда означает осуждение. И хотя это часть процесса, не нужно забывать, что идея последнего суда имеет положительную сторону, поскольку этот суд также включает в себя оправдание праведников. Фактически в книге Даниила говорится, что суд последнего времени будет «в пользу святых Всевышнего» (Дан. 7:22; в Синод. «суд дан был святым»). Божий суд включает в себя и осуждение, и оправдание — принцип, найденный в этом ветхозаветном тексте: «Тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его» (3 Цар. 8:32).
Прочитайте Мф. 25:31–46 и Ин. 5:21–29. Какие, согласно словам Иисуса, два противоположных приговора будут вынесены на последнем суде?
Некоторые утверждают, что выражения «верующий в Него не судится» (Ин. 3:18) и «верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит» (Ин. 5:24) означают, что пребывающие во Христе вообще не подлежат суду. Но эти выражения подразумевают, что верующие не будут осуждены на суде. Следовательно, эти тексты следует понимать, как «не будет осужден» (Ин. 3:18) и «на суд не приходит» (Ин. 5:24).
Это значит, что наша судьба определяется уже сейчас, в нынешней жизни. Те, кто во Христе, получат оправдание на суде, а те, кто не во Христе, остаются под осуждением. Говоря о суде (см. Мф. 25:31–46), Христос упомянул присутствие не только козлов (нечестивых), но также и овец (праведников). И апостол Павел ясно говорил об этом: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое» (2 Кор. 5:10).
Размышляя о суде, следует помнить, что мы спасены по благодати (Ис. 55:1; Еф. 2:8–10), оправданы верою (Быт. 15:6; Рим. 5:1) и судимы по делам (Еккл. 12:14; Мф. 25:31–46; Откр. 20:11–13). В основе судебного процесса лежит нравственный закон Бога, кратко изложенный в Десяти заповедях (Еккл. 12:13, 14; Иак. 1:25; 2:8–17). Наши дела — это внешнее свидетельство подлинности нашего спасительного опыта и, следовательно, также подлежат оценке во время суда.
Помните: Бог не избирает одних для спасения, а других для погибели. Каждый несет нравственную ответственность за собственный выбор и свою судьбу.
В конце концов, последний суд — это не то время, когда Бог решает принять или отвергнуть нас, а время, когда Бог подводит черту под нашим выбором, приняли мы Его или нет, — выбор, который мы являем своими делами.
Понедельник | Суд до Второго пришествия
Понятие суда перед возвращением Христа или того, что мы называем «судом перед Вторым пришествием», встречается во многих местах Писания.
Прочитайте Дан. 7:9–14; Мф. 22:1–14 и Откр. 11:1, 18, 19; 14:6, 7. Как эти отрывки проливают свет на понятие следственного суда, который будет совершаться до Второго пришествия в небесном зале суда? В чем смысл следственного суда?
Концепция Следственного суда перед Вторым пришествием основана на трех основных библейских учениях.
Первое из них — представление о том, что все умершие — праведные и неправедные — остаются в бессознательном состоянии до последнего воскресения (см. Ин. 5:25–29).
Второе — существование всеобщего суда над всеми людьми (см. 2 Кор. 5:10, Откр. 20:11–13).
Третье — это то, что первое воскресение будет благословенной наградой для праведников, а второе воскресение станет вечной смертью для нечестивых (см. Ин. 5:28, 29; Откр. 20:4–6, 12–15).
Так как все люди будут судимы, их суд должен произойти до соответствующего воскрешения, потому что при своем воскресении они получат свое окончательное воздаяние.
В книге Даниила описаны как время, так и природа суда перед Вторым пришествием. По прошествии 2300 символических дней (в пророческом исчислении — лет), начиная с 1844 года, небесное святилище будет очищено (см. Дан. 8:14, сравните с Евр. 9:23) и начнется следственный суд перед Вторым пришествием (см. Дан. 7:9–14), два разных способа выражения одного и того же события. Следственный суд вершится «в пользу святых Всевышнего» (Дан. 7:22; в Синод. «суд дан был святым»), то есть суд — это благая весть для народа Божьего.
В Мф. 22:1–14 Иисус рассказывает, что царь осмотрел всех званых гостей еще до того, как свадебный пир начался.
В книге Откровение же предшествие следственного суда упоминается как задача измерения «поклоняющихся» в храме Бога (Откр. 11:1) и в вести, что «пришел час суда Его» (Откр. 14:6, 7; сравните с Откр. 14:14–16).
Как знание о суде на небесах должно влиять на наш образ жизни здесь, на земле?
Вторник | Тысячелетний суд
Библия говорит нам, что во время Второго пришествия:
1. Живущие в это время святые преобразятся, и воскресшие в нетленном теле святые встретятся «с Господом на воздухе» (1 Фес. 4:16, 17).
2. Все святые будут взяты на небеса, чтобы пребывать в небесной «обители», которую Он Сам приготовил для них (Ин. 14:1–3).
3. Только в конце тысячелетия, после истребления нечестивых, диавола и падших ангелов, уничтожения греховной земли, Новый Иерусалим станет вечным домом святых (Откр. 21:1–3, 9–11). Итак, в течение тысячелетия, пока земля будет опустошена, святые будут царствовать с Христом на небесах (Иер. 4:23; Откр. 20:4).
Прочитайте 1 Кор. 6:2, 3 и Откр. 20:4–6, 11–13. Почему святые должны присутствовать при второй фазе окончательного суда?
Весь процесс суда предназначен для того, чтобы: 1) оправдать характер Бога в свете обвинений сатаны, что Бог несправедливо относится к Своим созданиям; 2) подтвердить беспристрастность оправдания праведников; 3) показать справедливость наказания нечестивых и 4) рассеять все сомнения, которые могут привести к новому восстанию во Вселенной. В следственном суде над праведниками, который произойдет перед Вторым пришествием, участвуют только небесные воинства (см. Дан. 7:9, 10). Но во время Тысячелетнего суда над нечестивыми и падшими ангелами также будут участвовать и святые (см. 1 Кор. 6:3; Иуд. 6; Откр. 20:4–6).
Судебное расследование, предшествовавшее пришествию, началось в 1844 году, когда «поставлены были престолы… судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9, 10). Однако тысячелетний суд начнется после того, как святые будут взяты на небо и займут свои места на престолах, и суд будет передан им как присяжным. Затем снова откроются небесные книги, и «судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:4, 12). Этот процесс дает святым возможность оценить небесные летописи и увидеть справедливое во всех случаях отношение Бога. Он не только дает людям то воздаяние, которого они заслуживают на основе своих собственных решений, но также объясняет им, почему Он это делает.
Что это говорит нам о характере Бога: прежде чем кто-либо из умерших грешников воскреснет, чтобы встретить вторую смерть, спасенные будут вовлечены в процесс суда, и никто не будет наказан, пока мы тоже не увидим справедливость и честность Бога? Поделитесь своими ответами на уроке субботней школы.
Среда | Итоговое судебное решение
В Средние века была устойчивая тенденция изображать Бога как сурового карающего судью. Сегодня Его часто описывают как любящего и снисходительного Отца, который никогда не наказывает Своих детей. Однако любовь без справедливости превратится в хаос и беззаконие, а справедливость без любви превратится в угнетение и порабощение. Процесс Божьего суда — это совершенное сочетание справедливости и милосердия, которые проистекают из Его безусловной любви.
Итоговое судебное решение, за которым следует исполнение наказания, — это окончательное и необратимое вмешательство Бога в историю человечества. Ограниченные суровые приговоры имели место, например, при изгнании сатаны и его мятежных ангелов с неба (Откр. 12:7–12), изгнании Адама и Евы из Едемского сада (Быт. 3), Великом потопе (Быт. 6–8), разрушении Содома и Гоморры (Быт. 19; Иуд. 7), смерти первенцев в Египте (Исх. 11–12) и смерти Анании и Сапфиры (Деян. 5:1–11). Поэтому неудивительно, что в конце истории человечества также будет вынесено итоговое решение нечестивым.
Прочитайте 2 Петр. 2:4–6; 3:10–13. Как эти стихи помогают понять природу итогового судебного решения? Как в них выражается идея завершенности суда, в отличие от популярной небиблейской идеи о том, что суд продолжается вечно?
«Божья доброта и долготерпение, Его терпение и милосердие, проявленные к Его подданным, не помешают Ему наказать грешника, который отказался подчиняться Его требованиям. Человек — преступник против святого закона Бога, прощенный только благодаря великой жертве, которую Он принес, отдав Своего Сына умирать за виновных, потому что Его закон остается неизменен, — человек не может выдвигать свои условия Богу» (Ellen White, Manuscript Releases, vol. 12, p. 208).
Все, что Бог мог сделать, чтобы спасти человечество от вечной гибели, Он уже сделал, хотя Ему пришлось заплатить за это высокую цену. В конечном счете заблудшие сами сделали выбор, который привел их к этому печальному концу. Идея, что Божий суд над заблудшими и их погибель (в отличие от вечных мучений) противоречит характеру любящего Бога, неверна. Любовь Бога, и только любовь Бога требует также и справедливости.
Что Крест говорит нам о готовности Бога сделать все, чтобы спасти каждого, кто хочет быть спасенным?
Четверг | Вторая смерть
Бог управляет историей человечества, подводя ее к кульминации последнего времени. В конце тысячелетия все умершие нечестивцы поднимутся из своих могил, чтобы получить приговор (см. Откр. 20:5, 11–15). Затем, когда судебный процесс завершится и к нему больше ничего нельзя будет добавить, нечестивые признают справедливость Бога. «Ознакомившись с фактами великой борьбы, вся Вселенная, и верные Богу, и мятежники единодушно признают: „Праведны и истинны пути Твои, Царь святых“. И сам сатана „вынужден признать справедливость Бога и верховную власть Христа“» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 670, 671).
Прочитайте Мал. 4:1 и Откр. 20:14, 15; 21:8. Каков будет окончательный результат суда Божьего?
Что и кто, согласно этим стихам, сгорит в озере огненном?
Почему окончательное уничтожение нечестивых можно считать проявлением любви Бога?
Уничтожение сатаны, его ангелов и всех грешников очистит Вселенную от греха и его последствий. И тем не менее даже окончательное уничтожение нечестивых — это проявление любви Бога не только к святым, но и к самим нечестивым. Они сами предпочли бы умереть, чем жить в присутствии Бога, Который есть «огонь поядающий» для грешника (Евр. 12:29).
«Они не выдержали бы всего этого, и у них было бы только одно желание: бежать с этого святого места. Они скорее предпочли бы умереть, лишь бы скрыться от лица Того, Кто умер ради их искупления. Участь нечестивцев решит их собственный выбор. Они добровольно лишили себя неба, а Бог по-прежнему остается справедливым и милосердным, не допустив их туда, где для них было бы невыносимо» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 542).
Таким образом, окончательное уничтожение греха и грешников, в отличие от небиблейской теории вечных страданий в аду, является справедливым и соразмерным наказанием за любое зло, совершенное людьми. Оно также подтверждает, что у греха было начало и будет конец. Вся Вселенная вернется к своему изначальному совершенству, которое существовало до тех пор, пока таинственно и без всякого оправдания, без соответствующих предпосылок и причин не возникли грех, зло и непослушание. Слава Господу за то, что Он как «праведный Судия» (2 Тим. 4:8) примет справедливое решение даровать бессмертие праведным и вечную погибель нечестивым.
Почему было бы неправильно, если бы в конце концов Бог спас всех? Что не так с этой идеей?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Наглядные уроки Христа» главу «Не в брачной одежде» (с. 307–319); в книге «Великая борьба» главы «Опустошение земли» (с. 653–661) и «Конец борьбы» (с. 662–673).
«В день последнего суда каждая погибшая душа поймет, в чем заключалось отвержение истины. Крест будет явлен всем, и его действительное значение откроется каждому, кто был ослеплен беззаконием. Осужденные грешники предстанут пред Голгофой с ее таинственной жертвой. Всякое ложное обвинение будет снято. Человеческое отступничество предстанет во всем своем отвратительном виде. Тогда люди поймут, что они избрали. Тогда разрешатся все вопросы относительно того, что есть истина, а что заблуждение в вековой борьбе между добром и злом. На вселенском суде с Бога будет снято обвинение в существовании зла и терпимости к нему. Будет показано, что Божественные уставы не приводят ко греху. В Божественном правлении нет недостатков, нет поводов для недовольства. Когда будут открыты помышления всех сердец, тогда и верные Господу, и восставшие против Него соединятся, восклицая: „Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?.. Ибо открылись суды Твои“ (Откр. 15:3, 4)» (Э. Уайт. Желание веков, с. 58).
Вопросы для обсуждения:
1. «Если вы держитесь за собственное „я“ и отказываетесь покорить свою волю Богу, то тем самым избираете смерть, ибо для греха, где бы он ни проявлялся, Господь всегда есть „огонь поядающий“. Если вы выбираете грех и отказываетесь расстаться с ним, то Божье присутствие, истребляющее грех, истребит и вас» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 62). Как эта цитата помогает понять природу исполнения наказания?
2. Подумайте о выводе, представленном в конце материала урока за вторник, что ни один из погибших не столкнется с окончательным приговором до тех пор, пока выкупленные не станут частью судебного процесса. Как это показывает нам открытость и прозрачность Бога? Почему эта прозрачность так важна для Вселенной, в которой царит любовь?
3. Как участие святых в тысячелетнем суде поможет им утешиться относительно своих близких, которые будут потеряны?
Надежда на будущее: библейское учение о смерти и вечной жизни
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →