«И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17, 18).
Вера в воскресение Иисуса занимает центральное место в христианстве. Павел очень убедительно подчеркивал это: «Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли» (1 Кор. 15:16–18). На этой неделе мы рассмотрим данный текст более подробно.
Павел придавал огромное значение смерти Христа и важности этого события. Он пишет: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Но смерть Христа не принесла бы нам спасения, если бы Он не воскрес. Вот насколько важно воскресение Спасителя для всей христианской веры и плана спасения.
Однако сложно понять, почему воскресение Христа (а вместе с Ним и наше воскресение) настолько важно, если верить (как делают многие), что мертвые во Христе уже наслаждаются небесным блаженством, поскольку они «возвратились домой и пребывают с Господом».
Помимо этих вопросов в течение недели мы рассмотрим воскресение Христа и убедительные доказательства, подтверждающие его реальность.
Воскресенье | Запечатанная гробница
Казалось, что миссия Христа завершилась поражением — Его смертью на кресте. Сатане удалось побудить Иуду предать Спасителя (Лк. 22:3, 4; Ин. 13:26, 27), а первосвященников и старейшин — потребовать Его смерти (Мф. 26:59; 27:20). После ареста Иисуса «все ученики оставили Его и побежали» (Мф. 26:56), а Петр трижды отрекся от Него (Мф. 26:69–75). Теперь Иисус лежал в высеченной в скале гробнице, закрытой большим камнем и запечатанной, охраняемой римскими стражами (Мф. 27:57–66). За всем также наблюдали и невидимые Божьи ангелы, и демонические силы. «Если бы мог, сатана держал бы Христа запертым в гробнице» (E. White. Manuscript Releases, vol. 12, p. 412).
Во время земного служения Христос предсказал не только Свою крестную смерть, но и Свое воскресение. Используя язык своего времени, в котором часть дня означает целый день, Иисус сообщил: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39, 40).
Неоднократно Иисус подчеркивал, что умрет, но на третий день воскреснет (см. Мф. 16:21; 17:22, 23; 20:17–19). Первосвященники и фарисеи знали об этих заявлениях и предприняли меры, которые, как они надеялись, предотвратят Его воскресение.
Прочитайте Мф. 27:62–66. Как эти действия только помогли предоставить миру больше доказательств о воскресении Иисуса?
Все меры предосторожности и безопасности, предпринятые с целью навеки запереть Иисуса в гробнице, только сделали Его победу над смертью и воинствами зла еще более убедительной.
Люди, предпринявшие эти меры, конечно же, слышали о чудесах Иисуса, а также были свидетелями некоторых из них. И все же они решили, что стража гробницы способна остановить Того, Кто смог сотворить столько чудес!
Кроме того, эти начальники поставили охрану возле гробницы на случай… чего? Ученики украли бы тело, а затем заявили бы, что Иисус воскрес из мертвых? А когда люди спросят учеников, где же воскресший Иисус, они сказали бы: просто поверьте нам на слово?
Действия иудейских руководителей показали, насколько они боялись Иисуса даже после Его смерти. В глубине души они боялись, что Он все-таки воскреснет.
Понедельник | «Он воскрес!»
Победа Христа над сатаной и его злыми силами была закреплена на кресте и подтверждена пустой гробницей. «Когда Иисуса положили в гроб, сатана торжествовал. Он осмелился надеяться, что Спаситель не примет Свою жизнь снова. Он предъявил свои права на тело Господа и установил стражу вокруг гробницы, чтобы сделать Христа своим узником. И весьма разгневался, когда его ангелы бежали от лица небесного вестника. Увидев, что Христос восстал в славе, он понял, что его царству пришел конец, а ему — неминуемая погибель» (Э. Уайт. Желание веков, с. 782). И хотя Христос-Человек умер, Его Божественность не умерла. В Своей Божественности Христос обладал силой разорвать узы смерти.
Прочитайте Мф. 28:1–6; Ин. 10:17, 18; Рим. 8:11. Кто принимал непосредственное участие в воскресении Иисуса?
Во время Своего последнего путешествия в Иерусалим Иисус заявил, что имеет власть отдать Свою жизнь и снова принять ее (см. Ин. 10:17, 18). Марфе Он сказал: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). В других отрывках говорится о Его воскресении как о Божьем деянии (см. Деян. 2:24; Рим. 8:11; Гал. 1:1; Евр. 13:20). В этом славном событии был задействован даже могущественный ангел Господень (см. Мф. 28:1, 2).
Между тем в Мф. 28:11–15 повествуется о тщетных и безрассудных попытках фарисеев и книжников продолжать борьбу против воскресшего Иисуса. Римская охрана рассказала им «все, что произошло» (Мф. 28:11). В этом рассказе подразумевается, что стражи видели воскресение. А если нет, что тогда означали их слова? Ангел спустился с небес, отодвинул камень, сел на него, и стража упала в обморок? А затем, очнувшись, они осознали, что гробница пуста? Возможно, пока воины были без сознания, ангел забрал тело Иисуса? Может быть, это сделали ученики? Или кто-то другой украл тело? Что бы ни случилось, тело Иисуса исчезло.
С неба сходит ангел, воины падают в обморок от страха, а гробница оказывается пустой, — всего этого было достаточно, чтобы привести религиозных руководителей в замешательство. И то, что они «довольно денег дали воинам» (Мф. 28:12), чтобы заставить их молчать, означало — все услышанное сильно их тревожило. Несомненно, им рассказали о воскресении Иисуса.
Некоторые не верят, что первыми, кто увидел воскресшего Христа, были римляне. Почему? Каким образом эта истина представляет грядущее: Евангелие также пришло и к язычникам?
Вторник | Многие воскресли с Ним
Что невероятный рассказ в Мф. 27:51–53 сообщает нам о воскресении Иисуса и о сопутствующих событиях?
Одно землетрясение ознаменовало смерть Иисуса (см. Мф. 27:50, 51), а другое — Его воскресение (см. Мф. 28:2). В момент смерти Иисуса «земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:51–53). Эти святые были воскрешены как свидетели воскресения Христа и как прообразы тех, кто воскреснет при окончательном воскресении. Таким образом, сразу после воскресения Иисуса многим евреям было дано убедительное свидетельство, чтобы они уверовали в Его воскресение и признали Его своим Спасителем, что многие и сделали, включая многих священников (см. Деян. 6:7).
«Во время Своего служения Иисусу приходилось воскрешать мертвых. Он воскресил сына вдовы в Наине, дочь начальника синагоги, Лазаря, но этим людям не было даровано бессмертие. Воскреснув, они остались подвластны смерти. Те же, кто восстал из могилы при воскресении Христа, воскресли для жизни вечной. Они были вознесены на небо вместе с Ним, утверждая Его победу над смертью и могилой… А тогда они отправились в город и явились многим, возвещая, что Христос воскрес из мертвых и они воскресли вместе с Ним. Так была увековечена святая истина о воскресении» (Э. Уайт. Желание веков, с. 786).
С человеческой точки зрения первосвященники и фарисеи имели большие преимущества. Они обладали религиозной властью в стране и даже смогли убедить римские власти и толпу помочь им в своих планах. Но они забыли, что «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан. 4:29). Их ложь была изобличена и опровергнута воскресшими святыми.
Почему у нас есть основания верить в окончательную победу Бога для нас, пока мы все еще боремся в этом падшем мире?
Среда | Свидетели воскресшего Христа
Прочитайте Ин. 20:11–29 и 1 Кор. 15:5–8. Как отозвались ученики, впервые встретив воскресшего Христа?
Два ангела у пустой гробницы сказали Марии Магдалине и некоторым другим женщинам, что Иисус воскрес (Мф. 28:1, 5–7; Мк. 16:1–7; Лк. 23:55; 24:1–11). Но вскоре им явился Сам Иисус, и они поклонились Ему (Мф. 28:1, 9, 10; Ин. 20:14–18). Он также явился Петру (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5), двум ученикам на пути в Эммаус, чьи сердца горели во время разговора с Ним (Мк. 16:12; Лк. 24:13–35). Когда Иисус вошел в горницу, ученики сначала смутились и испугались, но затем исполнились радости и изумления (Лк. 24:33–49; Ин. 20:19–23). Через неделю Иисус прошел сквозь закрытые двери в ту же комнату, и тогда даже Фома поверил в Его воскресение (Ин. 20:24–29).
В течение сорока дней между воскресением и вознесением Иисус «явился более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор. 15:6) и Иакову (1 Кор. 15:7). Иисус присоединился к нескольким ученикам на берегу Галилейского моря и позавтракал с ними, после чего поговорил с Петром (Ин. 21:1–23). Могли быть и другие встречи Иисуса с людьми (Деян. 1:3) до Его вознесения (Лк. 24:50–53; Деян. 1:1–11). Павел также считал себя свидетелем воскресшего Христа, явившегося ему на дороге в Дамаск (1 Кор. 15:8; ср. Деян. 9:1–9).
Когда другие ученики впервые сказали отсутствующему Фоме, что они видели воскресшего Господа, он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Через неделю, когда Иисус снова явился ученикам и Фома также был среди них, Иисус сказал ему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (ст. 27). Тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» А Иисус добавил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (ст. 29).
«Блаженны невидевшие и уверовавшие». Хотя вы сами не видели воскресшего Христа, какие у вас есть причины для веры в Него?
Четверг | Первый плод
Прочитайте 1 Кор. 15:20. Как мы видели в предыдущих уроках, люди воскресали до Христа. В каком смысле Павел говорит о воскресшем Христе, что Он «первенец из умерших»?
Приношение первых плодов было древним земледельческим обычаем Израиля, имеющим глубокое религиозное значение. Этот священный обычай признавал Бога как милостивого Провидца, доверившего Своим управителям землю, на которой росли готовые к жатве посевы (см. Исх. 23:19; 34:26; Лев. 2:11–16; Втор. 26:1–11). Первые плоды свидетельствовали не только о начале сбора урожая, но и показывали его качество.
По словам Уэйна Грудема, «называя Христа „первенцем“ (букв. „начаток“, „первинки“ — часть урожая, приплода и т. д., приносимая в жертву Богу, после чего остальной частью уже можно было пользоваться, греч. апархэ́), Павел использует земледельческую метафору, чтобы показать, что мы будем походить на Христа. Подобно тому, как „первые плоды“ или первая проба созревающего урожая показывают, каким будет весь урожай, Христос как „первенец“ показывает, какими будут наши возрожденные тела, когда во время окончательной „жатвы“ Бог воскресит нас из мертвых и введет в Свое присутствие» (У. Грудем. Систематическое богословие, с. 637).
Необходимо помнить, что Иисус вышел из гробницы в преображенном человеческом теле, но на Его теле оставались следы распятия (см. Ин. 20:20, 27). Означает ли это, что воскресшие дети Божьи также будут иметь на теле физические следы своих страданий? Будет ли апостол Павел после воскресения по-прежнему иметь в своем теле жало в плоти (2 Кор. 12:7) и язвы Господа Иисуса (Гал. 6:17)?
До своей смерти «ему [Павлу] предстояло постоянно носить знаки Христовой славы в своих глазах, ослепленных небесным светом [см. Деян. 9:1–9]» (Э. Уайт. История искупления, с. 275). Но это не означает, что Павел или любой другой из искупленных будут иметь знаки своих страданий на теле после воскресения (ср. 1 Кор. 15:50–54). Что касается Христа, «Иисус покажет руки со следами Своего распятия, которые останутся у Него на всю вечность. Каждый след от гвоздей расскажет о чудесном искуплении человека и о той дорогой цене, которой оно было приобретено» (Э. Уайт. Ранние произведения, с. 179). Его следы распятия обещают, что все следы наших страданий исчезнут навсегда.
Христос всегда будет носить шрамы Своего распятия. Что это говорит о любви Бога к нам и о цене нашего спасения? Следы распятия на теле Иисуса свидетельствуют и о том, как много Божественная Троица вложила в наше спасение.
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Желание веков» главы «В гробнице Иосифа» (с. 769–778), «Он воскрес» (с. 779–787), «Что ты плачешь?» (с. 788–794), «На пути в Эммаус» (с. 795–801) и «Мир вам» (с. 802–808).
Большинство наших современников не верит в воскресение Иисуса. Однако исторические свидетельства настолько убедительны, что даже отвергающие реальность воскресения вынуждены признать: многие люди свидетельствовали о том, что видели воскресшего Иисуса. Поэтому доводы против воскресения — это лишь попытка объяснить, что могло заставить всех этих разных людей поверить в то, что они видели воскресшего Христа.
Некоторые утверждали, что все ученики видели воскресшего Иисуса в галлюцинациях. Другие говорят, что Иисус на самом деле не умер, а только потерял сознание и вернулся к жизни после того, как был снят с креста, а когда Он снова появился, Его последователи подумали, что Он воскрес из мертвых. И хотите верьте, хотите нет, нашлись и такие, кто утверждал, что у Иисуса был брат-близнец, которого ученики приняли за воскресшего Христа. Другими словами, исторические свидетельства воскресения Христа настолько убедительны, что люди придумывают даже такие аргументы, чтобы опровергнуть его. Поскольку само воскресение имеет настолько важное значение, нам даны веские причины, чтобы верить в него.
«Голос Того, Кто воскликнул на кресте: „Совершилось!“, был услышан и мертвыми. Этот голос проник через стены гробниц и повелел спящим во прахе воскреснуть. Так будет и в тот час, когда раздастся голос Христа с небес. Этот голос проникнет в могилы, раскроет гробницы, и мертвые во Христе оживут. При воскресении Спасителя открылось только несколько гробов, но во время Его Второго пришествия все умершие праведники услышат Его голос и выйдут для славной бессмертной жизни. Та же сила, которая воскресила Христа из мертвых, воскресит Его церковь и прославит ее вместе с Ним превыше всякой власти, превыше всего на свете — не только в сем веке, но и в будущем» (Э. Уайт. Желание веков, с. 787).
Вопросы для обсуждения:
1. «Совершилось» (Ин. 19:30) и «Он воскрес» (Мф. 28:6) — два наиболее значимых утверждения, которые когда-либо звучали на земле. Как они дополняют друг друга в истории спасения? Какая великая надежда сокрыта в этих словах для нас?
2. Сначала религиозные руководители решили, что у гробницы должна стоять стража, дабы ученики не украли тело Иисуса. Позже они заплатили охранникам за их лживые показания о том, что тело украли ученики. Как эти факты помогают понять, что гробница Христа действительно была пуста? Почему эта пустая гробница так важна для нас, христиан?
Надежда на будущее: библейское учение о смерти и вечной жизни
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →