«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14, 15).
Люди говорят, что неизбежны лишь смерть и налоги. Но это не совсем так. Человек иногда может укрыться от налогов, но не от смерти. Ее возможно отсрочить на несколько лет, но рано или поздно она всегда приходит. И поскольку мы знаем, что все мертвые, как праведники, так и нечестивые, сначала оказываются в одном и том же месте — могиле, наша надежда на воскресение имеет для нас первостепенное значение. Как сказал Павел, без этой надежды даже «умершие во Христе погибли» (1 Кор. 15:18) (эти слова звучали бы довольно странно, если представить, что «умершие во Христе» пребывают на небесах в присутствии Бога).
Воскресение Христа занимает центральное место в нашей вере, ибо Его воскресение дает нам уверенность в нашем воскресении. Но прежде чем Христос воскрес из мертвых, Ему пришлось умереть. Вот почему, страдая в Гефсимании, находясь в ожидании Своей смерти, Он молился: «Душа Моя теперь возмутилась; и что́ Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12:27). Этим «часом» была Его крестная смерть.
Исследуя данный урок, мы сосредоточим основное внимание на смерти Христа и ее значении для обетования вечной жизни.
Воскресенье | От создания мира
Прочтите Откр. 13:8; Деян. 2:23; 1 Петр. 1:19, 20. Почему говорится, что Христос был Агнцем, закланным от создания мира?
«И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8). Важная мысль состоит в том, что Христос «заклан от создания мира». Очевидно, это выражение нужно понимать в символическом смысле (книга Откровение полна символов), ведь Христос был распят только через четыре тысячи лет после сотворения земли. В этом тексте имеется в виду, что план спасения был разработан еще до сотворения мира. И в центре этого плана была крестная смерть Иисуса, Агнца Божьего.
Прочитайте Тит. 1:2. Когда был утвержден план спасения, в основе которого находится смерть Христа?
«План нашего искупления созрел гораздо раньше грехопадения Адама. Он был откровением „тайны, о которой от вечных времен было умолчано“ (Рим. 14:24). В нем раскрывались принципы, которые от века были основанием Божественного престола» (Э. Уайт. Желание веков, с. 22).
Этот план впервые был открыт Адаму и Еве в Едемском саду (см. Быт. 3:15, 21), и его прообразом служило каждое жертвоприношение на протяжении всего ветхозаветного периода. Например, испытывая веру Авраама, Бог заменил Исаака овном для жертвоприношения (см. Быт. 22:11–13). Эта замена стала ярким символом заместительной природы искупительной жертвы Христа на кресте.
Таким образом, центральное место во всем плане спасения занимает заместительная смерть Иисуса. На протяжении веков жертвоприношения животных были символом смерти Иисуса на кресте как «Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Жертвоприношения животных ужасны и жестоки. Тогда почему эти кровопролития занимали центральное место в ветхом завете, символизируя собой смерть Христа за нас и ужасную цену, которую пришлось заплатить за грех?
Понедельник | Предвестия Голгофского креста
Как ученики отреагировали на слова Иисуса о Его страданиях и смерти?
Мф. 16:21–23
Мф. 17:22, 23; Мк. 9:30–32; Лк. 9:44, 45
Лк. 18:31–34
Как вы считаете, почему ученики не понимали слов Иисуса о Его предстоящей смерти и воскресении (см. Лк. 18:34)?
Чему мы можем научиться из их ответа, ведь и мы находимся под угрозой неправильного понимания Писания?
Иисус был рожден, чтобы умереть, и Он жил, чтобы умереть. Каждый шаг Господа приближал Его к великой искупительной жертве на Голгофском кресте. Полностью осознавая Свою миссию, Он не позволял никому и ничему отвлечь Его от нее. На самом деле, «вся Его жизнь была предвестием Его смерти на кресте» (E. G. White. Fundamentals of Christian Education, p. 382).
В последний год Своего земного служения Иисус все более открыто говорил ученикам о Своей предстоящей смерти. Но казалось, что они не могли и не желали принять реальность Его заявлений. Наполненные ложными представлениями о роли Мессии, меньше всего они ожидали, что Он, Иисус, их Мессия, умрет. По сути, их ложное богословие привело учеников к дополнительной боли и страданиям.
Еще Никодиму Иисус сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14, 15). Находясь в Кесарии Филипповой, Иисус сказал Своим ученикам, что Ему «должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Проходя через Галилею (см. Мк. 9:30–32) и во время Своего последнего путешествия в Иерусалим (см. Лк. 18:31–34) Иисус снова заговорил с учениками о Своей смерти и воскресении. Поскольку это было не то, что ученики хотели услышать, они не слушали. Как легко мы можем сделать то же самое!
Люди и даже избранный Богом народ имели ложные представления о Первом пришествии Мессии. Какие сегодня существуют ложные представления о Втором пришествии Иисуса?
Вторник | «Совершилось!»
Прочтите Ин. 19:1–30. Какая важная весть содержится для нас в восклицании Иисуса «Совершилось»? Что именно совершилось?
Наконец наступил решающий момент для Христа, для человечества и для всей Вселенной. В глубокой агонии Он боролся против сил тьмы. Медленно Господь прошел через Гефсиманский сад, через Свои незаслуженные страдания и взошел на гору Голгофу. Злые ангелы пытались победить Его. Пока Иисус висел на кресте, первосвященники, книжники и старейшины насмехались над Ним, говоря: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:42).
Мог ли Христос сойти с креста и спастись? Да, мог, но не захотел. Его безусловная любовь ко всему человечеству, включая этих насмешников, не позволила Ему сдаться. Фактически «насмешники были в числе тех, кого Иисус хотел спасти; и Он не мог сойти с креста и спасти Себя, ведь Его держали не гвозди, а Его воля спасти их» (Alfred Plummer, An Exegetical Commentary on the Gospel According to S. Matthew, p. 397).
Здесь, в крестных страданиях, Иисус победил царство сатаны, хотя именно он подготовил все события, приведшие ко кресту, включая предательство Иуды (см. Ин. 6:70; 13:2, 27). «Каким-то образом, хотя евангелист и не пытается описать это, смерть Иисуса является одновременно происками сатаны и действием, через которое Иисус одержал победу над сатаной» (George Ladd, A Theology of the New Testament, p. 192).
Воскликнув на кресте «Совершилось!» (Ин. 19:30), Христос подразумевал не только то, что Его агония подошла к концу, но особенно и то, что Он выиграл борьбу вселенского масштаба против сатаны и его злых сил. «Все небеса праздновали победу Спасителя. Сатана был сражен, он знал, что потерял свое царство» (Э. Уайт. Желание веков, с. 758).
Здесь виден удивительный контраст: будучи полностью унижен, Сын Божий одержал для нас и для Вселенной величайшую и самую славную победу.
Подумайте о том, каким ужасным должен был быть грех, что искупить его могла лишь смерть Христа. Что эта истина говорит нам о том, насколько наши дела тщетны для достижения заслуг перед Богом? В конце концов, разве есть хоть что-то, что мы можем добавить к подвигу Христа ради нас? Поделитесь своими ответами на уроке субботней школы.
Среда | Смерть Христова за нас
Прочитайте Ин. 3:14–18 и Рим. 6:23. Согласно этим текстам, что совершил для нас Христос посредством Своей смерти?
Когда Иисус подошел к реке Иордан для крещения, Иоанн Креститель воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» (Ин. 1:29). Этим заявлением он признал Христа Агнцем Божьим, на Которого указывали все ветхозаветные жертвоприношения.
Сами по себе жертвоприношения животных не могли устранить грехов (см. Евр. 10:4). Они давали лишь условное прощение, зависящее от совершенства будущей жертвы Христа на кресте. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Прочитайте Ин. 3:16, 17. Какую великую надежду можно почерпнуть из этих стихов, особенно если вы чувствуете, что заслуживаете осуждения за свои поступки?
Подумайте: Иисус, сотворивший Вселенную (см. Ин. 1:1–3), принес Себя в жертву за грехи каждого из нас, чтобы нам не пришлось быть осужденными за то, за что мы могли быть справедливо осуждены. Это великое обетование Евангелия.
Иисус Христос сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного», дабы он умер за нас (Ин. 3:16). Но мы никогда не должны забывать, что Христос добровольно принес Себя в жертву за нас (см. Евр. 9:14). Лютер называл крест «жертвенником, на котором Христос, поглощенный огнем безграничной любви, горящей в Его сердце, принес Отцу живую и святую жертву Своего тела и Своей крови с пламенным ходатайством, сильным воплем и горячими слезами (Евр. 5:7)» (Luther’s Works, vol. 13, p. 319). Христос умер единократно за всех (см. Евр. 10:10) и «навсегда воссел одесную Бога» (ст. 12); Его жертва совершенно достаточна и никогда не теряет своей силы.
Более того: «Если даже одна-единственная душа приняла бы Евангелие Его благодати, Христос ради ее спасения все равно избрал бы Свою земную жизнь, полную тяжкого труда и унижений, и принял бы позорную смерть» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 135).
Прочитайте еще раз Ин. 3:16, заменив слова «мир» и «всякий» своим именем. Как научиться полагаться на это чудесное обетование, особенно если мы искушаемы согрешить?
Четверг | Значение Креста
Прочитайте 1 Кор. 1:18–24. Что Павел говорит о кресте и как он противопоставляет его «мудрости мира сего»? Почему даже сегодня, когда материализм (идея о том, что вся реальность исключительно материальна и не существует никакого Бога и духовной реальности) возглавляет «мудрость мира», так важна весть Голгофского креста?
Крест Христов — центр истории спасения. «Даже вечности будет недостаточно, чтобы постигнуть глубины любви, проявленной на Голгофском кресте. Именно там безграничная любовь Христа и безграничное себялюбие сатаны стояли лицом к лицу» (Stephen N. Haskell, The Cross and Its Shadow, p. V).
В то время как Христос смиренно предложил Себя в качестве искупительной Жертвы за человечество, сатана из любви к себе поверг Его в пучину страданий и агонию. Христос умер не просто естественной смертью, с которой приходится сталкиваться каждому человеку. Он умер второй смертью, поэтому всем, принявшим Его, никогда не придется испытать ее на себе.
Нам необходимо помнить несколько важных истин, открывающих значение Голгофского креста. Во-первых, Крест — это высшее откровение Божьей справедливости в отношении греха (см. Рим. 3:21–26). Во-вторых, Крест — высшее откровение любви Бога к грешникам (см. Рим. 5:8). В-третьих, Крест — великий источник силы, способный разорвать цепи греха (см. Рим. 6:22, 23; 1 Кор. 1:17–24). В-четвертых, Крест — наша единственная надежда на вечную жизнь (см. Флп. 3:9–11; Ин. 3:14–16; 1 Ин. 5:11, 12). В-пятых, Крест — единственное противоядие против будущего восстания во Вселенной (см. Откр. 7:13–17; 22:3).
Ни одна из этих важнейших истин о Голгофском кресте не может быть открыта «мудростью мира сего». Напротив, и в древности, и сейчас проповедь о Кресте — это «безумие» по отношению к мирской мудрости, часто не признающей даже самой очевидной истины: Творец существует (см. Рим. 1:18–20).
Проповедь о Кресте — «безумие» с точки зрения «мудрости мира». Мирская мудрость не может познать Иисуса и спасение, которое Он предлагает нам через Свою заместительную смерть на кресте.
Какие бы ценности ни предлагала нам «мудрость мира сего», почему ее нельзя смешивать с нашей верой в Иисуса и той надеждой, которую мы обрели через «юродство проповеди» (1 Кор. 1:21)?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Желание веков» главы «Гефсимания» (с. 685–697) и «Голгофа» (с. 741–758); в книге «Путь ко Христу» главу «Покаяние» (с. 27).
«Я видела, что все небеса жаждут нашего спасения. Так можем ли мы быть к этому равнодушны? Останемся ли мы беспечными, как будто не имеет большого значения, спасемся мы или погибнем? Умалим ли мы Жертву, принесенную для нас? Некоторые грешники так и делают. Они относятся к проявленной к ним милости несерьезно и вызывают Божье неодобрение. Нельзя постоянно огорчать Духа Божьего. Он покидает тех, кто долго огорчает Его. Бог сделал все возможное, чтобы спасти людей. И если они своей жизнью показывают, что умаляют предложенную Иисусом благодать, то заплатят за это дорогой ценой, ибо их удел — смерть. Это будет ужасная смерть, поскольку они должны будут перенести все муки, испытанные Иисусом, когда Он страдал на кресте, чтобы приобрести для людей спасение, от которого они отказались. И тогда грешники осознают, чего лишились, — вечной жизни и нетленного наследства. Великая Жертва, принесенная ради спасения душ, показывает нам их ценность. И если драгоценная душа погибает, она погибает навсегда» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 124).
Вопросы для обсуждения:
1. В Евр. 10:4 говорится: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Возникает вопрос: как же спасались люди в ветхозаветные времена? Здесь поможет частичная аналогия с кредитной картой, которая используется для платежей, но счет по которой нужно оплатить позже.
2. Прочитайте 2 Кор. 5:18–21. Если Христос умер за грехи всего мира, почему не все спасутся? Почему личный выбор играет решающую роль в определении того, кто будет спасен благодаря Кресту, а кто погибнет, несмотря на огромную Жертву, принесенную за них?
3. Что из того, чему учит «мудрость мира сего», является «безумием» в глазах Бога? Что можно сказать, например, о такой идее: весь мир в его невероятной красоте и продуманности — всего лишь дело случая? Или: Вселенная возникла сама собой абсолютно из ничего? Какие еще примеры вы можете привести?
4. Поразмышляйте над последним вопросом в материале урока во вторник. Как крестный подвиг Христа ради нас показывает, что идея спасения делами бесполезна, ошибочна и противоречит плану спасения?
Надежда на будущее: библейское учение о смерти и вечной жизни
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →