«Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин. 11:25, 26).
Изученные нами ветхозаветные тексты о воскресении основывались на личных убеждениях героев веры (см. Иов. 19:25–27; Евр. 11:17–19; Пс. 48:15; 70:20) и на обетованиях будущего (см. Дан. 12:2, 13). Однако у нас также есть вдохновенные записи о случаях, когда люди действительно воскресали из мертвых.
Первый воскресший человек на земле — Моисей (Иуд. 9; Лк. 9:28–36). Во время Израильского царства были также воскрешены сын вдовы из Сарепты (3 Цар. 17:8–24) и сын сонамитянки (4 Цар. 4:18–37). Христос, находясь во плоти на земле, воскресил сына вдовы из Наина (Лк. 7:11–17), дочь Иаира (Лк. 8:40–56) и Лазаря (Ин. 11). Силою Христа воскрешали и апостолы: Петр — Тавифу (Деян. 9:36–41), Павел — юношу Евтиха (Деян. 20:9, 10). За исключением Моисея, все упомянутые люди были воскрешены как смертные, которые в конце концов снова умрут. Эти случаи также подтверждают библейское учение о бессознательном состоянии мертвых (Иов. 3:11–13; Пс. 113:25; 145:4; Еккл. 9:5, 10). Ни в одном из этих рассказов, ни в каких других библейских повествованиях о воскресении нет упоминания о предполагаемом опыте загробной жизни.
На этой неделе мы более подробно рассмотрим случаи воскрешения, которые произошли до смерти и воскресения Христа.
Воскресенье | Воскресение Моисея
Прочитайте Иуд. 9 и Лк. 9:28–36. Какие доказательства телесного воскресения Моисея вы нашли в этих текстах?
Некоторые отцы александрийской греческой церкви утверждали: когда Моисей умер, были видны два Моисея — один был жив в духе, а другой мертв в теле; один Моисей вознесся на небо с ангелами, другой был похоронен в земле (см. Origen, Homilies on Joshua 2.1; Clement of Alexandria, Stromata 6.15). Это различие между вознесением души и погребением тела может иметь смысл для тех, кто верит в греческую концепцию бессмертной души, но в Библии нет такого понятия. Иуд. 9 подтверждает библейское учение о воскресении тела Моисея, поскольку спор шел «о теле Моисея», а не о душе.
В отрывке Втор. 34:5–7 говорится, что Моисей умер в возрасте 120 лет, и Господь похоронил его в укромном месте «на долине в земле Моавитской». Но Моисей недолго оставался в могиле. «Впервые Христос сошел, чтобы воскресить умершего. Когда Князь жизни и ослепительные ангелы приблизились к могиле, сатаной овладело чувство тревоги за свое владычество… Христос не стал вступать с сатаной в пререкания… Но Христос, ссылаясь во всем на Отца, сказал: „Да запретит тебе Господь“ (Иуд. 9)… Сила воскресения была увековечена. Добыча вырвана из рук сатаны, умерший праведник будет вновь жить» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 478, 479).
Явное свидетельство о воскресении Моисея было дано во время преображения Христа. Моисей появился на горе вместе с пророком Илией, который был вознесен, не увидев смерти (см. 4 Цар. 2:1–11). Моисей и Илия даже беседовали с Иисусом (см. Лк. 9:28–36). «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (ст. 30, 31). Здесь, несомненно, говорится о телесном явлении Моисея — это доказательство грядущей победы Христа над грехом и смертью. Иисусу явились Моисей и Илия, а не их «духи» (ведь Илия не умер).
Моисей не смог войти в земной Ханаан (см. Втор. 34:1–4), однако был взят в Небесный Ханаан. Как этот факт подтверждает истину о том, что Бог «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20)?
Понедельник | Два случая из Ветхого Завета
Прочитайте 3 Цар. 17:8–24 и 4 Цар. 4:18–37. Какие сходства и различия можно найти в этих двух воскрешениях?
В Евр. 11 мы читаем, что верой «жены получали умерших своих воскресшими» (ст. 35). Именно это произошло в тех случаях воскресения из мертвых, которые описаны в указанных выше текстах. Первый случай воскресения (см. 3 Цар. 17:8–24) произошел во время великого отступничества в Израиле, случившегося под влиянием царя Ахава и его языческой жены Иезавели. Когда длительная засуха опустошала землю, Бог повелел Илии пойти в Сарепту, город за пределами Израиля. Там он встретил бедную финикийскую вдову, которая собиралась приготовить последнюю скудную еду для себя и своего сына, а затем умереть. Но их жизнь была спасена благодаря чуду — мука и масло не истощались до окончания засухи. Через некоторое время сын вдовы заболел и умер. В отчаянии мать обратилась к Илии, и он воззвал к Господу. «И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (ст. 22).
Второе воскресение (см. 4 Цар. 4:18–37) произошло в Сонаме, небольшой деревне к югу от горы Гильбоа. Елисей помог бедной вдове выплатить долги, чудом наполнив множество сосудов маслом (ст. 1–7). Позже в Сонаме он встретил известную замужнюю женщину, у которой не было детей. Пророк сказал ей, что у нее будет сын, и все случилось, как и было предсказано. Ребенок вырос и был здоров, но однажды заболел и умер. Женщина-сонамитянка пошла на гору Кармил и попросила Елисея пойти с ней к умершему сыну. Елисей ревностно молился Господу, и наконец ребенок ожил.
У этих женщин было разное происхождение, но одна и та же спасительная вера. Финикийская вдова приютила пророка Илию в чрезвычайно трудное время, когда для него не было безопасного места в Израиле. Женщина-сонамитянка и ее муж построили специальную комнату, где пророк Елисей мог остановиться, проходя через их город. Когда двое детей умерли, их верные матери обратились к Божьим пророкам и с радостью увидели, как их дети ожили.
Это прекрасные истории, но сколько похожих случаев не закончились столь же чудесно? Что этот печальный факт говорит нам о том, насколько важным для нашей веры является воскресение, обещанное в конце времен?
Вторник | Сын вдовы из Наина
Библия сообщает, что Иисус «ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38). Все Евангелия рассказывают об Иисусе, служившем нуждающимся и страдающим душам, именно поэтому многие евреи поверили, что Иисус был обещанным Мессией.
«Были селения, где ни в одном доме не слышался стон больных, ибо Он, проходя через них, исцелил всех страждущих. Дела Иисуса были доказательством Его Божественного помазания. Все деяния Его жизни отмечены любовью, милосердием и состраданием; ибо всем сердцем Своим Он сочувствовал сынам человеческим. Спаситель принял человеческую природу, чтобы войти в нужды людские. Самые бедные и простые люди не боялись подходить к Нему. Маленькие дети льнули к Нему. Они любили сидеть у Него на коленях и вглядываться в Его задумчивые, светящиеся любовью глаза» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 11, 12).
Прочитайте Лк. 7:11–17. В чем состоит важное отличие между этим воскресением и упомянутыми выше?
Во время Своего служения в Галилее Иисус исцелял больных и изгонял демонов. Однажды Он и Его последователи приблизились к воротам Наина, через которые проходила похоронная процессия. В открытом гробу лежал единственный сын безутешно плачущей вдовы. Полный сострадания к скорбящей матери, Иисус сказал ей: «Не плачь». Затем, повернувшись к умершему, приказал: «Юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:13–15). Присутствие Иисуса полностью изменило весь ход вещей, и многие люди, свидетели этого чуда, поняли не только то, что произошло нечто сверхъестественное, но и то, что среди них был Некто особенный (они называли его «великим пророком»).
И финикийская вдова (см. 3 Цар. 17:8–24), и женщина сонамитянка (см. 4 Цар. 4:18–37) просили помощи у Илии и Елисея. Но вдове из Наина помог Сам Христос, хотя она даже не просила об этом. Это означает, что Бог заботится о нас, даже когда мы не можем или чувствуем себя недостойными просить Его о помощи. Иисус увидел проблему и решил ее, что было свойственно Ему на протяжении всего Его служения.
Истинная религия предполагает заботу о сиротах и вдовах (см. Иак. 1:27). Как мы можем сегодня послужить тем, кто страдает рядом с нами?
Среда | Дочь Иаира
Воскресения, совершенные Иисусом до Его смерти и воскресения, не ограничивались какой-либо конкретной этнической группой или социальным классом. Моисей был величайшим лидером народа Божьего из когда-либо существовавших (Втор. 34:10–12). А бедная финикийская вдова даже не была израильтянкой (3 Цар. 17:9). Женщина-сонамитянка занимала видное место в своей общине (4 Цар. 4:8), но также не была еврейкой. Вдова из Наина имела единственного сына, от которого зависела (Лк. 7:12). Но Иаир был начальником синагоги, вероятно в Капернауме (Мк. 5:22). Независимо от своего происхождения и социального статуса все они были благословлены животворной силой Бога.
Прочитайте Мк. 5:21–24, 35–43. Что мы можем узнать о смерти из слов Христа: «Девица не умерла, но спит» (ст. 39)?
Двенадцатилетняя дочь Иаира смертельно заболела. Поэтому он пришел к Иисусу и умолял Его прийти к нему домой и возложить на нее Свои исцеляющие руки. Но прежде чем они смогли добраться туда, кто-то уже принес печальное известие:«Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» (ст. 35). Тогда Иисус сказал скорбящему отцу: «Не бойся, только веруй» (ст. 36). Фактически теперь всё, что мог сделать отец, — это полностью довериться Иисусу.
Подойдя к дому, Иисус сказал собравшимся: «Что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит» (ст. 39). Присутствующие посмеялись над Ним, ведь: 1) они знали, что девочка мертва, 2) они не понимали значения Его слов. «Утешительная метафора, с помощью которой Христос изображал смерть как „сон“, кажется, была Его излюбленным способом описать это переживание ([Мф. 9:24; Лк. 8:52] см. Ин. 11:11–15). Смерть — это сон, но это глубокий сон, от которого только великий Жизнедатель может разбудить, потому что только Он один имеет ключи смерти (см. Откр. 1:18; ср. Ин. 3:16; Рим. 6:23)» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 609).
После воскресения этой девочки свидетели произошедшего «пришли в великое изумление» (Мк. 5:42). Неудивительно! Ведь они считали смерть окончательной, абсолютной и необратимой. Увидеть что-то подобное собственными глазами — это, несомненно, удивительный, преображающий жизнь опыт.
Слова Иисуса «Не бойся, только веруй» (Мк. 5:36) значимы и для нас сегодня. Как можно научиться не бояться и верить даже в отчаянных ситуациях?
Четверг | Лазарь
Прочитайте Ин. 11:1–44. В каком смысле Иисус был «прославлен» болезнью и смертью Лазаря (ст. 4)?
Здесь Иисус также использует метафору сна, говоря о смерти. «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (ст. 11). Когда некоторые подумали, что Он говорит о буквальном сне (ст. 11–13), Иисус прямо сказал, что Он имеет в виду: «Лазарь умер» (ст. 12–14). Фактически, когда Иисус прибыл в Вифанию, Лазарь был мертв четыре дня, его труп уже разлагался (ст. 17, 39). К тому времени, когда тело разлагается настолько, что начинает издавать зловоние, уже нет никаких сомнений относительно смерти человека.
Когда Иисус сказал Марфе: «Воскреснет брат твой» (ст. 23), она подтвердила свою веру в окончательное воскресение. Но Иисус заявил: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (ст. 25, 26). Далее Иисус добавил: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию» (ст. 40). Марфа поверила и увидела славу Божью в воскресении своего брата.
Библия сообщает, что жизнь была создана словом Божьим (см. Пс. 32:6) и по Его слову жизнь может быть воссоздана, как в случае с Лазарем. После короткой молитвы Иисус повелел: «Лазарь, выходи!» (ст. 43; ИПБ). В тот же момент собравшиеся люди увидели животворную силу Бога, ту же силу, которая создала наш мир и которая в конце эпохи призовет мертвых к жизни в воскресении.
Воскресив Лазаря, Иисус доказал, что обладает силой, побеждающей смерть. Для нас, смертных существ, разве может быть более великое проявление Божьей славы?
Прочитайте Ин. 11:25, 26. В 25-м стихе Иисус говорит о смерти верующих, а в следующем — о верующих, которые не умрут вовек. Какую истину изложил здесь Иисус? Почему знание того, что смерть — это бессознательный сон, так важно для понимания слов Христа? И почему Его слова даруют такую великую надежду нам, приговоренным к могиле существам?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Смерть Моисея» (с. 469–480); в книге «Пророки и цари» главы «Голос сурового обличения» (с. 129–142) и «Пророк, несущий мир» (с. 235–243); в книге «Желание веков» главы «Сотник» (с. 318, 319), «Прикосновение с верой» (с. 342, 343) и «Лазарь, выходи» (с. 524–536).
«Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной. „Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь” (1 Ин. 5:12). Божественность Христа — это гарантия вечной жизни верующего в Него. „Верующий в Меня, — сказал Иисус, — если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? В этих словах Христос имел в виду время Своего Второго пришествия. Тогда умершие праведники восстанут нетленными, а живые праведники будут взяты на небо, не увидев смерти. Чудо, которое готов был совершить Христос, воскресив Лазаря из мертвых, должно было знаменовать воскресение всех умерших праведников. Своим словом и делами Он заявил, что является Творцом воскресения. Тот, Кто Сам должен был вскоре умереть на кресте, сейчас стоял, имея ключи жизни и смерти. Победитель над смертью утверждал Свое право и власть наделять вечной жизнью» (Э. Уайт. Желание веков, с. 530).
Вопросы для обсуждения:
1. Многие люди умерли во время пророческого служения Илии и Елисея, а также во время земного служения Христа. Лишь немногие были воскрешены (см. Лк. 4:24–27). Подумайте обо всех мертвых, которые воскресли в далеком прошлом или воскреснут накануне Его Второго пришествия. Существует ли между ними какая-нибудь разница?
2. Многие писатели на протяжении веков писали о тщетности жизни, которая всегда заканчивается смертью. Мы все умираем наряду с другими живыми существами — цыплятами, бобрами, устрицами и т. д. Однако люди в некотором смысле находятся в худшем положении, чем животные, поскольку знают, что умрут (см. Еккл. 9:5). Животные этого не осознают. Почему тогда для нас так важно обетование о воскресении?
3. Если полагать, что душа бессмертна и что мертвые, особенно мертвые праведники, после смерти продолжают жить на небесах, то какая необходимость в воскресении в конце времен?
4. О живом человеке можно сказать, если спросят, здесь ли он: «Да, но он спит». Но о мертвом на тот же вопрос нельзя ответить утвердительно. Что это говорит нам о природе смерти?
Надежда на будущее: библейское учение о смерти и вечной жизни
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →