«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:17, 19).
Надежда ветхозаветных Божьих детей была основана не на греческих теориях о естественном бессмертии души, а на библейском учении о воскресении мертвых.
Но как может ожить уже несуществующее человеческое тело, кремированное в пепел или уничтоженное другим способом? Как может быть восстановлен тот, кто умер, возможно, столетия или даже тысячелетия тому назад?
Эти вопросы заставляют задуматься о тайне жизни. Мы живы и наслаждаемся жизнью, которую Бог милостиво ежедневно дает нам. Даже не задумываясь о сверхъестественном происхождении жизни, мы знаем, что в начале Бог силой Своего Слова создал жизнь из неживого (см. Быт. 1; Пс. 32:6, 9). Бог смог создать жизнь на земле из ничего (др. евр. бара́; лат. ex nihilo), так почему же мы сомневаемся в Его способности восстановить жизнь и изначальную личность умершего человека?
На этой неделе мы рассмотрим, как открывалось знание о последнем воскресении во времена Ветхого Завета. Особое внимание уделим высказываниям Иова, некоторых псалмопевцев, пророков Исаии и Даниила.
Воскресенье | «Я узрю Бога»
Прочитайте отрывок Иов. 19:25–27 и сравните его с Ин. 1:18 и 1 Тим. 6:16. Когда и при каких обстоятельствах Иов ожидал «узреть Бога»?
Жизнь несправедлива. Особенно это заметно, когда мы видим страдания «праведников» и процветание «нечестивых» (см. Пс. 72:12–17; Мал. 3:14–18). Например, хотя Иов был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1), Бог позволил сатане поразить его самыми ужасными бедами. Физически его тело было разрушено мучительной болезнью (2:1–8). В материальном плане он потерял свой скот и имущество (1:13–17), а в своем доме лишился всех слуг и даже своих детей (1:16, 18). В эмоциональном плане он также страдал: друзья обвиняли его в том, что он нераскаявшийся грешник и заслужил случившиеся с ним беды (4:1–5:27; 8:1–22; 11:1–20 и т. д.). Даже его жена заявила: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (2:9).
Иов не осознавал, что стал центром скрытой борьбы вселенского масштаба — противостояния между Богом и сатаной. Пораженный этой борьбой, Иов проклинает день, в который родился, и сожалеет, что вообще появился на свет (3:1–26). Тем не менее его безусловная верность Богу проявляется в словах: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (13:15). Даже перед лицом смерти он сохранял уверенность в том, что последнее слово останется не за смертью. С твердой верой он заявил: хотя и умрет, однажды Искупитель восстановит его, и он, Иов, в собственной плоти увидит Бога (19:25–27). «Это безошибочный проблеск идеи воскресения» (The SDA Bible Commentary, vol. 3, p. 549).
Какая прекрасная надежда во время такой трагедии! Окруженный болезнями и болью, экономическим крахом, упреками друзей и эмоциональным упадком, Иов все еще мог предвкушать тот день, когда воскреснет из мертвых и увидит своего возлюбленного Искупителя. Слова Иова о воскресении были наполнены той же уверенностью, что и слова Марфы столетия спустя: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:24). Иов, как и Марфа, держался за это обетование благодаря своей вере. Хотя, в отличие от Иова, Марфа вскоре воочию получила убедительное доказательство своей веры в воскресение.
Как мы можем научиться доверять Богу, даже если жизнь кажется жестокой и несправедливой?
Понедельник | «От власти преисподней»
Прочитайте Пс. 48. Почему псалмопевец был так уверен в своем окончательном воскресении (ст. 15), в отличие от тех, кто погиб без этой уверенности (ст. 6–14)?
Псалом 48 говорит о ложной уверенности глупцов, «надеющихся на силы свои и хвалящихся множеством богатства своего» (ст. 7), которые «земли свои называют своими именами» (ст. 12) и живут только для того, чтобы прославлять себя (ст. 19). Они действуют так, будто их дома и слава будут существовать вечно (ст. 11, 18).
Но глупые забывают, что их слава исчезнет и они уподобятся животным, которые погибают (ст. 13). «Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их… сила их истощится; могила — жилище их» (ст. 15).
Как сказал Иов много веков назад: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов. 1:21; см. также 1 Тим. 6:7). Псалмопевец указывает, что и глупые, и мудрые умирают, оставляя «свое имущество другим» (Пс. 48:11). Однако между ними есть отчетливая разница. С одной стороны — глупец, который погибает, хотя и пытается найти уверенность в своих преходящих приобретениях и достижениях. А мудрые за кратковременностью человеческой жизни и темницей могилы видят славную награду, которую приготовил для них Господь (см. 1 Петр. 1:4). Имея такое убеждение, псалмопевец мог с уверенностью сказать: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48:16).
Это утверждение псалмопевца соответствует надежде Ветхого Завета и не предполагает, что душа псалмопевца немедленно отправится на небеса в момент смерти. Псалмопевец просто говорит, что не останется навсегда в могиле. Придет время, когда Бог избавит его от смерти и заберет в небесные чертоги.
Здесь вновь выражена твердая уверенность в будущем воскресении, которое несет надежду и смысл нынешнему существованию. Поэтому мудрый получит несравненно более славную вечную награду, чем всё, что глупец мог бы приобрести для себя за эту короткую жизнь.
Сталкивались ли вы с теми, кто недальновидно полагается на собственные достижения и богатство? Как сосредоточенность на Голгофском кресте может помочь нам не стать жертвой того же заблуждения?
Вторник | «Из бездн земли»
Прочитайте Пс. 70. Что имел в виду псалмопевец, когда просил Бога вывести его «опять из бездн земли» (ст. 20)?
В Пс. 48 мы нашли трогательное выражение надежды на воскресение в противовес ложной уверенности глупца, уповающего на свое богатство. В Пс. 70 псалмопевец, окруженный врагами и ложными обвинителями, ищет прибежища и надежды у Бога (ст. 10, 11).
Во время испытаний псалмопевец находит утешение и уверенность в том, что вспоминает, как Бог заботился о нем в прошлом. Прежде всего, он понимает, что Господь поддерживал его с рождения и даже вывел его из чрева матери (ст. 6). Затем он признает, что Бог наставлял его с самой юности (ст. 17).
С уверенностью, что Господь был его скалой и его крепостью, псалмопевец умоляет: «Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться» (ст. 3). «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя» (ст. 9). «Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне» (ст. 12). И затем псалмопевец добавляет: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня» (ст. 20).
Выражение «из бездн земли» можно понимать буквально, как намек на грядущее физическое воскресение псалмопевца. Но, исходя из контекста, логичнее предположить, что речь идет о метафорическом описании состояния глубокой депрессии, как если бы земля поглотила его (сравните с Пс. 87:6; 129:1). Поэтому можно сказать, что «это в первую очередь образное выражение, которое также намекает на физическое воскресение» (Andrews Study Bible note on Ps. 71:20).
Наконец важно понять: в какой бы ситуации мы ни находились, Бог рядом и заботится о нас. В конечном счете наша надежда простирается за пределы этой временной жизни в жизнь грядущую — вечную жизнь, которую мы обретем в Иисусе, когда Он придет и воскресит нас.
Все мы переживали ужасные моменты уныния, когда Бог, казалось, покинул нас. Как мысли о прошлых опытах с Ним могут помочь нам идти дальше с верой и упованием?
Среда | «Оживут мертвецы Твои»
Прочитайте Ис. 26:14, 19. В чем разница между теми, кто погибнет навеки (ст. 14; см. также Мал. 4:1), и теми, кто получит жизнь вечную (ст. 19)?
Книга Исаии показывает разницу между величием Бога и хрупкостью человека (см. Ис. 40). Мы подобны засыхающей траве и увядающему цветку, а слово Божье пребывает вечно (ст. 6–8). Однако, несмотря на нашу греховную природу, спасительная Божья благодать доступна всем людям, в том числе и язычникам, которые заключают с Ним завет и соблюдают субботу (см. Ис. 56).
В книге Исаии тема надежды на воскресение значительно расширяется. Если ранее упоминания о воскресении приводились скорее с личной точки зрения (см. Иов. 19:25–27; Пс. 48:15; 70:20), то пророк Исаия говорит о нем как от себя лично, так и от имени общины верующих, заключивших завет с Богом (см. Ис. 26:19).
В Ис. 26 противопоставляются разные судьбы нечестивых и праведных. С одной стороны, нечестивые останутся мертвыми и никогда больше не воскреснут, по крайней мере, после «второй смерти» (Откр. 21:8). Они будут полностью уничтожены, и память о них исчезнет навсегда (см. Ис. 26:14). Этот отрывок подтверждает учение о том, что нет выживших душ или духов, которые остались бы живыми после смерти. Говоря об окончательном уничтожении нечестивых, Господь сказал в другом месте Писания, что они будут полностью сожжены, не оставив «ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1).
С другой стороны, умершие праведники воскреснут, чтобы получить свою благословенную награду. В 25-й главе своей книги Исаия подчеркивает, что Господь Бог «навеки поглотит смерть» и «отрет слезы со всех лиц» (ст. 8). В 26-й главе мы находим следующие слова: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (ст. 19). Все воскресшие праведники будут участвовать в радостном празднике, который Господь приготовит для всех народов (см. Ис. 25:6). Окончательное воскресение соберет вместе всех праведников всех возрастов, включая ваших близких, умерших во Христе.
Представьте себе, что у нас нет никакой надежды, никакой уверенности, никакой причины думать, что наша смерть — конец всему. А что еще хуже, что все, кого мы знаем, умрут, и вскоре будет так, как если бы мы никогда не существовали и наша жизнь вообще ничего не значила. Как такая участь противопоставлена надежде, которую мы имеем?
Четверг | «Спящие в прахе земли»
Как мы уже говорили в наших уроках, Ветхий Завет много говорит о воскресении мертвых. В следующих уроках мы будем исследовать, что по этому поводу сообщает Новый Завет. У ветхозаветных героев была та же надежда на окончательное воскресение, что и у нас. Марфа, жившая во времена Иисуса, имела именно эту надежду (см. Ин. 11:24). Несомненно, уже тогда евреи знали о воскресении в последние дни, даже если не все в это верили (см. Деян. 23:8).
Прочитайте Дан. 12. Какую надежду на воскресение содержат писания этого великого пророка?
В тексте Дан. 12:1 упоминается Михаил, «великий князь», личность которого вызывает много споров. Поскольку каждое из великих видений в книге Даниила завершается появлением Христа и Его Царства, то же самое должно происходить и в отношении этого конкретного отрывка. В книге Даниила есть много упоминаний одного и того же Божественного Существа: «Вождь воинства» (8:11), «Владыка Владык» (8:25), «Христос Владыка» (9:25) и, наконец, «Михаил, князь великий» (12:1). Поэтому и Михаила следует соотнести со Христом.
Все до сих пор рассмотренные нами отрывки из Ветхого Завета (см. Иов. 19:25–27; Пс. 48:15; 70:20; Ис. 26:19) говорят о воскресении праведников. Но в Дан. 12 говорится о воскресении как праведных, так и неправедных. Когда восстанет Михаил, «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (ст. 2).
Дух пророчества сообщает, что в этом стихе говорится об особом воскресении определенных людей (как верных, так и неверных) накануне возвращения Христа.
«Могилы откроются, и „многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление“ (Дан. 12:2). И все, умершие в вере в весть третьего ангела, выходят прославленными из могил, чтобы услышать Божий завет мира с теми, кто соблюдал Его закон. Воскреснут „и те, которые пронзили Его“ (Откр. 1:7), которые издевались и насмехались над предсмертными муками Христа, а также и самые ярые противники Его истины и Его народа, чтобы видеть Его славу и почести, которых будут удостоены все верные и послушные» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 637).
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Пророки и цари» главу «Видения будущей славы» (с. 722–733).
Современная наука учит, что вся материя состоит из атомов, которые, в свою очередь, состоят из меньших частиц, кварков и лептонов, считающихся строительными блоками всей физической реальности. Если в основе физического мира лежат кварки и лептоны, то разве не может Бог, Который не только создал, но и поддерживает этот мир, просто перестроить кварки и лептоны, когда придет время воскресить нас? Высмеивая воскресение, атеист Бертран Рассел спросил, что происходит с теми, кого съели каннибалы, ведь их тела теперь являются частью людоедов, и кто что получит в воскресении? Но предположим, что Господь просто возьмет кварки и лептоны, основные строительные блоки существования, и на основе информации, которой Он обладает о каждом из нас, реконструирует нас из этих кварков и лептонов. Ему не нужны изначальные тела, подойдут даже малейшие частицы. Или Он может просто создать новые кварки и лептоны и использовать их. Как бы то ни было, Бог, создавший Вселенную, может воссоздать и нас, что Он и обещает сделать при воскресении мертвых. «Жизнедатель призовет Своих искупленных в первое воскресение, и до того победного часа, когда прозвучит последняя труба и огромная армия выйдет к вечной победе, каждый спящий святой будет сохранен в безопасности как драгоценный камень, известный Богу по имени. Силой Спасителя, обитавшего в них при жизни, и по причине того, что они были причастниками Божеского естества, они были воскрешены из мертвых» (Ellen G. White Comments, The SDA Bible Commentary, vol. 4, p. 1143).
Вопросы для обсуждения:
1. По оценке современной науки, существует около двух триллионов галактик, каждая из которых состоит из десятков и сотен миллиардов звезд. У некоторых из этих звезд есть планеты, вращающиеся вокруг них, как планеты в нашей Солнечной системе вращаются вокруг Солнца. А теперь подумайте о невероятной силе Бога, Который не только создал все эти звезды, но также поддерживает их существование и знает их по имени (см. Пс. 146:4). Как эта удивительная реальность открывает нам непостижимое могущество Бога? Почему Он несомненно сможет совершить даже такое чудо, как воскресение?
2. Глава 11 Послания к евреям описывает веру и упование многих героев веры древних времен. Как эта глава может обогатить наше понимание надежды, которая поддерживала ветхозаветных Божьих детей еще до воскресения Иисуса?
Надежда на будущее: библейское учение о смерти и вечной жизни
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →