«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
Противостояние между Божьим словом: «Смертью умрешь» (Быт. 2:16, 17) и ложным обещанием сатаны: «Нет, не умрете!» (3:4) не ограничилось Едемским садом. Оно повторялось на протяжении всей истории. Многие люди пытаются согласовать слова сатаны со словами Бога. Для них предупреждение: «Смертью умрешь» относится только к бренному физическому телу, а обещание «Нет, не умрете!» — намек на бессмертную душу или дух.
Но это ложный подход. Например, можно ли согласовать противоречащие друг другу слова Бога и сатаны? Существует ли нематериальная душа или дух, сознательно переживающие смерть тела? Было много философских и даже научных попыток ответить на эти вопросы. Но как христиане, полагающиеся на Божье Слово, мы должны признать, что только всемогущий Бог, создавший нас, знает нас в совершенстве (см. Пс. 138). Следовательно, только в Его Слове к нам, в Священном Писании, мы можем найти ответы на эти важные вопросы.
На этой неделе мы рассмотрим, что Библия говорит о человеческой природе и состоянии людей после смерти.
Воскресенье | «Душа живая»
Прочитайте Быт. 1:24–27; 2:7, 19. Какие сходства и различия вы замечаете в описании того, как Бог сотворил животных и людей?
В повествовании говорится, что в шестой день Творения Господь Бог создал наземных животных и первых людей, мужчину и женщину (см. Быт. 1:24–27). Здесь сказано, что Он «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (2:19). Он также «создал человека из праха земного» (ст. 7).
Хотя и животные, и человек были сотворены из земли, создание человека отличалось от создания животных по двум основным причинам. Во-первых, Бог образовал из праха физическое тело человека, а затем «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (ст. 7). Он был физическим существом до того, как стал живым. Во-вторых, Бог создал людей (как мужчину, так и женщину) по образу и подобию Божьему (1:26, 27).
Какова согласно Быт. 2:7 библейская формула природы человека?
+ =
В Быт. 2:7 объясняется: вдохнув «дыхание жизни» в физическое тело Адама, Бог превратил его в живое существо (евр. нэ́фэш хайя́), или буквально «в душу живую». Это означает, что у каждого из нас нет души, которая могла бы существовать отдельно от тела. Каждый из нас — это живое существо или живая душа. Утверждение, что эта «душа» является сознательной сущностью, которая может существовать отдельно от человеческого тела, — языческая, а не библейская идея. Понимая природу человека, как она представлена в Писании, мы можем противостоять общим представлениям о нематериальной душе и избежать всех опасных заблуждений, основанных на этих суждениях.
Ни одна часть человеческого естества не может существовать как сознательная часть, будучи отделенной от человека в целом. Бог сотворил нас невероятно чудесным образом, и нам не следует строить предположения, выходящие за рамки того, что говорится по этому конкретному вопросу в Писании. Фактически не только сама природа жизни является загадкой (ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, что именно означает быть живым). Еще более загадочна природа сознания. Как несколько сот граммов материальной ткани (клеток и гормонов) в нашем мозге создают и хранят такие нематериальные вещи, как мысли и эмоции? Даже ученые, глубоко исследующие эту тему, признают, что на самом деле это до сих пор неизвестно.
Какое чудо — жизнь! Почему важно радоваться дару не просто жизни, но и жизни вечной, еще большему чуду?
Понедельник | «Душа согрешающая, та умрет»
Прочитайте Иез. 18:4, 20 и Мф. 10:28. Как они могут помочь нам понять природу человеческой души?
Человеческая жизнь в этом греховном мире хрупка и преходяща (см. Ис. 40:1–8). Ничто, зараженное грехом, не может быть вечным по своей природе. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Смерть — естественное последствие греха, влияющего на всю жизнь на земле.
По этому поводу есть две важные библейские концепции. Во-первых, умирают и люди, и животные. Как сказал царь Соломон: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета! Всё идет в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах» (Еккл. 3:19, 20).
Во-вторых, физическая смерть человека означает прекращение его существования в качестве живой души (ивр. нэ́фэш). В Быт. 2:16, 17 Бог предупредил Адама и Еву: если они когда-нибудь согрешат, вкусив от дерева познания добра и зла, то умрут.
Вторя этому предупреждению, Господь подчеркивает эту мысль в Иез. 18:4, 20: «Душа согрешающая, та умрет». Это утверждение имеет два основных значения. Первое: поскольку все люди грешники, все мы находимся в процессе неизбежного старения и смерти (см. Рим. 3:9–18, 23). Другое значение состоит в том, что эта библейская концепция опровергает популярное представление о предполагаемом бессмертии души. Если душа бессмертна и после смерти остается живой в другом мире, тогда на самом деле мы не умираем, не так ли?
Библейское решение проблемы смерти — это не бестелесная душа, улетающая в рай, в чистилище или даже в ад. Библейское решение — это окончательное воскресение тех, кто умер во Христе. Как сказал Иисус в Своей проповеди о хлебе жизни: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40).
Почему убежденность во Втором пришествии, которая подтверждается Первым пришествием Христа, так важна для нашей веры? Какая надежда была бы у нас без обетования о Его возвращении?
Вторник | «Дух возвратится к Богу»
Прочтите Быт. 2:7 и Еккл. 12:1–7. Как противопоставлены эти два библейских отрывка?
Какие процессы, согласно Еккл. 12:7, происходят с человеком, когда он умирает? См. также Быт. 7:22.
Как уже было сказано, Библия учит, что сам человек — это душа (см. Быт. 2:7), и эта душа перестает существовать, когда умирает тело (см. Иез. 18:4, 20).
А как же «дух»? Разве он не продолжает существовать в полном сознании после смерти тела? Многие христиане верят в это и даже пытаются оправдать свою точку зрения, цитируя Еккл. 12:7: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». Но это утверждение не означает, что дух мертвых осознанно существует в присутствии Бога.
Отрывок Еккл. 12:1–7 весьма драматично описывает процесс старения, завершающийся смертью. Стих 7 говорит о смерти как о процессе, обратном процессу Творения, упомянутому в Быт. 2:7. Там сказано, что в шестой день Творения «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Однако в Еккл. 12:7 говорится, что «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». Итак, дыхание жизни, которое Бог вдохнул в ноздри Адама и которое Он также дал всем другим людям, возвращается к Богу как жизненная энергия.
Необходимо помнить, что в тексте Еккл. 12:7 описан процесс умирания всех людей, без различия между праведными и нечестивыми. Если предполагаемые духи всех умерших остаются в присутствии Бога как сознательные существа, то касается ли это также и беззаконников? Эта идея не согласуется с общим учением Священного Писания. Поскольку один и тот же процесс умирания происходит как с людьми, так и с животными (см. Еккл. 3:19, 20), смерть есть не что иное, как прекращение их существования как живых существ. Именно об этом псалмопевец сказал: «Скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103:29).
Бытует мнение, что смерть — это просто часть жизни. Но разве это правильно? Смерть — противоположность жизни, враг жизни. Какая великая надежда содержится в словах: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:26)?
Среда | «Мертвые ничего не знают»
Прочитайте Иов. 3:11–13; Пс. 113:25; 145:4; Еккл. 9:5, 10. Что говорится в этих отрывках о состоянии человека после смерти?
Некоторые комментаторы Библии утверждают, что приведенные выше стихи написаны поэтическим языком, потому не могут использоваться для определения состояния человека в момент смерти. Иногда библейские тексты действительно могут быть двусмысленными, но с этими стихами все обстоит иначе. Они написаны понятным языком, а их идеи полностью согласуются с общим учением Ветхого Завета по этому вопросу.
Начнем с того, что в третьей главе книги Иова патриарх проклинает день своего рождения из-за страданий, выпавших на его долю (переживая такие ужасные моменты, кто не пожалел бы, что вообще родился?). Он понимает: если бы умер при своем рождении, то просто спал бы и почивал (ст. 11, 13). Псалом 113 определяет место, где хранятся мертвые, как место молчания, ибо «мертвые не хвалят Господа» (ст. 25). Разве это похоже на то, что умершие, верные и благодарные, находятся на небесах, поклоняясь Богу?
Согласно Пс. 145, со смертью прекращается вся умственная деятельность человека: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (ст. 4). Это идеальное библейское описание того, что происходит после смерти.
А в Еккл. 9 добавлено, что «мертвые ничего не знают», а в могиле «нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (ст. 5, 10). Все приведенные тексты подтверждают библейское учение о том, что умершие ничего не осознают, не чувствуют и не помнят.
Библейское учение о бессознательном состоянии человека после смерти не должно вызывать у христиан недоумения. Прежде всего, не существует вечного пылающего ада или временного чистилища, приготовленного для тех, кто умер неспасенным.
Кроме того, умерших во Христе впереди ждет удивительная награда. Поэтому «для верующего смерть ничего не значит… Для христианина смерть — это сон, мгновение безмолвия и тьмы. „Жизнь сокрыта со Христом в Боге“. „Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе“ (Ин. 8:51, 52; Кол. 3:4)» (Э. Уайт. Желание веков, с. 787).
Подумайте об умерших во Христе. При смерти они закрывают глаза, и для них не имеет значения, пролежат ли они в могиле 1500 лет или 5 месяцев. Следующее, что они осознают, — Второе пришествие Христа. Разве нельзя сказать, что в каком-то смысле умершие имеют преимущество перед живыми?
Четверг | Почить с отцами
Прочтите Быт. 25:8; 2 Цар. 7:12; 3 Цар. 2:10; 22:40. Что эти тексты могут добавить к вашему пониманию смерти?
Ветхий Завет выражает идеи смерти и погребения разными способами. Один из них — представление о том, что умерший присоединяется к своему народу. Например, об Аврааме сказано, что он «умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему» (Быт. 25:8). Аарон и Моисей также «приложились» к своему народу (см. Втор. 32:50).
Что открывает о природе смерти факт, что и благочестивые, и нечестивые цари после смерти попали в могилу — в одно и то же место? См. 4 Цар. 24:6; 2 Пар. 32:33.
Другой способ описать смерть — сказать, что умерший покоится со своими праотцами. О смерти царя Давида Библия говорит: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом» (3 Цар. 2:10). То же выражение используется и в отношении нескольких других еврейских царей, как верных, так и неверных.
Здесь можно выделить по крайней мере три значимых аспекта. Во-первых, рано или поздно наступит время, когда нам нужно будет отдохнуть от собственных утомительных трудов и страданий. Во-вторых, мы не первые и не единственные, кто идет по этому нежелательному для нас пути, ведь наши предки уже пошли впереди нас. И в-третьих, будучи похороненными рядом с ними, мы остаемся вместе даже в бессознательном состоянии смерти. Для некоторых современных индивидуалистических культур данный факт может не иметь большого смысла, но в древние времена это было очень важно.
Умершие во Христе могут быть похоронены рядом со своими близкими, но даже в этом случае между ними нет общения. Они будут оставаться без сознания до славного дня, когда пробудятся от глубокого сна, чтобы воссоединиться со своими близкими, почившими в Иисусе.
Представим себе, что мертвые действительно находятся в сознании и наблюдают за жизнью на земле, особенно за своими близкими, которые часто очень страдают в связи с их смертью. Что чувствовали бы эти умершие? Почему истина о том, что мертвые пребывают в бессознательном состоянии, может служить утешением для живых?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Великая борьба» главу «Первый великий обман» (с. 531–550).
Если вам когда-либо делали операцию под общим наркозом, вы можете иметь некоторое представление о том, что происходит с мертвыми. Но даже находясь под наркозом, ваш мозг все еще функционирует. Если представить себе, что абсолютно все функции мозга полностью прекращаются, то можно немного понять, каково это — быть мертвым. Когда смерть закрывает глаза человека, следующее, что он осознает, будет либо Второе пришествие Иисуса, либо Его возвращение после Тысячелетнего царства (см. Откр. 20:7–15). А до тех пор все мертвые, праведные и нечестивые, спят, и все время ожидания пройдет для них, как один миг. Но для оставшихся в живых разлука с родными, вызванная смертью, тянется долго.
«Если бы действительно все люди сразу же после смерти оказывались на небе, тогда мы желали бы смерти больше, нежели жизни. Многих это заблуждение подвело к решению покончить жизнь самоубийством. Когда мы подавлены скорбью, трудностями и разочарованием, то кажется так соблазнительно и легко оборвать нить своей жизни и переселиться в мир вечного счастья» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 539).
«Нигде в Священном Писании мы не находим утверждения, что сразу же после смерти праведные получают награду свою, а нечестивые — наказание. Ни патриархи, ни пророки не оставили нам такого заверения. Ни Христос, ни апостолы Его не сделали никакого намека относительно этого. Библия ясно учит, что мертвые не попадают сразу же на небо. О них говорится как о спящих до всеобщего воскресения (см. 1 Фес. 4:14; Иов. 14:10–12)» (там же, с. 549, 550).
Вопросы для обсуждения:
1. Как библейское представление о цельности человека (т. е. человек остается сознательным только в единстве духа, тела) помогает нам лучше понять природу смерти?
2. В мире господствует теория (с бесчисленными разветвлениями) о естественном бессмертии души. Почему наша весть о состоянии мертвых особенно важна? Почему даже среди христиан встречается сильное сопротивление библейской доктрине о смертности души, которая на самом деле является чудесным учением?
3. Как понимание состояния мертвых может защитить нас от того, что мы можем «увидеть»? То есть почему мы не всегда можем доверять тому, что, как нам кажется, мы видим собственными глазами, особенно если это дух умершего родственника?
Надежда на будущее: библейское учение о смерти и вечной жизни
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →